Эра атомного подводного кораблестроения

В.М.Кузнецов, с.н.с., к.т.н., академик Академии промышленной экологии, Институт истории естествознания и техники, Москва

Россия – лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставляются флотам 14 стран. Из 485 иностранных атомных подводных лодок (АПЛ), 249 – построены на отечественных верфях. Отечественные конструкторы разработали свыше 300 проектов подводных лодок, более половины которых реализованы в металле. Из более 5100 подводных лодок, построенных в XX веке, каждая пятая ходила под Андреевским, либо под советским флагом.

За послевоенный период более половины всех лодок построены в нашей стране. На наших лодках впервые в мире были установлены баллистические и противокорабельные крылатые ракеты, баллистические межконтинентальные ракеты. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода и глубины погружения. Именно в России освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Атомное подводное кораблестроение прошло этапы становления и расцвета практически на глазах одного поколения.

Первое поколение АПЛ

Первое поколение отечественных атомных подводных лодок (проект 627) построено в 1958 г., через четыре года после американской АПЛ «Наутилус».

Американцы создавали свои первые АПЛ как плавучие стенды для отработки атомных паропроизводящих установок (АППУ) разных типов, а СССР практически сразу начал создавать серийные боевые лодки трех классов: торпедные, с баллистическими и крылатыми ракетами. Первые два типа АПЛ строились в Северодвинске, АПЛ с крылатыми ракетами – в Комсомольске-на-Амуре. В 1958–1964 гг. флот получил 13 торпедных АПЛ (проекты 627, 627А), 8 АПЛ с баллистическими ракетами (проект 658) и 5 лодок с крылатыми ракетами (проект 659). В отличие от всех остальных лодок первого поколения с водо-водяными АППУ, последняя имела установку с жидкометаллическим теплоносителем. В 1963–1968 гг. в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре построено еще 29 АПЛ первого поколения с крылатыми ракетами (проект 675). Все торпедные АПЛ проектировались в СКБ143, а ракетные – в ЦКБ18 (сегодня ЦКБ «Рубин»). Лодки (проект 658) были вооружены тремя баллистическими ракетами с надводным стартом. Позднее, в 1960е гг., на АПЛ, модернизированных по проекту 658М, были установлены ракеты увеличенной дальности, стартующие из-под воды. Серийные АПЛ с крылатыми ракетами имелись только у ВМФ СССР. Советские конструкторы, в отличие от американских, не рискнули создавать первую АПЛ без дублирования энергетической установки. Главная отличительная особенность АПЛ первого поколения – это два реактора и двухвальность. Обладая мощными АППУ и хорошими скоростными качествами, они значительно уступали в скрытности американским подлодкам.

