Предлагаем определить позицию

В советские времена инженеры, тем более «ядерные», были элитой. Теперь – нет. Возможность стать инженером не рассматривается большинством молодежи как реальный шаг к дальнейшему карьерному росту. При среднем уровне зарплаты в отрасли (без учета АЭС) 14 тыс. руб./мес. высокого качества жизни ожидать не приходится. На АЭС зарплата повыше, но попасть туда сложнее. Про НИИ вообще говорить не хочется…

Однако интерес к ядерному образованию снижается и по целому ряду иных причин. Мы до сих пор расплачиваемся за Чернобыль, точнее за развернутую вокруг него «черную» PR-кампанию. Согласно опросу ВЦИОМ (24 апреля 2006 г.) 63% россиян считают, что подобная катастрофа может повториться на одной из российских АЭС. Меньше, чем в 2001 г. (74%), но все же… можно довольно ярко себе представить, как обеспокоенные родители лишают отрасль будущего хорошего инженера, убеждая его пойти учиться на кафедру, которая «поближе к нефти или газу». А уровень школьной подготовки? Он все дальше и дальше от вузовских требований, тем более требований ядерного образования. Сами выпускники это хорошо осознают. Наверное, многим из представителей приемных комиссий приходилось отвечать на вопрос: «А где у вас учиться полегче?». И дело здесь не только в слабой естественнонаучной подготовке выпускников школ, без которой очень трудно стать хорошим «ядерным» инженером, но и в том, что абитуриент надеется подрабатывать во время своего обучения в вузе. Не жить же на 600 рублей в месяц?! Так мы теряем абитуриентов. Конкурс на «ядерные» специальности колеблется в пределах 1.6–1.9, при среднем по стране 1.75–2.03. Какая ситуация сложится в 2009 г., когда число выпускников школ упадет на 25–30%, можно представить уже сейчас. Минобрнауки достаточно конкретно дало понять, что конкурс останется на прежнем уровне за счет сокращения приема и упразднения непрофильных специальностей. Это означает, что число выпускаемых инженеров снизится (а отраслевая потребность в кадрах в связи с «наполеоновскими» планами Росатома, наоборот, возрастет).

По-видимому, уволят и часть профессорско-преподавательского состава. Вот по кому власть может смело бить. Спокойные, интеллигентные люди, работающие на остатках энтузиазма за смешную зарплату, пока еще обеспечивают достаточный уровень подготовки выпускников вузов. Но приток молодежи в сферу образования резко снижается, ведь государство оценивает работу ассистента госвуза примерно в 2500 руб./мес. Вероятно для того, чтобы он не имел никаких стимулов к воспроизводству себе подобных. А если без иронии, то молодому человеку (будь он преподаватель, аспирант или студент) приходится подрабатывать (чаще всего не по специальности), чтобы обеспечить себе хотя бы удовлетворительные условия жизни. Последствия такой подработки ясны и видны всем: преподаватели теряют квалификацию.

Недостаточны также расходы на подготовку студентов (менее 25 тыс. руб. на человека в год). Они на порядок ниже, чем в Европе. В случае наукоемких и высокотехнологичных «ядерных» специальностей, это означает, что вузы выпускают «бумажных» инженеров, которые в глаза не видели новой техники. Результат – падение качества практической подготовки молодых специалистов. Мы практически не участвуем в международных сетях ядерного образования, у нас нет программы сохранения, развития и управления ядерными знаниями, несмотря на весь имеющийся потенциал в самой инновационной области ядерной энергетики – реакторах на быстрых нейтронах. Созданный 2 февраля 2006 г. образовательный Консорциум «Российский ядерный инновационный университет» – надежда российского ядерного образования – молчит, ждет выигрыша в национальной лотерее «Качественное образование». А если он не выиграет – конец всем планам?

Государство пытается провести кардинальные реформы. В результате неумело, но с российским размахом, оттого «с закрытыми глазами» проведенных реформ, мы можем потерять бесплатную систему вузовского образования, стать придатком европейского пространства высшего образования. Кого мы будем посылать на предприятия отрасли: бакалавров-техников, которые ничего не смыслят в атомной энергетике, потому что им прочли лишь урезанные до невозможности спецкурсы? Хочется верить, что в Минобрнауки понимают эту проблему.

