Эра атомного подводного кораблестроения

В.М.Кузнецов, с.н.с., к.т.н., академик Академии промышленной экологии, Институт истории естествознания и техники, Москва

Россия – лидер мирового экспорта подводных лодок, которые поставляются флотам 14 стран. Из 485 иностранных атомных подводных лодок (АПЛ), 249 – построены на отечественных верфях. Отечественные конструкторы разработали свыше 300 проектов подводных лодок, более половины которых реализованы в металле. Из более 5100 подводных лодок, построенных в XX веке, каждая пятая ходила под Андреевским, либо под советским флагом.

За послевоенный период более половины всех лодок построены в нашей стране. На наших лодках впервые в мире были установлены баллистические и противокорабельные крылатые ракеты, баллистические межконтинентальные ракеты. Отечественным лодкам принадлежат рекорды скорости хода и глубины погружения. Именно в России освоена постройка подводных лодок из титановых сплавов. Атомное подводное кораблестроение прошло этапы становления и расцвета практически на глазах одного поколения.

Первое поколение АПЛ

Первое поколение отечественных атомных подводных лодок (проект 627) построено в 1958 г., через четыре года после американской АПЛ «Наутилус».

Американцы создавали свои первые АПЛ как плавучие стенды для отработки атомных паропроизводящих установок (АППУ) разных типов, а СССР практически сразу начал создавать серийные боевые лодки трех классов: торпедные, с баллистическими и крылатыми ракетами. Первые два типа АПЛ строились в Северодвинске, АПЛ с крылатыми ракетами – в Комсомольске-на-Амуре. В 1958–1964 гг. флот получил 13 торпедных АПЛ (проекты 627, 627А), 8 АПЛ с баллистическими ракетами (проект 658) и 5 лодок с крылатыми ракетами (проект 659). В отличие от всех остальных лодок первого поколения с водо-водяными АППУ, последняя имела установку с жидкометаллическим теплоносителем. В 1963–1968 гг. в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре построено еще 29 АПЛ первого поколения с крылатыми ракетами (проект 675). Все торпедные АПЛ проектировались в СКБ143, а ракетные – в ЦКБ18 (сегодня ЦКБ «Рубин»). Лодки (проект 658) были вооружены тремя баллистическими ракетами с надводным стартом. Позднее, в 1960е гг., на АПЛ, модернизированных по проекту 658М, были установлены ракеты увеличенной дальности, стартующие из-под воды. Серийные АПЛ с крылатыми ракетами имелись только у ВМФ СССР. Советские конструкторы, в отличие от американских, не рискнули создавать первую АПЛ без дублирования энергетической установки. Главная отличительная особенность АПЛ первого поколения – это два реактора и двухвальность. Обладая мощными АППУ и хорошими скоростными качествами, они значительно уступали в скрытности американским подлодкам.