АПЛ второго поколения

АПЛ второго поколения, вступавшие в строй с 1967 г., – по существу ответ ВМФ СССР на вызов американского флота, создавшего в 1959–1967 гг. 41 стратегическую атомную подводную лодку системы «Polaris». Строительство советских АПЛ второго поколения развернулось на пяти заводах страны. Кроме Севмашпредприятия и завода им. Ленинского комсомола, занятых реализацией крупнейшей в истории стратегической программы, к постройке многоцелевых АПЛ и лодок с крылатыми ракетами были подключены Адмиралтейский завод и Судомех (впоследствии объединенные в одно предприятие) в Ленинграде и завод Красное Сормово в Горьком (ныне Нижний Новгород). К проектированию атомных подводных лодок дополнительно были привлечены ЦКБ16 в Ленинграде (сегодня в составе СПМБМ «Малахит») и СКЮ112 (ЦКБ «Лазурит») в Горьком. Это было начало золотого века отечественного атомного подводного кораблестроения. 1967 год можно считать началом той гонки, в результате которой советский Военно-морской флот под руководством адмирала С.Г.Горшкова, отставая изначально в количественном и качественном отношении, вышел на паритет с ВМФ США. Несмотря на наш приоритет в запуске баллистических ракет с подводной лодки (1955 г.), 37 атомных и дизельных лодок с баллистическими ракетами, построенных в 1955–1962 гг., не могли составить серьезную конкуренцию американскому флоту. Только в 1967–1974 гг. была создана сопоставимая по эффективности морская стратегическая система – 34 АПЛ с 16 баллистическими ракетами (проект 667А). Технические решения, положенные в основу проекта, обеспечили возможность поэтапной модификации подводного флота. В 1960–80 гг. было построено 77 АПЛ (проекты 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР и 667 БДРМ) с постоянно улучшающимися характеристиками АПЛ и их оружия – крупнейшая программа в истории атомного подводного кораблестроения. Лодки проекта 667Б впервые в мире были вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами, а по проекту 667БДР все отечественные АПЛ вооружены ракетами с разделяющимися боеголовками. Параллельно совершенствовались подводные силы общего назначения. В 1967–1980 гг. ВМФ СССР получил 17 АПЛ с тактическими противокорабельными ракетами (проекты 670, 670М). Это первые советские одновальные подводные лодки с одним атомным реактором. Впервые был реализован подводный старт крылатых ракет. В 1969 г. в Северодвинске построена уникальная АПЛ с крылатыми ракетами (проект 661), не имевшая аналогов в мире. Она была полностью из титанового сплава и развивала скорость до 44,7 узла – рекорд, который вряд ли будет превзойден в обозримой перспективе. Создание многоцелевых атомных подлодок шло по двум направлениям. В 1967–1992 гг. на трех заводах было построено 48 АПЛ (проекты 671, 671РТ и 671РТМ), вооруженных торпедами и противолодочными ракетами. Эти подводные лодки, как и ракетные АПЛ проекта 667БДРМ с новым радиоэлектронным вооружением, по своим характеристикам были промежуточными кораблями между вторым и третьим поколениями.

Одновременно создавались уникальные противолодочные АПЛ – по проектам 705, 705К. Эти скоростные титановые автоматизированные подлодки намного опередили свое время. Всего построено 7 АПЛ этого типа с жидкометаллической АППУ.

Флот успешно продвигался к паритету с ВМФ США. В 1970е гг. на отечественных верфях было спущено на воду втрое больше АПЛ, чем в США. К началу 1980х гг. резко улучшились качественные характеристики отечественной военно-морской техники. При создании лодок первого и частично второго поколений недостаточное внимание уделялось их шумности. Во главу угла ставились количество построенных лодок, скорость и глубина погружения. Из-за большой шумности и слабой гидроакустики отечественные АПЛ первого поколения были практически глухи. Положение стало выправляться с середины 1970х гг. Благодаря усилиям ученых и конструкторов при ведущей роли ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова последние лодки второго поколения в области снижения физических полей значительно превосходят по скрытности первые АПЛ.

АПЛ третьего поколения

Начало работ по созданию АПЛ третьего поколения в истории атомного подводного кораблестроения относится ко второй половине 1970х – началу 1980х гг. Внедрение нового оружия и радиоэлектронного вооружения резко увеличило водоизмещение атомных подлодок. Даже многоцелевые лодки выросли по водоизмещению почти до ракетоносцев второго поколения, а водоизмещение ракетных АПЛ достигло почти 25 тыс. тонн. Естественно, это потребовало реконструкции производственных мощностей. Были созданы крупнейший в мире судостроительный комплекс на Севмашпредприятии, новый комплекс в Горьком. Первая АПЛ третьего поколения вошла в строй в начале 1980х гг. Создание подводных систем с сопоставимыми характеристиками в СССР и США произошло практически одновременно. Параллельно строились стратегические АПЛ (по проекту 941, 6 единиц) с 20 твердотопливными баллистическими ракетами – крупнейшие в истории подводного флота, а также и атомные лодки по проектам 949, 949А (13 единиц) с 24 крылатыми ракетами. Продолжалась постройка стратегических АПЛ по проекту 667БДРМ. Новое поколение многоцелевых подлодок появилось в середине 1980х гг. Одновременно вошли в строй головные АПЛ (проекты 945 и 971) с близкими характеристиками, но отличающиеся материалом корпуса. В Горьком было построено 4 титановых АПЛ по проектам 945 и 945А, а в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске – 13 стальных АПЛ по проекту 971. Последние не уступают в скрытности лучшим иностранным атомным подводным лодкам.

