От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»

"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.


О том, что "Росэнергоатом" рассматривает возможность смены исполнителя контракта по строительству ПАТЭС, "Ъ" рассказали два источника в правительстве. По словам одного из собеседников "Ъ", соответствующие предложения "Росэнергоатом" передал вице-премьерам Игорю Сечину и Сергею Иванову, а глава Росатома Сергей Кириенко докладывал о такой возможности премьеру Владимиру Путину. ""Росэнергоатом"не намерен увеличивать стоимость контракта,— пояснил "Ъ" источник в Росатоме.— Либо "Севмаш" докажет свою возможность достроить ПАТЭС в оговоренный срок, либо "Росэнергоатом" расторгнет контракт и заключит его с другим исполнителем". Пресс-служба "Росэнергоатома" в конце мая оценила задержку в строительстве ПАТЭС в пять месяцев, но вчера собеседник "Ъ" уточнил, что "отставание существенно больше".

Официально в "Росэнергоатоме" лишь говорят, что "вопрос находится на рассмотрении правительства". Однако представитель Росатома утверждает, что "Росэнергоатом" направил запрос о возможном переносе производства ПАТЭС на Балтийский завод. Собеседник "Ъ" отмечает, что для строительства корпуса станции может быть привлечена зарубежная верфь. Источник "Ъ" в отрасли утверждает, что переговоры ведутся с FLC West, которая завершает сделку по выкупу у норвежской Aker Yards долей в двух немецких верфях. В FLC West от комментариев отказались. На Балтийском заводе "Ъ" подтвердили обращение "Росэнергоатома", заявив, что "завод способен построить ПАТЭС в сроки, которые определит заказчик".

"Севмашпредприятие" выиграло конкурс на строительство головной ПАТЭС в мае 2006 года, ее планировалось ввести в эксплуатацию в 2010 году. ПАТЭС электрической мощностью 70 МВт и тепловой 140 Гкал ч должна снабжать сам "Севмаш" и город Северодвинск. Сергей Кириенко говорил о планах по строительству в течение десяти лет семи плавучих станций для энергодефицитных районов и освоения шельфа.

На "Севмашпредприятии" задержку признают, но связывают ее с тем, что "проект, по которому строится ПАТЭС, нуждается в доработке: с 2001 года он почти не корректировался". "Если Росатом примет решение о передаче контракта, нам это даже выгодно: не придется отвлекать рабочих от исполнения гособоронзаказа и экспортного контракта",— утверждают на заводе. По мнению специалистов предприятия, стоимость ПАТЭС с учетом роста цен на комплектующие составит не 9,1 млрд руб., как рассчитывал Росатом, а не менее 12 млрд руб. "С теми же самыми проблемами столкнется любая верфь, если ей будет передан этот контракт",— полагают на "Севмаше". В Росатоме с этим не согласны: представитель ведомства утверждает, что "технический проект ПАТЭС был согласован Минатомом и Агентством по судостроению в 2002 году, скорректирован в 2007 году и подписан всеми участниками проекта, включая "Севмаш"".

Это не первая проблема "Севмаша" с контрактами. В феврале норвежская Odfjell ASA уведомила завод о расторжении контракта по строительству химовозов на сумму около $500 млн (см. "Ъ" от 26 февраля). "Завод испытывает дефицит рабочих кадров и нуждается в реорганизации финансового менеджмента, что типично для оборонных предприятий, переживших кризис 1990-х годов",— отмечает издатель журнала Moscow Defense Brief Руслан Пухов. Научный редактор журнала "Экспорт вооружений" Михаил Барабанов называет ситуацию "очередным примером неконкурентоспособности нашего гражданского судостроения", но считает, что "разрыва контракта не будет и Росатому придется платить "Севмашу"". Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко добавляет, что "Росатом заявлял масштабные планы по строительству ПАТЭС: говорилось и о переговорах с "Газпромом", и о соглашении с Якутией, и о намерении построить вторую ПАТЭС к 2012 году для саммита стран Азиатско-Тихоокеанского региона". Эксперт полагает, что ситуацию с "Севмашем" Росатом может использовать как предлог для отмены "этих изначально нереалистичных проектов".

Опубликовано на сайте ИД "Коммерсант" 17.06.2008

назад

Материалы из архива

11.2007 «Западные ценности» в обмен на энергоресурсы

Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net Анализ событий, происходящих в течение последних нескольких лет в мире и, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, однозначно указывает на намечающиеся крупные сдвиги в соотношении политических сил на мировой арене. Мир постепенно движется к многополярности, причем весьма заметную роль в нем начинают играть представители незападных цивилизаций...

1.2007 Про отходы, доходы и отложенные решения

Главная проблема в том, что пока никто в мире не придумал, как безопасно обращаться с ядерными отходами. Нет такой технологии. Никто не знает, что с ними делать дальше. Вот и хоронят — до лучших, как говорится, времен. Ученые, не смущаясь, называют это отложенной проблемой будущих поколений… Существует и еще один вид радиоактивных отходов, которые ввозятся в Россию – так называемые урановые «хвосты». Урановые «хвосты» хранятся в баллонах, емкость каждого более 12 тонн.

5.2006 Еще раз о причинах Чернобыльской аварии

Дмитрий Стацура, начальник отдела технической поддержки Представительства ЗАО «Атомстройэкспорт» в г.Ляньюньгане, Китай, e-mail: statsuradmitriy@rambler.ru В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных причинам аварии на Чернобыльской АЭС. Обсуждение этого вопроса продолжается с 1986 года, и до сих пор не сложилось общего мнения. Хотя имеется ряд экзотических гипотез...