К осени 2006 г. подоспел еще целый ряд федеральных «подарков». Произведены налоговые усовершенствования (читай – значительно увеличено налоговое бремя) в сфере землепользования и спецжилья. 11 октября 2006 г. Дума «тихо» приняла в третьем чтении закон «Об автономных учреждениях», который подразумевает дальнейшую приватизацию вузов (правда, при согласии его работников), и против принятия которого выступали Совет ректоров России и профсоюзы образования, науки и культуры. Разработаны проекты ранжирования высших учебных заведений, вероятно по показателям «элитности», планируется отделение «золотой сотни» вузов, которые только и получат стопроцентное государственное финансирование. Опасность налицо. Может, Президент ее осознает и не подпишет пресловутые законодательные акты? Но нет, на встрече с ректорами вузов 8 июня 2006 г. он четко высказался о том, что лучше пытаться что-то сделать, чем бездействовать. Бесспорно, но… Теперь о национальном проекте «Качественное образование». Это, конечно, полумера, но без нее никак нельзя. Другое дело, что деньги в рамках конкурса на «лучший инновационный вуз» получили учебные заведения, у которых дела и так были неплохи, в том числе из «ядерных» вузов только один дошел до пьедестала почета – МГТУ им. Баумана. Однако победители конкурса (несомненные кандидаты в «золотую сотню») не замечают опасности. Имя ей – инновационность. Не критика, а просто пример: в нижегородском университете после выигрыша многие резко начали заниматься нанотехнологиями. Но так, в угоду инновационности, можно полностью разрушить сложившиеся направления, которые сейчас никому не нужны, а через несколько лет – понадобятся. В еще большей опасности чисто теоретические исследования.

Так или иначе, «ядерные» вузы и профильные кафедры нуждаются в поддержке государства. Ясно, что средств, выделяемых в рамках соглашения между Минобрнауки и Росатомом о сотрудничестве в области развития приоритетных направлений науки, технологии и техники (от 8 февраля 2006 г.) хватит лишь на поддержание имеющейся материально-технической базы, но не на ее совершенствование. В федеральной целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» не предусмотрено выделение средств из федерального бюджета на НИОКР. Правда, специалисты говорят, что в Росатоме есть проекты программ по новой технологической платформе и ядерно-оружейному комплексу и вот там, как раз, содержатся миллиардные суммы, которые будут выделены на подготовку кадров. Что ж, будем надеяться, что они не уйдут в песок.

Единственное, что вызывает оптимизм – это неравнодушие молодежи к судьбе атомной отрасли. Ядерное образование – это одна из составляющих национальной безопасности России, а совершенствование отраслевой кадровой политики жизненно необходимо для привлечения талантливой молодежи. Поэтому «ядерная» молодежь Санкт-Петербурга и Ленобласти организовала и провела 28 сентября 2006 г. в рамках Международного ядерного форума в Санкт-Петербурге круглый стол «Молодые специалисты и проблемы ядерной отрасли: ядерное образование и кадровая политика». Приводим текст официального пресс-релиза.

Это решение направлено в адрес Росатома и Минобрнауки. Кроме того, в общее решение форума по настоянию организаторов круглого стола был включен соответствующий пункт, посвященный важности совершенствования системы подготовки кадров для атомного энергопромышленного комплекса России, а также поддержки молодых специалистов. По окончании круглого стола было проведено рабочее заседание Санкт-Петербургского представительства Молодежного отделения Ядерного общества России, на котором был принят ряд принципиальных решений: Молодежное отделение должно вновь стать неотъемлемой частью Ядерного общества Санкт-Петербурга и находиться напрямую под его юрисдикцией, необходимо разработать Положение о Молодежном отделении Ядерного общества Санкт-Петербурга в новых условиях и активизировать его работу после длительной стагнации. Эти изменения вступят в силу после конференции Ядерного общества Санкт-Петербурга, которая состоится в конце 2006 года. Организаторы надеются на дальнейшее продолжение сотрудничества с участниками мероприятия и начинают подготовку к следующему круглому столу в сентябре 2007 года.