В 1983 г. ВМФ была передана опытная глубоководная титановая атомная подлодка (проект 685) с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая лодка. До последнего времени многономенклатурность была серьезным недостатком атомного подводного флота и всей отечественной техники. Зачастую на стадии научно-исследовательских и проектных работ решение об оптимальном варианте развития подводной техники не рассматривалось. В опытное производство и даже в серию нередко шли параллельно два и более проекта близкого назначения. Частично это можно было оправдать ненадежностью первых АППУ. До начала 1980х гг. одновременно строились АПЛ с водо-водяными установками и с АППУ с жидкометаллическим теплоносителем. Строились подлодки со стальными и титановыми корпусами.

На момент распада СССР на российских заводах в различной степени готовности для ВМФ находились 36 подводных лодок, в том числе 29 – атомных. Часть из них достроили, а постройка кораблей с малой степенью готовности прекратилась. Некоторые из них до сих пор на стапелях ждут решения своей участи. Сегодня в России продолжается вялотекущая достройка АПЛ третьего поколения, начали строить корабли четвертого поколения, строятся дизель-электрические лодки. Строительство атомных подлодок практически полностью сосредоточено в Северодвинске. Проектирование лодок четвертого поколения, начатое еще в 1977–1978 гг., по различным причинам затянулось. Первыми пошли в постройку многоцелевые АПЛ. Головная из них – «Северодвинск» – заложена в декабре 1993 г. В ноябре 1996 г. на соседнем стапеле в эллинге Севмашпредприятия заложен головной стратегический ракетоносец четвертого поколения «Юрий Долгорукий». Однако постройка этих кораблей при существующем уровне финансирования ведется чрезвычайно низкими темпами. В настоящее время военное российское кораблестроение переживает глубокий кризис. Остается надеяться, что юбилейную, 250-ю, атомную подводную лодку ВМФ России увидит до 2010 г.

Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива

11.2006 Духовное первично…

Е.А.Шашуков, директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» Надежда на ренессанс ядерной энергетики заставила руководителей атомной отрасли, ученых, вузовских преподавателей, студентов обратить внимание на состояние дел в области ядерного образования, имеющего самое непосредственное отношение к кадровой политике в атомной отрасли. В частности, этот вопрос обсуждался на круглом столе, состоявшемся в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, во время проведения Международного ядерного форума.

8.2009 Пессимизм без идей

Сергей Шелин, заместитель главного редактора еженедельника "Дело": - Возвращение к уровню 2008 года, когда ВВП стоял было на грани удвоения по сравнению с 1998-м, намечается где-то в 2013-м, если не 2014-м году. Где она, «Концепция-2020»? Ушла на дно, как Атлантида… Начальство начало смутно осознавать, что вся проделанная им работа над собой, вся его выработанная с таким трудом антикризисная логика, основанная на терпеливом и даже самоотверженном ожидании подъема нефтяных цен, дает осечку.

10.2008 Выставочная история

М.Ю.Ватагин, к.э.н24-26 сентября сего года в Киеве состоялась традиционная ежегодная международная выставка ТЭК. Учитывая половинную по объему производства значимость для Украины атомной энергетики, ей был посвящен отдельный день, названный ее именем. Почтить приехал Министр со свитой, высокие гости из белокаменной, специализирующие на ядерном топливе и атомном строительстве. Пригласили, пошел. Тем более было три вопроса, на которые более или менее вразумительно могла бы ответить именно эта публика.