А ''Ленин''-то, оказывается, жив!

Сергей Лесков, газета "Известия"

В августе весь атомный ледокольный флот России перейдет под контроль госкорпорации "Росатом". До последнего времени им управлял частный бизнес - принадлежащее "ЛУКОЙЛу" Мурманское морское пароходство. Теперь же обновленная госкомпания "Атомфлот" будет не только управлять существующими ледоколами, но и строить новые. Решение это вынужденное. Возникла угроза, что через 10 лет в стране останется всего... один ледокол. Это никак не вяжется с нашими грандиозными планами освоения арктического шельфа. В стратегически важном регионе, где переплелись интересы многих держав, Россия сохранит самый мощный ледокольный флот.


Проблему ледоколов наше государство пытается решить уже давно. В 2000 году Владимир Путин (тогда еще не прошло и месяца, как он был избран президентом) провел на борту атомного ледокола "Россия" совещание по перспективам развития Севера. Президент расставил акценты: альтернативы ледокольному флоту в освоении богатств Арктики нет. Еще тогда Путин потребовал от Минтранса России, к которому нежданно-негаданно из рук Минатома перешел атомный флот, сделать ставку на его развитие. Прошли все сроки: задача для Минтранса, не имеющего нужных специалистов, оказалась не по плечу. Новые суда не строились, флот нещадно эксплуатировался и приближался к роковой черте исчерпания ресурса. Меж тем работать на Севере без атомных ледоколов невозможно. Канада уже заявила о программе строительства атомных ледоколов, и США на подходе.

Всемирная схватка за ресурсы Арктики уже началась, благо глобальное потепление облегчает доступ к ним. Россия первой заявила свои права на шельф: год назад наши ученые установили флаг на дне Северного Ледовитого океана.

Другие "претенденты" немедленно закатили истерику. США, Канада и ЕС заявили претензии и снаряжают свои экспедиции. Спор за энергоресурсы Арктики будут вести политики, но мы просто не сможем в нем участвовать, если до этих ресурсов нам будет не на чем добраться. Кстати, по прогнозам, грузопоток ледоколов к 2015 году вырастет в 8 раз - до 16 млн тонн. Для самоокупаемости нашего атомного флота достаточно 8 млн тонн. Так что дело это выгодное и государству убытки вроде бы не грозят.

Сейчас у России 9 атомных ледоколов - "Ленин" (1959), "Арктика" (1975), "Сибирь" (1977), "Россия" (1985), "Таймыр" (1988), "Советский Союз" (1990), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1992, прежнее название - "Октябрьская революция"), "50 лет Победы" (2007, хотя первый раз был спущен на воду в 1993 году), атомный лихтеровоз "Севморпуть" и 5 судов атомного технологического обеспечения.

"Ленин" - первый в мире атомный ледокол - стоит на приколе, в нем сейчас музей. "Сибирь" тоже выведена из эксплуатации. На ходу остается семь. Но после того как государство возьмет управление флотом на себя, у нас появятся другие. В ЦКБ "Айсберг" в Санкт-Петербурге уже ведется разработка нового атомного ледокола. Проект будет готов к 2009 году, в 2015 году его спустят на воду. Всего России для работы в Арктике потребуется не меньше семи новых ледоколов. Их строительство как раз и должен будет обеспечить обновленный, полностью государственный "Атомфлот".
На развитие атомного ледокольного флота в 2008 году Россия выделит 800 млн рублей. "Росатом" уже объявил, что оператор на пульте атомного ледокола должен получать не меньше, чем оператор на АЭС. В октябре 2008 года зарплата в "Атомфлоте" вырастет на 30%, в первом полугодии 2009 года - еще на 30%.

Для обслуживания судов, в том числе и новых, будут создавать инфраструктуру. Например - для переработки радиоактивных отходов. Вчера в Москве в присутствии главы "Росатома" Сергея Кириенко и министра производственной деятельности Италии Клаудио Скайолы в рамках инициативы "Глобальное партнерство" по ядерной безопасности подписано соглашение о строительстве контейнеровоза грузоподъемностью 720 тонн для отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов любого типа, вплоть до реакторного отсека подводной лодки. Его рейсы начнутся в 2011 году.