Итак, мы не имеем права далее закрывать глаза на проблему подготовки кадров для атомного энергопромышленного комплекса России, иначе его развитие просто невозможно. Говоря языком сравнений, Росатом взял новый лист бумаги и написал на нем: «Атомный проект-2». Мы предлагаем вместе воплощать его в жизнь.

Подготовил Андрей Акатов

Круглый стол МОЯОР в Санкт-Петербурге

Целью проведения круглого стола являлось привлечение внимания руководства и специалистов отрасли к важнейшим вопросам профессионального образования; выработка наиболее действенных путей решения задач, с которыми сталкиваются молодые специалисты после окончания института.

На заседании присутствовал и выступил с краткими комментариями начальник Управления ядерной и радиационной безопасности Росатома Александр Михайлович Агапов. Он признал остроту имеющихся проблем, но призвал собравшихся к оптимизму в связи с изменениями в политике государства в отношении атомной энергетики. Прорисовываются нечеткие очертания государственных программ бюджетной поддержки системы подготовки кадров.

В ходе собрания с докладами и репликами выступили представители предприятий, вузов, НИИ и общественных объединений Санкт-Петербурга и Ленобласти, в т.ч. ректор Института атомной энергетики (филиала) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г.Сосновый Бор Анатолий Павлович Еперин, и.о. председателя Ядерного общества Санкт-Петербурга Владимир Александрович Лебедев. Выступающими были поставлены острые вопросы из области подготовки кадров и отраслевой кадровой политики.

В результате было принято решение, одобренное 29 сентября на пленарном заседании Международного ядерного форума.

Участники круглого стола договорились в дальнейшем расширять взаимное сотрудничество в сфере ядерного образования в рамках имеющихся возможностей (в т.ч. под эгидой Ядерного общества России), обсудить результаты этого взаимодействия на круглом столе «Молодые специалисты и проблемы ядерной отрасли: ядерное образование и кадровая политика» в рамках Международного ядерного форума-2007.

Решение круглого стола рассмотрено и одобрено на пленарном заседании Международного ядерного форума-2006.

Решение круглого стола «Молодые специалисты и проблемы ядерной отрасли: ядерное образование и кадровая политика»

28 сентября 2006 года в рамках Международного ядерного форума в Санкт-Петербурге прошел круглый стол «Молодые специалисты и проблемы ядерной отрасли: ядерное образование и кадровая политика», в котором приняли участие 58 представителей (в т.ч. студенческая молодежь и представители СМИ) из 15 организаций. Круглый стол был организован Санкт-Петербургским представительством Молодежного отделения Ядерного общества России – СПбП МОЯОР. В ходе заседания было заслушано 8 докладов. По окончании мероприятия было проведено рабочее заседание СПбП МОЯОР.

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

– приветствуя взятый Правительством РФ курс на увеличение доли атомной энергетики как единственно возможный в сложившихся условиях путь развития энергетической системы страны,

– поддерживая стратегию развития атомного энергопромышленного комплекса (АЭПК) России, разработанную Федеральным агентством по атомной энергии и одобренную Правительством РФ,

– учитывая важность кадровой составляющей в такой наукоемкой и высокотехнологичной отрасли как атомная энергетика и на сопутствующих производствах, а также необходимость научно-исследовательского и опытно-конструкторского сопровождения программы развития АЭПК России,

– осознавая снижение привлекательности профильного (ядерного) образования, а также работы в АЭПК для населения, связанные как с чисто экономическими, так и с социальными проблемами,

– учитывая недостаточное государственное финансирование вузов, в том числе и осуществляющих подготовку кадров для АЭПК России,

– отмечая общее падение качества практических навыков специалистов, выпускаемых национальной системой высшего технического образования,

– выражая обеспокоенность в связи с проводимой в стране реформой системы высшего образования, которая может усилить этот процесс,

– отмечая слабое участие России в международных сетях ядерного образования,

– считая, что перечисленные выше проблемы профильного (ядерного) образования могут отрицательным образом сказаться на развитии национального АЭПК, если не затормозить его полностью,

– поддерживая создание образовательного консорциума «Российский ядерный инновационный университет» (РЯИУ) как первый (в новых условиях) шаг по развитию единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров для Росатома,

– понимая необходимость государственной поддержки и совершенствования этой системы,

ОБРАЩАЮТСЯ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ АГЕНТСТВУ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:

1. Использовать все имеющиеся возможности для поддержки образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для АЭПК России.