АПЛ второго поколения

АПЛ второго поколения, вступавшие в строй с 1967 г., – по существу ответ ВМФ СССР на вызов американского флота, создавшего в 1959–1967 гг. 41 стратегическую атомную подводную лодку системы «Polaris». Строительство советских АПЛ второго поколения развернулось на пяти заводах страны. Кроме Севмашпредприятия и завода им. Ленинского комсомола, занятых реализацией крупнейшей в истории стратегической программы, к постройке многоцелевых АПЛ и лодок с крылатыми ракетами были подключены Адмиралтейский завод и Судомех (впоследствии объединенные в одно предприятие) в Ленинграде и завод Красное Сормово в Горьком (ныне Нижний Новгород). К проектированию атомных подводных лодок дополнительно были привлечены ЦКБ16 в Ленинграде (сегодня в составе СПМБМ «Малахит») и СКЮ112 (ЦКБ «Лазурит») в Горьком. Это было начало золотого века отечественного атомного подводного кораблестроения. 1967 год можно считать началом той гонки, в результате которой советский Военно-морской флот под руководством адмирала С.Г.Горшкова, отставая изначально в количественном и качественном отношении, вышел на паритет с ВМФ США. Несмотря на наш приоритет в запуске баллистических ракет с подводной лодки (1955 г.), 37 атомных и дизельных лодок с баллистическими ракетами, построенных в 1955–1962 гг., не могли составить серьезную конкуренцию американскому флоту. Только в 1967–1974 гг. была создана сопоставимая по эффективности морская стратегическая система – 34 АПЛ с 16 баллистическими ракетами (проект 667А). Технические решения, положенные в основу проекта, обеспечили возможность поэтапной модификации подводного флота. В 1960–80 гг. было построено 77 АПЛ (проекты 667А, 667АУ, 667Б, 667БД, 667БДР и 667 БДРМ) с постоянно улучшающимися характеристиками АПЛ и их оружия – крупнейшая программа в истории атомного подводного кораблестроения. Лодки проекта 667Б впервые в мире были вооружены межконтинентальными баллистическими ракетами, а по проекту 667БДР все отечественные АПЛ вооружены ракетами с разделяющимися боеголовками. Параллельно совершенствовались подводные силы общего назначения. В 1967–1980 гг. ВМФ СССР получил 17 АПЛ с тактическими противокорабельными ракетами (проекты 670, 670М). Это первые советские одновальные подводные лодки с одним атомным реактором. Впервые был реализован подводный старт крылатых ракет. В 1969 г. в Северодвинске построена уникальная АПЛ с крылатыми ракетами (проект 661), не имевшая аналогов в мире. Она была полностью из титанового сплава и развивала скорость до 44,7 узла – рекорд, который вряд ли будет превзойден в обозримой перспективе. Создание многоцелевых атомных подлодок шло по двум направлениям. В 1967–1992 гг. на трех заводах было построено 48 АПЛ (проекты 671, 671РТ и 671РТМ), вооруженных торпедами и противолодочными ракетами. Эти подводные лодки, как и ракетные АПЛ проекта 667БДРМ с новым радиоэлектронным вооружением, по своим характеристикам были промежуточными кораблями между вторым и третьим поколениями.

Одновременно создавались уникальные противолодочные АПЛ – по проектам 705, 705К. Эти скоростные титановые автоматизированные подлодки намного опередили свое время. Всего построено 7 АПЛ этого типа с жидкометаллической АППУ.

Флот успешно продвигался к паритету с ВМФ США. В 1970е гг. на отечественных верфях было спущено на воду втрое больше АПЛ, чем в США. К началу 1980х гг. резко улучшились качественные характеристики отечественной военно-морской техники. При создании лодок первого и частично второго поколений недостаточное внимание уделялось их шумности. Во главу угла ставились количество построенных лодок, скорость и глубина погружения. Из-за большой шумности и слабой гидроакустики отечественные АПЛ первого поколения были практически глухи. Положение стало выправляться с середины 1970х гг. Благодаря усилиям ученых и конструкторов при ведущей роли ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова последние лодки второго поколения в области снижения физических полей значительно превосходят по скрытности первые АПЛ.

АПЛ третьего поколения

Начало работ по созданию АПЛ третьего поколения в истории атомного подводного кораблестроения относится ко второй половине 1970х – началу 1980х гг. Внедрение нового оружия и радиоэлектронного вооружения резко увеличило водоизмещение атомных подлодок. Даже многоцелевые лодки выросли по водоизмещению почти до ракетоносцев второго поколения, а водоизмещение ракетных АПЛ достигло почти 25 тыс. тонн. Естественно, это потребовало реконструкции производственных мощностей. Были созданы крупнейший в мире судостроительный комплекс на Севмашпредприятии, новый комплекс в Горьком. Первая АПЛ третьего поколения вошла в строй в начале 1980х гг. Создание подводных систем с сопоставимыми характеристиками в СССР и США произошло практически одновременно. Параллельно строились стратегические АПЛ (по проекту 941, 6 единиц) с 20 твердотопливными баллистическими ракетами – крупнейшие в истории подводного флота, а также и атомные лодки по проектам 949, 949А (13 единиц) с 24 крылатыми ракетами. Продолжалась постройка стратегических АПЛ по проекту 667БДРМ. Новое поколение многоцелевых подлодок появилось в середине 1980х гг. Одновременно вошли в строй головные АПЛ (проекты 945 и 971) с близкими характеристиками, но отличающиеся материалом корпуса. В Горьком было построено 4 титановых АПЛ по проектам 945 и 945А, а в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске – 13 стальных АПЛ по проекту 971. Последние не уступают в скрытности лучшим иностранным атомным подводным лодкам.

