Атом в кредит

Ю.В.Федосова, аспирант СПбГУ

Наш мир меняется с все возрастающей скоростью: меняется его облик, растет сложность внешних явлений и механизмы функционирования. Еще недавно «жизнь взаймы» являлась в России признаком несостоятельности. Сейчас кредит из метода «залатать дыры» превратился в рычаг роста, обоюдовыгодный и для заемщика, и для кредитора. Поэтому сейчас только ленивый не берет кредит на приобретение недоступного сегодня блага, будь то автомобиль, дом или атомная станция.

В настоящее время в западной практике организации финансирования проектов сооружения АЭС разработан ряд инструментов, применение которых в России, по большей части, не освоено. В последние три–четыре года в российской атомной отрасли все отчетливее осознают преимущества зарубежных компаний-поставщиков, которые уже сейчас могут предлагать более гибкие и выгодные условия финансирования заказчику АЭС. Но развитие этих инструментов в России связано с необходимостью реформирования определенных элементов российской модели атомной отрасли.

Проанализируем зарубежную практику финансирования проектов сооружения АЭС.

Зарубежные схемы финансирования проектов сооружения АЭС

В зарубежной практике основными источниками инвестиций сооружения АЭС являются:

• государственные ассигнования;

• собственные средства энергетической компании (заказчика);

• привлеченные средства (акционерный и заемный капитал).

Общепринято, что инвестиционные расходы на сооружение АЭС должны покрываться за счет генерации и продажи электроэнергии.

Как правило, государственные ассигнования не обеспечивают финансирование проекта целиком и могут быть направлены только на отдельные «узкие» места проекта сооружения АЭС и для стимулирования национальной атомной отрасли. В собственные средства энергокомпании входят амортизационные отчисления и нераспределенная прибыль [2, с. 326]. Амортизационные отчисления обычно используются на финансирование текущего обслуживания существующих энергомощностей. Объемы возможного реинвестирования прибыли зависят от политики энергетической компании.

В мировой практике для финансирования проектов сооружения АЭС большое распространение имеет использование акционерного капитала. Согласно рекомендациям Всемирного банка, собственный (включая акционерный) капитал заказчика при реализации проекта в электроэнергетическом секторе, должен обеспечивать не менее 20–30% затрат. Международная финансовая корпорация, входящая в структуру Всемирного банка, требует, чтобы минимальный размер собственного капитала заказчика составлял 30% [3, с. 87]. На практике уровень собственного капитала, как правило, зависит от уровня риска проекта. Инвестор, покупающий акции, хочет иметь более высокую рентабельность на свой вложенный капитал, чем стоимость долговых обязательств (проценты за кредит), поэтому привлечение акционерного капитала может быть более дорогим финансовым ресурсом. Оптимальное соотношение акционерного и заемного капитала определяется в ходе финансовых переговоров по проекту. Традиционно финансовые институты предпочитают, чтобы владелец брал на себя определенную долю риска, что в большей степени будет гарантировать его обязательства по успешной реализации проекта. Таким образом, кредиторы обычно требуют, чтобы финансовые источники владельца покрывали минимум 15% всех первоначальных инвестиций.

Заемный капитал как источник инвестирования проекта сооружения АЭС играет важную роль в условиях высокого уровня развития финансовой системы мирового хозяйства. К заемному капиталу относятся коммерческие кредиты и средства, полученные от продажи облигаций.

В настоящее время во всем мире происходит сдвиг к частному финансированию проектов, которые ранее финансировались исключительно за счет государственных (общественных) источников. Во многих инфраструктурных проектах, связанных с энергетикой, водой, дорогами и т.д., все шире используется частное финансирование вместо традиционных источников из общественных секторов.

Наиболее часто в практике проектного финансирования (project finance) используется термин BOT/BOOT (Build-Own-(Operate)-Transfer). Он относится к предложению проектных возможностей в традиционной области общественного сектора частным компаниям или группам на основании, что они собирают фонды, создают проект, а затем оперируют этими возможностями в течение периода, достаточного для возмещения вложенных фондов и создания прибыли. Будучи привлекательной, эта идея общественно­частного партнерства (public private partnership) для многих правительств кажется легкой на словах, но сложной в реализации. Проблемы – в деталях, например, в правовых и контрактных договоренностях между правительственными учреждениями, подрядчиками и теми, кто выделяет фонды на реализацию.

