Конкурентоспособность российской экономики на мировой арене

В.П.Семенов, д.э.н., зав. кафедрой экономики СПбГТУ ЛЭТИ

Идея достижения Россией лидерства на мировых рынках и интеграции стратегии развития страны и фирм соотносятся между собой как цель и средство ее достижения. Курс на достижение глобальной конкурентоспособности будет содействовать решению двух проблем: выходу из трансформационного кризиса и перспективному развитию страны. Долгосрочные цели окажутся связанными с решением конкретных задач и достижением краткосрочных целей.

Исторический опыт многих стран доказывает, что такое сочетание вполне возможно. «Новый курс» Рузвельта; программа национального развития в послевоенной Японии, реформа Эрхарда в ФРГ, стратегическое планирование в Южной Корее после американо-корейской войны, пятилетние планы восстановления конкурентоспособности в послевоенной Франции, да и собственный исторический опыт России восстановления и развития хозяйства после двух мировых войн тому подтверждение.

Анализируя проблему конкурентоспособности национальных экономик различных стран, М.Портер пришел к выводу о существовании нескольких стадий развития конкурентоспособности: на основе факторов производства, инвестиций, нововведений и на основе богатства. Такие страны как Швейцария, Германия, США находятся на стадии нововведений и движутся к стадии богатства. Япония, Италия, Дания, Швеция также достигли стадии нововведений, причем Япония прошла все стадии за короткий послевоенный период. Корея находится на стадии инвестиций, а Италия ее уже миновала. На стадии богатства находится Великобритания, но это отнюдь не благо для ее национальной экономики, так как в отличие от предыдущих трех стадий, стадия конкуренции на основе богатства ведет к спаду.

Россия, в основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности на основе факторов производства с рядом элементов стадий инвестиций и нововведений, что связано с технологической многоукладностью отечественной экономики. Несмотря на преобладание третьего и четвертого технологических укладов, для построения конкурентоспособной российской экономики ориентироваться необходимо на цели и уровни высших стадий, исходя из системы ценностей, направлений и областей науки, техники, технологий высшего, пятого технологического уклада и стадии конкурентоспособности на основе нововведений.

Каждая стадия конкурентоспособности национальной экономики характеризуется своим набором отраслей и своей стратегией развития фирм. Различна и роль государства на каждой стадии.

Реальный уровень конкурентоспособности и многоукладность российской экономики определяют многомерный интегральный характер движения к достижению конкурентоспособности в рамках мирового масштаба. Стратегия лидерства органично объединяет с развитием перспективного направления необходимое подтягивание элементов низших стадий конкурентоспособности и технологических укладов. Такая концепция развития национальной экономики предполагает развитие внутреннего спроса, подтягивание низших стадий к высшим путем взаимодействия родственных и поддерживающих отраслей, эффективный экспорт.

Для достижения мировой конкурентоспособности национальной экономики России необходимы: концентрация политических и материальных ресурсов на перспективных направлениях, превышающих мировой уровень; создание цепочки отраслевых взаимосвязей и соответствующих организационных структур; проведение системы мер административного и рыночного характера, ориентирующих фирмы ведущих отраслевых кластеров на формирование стратегий развития в русле общенациональной программы; достижение мультипликативного эффекта в узловых точках роста, расширение конкурентоспособности сегмента рынка.

Исходя из прогнозов и экспертных оценок, для российской экономики в качестве перспективных были выделены следующие направления: космические технологии, новые материалы, новые источники энергии, экологически щадящие технологии, фундаментальные исследования в области энергетики, развитие программного обеспечения. В русле энергетических исследований выделены еще два направления: энергосберегающие технологии и новые технологии добычи и переработки нефти и газа. На основе анализа возможностей и конкурентных преимуществ имеет смысл сосредоточить усилия на развитии таких конкурентоспособных отраслей, как ядерное энергомашиностроение, аэрокосмическая техника, ракетостроение и военная авиатехника, нефтегазовое машиностроение, создание двигателей для аэрокосмической техники, дизелей и газотурбинных установок для энергетики.

Расширение инновационных возможностей является одним из механизмов интеграции инновационной стратегии страны и фирм. Наиболее успешный пример тому в рамках национальных программ продемонстрировала Япония, где был создан японский центр ключевых технологий, организация по развитию новых источников энергии, реализован проект «Технополис», приняты законы о консолидации научно-исследовательских систем в области промышленных технологий, о размещении ключевых научных учреждений, задействованы эффективные макроэкономические рычаги, такие как финансирование приоритетных областей развития, низкая процентная ставка и др. Деловая философия японских фирм изначально ориентирована на нововведения.

В свое время японские бизнесмены весьма успешно перенимали идеи организации производства и научных исследований в Советском Союзе. И сегодня нет никаких фундаментальных причин, по которым Россия не могла бы воспользоваться опытом восточного соседа для интеграции своих усилий в поиске инновационных возможностей. Экономическая политика, направленная на достижение российскими фирмами лидерства на мировых рынках, могла бы стать объединяющей национальной идеей, способствующей интеграции интересов значимых сил и социальных групп российского общества.

назад

Материалы из архива

7.2008 Кто стоит у руля американского «ядерного ренессанса»

Справка редакции сайта www.proatom.ruСамуэль Р. Бодман, министр энергетики США31 января 2005 года Сенат США единогласно избрал Самуэля Райта Бодмана на должность министра энергетики США. Бюджет министерства энергетики США  превышает 23 миллиарда долларов, а на подведомственных ему предприятиях работает более 100 тысяч человек. В  2006 г. Бодман объявил о программе господдержки проектов по строительству новых атомных электростанций в стране.

7.2007 Россию оттесняют от казахского урана

 Михаил Сергеев, "Независимая газета" Российские атомщики рискуют лишиться традиционной сырьевой базы в Казахстане. Астана ведет переговоры о покупке 10% американской компании Westinghouse, крупнейшего конкурента «Атомэнергопрома», учредительные документы и совет директоров которого вчера утвердил премьер Михаил Фрадков. С помощью полученных у американцев технологий казахи намерены к 2014 году полностью прекратить поставку на внешний рынок, включая Россию, природного урана, заменив его экспортом готового продукта с высокой добавленной стоимостью – тепловыделяющих сборок, собранных не по российским, а по западным стандартам.

8.2008 А Дерипаска против

О.Дерипаска, основной владелец UC Rusal: - Он (Стржалковский – ред.) хороший человек, достигший многого на госслужбе, но управлять такой компанией, как “Норникель”, должен профессиональный гендиректор, разбирающийся в металлургии… Стржалковского ввели в заблуждение, дав ему понять, что нам нужны посредники. Это не так. У компании нет проблем с государством. Она платит налоги и ответственно подходит к социальным вопросам.