От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»

"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.


О том, что "Росэнергоатом" рассматривает возможность смены исполнителя контракта по строительству ПАТЭС, "Ъ" рассказали два источника в правительстве. По словам одного из собеседников "Ъ", соответствующие предложения "Росэнергоатом" передал вице-премьерам Игорю Сечину и Сергею Иванову, а глава Росатома Сергей Кириенко докладывал о такой возможности премьеру Владимиру Путину. ""Росэнергоатом"не намерен увеличивать стоимость контракта,— пояснил "Ъ" источник в Росатоме.— Либо "Севмаш" докажет свою возможность достроить ПАТЭС в оговоренный срок, либо "Росэнергоатом" расторгнет контракт и заключит его с другим исполнителем". Пресс-служба "Росэнергоатома" в конце мая оценила задержку в строительстве ПАТЭС в пять месяцев, но вчера собеседник "Ъ" уточнил, что "отставание существенно больше".

Официально в "Росэнергоатоме" лишь говорят, что "вопрос находится на рассмотрении правительства". Однако представитель Росатома утверждает, что "Росэнергоатом" направил запрос о возможном переносе производства ПАТЭС на Балтийский завод. Собеседник "Ъ" отмечает, что для строительства корпуса станции может быть привлечена зарубежная верфь. Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что переговоры ведутся с FLC West, которая завершает сделку по выкупу у норвежской Aker Yards долей в двух немецких верфях. В FLC West от комментариев отказались. На Балтийском заводе "Ъ" подтвердили обращение "Росэнергоатома", заявив, что "завод способен построить ПАТЭС в сроки, которые определит заказчик".

"Севмашпредприятие" выиграло конкурс на строительство головной ПАТЭС в мае 2006 года, ее планировалось ввести в эксплуатацию в 2010 году. ПАТЭС электрической мощностью 70 МВт и тепловой 140 Гкал ч должна снабжать сам "Севмаш" и город Северодвинск. Сергей Кириенко говорил о планах по строительству в течение десяти лет семи плавучих станций для энергодефицитных районов и освоения шельфа.

На "Севмашпредприятии" задержку признают, но связывают ее с тем, что "проект, по которому строится ПАТЭС, нуждается в доработке: с 2001 года он почти не корректировался". "Если Росатом примет решение о передаче контракта, нам это даже выгодно: не придется отвлекать рабочих от исполнения гособоронзаказа и экспортного контракта",— утверждают на заводе. По мнению специалистов предприятия, стоимость ПАТЭС с учетом роста цен на комплектующие составит не 9,1 млрд руб., как рассчитывал Росатом, а не менее 12 млрд руб. "С теми же самыми проблемами столкнется любая верфь, если ей будет передан этот контракт",— полагают на "Севмаше". В Росатоме с этим не согласны: представитель ведомства утверждает, что "технический проект ПАТЭС был согласован Минатомом и Агентством по судостроению в 2002 году, скорректирован в 2007 году и подписан всеми участниками проекта, включая "Севмаш"".

Это не первая проблема "Севмаша" с контрактами. В феврале норвежская Odfjell ASA уведомила завод о расторжении контракта по строительству химовозов на сумму около $500 млн (см. "Ъ" от 26 февраля). "Завод испытывает дефицит рабочих кадров и нуждается в реорганизации финансового менеджмента, что типично для оборонных предприятий, переживших кризис 1990-х годов",— отмечает издатель журнала Moscow Defense Brief Руслан Пухов. Научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов называет ситуацию "очередным примером неконкурентоспособности нашего гражданского судостроения", но считает, что "разрыва контракта не будет и Росатому придется платить "Севмашу"". Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко добавляет, что "Росатом заявлял масштабные планы по строительству ПАТЭС: говорилось и о переговорах с "Газпромом", и о соглашении с Якутией, и о намерении построить вторую ПАТЭС к 2012 году для саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона". Эксперт полагает, что ситуацию с "Севмашем" Росатом может использовать как предлог для отмены "этих изначально нереалистичных проектов".

Опубликовано на сайте ИД "Коммерсант" 17.06.2008

назад

Материалы из архива

1.2007 Энергетические блоки атомного подводного флота

В.М.Кузнецов, с.н.с., к.т.н., академик Академии промышленной экологии, Институт истории естествознания и техники, Москва Атомные паропроизводящие установки для подводных лодок, как и сами лодочные проекты, делятся на четыре поколения. Работой над созданием первого поколения АППУ занимались многие предприятия Советского Союза. Необходимо было решить ряд сложных инженерно-конструкторских задач.

1.2008 Атом имени Ломоносова

Александр КулешовРазговоры о строительстве атомной теплоэнергоцентрали (АТЭЦ) в Архангельске велись еще в 80-х годах прошлого столетия. Однако Чернобыльская катастрофа поставила жирную точку на проекте, не смотря на то, что площадку под строительство уже начинали готовить. Неподалеку от Архангельска до сих пор можно наблюдать несколько заросших, частично асфальтированных дорог, ведущих к горам песка. Больше здесь ничто не напоминает о начавшемся когда-то строительстве.

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.