Это только один из многих проектов "Атомфлота", который в перспективе должен стать самым мощным в мире ледокольным предприятием. Кстати, когда-то "Атомфлот", созданный для обслуживания ледокола "Ленин", назывался "База-92". Это был архаичный деревянный причал на окраине Мурманска. Таинственное название (видимо, чтобы враги не догадались) соответствовало номеру урана в Периодической системе элементов. Активное строительство "Атомфлота" началось в 1970-е годы и замерло во времена "перестройки". Теперь, возможно, все вернется на круги своя.


Хотели пустить "на иголки", но сделали музей

У причала Мурманского морского пароходства "на виду" всегда пришвартованы те атомоходы, что на ходу. Они чистенькие, у гостей глаз радуется. До старичка "Ленина" еще надо добраться - он на приколе с 1989 года, стоит "на галерке". Уже давно на нем нет ядерной установки, да и само судно хотели было пустить "на иголки", но все руки не доходили. Теперь "Ленин" - музей. Шутка ли, ледокол не один раз прошел от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря. За тридцать лет работы на его счету 654 400 миль.

За "Лениным" ухаживают так, как ухаживают за очень пожилым человеком, который уже не может о себе позаботиться. На корабле - целая команда во главе с капитаном Сергеем Смирновым. В его кабинете старые фотографии, а в кают-компании - вытертые бархатные стулья. "Вот на этом сидел король Норвегии Харальд V", - капитан, похоже, уже прекрасно освоил ремесло экскурсовода. А на рояле, который стоит в музыкальном салоне, когда-то играла Александра Пахмутова. Из кухни по соседству тянет только что сваренной гречкой.

Совсем другая картина - на гораздо более молодом "Таймыре". Его в беспокойные 1990-е превратили в... круизный лайнер. Почти что в роскошную яхту. Отогнали за границу для "тюнинга", финны оборудовали роскошные каюты и ресторан "высокой кухни"... Заморские миллионеры и арабские шейхи охотно отдавали по $10 тысяч за тур к Северному полюсу. Тогда для нашего нищего флота это было спасением. Впрочем, и сейчас можно "скататься" в такую экскурсию на "Ямале" или "50 лет Победы", правда, уже за $20 тысяч с носа. Суда, конечно, для круизов не предназначены, поэтому толстосумов трясет. И очень шумно. А еще... унизительно. Для страны, обладающей самым могучим в мире ледокольным флотом.

Опубликовано в "Известиях" 29.07.2008

назад

Материалы из архива

1.2007 Про отходы, доходы и отложенные решения

Главная проблема в том, что пока никто в мире не придумал, как безопасно обращаться с ядерными отходами. Нет такой технологии. Никто не знает, что с ними делать дальше. Вот и хоронят — до лучших, как говорится, времен. Ученые, не смущаясь, называют это отложенной проблемой будущих поколений… Существует и еще один вид радиоактивных отходов, которые ввозятся в Россию – так называемые урановые «хвосты». Урановые «хвосты» хранятся в баллонах, емкость каждого более 12 тонн.

4.2008 SCHRITTE UBER GRENZEN

"куда в пятницу на Страстной 1300 г. шагнул Данте" (А.Франс)

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. Разуму дана единственная граница (горизонт) – бытие-небытие, жизнь-смерть, живое-неживое, единственная настоящая в том мире, в который мы погружены, который мы знаем. Знание – состояние, самый недвусмысленный синоним понятию "жизнь". Корни дерева знают, на какой почве и куда развиваться, дерево – как реагировать на условия климата. Микроорганизмы или насекомые знают, что за среда подходит колонии. Моряк знает, как управлять парусами.

5.2008 Истина и Мюнхгаузен

Сергей Лесков, газета «Известия»: - Барон Мюнхгаузен, чего не ведал Распе, носил фигу в кармане и служил карикатурой на "совок". ". Все у него было обманом, и девиз "Истина во лжи" казался противоядием. Невинные басни про вишневое дерево на голове оленя, про подъем на Луну по стеблю турецкого боба ничуть не более полны авантюризма и оторваны от реальной жизни, чем официальные прожекты "догнать и перегнать Америку" и построить к определенной дате коммунизм…