Органы регулирования ЯРБ, имеющие коллегиальную структуру

Информация от читателя сайта www.proatom.ru


В соответствии с положениями международных договоров (Конвенция о ядерной безопасности, Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами), требованиями и рекомендациями МАГАТЭ и АЯЭ ОЭСР, сложившейся мировой практикой и национальным законодательством стран, использующих атомную энергию в мирных целях, орган регулирования должен быть независим от органов власти.


В функции власти входит управление использованием атомной энергии и развитие атомной энергетики. Независимость органа регулирования понимается как свобода в принятии регулирующих решений, с учетом того, что во главу угла ставится не экономическая выгода, а  обеспечение безопасности населения и окружающей среды.

В ряде стран с развитой демократией и развитым ядерным энергетическим сектором понятие независимости органа регулирования трактуется более широко. Речь идет об относительной независимости от правящих политических сил и партий, вернее о демократическом принципе учета мнения меньшинства при принятии решений. Для реализации такого принципа создается коллегиальный орган – Комиссия, члены которой, принимающие решение, выбираются  по разным правилам в каждой отдельной стране. На настоящий момент коллегиальная структура органа регулирования ядерной и радиационной безопасности реализована в США, Канаде и Испании и находится в стадии формирования во Франции в соответствии с законом об открытости и безопасности в ядерной сфере от 13 июня 2006 года.

Комиссия по ядерному регулированию США. Комиссия по ядерному регулированию (КЯР) США возглавляется пятью комиссионерами, назначаемыми Президентом и утверждаемыми Конгрессом США на пятилетние сроки (комиссионер, как правило, может занимать свой пост не более двух пятилетних сроков). Каждый год истекает срок службы одного комиссионера, то есть, обеспечивается преемственность работы Комиссии. В соответствии с особенностями избирательной системы США (двухпартийная система), три комиссионера представляют партию большинства в Конгрессе США, два комиссионера – партию меньшинства. Один из комиссионеров назначается Президентом США на должность Председателя КЯР. Председатель является главным должностным лицом и официальным спикером от КЯР. Он несёт ответственность за осуществление административной, организационной работы, за долгосрочное планирование, расходование бюджета и ряд других функций Комиссии. Председатель  имеет исключительные полномочия в выполнении всех функций КЯР. Комиссионеры курируют следующие направления работ КЯР: эффективность процесса регулирования; внутренние и внешние связи Комиссии, разработка стратегического плана; связь с общественностью и лицензиатами; правовые вопросы, связь с Конгрессом.

Решения по всем основным вопросам принимаются комиссионерами на коллегиальной основе в соответствии с рекомендациями комитетов комиссии, однако Председатель ввиду своих исключительных полномочий может заблокировать то или иное решение, направить его на доработку или предложить свой вариант.

Одним из основных плюсов организационной структуры КЯР США является независимость в принятии решений по всем важным для регулирования вопросам. Выплаты лицензиатов составляют основу бюджета КЯР США. 

Комиссия по ядерной безопасности Канады. Комиссия по ядерной безопасности (КЯБ) Канады осуществляет регулирование использования атомной энергии, регулирование вопросов ядерной и физической безопасности ядерных материалов и предприятий ядерного топливного цикла, а также отвечает за соблюдение международных обязательств Канады по мирному использованию атомной энергии.

В соответствии с Актом по ядерной безопасности и контролю Комиссия  должна состоять не более чем из семи постоянных членов, назначаемых Советом при королеве по представлению Губернатора Канады сроком не более чем на 5 лет. Также могут назначаться временные члены Комиссии (сроком не более 6 месяцев). Персонал Комиссии составляет примерно 550 человек. Один из членов Комиссии является одновременно Президентом Комиссии и Главным исполнительным должностным лицом этой организации. Организация играет роль арбитража, принимая независимые решения в вопросах лицензирования связанной с атомной промышленностью деятельности, устанавливает юридически обязательные нормы и правила, а также отвечает за влияние атомной энергетики на здоровье населения и на окружающую среду. В настоящее время около 81% расходов КЯБ покрывается за счёт средств, получаемых от сборов за выдачу лицензий и разрешений.