Стандартная модель проектного финансирования по сооружению крупного промышленного объекта (например, завода или АЭС) представлена на рис. 1. В данной модели показано: конечный покупатель (бенефициарий) по проекту не берет на себя 100% расходов по проекту, а использует механизм создания проектной компании для реализации данного конкретного проекта. Бенефициарий может являться конечным покупателем сооружаемого объекта (завода, генерирующего источника, др.), или покупателем продукции этого объекта, или контрагентом по толлинговым операциям. Между ним и инвесторами­заказчиками заключается контракт или договор о намерениях о приобретении сооружаемого объекта или соглашение о гарантированных покупках (в случае АЭС – гарантированных покупках электроэнергии).

Для конечного покупателя данная модель имеет следующие основные преимущества:

• это может быть единственный способ реализовать капиталоемкий проект;

• не происходит замораживания финансовых ресурсов на длительный срок в рамках сооружения объекта (завода или АЭС);

• в проектной компании концентрируются компетенции для реализации и управления проектом сооружения объекта (таким образом, функции по управлению проектом для конечного покупателя выводятся на аутсорсинг);

• риски, возникающие в отношениях с исполнителями конкретных работ, берет на себя проектная компания.

Среди недостатков проектного финансирования следует обозначить следующие:

• высокая сложность схемы проекта;

• длительность сроков по организации схемы проекта;

• увеличение стоимости проекта за счет транзакционных издержек и стоимости финансирования;

• «перетягивание каната» по поводу распределения рисков.

В случае реализации международного проекта к выше представленной модели добавляется ряд новых игроков и функциональных элементов, а именно (рис. 2):

• гарант для страхования политических рисков;

• зарубежные и местные инвесторы.

В зарубежной практике разработано множество схем проектного финансирования, которые различаются по уровню принимаемого риска и основным функциональным составляющим проекта. Перечислим основные схемы:

• Build-Own-(Operate & Maintain)-Transfer (BOO/BOT/BOOT/BOOM);

• Build-Operate-Lease-Transfer (BOLT)/ Build Lease Transfer (BLT)/ Build Operate Lease (BOL);

• Build Own Operate Subsidize Transfer (BOOST);

• Build Operate Renewal of Concession (BOR);

• Build Rent Operate Transfer (BROT)/Build Rent Transfer (BRT);

• Design Build Finance Operate (DBFO)/Design Build Operate (DBO);

• Design Build Operate Maintain (DBOM)/Design Build Own Operate (DBOO);

• Design Construct Manage Finance (DCMF);

• Modernize Own Operate (MOO);

• Modernize Operate Transfer (MOT);

• Renovate Own Operate (ROO);

• Refurbish/Renovate Own Transfer (ROT).

Схемы проектного финансирования BOT (строительство–владение–продажа) и BOOM (строительство–владение–эксплуатация–техническое обслуживание) представлены на рис. 3 и 4.

Финансирование экспортных проектов сооружения АЭС

Экспортные проекты сооружения АЭС имеют свои особенности, обусловленные возможностью привлечения зарубежного финансирования под соответствующие зарубежные поставки оборудования. Заказчик АЭС устанавливает свои финансовые требования к проекту в приглашении участвовать в международном тендере, наравне с техническими и коммерческими условиями. Эти требования ложатся в основу финансового плана, который включает в себя различные параметры проекта, в частности:

• капитальные инвестиции (базовая стоимость сооружения и непредвиденные расходы);

• стоимость ядерного топливного цикла (покупка топлива и обращение с ядерными отходами);

• соотношение внутринациональных и импортных поставок оборудования и услуг;

• цели по долговым обязательствам и собственному (акционерному) капиталу, а также по процентам за кредит, которые накапливаются до начала коммерческой эксплуатации АЭС.

Динамика денежных потоков для всего жизненного цикла АЭС представлена на рис. 5.