В 1983 г. ВМФ была передана опытная глубоководная титановая атомная подлодка (проект 685) с глубиной погружения до 1000 м – самая глубоководная боевая лодка. До последнего времени многономенклатурность была серьезным недостатком атомного подводного флота и всей отечественной техники. Зачастую на стадии научно-исследовательских и проектных работ решение об оптимальном варианте развития подводной техники не рассматривалось. В опытное производство и даже в серию нередко шли параллельно два и более проекта близкого назначения. Частично это можно было оправдать ненадежностью первых АППУ. До начала 1980х гг. одновременно строились АПЛ с водо-водяными установками и с АППУ с жидкометаллическим теплоносителем. Строились подлодки со стальными и титановыми корпусами.

На момент распада СССР на российских заводах в различной степени готовности для ВМФ находились 36 подводных лодок, в том числе 29 – атомных. Часть из них достроили, а постройка кораблей с малой степенью готовности прекратилась. Некоторые из них до сих пор на стапелях ждут решения своей участи. Сегодня в России продолжается вялотекущая достройка АПЛ третьего поколения, начали строить корабли четвертого поколения, строятся дизель-электрические лодки. Строительство атомных подлодок практически полностью сосредоточено в Северодвинске. Проектирование лодок четвертого поколения, начатое еще в 1977–1978 гг., по различным причинам затянулось. Первыми пошли в постройку многоцелевые АПЛ. Головная из них – «Северодвинск» – заложена в декабре 1993 г. В ноябре 1996 г. на соседнем стапеле в эллинге Севмашпредприятия заложен головной стратегический ракетоносец четвертого поколения «Юрий Долгорукий». Однако постройка этих кораблей при существующем уровне финансирования ведется чрезвычайно низкими темпами. В настоящее время военное российское кораблестроение переживает глубокий кризис. Остается надеяться, что юбилейную, 250-ю, атомную подводную лодку ВМФ России увидит до 2010 г.

Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива

12.2008 Лучшей заменой АЭС в Литве будет газ

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: - Атомные станции очень сложно и дорого строить. Есть опасения, что заявленные "советские" темпы - по два реактора в год - соблюдаться не будут, тем более в условиях кризиса. У нас в этой сфере достаточно много проблем - и в машиностроении, и у всех остальных участников производственной цепи. Надо понять, кто будет строить реакторы, кто будет строить станции, и надо помнить, что мощностей для строительства реакторов очень мало,..

7.2009 Условие получения зарубежных заказов на АЭС - льготные госкредиты

С.В.Кириенко, глава госкорпорации "Росатом"фрагмент стенограммы выступлений на Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономикиУважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В первую очередь мы представили слайд (материалы у всех членов комиссии есть и в руках, и на экране), который демонстрирует, насколько быстрее растёт потребление всех энергоресурсов, особенно электроэнергии, в сравнении с ростом населения.

4.2007 Поговорим профессионально

А.Н.Ирецкий, Санкт-Петербург С наступлением атомной эры в обществе распространился иррациональный страх перед ядерными, химическими и другими современными технологиями. Давно известно, что неловкие попытки избавить человека от каких-то мыслей, приводят к появлению навязчивых страхов – фобий. Попытки избавиться «в лоб» от мыслей определенной тревожной тематики ведут к усилению страха.