Комиссия по ядерной безопасности Испании. Комиссия по ядерной безопасности (КЯБ) Испании была образована в 1981 году по аналогии с КЯР США. КЯБ Испании состоит из пяти членов, один из которых является Президентом Комиссии. На ряде совещаний и международных конференций не раз отмечалось, что коллегиальная система органа регулирования Испании обеспечивает его независимость в большей степени, поскольку Правительство и оппозиционные партии должны придти к согласию при выборе комиссионеров и Президента Комиссии. В Испании Президент и один Комиссионер назначаются правящей политической партией, Вице-президент и еще один Комиссионер назначаются самой крупной оппозиционной партией, из партий, представленных в Правительстве, а еще один Комиссионер – второй по величине оппозиционной партией. Поскольку Комиссионеры являются представителями разных политических партий, решения не принимаются по политическим причинам. Президент и члены КЯБ Испании назначаются сроком на 6 лет, но срок полномочий истекает не одновременно для всех. Как правило, срок полномочий Президента и двух Комиссионеров истекает в один день, а двух других Комиссионеров -  в другой, что обеспечивает преемственность.

Орган регулирования ядерной и радиационной безопасности (ОРЯРБ) Франции.
В течение последних лет система регулирования ядерной и радиационной безопасности во Франции претерпевала изменения в поисках оптимальной структуры для обеспечения независимости органа регулирования. Летом 2006 года был принят закон, определяющий полномочия, функции и обязанности органа регулирования, а также его структуру. В соответствии с новым законом коллегиальный орган регулирования Франции будет представлять собой Комиссию, состоящую из пяти членов, назначаемых указом на основании их компетенции в области ядерной безопасности и радиационной защиты. Три члена Комиссии, включая ее председателя, назначаются Президентом Республики. Два других члена назначаются соответственно Президентом Национальной Ассамблеи и Президентом Сената. Срок полномочий членов Комиссии – 6 лет. Предельный возраст членов Комиссии – 65 лет. При образовании Комиссии, то есть при первом выборе ее членов, сроки их полномочий – разные для обеспечения в будущем преемственности в работе. Председатель комиссии назначается сроком на шесть лет, а срок полномочий двух членов Комиссии, назначаемых Президентом Республики, определяется жребием и составляет соответственно 4 и 2 года. Срок полномочий двух других членов Комиссии, назначаемых президентами парламентских ассамблей, определяется жребием и составляет соответственно 4 года для одного из них и 6 лет – для другого. Срок полномочий членов Комиссии не возобновляется.

В случае равенства голосов при принятии решений голос Председателя является решающим. Оплата труда Председателя и членов Комиссии осуществляется в соответствии с оплатой двух высших категорий правительственных служащих. В настоящее время во Франции идет формирование Комиссии. Результаты должны быть объявлены не позже, чем до конца октября 2006 года.

Плюсы коллегиальной структуры органа регулирования:
1.                     Независимость в принятии регулирующих решений не только от экономических, но и политических мотивов;
2.                     Преемственность в работе из-за разницы в окончании срока полномочий разных членов комиссии;
3. Четко определенные сроки полномочий.  

назад

Материалы из архива

9.2009 Ядерный полураспад

Руслан Горевой, газета «Наша Версия»Авария на Саяно-Шушенской ГЭС застала врасплох и российских энергетиков, и тех, кто планировал государственный бюджет текущего года. Устранение последствий катастрофы обойдётся казне в 40 млрд. рублей. Впрочем, реально истратить на энергетику придётся в десятки раз больше. Всё дело в том, что вслед за «РусГидро», восстанавливающим разрушенную СШГЭС, в очередь за государственными миллиардами готовы выстроиться и ядерщики.

4.2006 Новости корпорации «ТВЭЛ»

Болгарские журналисты посетили «МСЗ» и Росатом 10 апреля делегация представителей СМИ Болгарии посетила «Машиностроительный завод» в Электростали. Журналисты осмотрели цеха по производству твэлов и изготовлению топливного порошка, а также встретились с директором завода О.В. Крюковым. Затем в Москве, в здании Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) для них был проведен брифинг.

1.2006 Ядерные материалы: проблемы собственности

А.И.Иойрыш, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, руководитель проблемной группы мирного использования атомной энергии Института государства и права РАН; В.Г.Терентьев, д.т.н., профессор, лауреат Государственной премии СССР, начальник отделения законотворческой деятельности ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» Росатома; А.Б.Чопорняк, к.ю.н., начальник отдела законотворческой деятельности ФГУП «ЦНИИАТОМИНФОРМ» Росатома До принятия закона «Об использовании атомной энергии» юридические лица в сфере своей хозяйственной деятельности заключали договора поставки и купли–продажи, в том числе и в отношении ядерных материалов, в соответствии с действующим ГК РФ.