Исходя из своих финансовых возможностей, заказчик определяет предпочтительный объем кредитования, уровень процентной ставки по кредиту и валюту кредита. Финансирование экспортных проектов сооружения АЭС обычно осуществляется с помощью комбинации экспортных кредитов, коммерческих займов и средств владельца АЭС. При определении размеров кредитования возможно несколько вариантов:

• заказчик запрашивает финансирование в кредит только импортируемого оборудования;

• заказчик запрашивает финансирование в кредит всех поставок, включая финансирование поставок местных производителей (зачастую в своей национальной валюте).

Для традиционной организации финансирования принципиальными источниками оплаты внутринациональных поставок оборудования и услуг являются:

• средства владельца;

• отечественные облигации;

• займы в местных банках;

• кредиты у государственных организаций.

Финансирование импорта осуществляется с помощью:

• агентств по экспортным кредитам;

• коммерческих банков;

• международных агентств развития;

• международного рынка облигаций.

Кроме перечисленных источников финансирования сооружения АЭС используются следующие механизмы:

• многосторонняя встречная торговля;

• совместные предприятия;

• лизинг;

• проектное финансирование и др.

Финансирование внутринациональных поставок в проекте сооружения АЭС

Согласно рекомендациям МАГАТЭ, базовым принципом в финансовом планировании является следующий: отечественные затраты должны покрываться из отечественных финансовых источников. Строгость этого требования в разных странах варьируется, но важность его нельзя недооценивать. Невозможность собрать достаточно средств из отечественных источников может привести к отставаниям от графика, а, следовательно, и финансовым перерасходам.

При определении доли внутринациональных поставок оборудования и услуг заказчик оценивает возможности кредитования со стороны своей национальной банковской системы или правительственных грантов. Согласно документу ОЭСР «Отраслевое понимание экспортных кредитов для АЭС» в «Классификации руководства для официально поддержанных экспортных кредитов», агентство по экспортным кредитам экспортирующей страны может предоставить не более 85% зарубежных инвестиций [3, с. 90]. Остальное должно финансироваться через коммерческие кредиты. Необходимо подчеркнуть, что при финансировании проекта сооружения АЭС коммерческие банки предпочитают выдавать синдицированные кредиты, что позволяет распределять риски.

При отсутствии достаточного финансирования из отечественных источников, разрыв покрывается с помощью использования зарубежных источников, что таит в себе риск негативного влияния валютного курса. Следует также учитывать, что если электростанция работает только на внутреннем рынке, то прибыль за продажу электроэнергии она получает в национальной валюте.

Источниками фондов в национальной валюте для инвестирования в электроэнергетику могут быть правительственные займы, а также выпуск (обычных) акций или аккумулированная прибыль управляющей организации владельца – генерирующей компании. Фонды генерирующей компании также могут быть сформированы или от продаж акций, или из накопления прибыли. Эти источники могут также пополняться кредитами, полученными на национальном рынке капиталов.

В развивающихся странах финансовые возможности генерирующих компаний (заказчиков АЭС) сильно ограничены в связи с неэффективными внутренними денежными потоками. Последнее является результатом несоответствующих тарифов на электроэнергию, которые иногда даже не покрывают операционные расходы и обслуживание долга. В связи с этим особенно важна роль правительства в установлении эффективных тарифов на электроэнергию.

Финансирование импорта в проекте сооружения АЭС

После определения доли отечественного финансирования устанавливаются методы выхода на международные финансовые рынки. Значительная доля (60–86%) всех инвестиций на сооружение АЭС, особенно в развивающихся странах, требуется в иностранной валюте, т.к. высокотехнологичное оборудование и услуги обычно импортируются. Эта часть инвестиций финансируется через агентства по экспортным кредитам, многосторонние организации по развитию, международные коммерческие займы и/или выпуск облигаций. Поскольку выручка от продажи электроэнергии, направляемая на покрытие этих кредитов, получается в национальной валюте, кредиторы, инвестирующие в проект в иностранной валюте, должны получить от правительства импортирующей страны гарантии на перевод, подтверждающие, что их первоначальные инвестиции вместе с процентными платежами или дивидендами могут быть репатриированы в конвертируемой валюте.

