А ''Ленин''-то, оказывается, жив!

Сергей Лесков, газета "Известия"

В августе весь атомный ледокольный флот России перейдет под контроль госкорпорации "Росатом". До последнего времени им управлял частный бизнес - принадлежащее "ЛУКОЙЛу" Мурманское морское пароходство. Теперь же обновленная госкомпания "Атомфлот" будет не только управлять существующими ледоколами, но и строить новые. Решение это вынужденное. Возникла угроза, что через 10 лет в стране останется всего... один ледокол. Это никак не вяжется с нашими грандиозными планами освоения арктического шельфа. В стратегически важном регионе, где переплелись интересы многих держав, Россия сохранит самый мощный ледокольный флот.


Проблему ледоколов наше государство пытается решить уже давно. В 2000 году Владимир Путин (тогда еще не прошло и месяца, как он был избран президентом) провел на борту атомного ледокола "Россия" совещание по перспективам развития Севера. Президент расставил акценты: альтернативы ледокольному флоту в освоении богатств Арктики нет. Еще тогда Путин потребовал от Минтранса России, к которому нежданно-негаданно из рук Минатома перешел атомный флот, сделать ставку на его развитие. Прошли все сроки: задача для Минтранса, не имеющего нужных специалистов, оказалась не по плечу. Новые суда не строились, флот нещадно эксплуатировался и приближался к роковой черте исчерпания ресурса. Меж тем работать на Севере без атомных ледоколов невозможно. Канада уже заявила о программе строительства атомных ледоколов, и США на подходе.

Всемирная схватка за ресурсы Арктики уже началась, благо глобальное потепление облегчает доступ к ним. Россия первой заявила свои права на шельф: год назад наши ученые установили флаг на дне Северного Ледовитого океана.

Другие "претенденты" немедленно закатили истерику. США, Канада и ЕС заявили претензии и снаряжают свои экспедиции. Спор за энергоресурсы Арктики будут вести политики, но мы просто не сможем в нем участвовать, если до этих ресурсов нам будет не на чем добраться. Кстати, по прогнозам, грузопоток ледоколов к 2015 году вырастет в 8 раз - до 16 млн тонн. Для самоокупаемости нашего атомного флота достаточно 8 млн тонн. Так что дело это выгодное и государству убытки вроде бы не грозят.

Сейчас у России 9 атомных ледоколов - "Ленин" (1959), "Арктика" (1975), "Сибирь" (1977), "Россия" (1985), "Таймыр" (1988), "Советский Союз" (1990), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1992, прежнее название - "Октябрьская революция"), "50 лет Победы" (2007, хотя первый раз был спущен на воду в 1993 году), атомный лихтеровоз "Севморпуть" и 5 судов атомного технологического обеспечения.

"Ленин" - первый в мире атомный ледокол - стоит на приколе, в нем сейчас музей. "Сибирь" тоже выведена из эксплуатации. На ходу остается семь. Но после того как государство возьмет управление флотом на себя, у нас появятся другие. В ЦКБ "Айсберг" в Санкт-Петербурге уже ведется разработка нового атомного ледокола. Проект будет готов к 2009 году, в 2015 году его спустят на воду. Всего России для работы в Арктике потребуется не меньше семи новых ледоколов. Их строительство как раз и должен будет обеспечить обновленный, полностью государственный "Атомфлот".
На развитие атомного ледокольного флота в 2008 году Россия выделит 800 млн рублей. "Росатом" уже объявил, что оператор на пульте атомного ледокола должен получать не меньше, чем оператор на АЭС. В октябре 2008 года зарплата в "Атомфлоте" вырастет на 30%, в первом полугодии 2009 года - еще на 30%.

Для обслуживания судов, в том числе и новых, будут создавать инфраструктуру. Например - для переработки радиоактивных отходов. Вчера в Москве в присутствии главы "Росатома" Сергея Кириенко и министра производственной деятельности Италии Клаудио Скайолы в рамках инициативы "Глобальное партнерство" по ядерной безопасности подписано соглашение о строительстве контейнеровоза грузоподъемностью 720 тонн для отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов любого типа, вплоть до реакторного отсека подводной лодки. Его рейсы начнутся в 2011 году.

