ОМЗ изготовит оборудование для комплекса переработки ЖРО на Курской АЭС

Дивизион Объединенных машиностроительных заводов ОМЗ-Уралмаш приступил к изготовлению подъемно-транспортного оборудования для комплекса переработки ЖРО, создаваемого на Курской АЭС. Аналогов подобных комплексов по степени автоматизации и производительности на сегодняшний день в мире не существует.

Проект комплекса создан конструкторским подразделением бизнес-единицы ОМЗ-Кран, входящей в дивизион ОМЗ-Уралмаш. При эксплуатации комплекса будет использоваться наиболее эффективная, надежная и безопасная технология переработки ЖРО – цементирование, – разработанная СвердНИИхиммашем.

Комплекс утилизации ЖРО включает в себя три участка: расфасовки, отстоя и паспортизации бочек с цементированными радиоактивными отходами. В результате среднерадиоактивные ЖРО будут превращаться в твердые низкорадиоактивные отходы. Весь технологический процесс будет осуществляться без участия людей. При этом будут перерабатываться все виды жидких радиоактивных отходов, накопленные за весь период работы Курской АЭС, а также другие радиоактивные материалы. Цементированные радиоактивные отходы можно безопасно транспортировать и хранить в течение длительного времени.

Подъемно-транспортное оборудование комплекса будет изготовлено на Уралмашзаводе до конца 2006 г.

В России пока нет высокопроизводительных промышленных установок для утилизации ЖРО, и поэтому объемы опасных для окружающей среды отходов на атомных электростанциях непрерывно возрастают. Емкости для их хранения заполнены почти полностью, а сроки эксплуатации АЭС продлеваются. По данным Счетной палаты РФ, которые были опубликованы еще в 2001 году, Россия вступила в новый век с накопленными РАО (радиоактивными отходами) и ОЯТ (отработанным ядерным топливом) суммарной активностью более 6 млрд. кюри. При этом для хранения РАО и ОЯТ применялись технологии, разработанные еще на заре атомной эры.

Создаваемый для Курской АЭС комплекс оборудования может использоваться на любой атомной электростанции, а также для утилизации ЖРО, накопленных при эксплуатации атомных энергетических установок морского флота.

СвердНИИхиммаш является головным разработчиком технологического оборудования и средств защитной техники для основных радиохимических переделов ядерного топливного цикла АЭС и обращения с радиоактивными отходами (РАО).

Курская АЭС является важнейшим узлом Единой Энергетической Системы (ЕЭС) России. Ее доля в вырабатываемой электроэнергии в Центрально-Черноземном регионе составляет 55%.

ОМЗ-Кран специализируется в области инжиниринга, продаж, комплектации и сервиса тяжелого и специального подъемно-транспортного оборудования. Разработчиком подъемно-транспортного оборудования ОМЗ-Кран является его дочерняя компания «НПО ВНИИПТМАШ» – один из ведущих отраслевых институтов России по проектированию подъемно-транспортного оборудования.

ОМЗ – крупнейшая в России компания тяжелого машиностроения, специализирующаяся на инжиниринге, производстве, продажах и сервисном обслуживании оборудования и машин для атомной энергетики, горной промышленности, а также производстве спецсталей и предоставлении промышленных услуг. В состав компании входят дивизионы ОМЗ-Атом, ОМЗ-Спецсталь, ОМЗ-Горное оборудование и технологии и ОМЗ-Уралмаш. Производственные площадки дивизионов ОМЗ находятся в России (Уралмашзавод и Ижорские заводы) и Чехии (Skoda Steel и Skoda JS). По результатам работы в первом полугодии 2005 года выручка компании составила 341,5 млн. долл. США. Международные продажи, включая СНГ, составили 60% от выручки. Операционная прибыль составила 20,7 млн. долл. США. Валовая прибыль составила 61 млн. долл. США. EBITDA составила 30,4 млн. долл. США.

Дирекция по связям с общественностью ОМЗ

назад

Материалы из архива

8.2007 Ядерная энергетика в космосе

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук В системах энергоснабжения космических аппаратов сегодня преобладает солнечная энергетика. Вместе с тем, несмотря на то, что КПД солнечных элементов за последнее время значительно вырос, они фактически достигли пределов своего технического развития и могут оставаться главным источником электроэнергии только на околоземных орбитах и то лишь при определенных ограничениях ее потребления бортовой спутниковой аппаратурой.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

10.2006 Требования ядерной безопасности на ЛАЭС выполняются

На прошлой неделе, со 2 по 6 октября, на Ленинградской атомной станции параллельно работали две комиссии Генеральной инспекции концерна «Росэнергоатом». Одна, как уже сообщалось, инспектировала готовность ЛАЭС к работе в осенне-зимний период, другая проверяла состояние и выполнение требований ядерной безопасности на станции. Председателем обеих комиссий был назначен руководитель Департамента ведения инспекционной работы И.В.Зонов.