В целях уменьшения накопленных процентов за кредит в интересах заказчика минимизировать период до начала выплаты долга (так называемый грационный период). Согласно рекомендациям ОЭСР, грационный период может распространяться на шесть месяцев после окончания строительства. Для случая отставания от графика проекта сооружения АЭС обычно разрабатывается процедура пересмотра сроков выплаты долга.

Сложность финансирования проекта сооружения АЭС обусловлена не только большим объемом необходимых инвестиций, но и оценкой кредито­способности страны заказчика. От кредитного рейтинга страны зависят не только ставки по кредитам, но и сама возможность получить кредит на мировых рынках капитала. Самыми распространенными являются рейтинги Moody’s Investor Service, IBCA и Standard & Poor’s.

Источники финансирования в проекте сооружения АЭС

Агентства по экспортным кредитам

Агентства по экспортным кредитам (АЭК) обычно являются государственными или действующими при господдержке. Практически все промышленно развитые страны имеют такие агентства. Несмотря на то, что западные страны прекратили широкомасштабное строительство АЭС у себя на родине, АЭК способствовали сохранению потенциала атомной индустрии развитых стран через поддержку распространения их технологий в развивающихся странах.

АЭК предлагают прямые займы (экспортные кредиты) или, в случае если кредит предоставляется коммерческим банком или экспортером, гарантии или страхование экспортных кредитов. Экспортные кредиты могут быть организованы в форме «кредитов поставщика» и «кредита заказчика» (рис. 6 и 7). Обычно АЭК предлагают более низкие, чем среднерыночные процентные ставки и сборы.

Пример структуры финансирования проекта канадской компании AECL по сооружению двух энергоблоков АЭС типа CANDU в Китае представлен в табл. 1. Компания AECL организовала полное финансирование зарубежных поставок в Китай с помощью АЭК Канады, США, Японии, что покрыло экспорт в Китай, а также процентные платежи за кредит.

Коммерческие банки и международные агентства развития

Коммерческие банки предоставляют кредитование с максимальным сроком на 10 лет с плавающей процентной ставкой (с привязкой к ставке LIBOR). Условия кредитования зависят от ликвидности рынка и кредитоспособности заемщика. Другим важным источником финансирования проектов сооружения АЭС могут являться международные агентства развития, причем их сроки кредитования могут превышать 10 лет. Для финансирования части внутринациональных поставок можно использовать механизм привлечения денежных средств через выпуск облигаций.

Встречная торговля

Некоторая часть стоимости сооружения АЭС по инициативе владельца АЭС может оплачиваться на условиях встречной торговли. Встречная торговля может осуществляться между двумя или несколькими странами. Возможно, что иностранное финансирование будет покрываться поставками электроэнергии, при наличии соответствующей инфраструктуры сетей. В целом этот источник финансирования имеет много неопределенностей и рисков, в связи с чем его рассматривают как один из самых крайних вариантов организации финансирования.

Лизинг

Лизинг АЭС со стороны консорциума банков или лизинговой компании имеет то преимущество, что благодаря ему первоначальные инвестиции на сооружение исключаются из баланса владельца АЭС. Заказчик АЭС не должен привлекать кредитование или продавать свои акции. Недостатком данного источника финансирования является то, что лизинговая компания должна взять на себя значительный риск по сооружению АЭС, особенно если речь идет об экспортном проекте. На рис. 8 продемонстрировано взаимодействие между основными игроками экспортного лизинга при сооружении АЭС.

Ситуация в России: с рельсов бюджетного финансирования на бездорожье самофинансирования

До 1991 г. развитие электроэнергетики в условиях централизованного планирования осуществлялось за счет выделения Госпланом СССР средств бюджета. Средства амортизационных отчислений предприятий отрасли также централизовались, затем перераспределялись и направлялись на финансирование реконструкции и расширения действующих энергетических объектов.

Переход к децентрализованной экономике после 1991 г. изменил порядок финансирования атомной отрасли России. Атомная энергетика хотя и оставалась государственной по статусу, но в российском бюджете соответствующие статьи в течение нескольких лет либо отсутствовали, либо имели символическое наполнение, и начался переход с бюджетного финансирования на коммерческое самофинансирование.