Это только один из многих проектов "Атомфлота", который в перспективе должен стать самым мощным в мире ледокольным предприятием. Кстати, когда-то "Атомфлот", созданный для обслуживания ледокола "Ленин", назывался "База-92". Это был архаичный деревянный причал на окраине Мурманска. Таинственное название (видимо, чтобы враги не догадались) соответствовало номеру урана в Периодической системе элементов. Активное строительство "Атомфлота" началось в 1970-е годы и замерло во времена "перестройки". Теперь, возможно, все вернется на круги своя.


Хотели пустить "на иголки", но сделали музей

У причала Мурманского морского пароходства "на виду" всегда пришвартованы те атомоходы, что на ходу. Они чистенькие, у гостей глаз радуется. До старичка "Ленина" еще надо добраться - он на приколе с 1989 года, стоит "на галерке". Уже давно на нем нет ядерной установки, да и само судно хотели было пустить "на иголки", но все руки не доходили. Теперь "Ленин" - музей. Шутка ли, ледокол не один раз прошел от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря. За тридцать лет работы на его счету 654 400 миль.

За "Лениным" ухаживают так, как ухаживают за очень пожилым человеком, который уже не может о себе позаботиться. На корабле - целая команда во главе с капитаном Сергеем Смирновым. В его кабинете старые фотографии, а в кают-компании - вытертые бархатные стулья. "Вот на этом сидел король Норвегии Харальд V", - капитан, похоже, уже прекрасно освоил ремесло экскурсовода. А на рояле, который стоит в музыкальном салоне, когда-то играла Александра Пахмутова. Из кухни по соседству тянет только что сваренной гречкой.

Совсем другая картина - на гораздо более молодом "Таймыре". Его в беспокойные 1990-е превратили в... круизный лайнер. Почти что в роскошную яхту. Отогнали за границу для "тюнинга", финны оборудовали роскошные каюты и ресторан "высокой кухни"... Заморские миллионеры и арабские шейхи охотно отдавали по $10 тысяч за тур к Северному полюсу. Тогда для нашего нищего флота это было спасением. Впрочем, и сейчас можно "скататься" в такую экскурсию на "Ямале" или "50 лет Победы", правда, уже за $20 тысяч с носа. Суда, конечно, для круизов не предназначены, поэтому толстосумов трясет. И очень шумно. А еще... унизительно. Для страны, обладающей самым могучим в мире ледокольным флотом.

Опубликовано в "Известиях" 29.07.2008

назад

Материалы из архива

6.2008 Реформы не ради реформ

Редакционная статья «Независимого военного обозрения»: - В Минобороны запланировано совещание, где будет определяться облик Вооруженных сил страны. Это станет как минимум пятой попыткой реформирования Российской армии… Покойный маршал России Игорь Сергеев пытался выйти из кризиса, создать стратегические силы сдерживания, объединить под единым руководством РВСН, авиационные и морские СЯС, СПРН, Систему контроля космического пространства.

11.2006 Духовное первично…

Е.А.Шашуков, директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» Надежда на ренессанс ядерной энергетики заставила руководителей атомной отрасли, ученых, вузовских преподавателей, студентов обратить внимание на состояние дел в области ядерного образования, имеющего самое непосредственное отношение к кадровой политике в атомной отрасли. В частности, этот вопрос обсуждался на круглом столе, состоявшемся в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, во время проведения Международного ядерного форума.

3.2008 Нужна ли России морская стратегия

Развитие военно-морской стратегии (ВМС) с древнейших времён и до наших дней шло параллельно с практикой  применения сухопутных и  военно-морских сил. В России основы ВМС заложили Пётр I , Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Период первой и второй мировых войн внёс свой вклад в военно-морское искусство и способствовал развитию военно-морской стратегии. Как создавалось военно-стратегическое направление в нашей стране , рассказывает Владимир Георгиевич  Лебедько, к.в.н., проф., контр-адмирал в отставке,  в течение ряда лет руководивший ведущими управлениями оперативно-стратегических штабов флота и сухопутных сил.