2. Вернуть «ядерным» вузам статус двойного учредительства (Росатом + Минобрнауки); ядерное образование посредством административной реформы вновь должно стать профильной функцией Росатома.

3. Обеспечить полное и своевременное финансирование программ в рамках соглашения с Минобрнауки (от 08.02.2006) о сотрудничестве в области развития приоритетных направлений науки, технологии и техники.

4. Добиться финансирования «Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003–2010 годы» или сформулировать новую программу.

5. Увеличить число стипендий Росатома для студентов и аспирантов, обучающихся в области инженерного и ядерного образования.

6. Способствовать развитию и укреплению связей профильных вузов и кафедр с отраслевыми предприятиями и учреждениям как в плане подготовки студентов, так и проведения совместных НИР. Обязать предприятия Росатома принимать студентов профильных вузов и кафедр для прохождения практики.

7. Проводить последовательную политику по улучшению имиджа отрасли, особенно среди выпускников школ с привлечением сил Ядерного общества России (ЯОР) и его Молодежного отделения (МОЯОР); способствовать, в т.ч. и финансово, профориентационной работе профильных вузов и кафедр.

8. Активно сотрудничать с Российским ядерным инновационным университетом (РЯИУ) в рамках принятой Консорциумом «Программы действий на 2007–2010 годы», способствовать его вхождению в международные сети ядерного образования.

9. Принимая во внимание возрастной состав работников АЭПК, на предприятиях Росатома более активно привлекать молодых специалистов к самостоятельной и творческой работе, обучать их навыкам руководящей работы и расширять возможности для самореализации.

10. Принять экономические и организационные меры для повышения привлекательности работы в атомной промышленности для молодежи.

11. Предприятиям Росатома начинать отбор сотрудников с момента начала работы студента на выпускающей кафедре, а в перспективе и финансировать его обучение.

12. Проводить на предприятиях Росатома индивидуальную аттестацию молодых специалистов уже в течение первых трех лет работы.

13. Руководству Агентства определить официальную позицию Росатома по проблемам ядерного образования и кадровой политики.

ОБРАЩАЮТСЯ К МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ:

1. Использовать все имеющиеся возможности для поддержки образовательных учреждений, ведущих подготовку кадров для АЭПК России.

2. Активно работать с Росатомом в рамках совместных программ над совершенствованием системы подготовки квалифицированных кадров для АЭПК России.

3. Особо рассмотреть вопрос о влиянии реформы высшего образования на качество работы профильных для Росатома вузов и качество выпускаемых специалистов; разработать для «ядерных» бакалавров образовательные программы четырехлетней подготовки, содержащие не менее 25% специальных курсов. В случае если будет сохранена современная схема подготовки специалистов (инженеров), считать срок 5,5 лет минимально необходимым для подготовки квалифицированного молодого специалиста.

4. Рассчитывать число бюджетных мест при приеме на профильные кафедры вузов, исходя из потребностей отрасли.

5. Повышать уровень подготовки молодых специалистов в вузах, в т.ч. и за счет совершенствования образовательных программ, т.е. приведения их в соответствие с современными реалиями и потребностями отрасли. Ввести в вузах обязательные вводные курсы по современному состоянию, целям и задачам АЭПК.

6. Ввести целевое распределение студентов бюджетной формы обучения на предприятия и в организации государственной формы собственности с обязательной отработкой в течение 3–5 лет.

7. Ввести практику курирования выпускников профилирующих кафедр в период их становления как специалистов (1–3 года); в дальнейшем оценивать качество обучения на профильных кафедрах с учетом профессиональной деятельности их выпускников.

Журнал «Атомная стратегия» № 26, ноябрь 2006 г.

назад

Материалы из архива