В настоящее время к источникам финансирования программы капитального строительства в атомной энергетике относятся:

• средства федерального бюджета;

• собственные источники финансирования:

– целевые инвестиционные средства АЭС и концерна «Росэнергоатом» в тарифе на отпускаемую электроэнергию;

– инвестиционные отчисления АЭС;

– часть прибыли АЭС и др.;

• привлеченные (заемные) средства, в том числе иностранных инвесторов.

В современных условиях средства федерального бюджета в финансировании российских проектов сооружения АЭС играют незначительную роль. Сейчас основными источниками инвестиций на строительство АЭС являются собственные средства концерна «Росэнергоатом».

Одним из источников финансирования сооружения АЭС можно было бы рассматривать амортизационные отчисления, но только при условии увеличения их средней нормы. Однако следует заметить, что в российских энергосистемах эксплуатируются, в основном, старые атомные энергоблоки, у которых амортизационные отчисления невелики, так как остаточная стоимость основных фондов близка к нулю.

В настоящее время основной составляющей тарифа на отпускаемую с АЭС электроэнергию являются эксплуатационные издержки и налоговые начисления. Инвестиционная составляющая в тарифе весьма низкая и не обеспечивает привлечения финансовых ресурсов, достаточных для воспроизводства парка генерирующих мощностей АЭС [1]. Система тарифообразования концерна «Росэнергоатом» нуждается в срочном реформировании. Определение приемлемого уровня инвестиционной составляющей в тарифе на электроэнергию АЭС позволит Росэнергоатому конкурировать наравне с РАО ЕЭС в части воспроизводства генерирующих мощностей.

Привлечение инвестиционных ресурсов в атомную энергетику России

Правительству России по-прежнему принадлежит важная роль в финансировании электроэнергетики, однако, эта роль изменяется от прямого финансирования в сторону поддержки и содействия инвестициям. Привлечение средств частных инвесторов, в том числе иностранных, является одним из вариантов реализации крупных инвестиционных проектов в атомной энергетике. Однако в данном варианте имеется ряд нерешенных проблем, прежде всего:

• отсутствие соответствующей законодательной базы, позволяющей осуществлять коммерческие инвестиции в проекты атомной энергетики;

• учет интересов инвесторов, например, под гарантии государства или через контракты на закупку электроэнергии, которая будет произведена на сооружаемых мощностях АЭС.

Объекты атомной энергетики являются в настоящее время федеральной собственностью. Для их строительства в принципе отсутствует возможность привлечения частных иностранных инвестиций в качестве доли в уставный капитал. Привлечение средств возможно только в виде кредитов при наличии надежного обеспечения возвратности кредита. С учетом размеров необходимых кредитных средств (сотни миллионов долларов США) в качестве таких гарантий могут выступать только государственные гарантии правительства РФ. Таким образом, возможен переход от государственного заказа к коммерческому кредитованию под государственные гарантии и, далее, к смешанным и коммерческим схемам инвестиций. Величина зарубежных и коммерческих кредитов будет зависеть от готовности правительства предоставлять под них государственные гарантии. Перспективным представляется передача прав на использование электроэнергии инвесторами, при владении и эксплуатации АЭС государственными структурами.

В современных российских реалиях серьезным инвестором атомной отрасли России может выступить Газпром. Так Газпром решит две задачи – сможет экспортировать больше газа и войдет в новые для себя сегменты энергетического сектора. Несложно провести следующие расчеты. Известно: один блок АЭС мощностью 1 ГВт в процессе своей работы позволяет высвободить из энергобаланса страны 2,3 млрд м3 газа в год, который можно направить в экспортную трубу. При цене в $250 за 1000 м3 выручка от реализации газа составит около $600 млн в год. Из этой суммы $250 млн будет возвращено в бюджет страны (за счет налогов, сборов и пошлин). При стоимости сооружения ВВЭР-1000 в $1 млрд (при предположении, что строительство будет вестись полностью за счет государства) – государство вернет инвестированные суммы за четыре года с начала эксплуатации данного блока. Кроме того, от сооружения АЭС получаются дополнительные (мультипликативные) выгоды в виде:

• вырабатываемой электроэнергии,

• амортизационных отчислений,

• развития высокотехнологичных предприятий атомной отрасли: научных и проектных институтов, энергомашиностроения и др.

