|
Дополнительное социологическое образование и экспертное мышлениеА.Е.Кутейников, доцент факультета социологии СПбГУ Социологическое образование занимает прочные позиции в социально-гуманитарном образовании. Сегодня так же, как и представители других дисциплин, социологи заняты поиском новых направлений образовательной деятельности, включая дополнительное образование. Социология, преподаваемая людям, уже получившим высшее образование в качестве учебной дисциплины, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими гуманитарными науками. Главное из них состоит в том, что «взрослое сознание» в гораздо большей степени, нежели «юношеское», нуждается в концепциях, объясняющих общественное устройство и развитие, и готово к их восприятию. Жизненный опыт людей, стремление к постижению мира становятся объективными предпосылками для получения обобщенных знаний о социуме. Это преимущество, правда, оборачивается тем, что базовые социологические знания, например, изложенные в учебниках, становятся явно недостаточными. Развитый ум требует гораздо большего. Кроме этого люди, участвующие в трудовой деятельности, занятые зарабатыванием денег, вряд ли с охотой будут тратить время на изучение «сухих теорий». Да и быстротечность жизни они ощущают и понимают гораздо лучше, чем юноши. Им нужно образование, которое должно обернуться практическими навыками, знаниями и умениями, которые можно применять здесь и сейчас. Что же в этом случае может предложить социологическая наука? Способно ли социологическое образование удовлетворить спрос высокообразованных людей, прошедших школу практической жизни? Мы сможем лучше разобраться в этом вопросе, если примем во внимание, что помимо знаний о каком-либо конкретном предмете, учебная специальность формирует определенный стиль мышления. Социологический стиль мышления В научной литературе уже давно обращено внимание на то, что знания, получаемые в рамках определенной образовательной программы, формирует специфический стиль мышления. Стиль мышления вообще характеризуется совокупностью существенных и второстепенных признаков мышления (логических и психологических особенностей, нравственной мотивацией, целями, определенным предметом мышления, идеями). Исходя из аристотелевской традиции, устанавливающей зависимость психической и логической сторон мышления от нравственной мотивации, следует определить стиль мышления как направленность мышления, детерминируемую нравственной мотивацией, присущую особой социальной группе или личности, выражающуюся в особенностях построения логических форм мышления, проявляющуюся в психике в виде свойственных данному стилю эмоциональных и волевых состояний. Социологический стиль мышления отличается следующими особенностями. Во-первых, он гармонично сочетает в себе элементы теоретического и практического мышления. Б.М. Теплов проводит условное различие между практическим и теоретическим умом, противопоставляя их в том смысле, что формы мыслительной деятельности разнятся в зависимости от решаемых задач, тогда как «интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления» [1]. «Работа практического мышления, – по Теплову, – в основном направлена на разрешение частных конкретных задач – организовать работу данного завода, разработать и осуществить план сражения и т. п. – тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей – принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей и т. п.» [1]. Во-вторых, социологический стиль мышления наилучшим образом способствует различению формы и содержания явлений и процессов. Он направлен на проникноение в суть вещей. Вот почему подготовка современных журналистов, дипломатов, разведчиков поисходит примерно так же, как подготовка социологов. В-третьих, этот стиль предполагает в качестве необходимого компонента широкий объем знаний из самых разных областей. И, поскольку, как известно, ключом к пониманию обезьяны является человек, настоящий социолог в состоянии разобраться в закономерностях не только социальной формы жизни, но и всех других ее форм. Экспертное знание Социологический стиль мышления наилучшим образом способствует формированию экспертного знания, потребности в котором возрастают в связи с возрастанием информационных потоков, усложнением механизмов принятия решений, усложнением решаемых задач и требованиями интенсификации мыслительной деятельности в науке, на производстве, в политической и общественной деятельности. Что же означают слова «эксперт» и «экспертиза»? Обратимся к словарям и энциклопедиям. Эксперт (лат. expertus – опытный) – сведущее лицо, специалист, привлекаемый для того, чтобы высказать свое мнение, дать заключение по поводу какого-либо дела, вопроса. Экспертиза – рассмотрение какого-либо дела, вопроса экспертами для дачи заключения [2]. Эксперт – сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы. Экспертиза – исследование и разрешение при помощи cведущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, например врачебная экспертиза, бухгалтерская экспертиза [3]. Эксперт – специалист в какой-либо области, проводящий экспертизу. Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с предоставлением мотивированного заключения [4]. Кроме этого существуют еще и эксперты как особые профессии, точнее говоря есть несколько областей профессиональной деятельности, специалисты которых называются экспертами, например судмедэксперт. Из приведенных определений становятся ясными существенные признаки понятия «эксперт» – это специалист высокой квалификации, специалист в определенной области знания, он привлекается для решения какого-либо особо сложного вопроса. Следовательно, каждый эксперт – специалист, но не каждый специалист является экспертом. Необходимость привлечения эксперта возникает в спорных, трудных случаях. Или же эксперты работают в тех областях, где трудные случаи являются нормой. Эксперт нередко помогает в работе другим специалистам, консультируя их. Часто результатом работы эксперта стновится выдача заключения. С логической точки зрения заключение – это суждение, то есть приписывание предмету какого-либо признака или, наоборот, отрицание какого-либо признака у предмета. Такое суждение не всегда может быть выведено по законам логики из других суждений, то есть оно не всегда является умозаключением. Заключение эксперта должно быть мотивировано. «Уровень же, или высота мотивации, человеческой деятельности характеризуется тем, в какой мере общественные задачи (благо родины, интересы класса, задачи, стоящие перед … колллективом) становятся личными целями человека, мотивами его деятельности.» [1]. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Следовательно, в работе эксперта существует и целеполагание. Эксперт должен иметь опыт работы, «опыт – сын ошибок трудных» (А.С. Пушкин). Чтобы быть экспертом, недостаточно обладать компетенцией, нужно еще иметь юридическое право исследовать тот или иной вопрос. На основании изложенного дадим следующее идеальное определение эксперта . Экспертом является специалист в определенной области знания, имеющий опыт (практически проверенные знания),обладающий правами (юридическими и моральными), целеполаганием (осознавание своей деятельности как особого мыслительного процесса) и мотивами (правдивость, честность, мужественность, ответственность за свою компетенцию) для выдачи заключений (логически обоснованных суждений), содержащих оценки предметов, явлений, процессов, организаций, лиц, идей и т. д. Один из специалистов Госплана СССР, работавший в качестве эксперта в международных организациях, С.М. Вишнев пишет, что в работе эксперта центральную роль играет момент творческой интуиции – инсайта (этот термин распространен в западной психологии и означает догадку, озарение, то, что приходит свыше). Некоторые эксперты-профессионалы, с которыми беседовал автор статьи, подтвердили существование инсайта. В то же время эксперты-профессионалы в различных областях (техника, криминалистика, миротворческие операции ООН, социальные проекты, безопасность и пр.) отмечают, что фактически в основе экспертных действий лежит инструкция, которая жестко, порой до мелочей, детерминирует деятельность эксперта. Кроме этого большое значение имеют и ведомственные документы, регламентирующие деятельность экспертов. Понятно, что, во-первых, мышление не может быть уложено в жесткие схемы, и, во-вторых, наверняка эксперт обладает определенной степенью свободы в выполнении инструкций. Вероятно, что между двумя крайностями – инсайтом и инструкцией – и следует искать специфику стиля мышления эксперта. Важнейшее значение имеют этические вопросы деятельности эксперта. Показательно, что в профессиональной среде случаи нарушения экспертами своего профессионального долга – найти объективную истину – становятся известны, а эксперты, дающие заведомо ложные заключения, осуждаются общественным мнением. Сформулируем также кратко качества, которые, на наш взгляд, должны быть присущи уму эксперта (воспитаны у него, привиты ему). 1) Логическая непротиворечивость (логика Аристотеля). Она возникает в результате знания элементарных логических форм (понятие, суждение, умозаключение), логических методов (индукция и дедукция, восхождение от частного к общему и т. д.), логических действий (например, обобщение понятий) и законов мышления. 2) Скорость и четкость мышления большие, чем у других специалистов. Достигаются в результате постоянной тренировки мышления. 3) Умение выделить признаки предмета (явления), отделить существенные от несущественных. Как следствие, умение дать четкую классификацию (прежде всего, найти верное основание деления понятия). 4) Четкость сравнительной функции мышления (основной лозунг: сравнивать, чтобы знать, знать, чтобы сравнивать). 5) Четкость оценочной функции мышления. 6) Четкость прогностической функции мышления. 7) Системность мышления. Понимание того, что разрозненные на первый взгляд явления и процессы – части единого целого, и способность охватить мыслью это целое. 8) Нравственное, юридическое и профессиональное право на оценку. Социологическое образование и формирование экспертного знания Мы не будем раскрывать профессиональные секреты подготовки социологов на факультете социологии СПбГУ, скажем только, одна из главных тенденциий развития социологического образования на первом по времени возникновения в нашей стране социологическом факультете университета состоит в том, чтобы формировать экспертное мышление. Готовить людей, которые востребованы в различных областях деятельности. В этом направлении ведется обучение по новым магистерским программам, открытым для тех, кто уже имеет высшее образование, а также в Федеральном центре повышения квалификации «Социология». Литература
|
|
|