Крупные потребители как инвесторы в сооружение АЭС

В настоящее время существенно возросла роль региональных властей и отдельных предприятий в заказе генерирующих мощностей. В СССР все организации получали предписания о выполнении работ для конкретных объектов на основе планов, создаваемых в соответствующих министерствах и утверждаемых в Госплане. Действовавшая система распределения заказов на разработку проектов и поставку оборудования для электростанций ориентировалась на отраслевые промышленные планы, и участие региональных властей в этом процессе было минимальным. Сегодня ситуация изменилась – крупные потребители электроэнергии и региональные власти могут создавать собственные генерирующие мощности или объединяться для создания крупных энергетических узлов, включающих источники и средства распределения, принадлежащие им на правах собственности.

На базе анализа зарубежного опыта, можно сделать вывод о том, что модель строительства отечественных энергоблоков должна представлять консолидацию инвестиционных средств крупных потребителей электроэнергии (с целью фиксации тарифов для их энергоемких производственных процессов) и финансовых институтов, обеспечивающих долгосрочные стабильные вложения, а также государственное гарантирование возврата инвестиций.

Ссылки:
1. Багров А. Атомный сюрприз: Сергея Кириенко переключили на ядерную энергетику // Коммерсантъ от 16.11 2005.
2. Волков Э.П., Баринов В.А., Маневич А.С. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России. – М.: Энергоатомиздат, 2001.
3. Economic Evaluation of Bids for Nuclear Power Plants // International Atomic Energy Agency. Technical Reports Series № 396. – Vienna, 2000.
4. Rixin K., Petrunik K.J. Qinshan CANDU Project: Construction Experiences and Lessons Learned to Reduce Capital Costs and Schedule / Third Qinshan Nuclear Power Co. Ltd Atomic Energy of Canada Limited. February 2003.
5. ABB Project & Trade Finance (USA) Inc., 1995.
6. Addis Ababa, THE DELHI NOIDA BRIDGE PROJECT // PPP Workshop. June, 2002.
7. Xavier de Rollat, Andrew Newman. Running the risk // Deloitte. 01.2006. www.projectfinancemagazine.com.
8. Управление проектами. П/р Дж. К. Пинто. – М.: Питер, 2004.

Журнал «Атомная стратегия» № 21, март 2006 г.

назад

Материалы из архива

6.2006 Синдром эмоционального выгорания

С.Г.Кривенков, к.б.н., д. ф. в области философии и психологии личности; Ж.В.Волкова, психолог СПбНЦЭПР Еще в 1970-е годы XX века было введено понятие "синдром эмоционального выгорания". Прежде всего это явление характерно для представителей профессий типа "человек - человек", которые вынужденны постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору. Несколько десятилетий назад Кристиной Маслач была дана "хлесткая" формулировка: "Сгорание - плата за сочувствие".

3.2006 Приглашение на казнь

Елена Терехина, журналист Новейшая история России едва ли знает подобные примеры. В феврале этого года руководитель крупнейшего атомного предприятия – железногорского ГХК - был отправлен в отставку. Его действия глава Росатома Сергей Кириенко назвал «освоением средств», а экономику предприятия – «экономикой абсурда». Кроме того, стало известно, что на ГХК выявлены серьезные нарушения ядерной, радиационной и экологической безопасности.

7.2007 Россию оттесняют от казахского урана

 Михаил Сергеев, "Независимая газета" Российские атомщики рискуют лишиться традиционной сырьевой базы в Казахстане. Астана ведет переговоры о покупке 10% американской компании Westinghouse, крупнейшего конкурента «Атомэнергопрома», учредительные документы и совет директоров которого вчера утвердил премьер Михаил Фрадков. С помощью полученных у американцев технологий казахи намерены к 2014 году полностью прекратить поставку на внешний рынок, включая Россию, природного урана, заменив его экспортом готового продукта с высокой добавленной стоимостью – тепловыделяющих сборок, собранных не по российским, а по западным стандартам.