Кто владеет морем, тот владеет миром

В конце октября 2008 г. в Военно-морской академии им. Н.Г.Кузнецова в Санкт-Петербурге прошёл IV съезд Международной ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников. В его работе приняли участие представители 64 общественных организаций ветеранов Военно-морского флота  СССР и России из 39 регионов РФ и государств ближнего зарубежья. Одним из основных вопросов, поднятых на съезде, стало современное состояние отечественного Военно-морского флота и перспективы его развития.Этой теме посвятил своё выступление член  Совета Международной Ассоциации общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников, Герой Социалистического труда, капитан I ранга в отставке Валентин Павлович Рыков.


На III съезде Ассоциации ветеранов ВМФ два года тому назад мы уже поднимали вопрос о состоянии Военно-морского флота России. Последние события августа 2008 г. на Кавказе вынудили нас вновь обратиться к этому вопросу.

Участие Черноморского флота России в военном конфликте с Грузией

показало, что состояние надводных кораблей оставляет желать лучшего.  По возвращении с боевого похода задымился большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников». То же произошло с СКР «Сметливый» при заходе в Севастополь. При этом погиб один матрос.  В результате динамических нагрузок от ракетных стрельб полетели заклёпки на малом ракетном корабле «Мираж».  После возвращения с похода он был вынужден встать на ремонт в док.

Подобное состояние характерно для большинства кораблей ВМФ, потому что все большие боевые корабли построены ещё в советские времена и сейчас доживают свой век. В этом году поставлен на разделку  флагман атомного флота крейсер «Киров», а новых кораблей на флот пока не поступало.

За последние годы на Балтийском заводе построено всего  три корвета, но не для нашего флота, а для Индии. На заводе «Янтарь» в Калининграде строятся ещё три, из них два – опять же для Индии и только один — для ВМФ России. Когда он вступит в строй, сказать сложно, так как в отличие от индийских корветов на наш корабль как всегда не хватает средств. Ещё два эсминца 956 проекта строятся для Китая.

 Все морские державы в своей политике руководствуются принципом,  выдвинутым в своё время  англичанином Дизраэли: «Кто владеет морем, тот владеет миром».

  Наше государство  в последнее время об этом как-то подзабыло. Если раньше мы отставали от стран НАТО по количеству кораблей в разы, то теперь по целому ряду позиций отстаём  на порядок.

Приведу некоторые данные по строительству флота в мире за последние пять лет.

США спустили на воду 10 эсминцев «Эрлиберг», имеющих на борту по 96 ракетных шахт. В настоящее время строятся ещё три эсминца «Зумволт» водоизмещением 14 тыс. тонн со 128 ракетными шахтами, а также авианосец для сверхзвуковых самолётов с вертикальным взлётом.

Англичане пополнили свой флот двумя эсминцами. В стадии строительства серия из 12 кораблей и авианосец водоизмещением 60 тыс. тонн.

 По два эсминца сооружено во Франции и Италии. Япония заложила эсминец водоизмещением 18 тыс. тонн с взлётной палубой для вертолётов. Китай строит два эсминца у себя и два у нас.

Данные по подводному флоту

 США модернизировали  под крылатые ракеты 4 ракетных крейсера: «Мичиган», «Огайо», «Флорида», «Джорджия». Каждый из них имеет по 154 ракетных шахты для «Томагавков» и по 2 шахты для подводных диверсантов. Все  эти подводные крейсеры уже вступили в строй:  предположительно, два на тихоокеанском театре, два – на атлантическом. Начато строительство АПЛ «Виржиния» (по шумности превосходящей АПЛ «Барс»), которая может нести на себе подводную лодку водоизмещением 53 тонны, 4-6 разведывательно-летательных аппарата, выпускаемых из подводного положения. Кроме того  она оснащена 12 вертикальными шахтами для ракет «Томагавк», торпедными аппаратами с 26 торпедами, водоизмещение 7300, скорость  20 узлов.

Для Балтики немцы строят дизельные ПЛ проектов 1212 и 1214 с топливными элементами, обеспечивающими скорость 16 узлов и автономность (без всплытия) до двух недель. Лодки этих проектов планируется строить и на продажу. Турция уже  заявила о своём намерении приобрести 4-6 ДПЛ этого проекта.

Одну подводную лодку построила Англия. Шведы оснастили свой флот малой подводной лодкой. Две  ПЛ строит Китай.  По одним данным  обе многоцелевые, по другим – одна многоцелевая, другая ракетная.

А как обстоят дела с нашим ВМФ?

В Северодвинске на Севмашпредприятии строится многоцелевая АПЛ «Ясень», заложенная ещё в 1993 г. Из-за отсутствия финансирования её строительство долгие годы было заморожено. В настоящее время всё готово к завершению. В наличие имеется  комплектация всех деталей, узлов и изделий. Завод обещает сдать её в 2009 г. Планируется создание ещё 2-3 кораблей этой серии.

«Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге достраивают головную дизельную подводную лодку 877 проекта «Санкт-Петербург». С начала проведения рыночных реформ контрагенты судостроителей, ранее ориентированных на заказы ВМФ, оказались брошенными на произвол судьбы и были вынуждены выживать за счёт других заказов. А некоторые вообще перестали существовать. Обращения ВМФ с их единичными заказами к прежним контрагентам большого энтузиазма у них не вызывают, так как требует восстановления утраченных за последние десятилетия технологий. Во многих случаях уже нет и нужных специалистов высокого класса. Подобная ситуация произошла и с головной ДЭПЛ «Санкт-Петербург». По окончании строительства оказалось, что по многим параметрам она не соответствует тактико-техническим параметрам. И вот уже в течение нескольких лет контрагенты устраняют различные дефекты. И конца этому пока не видно. По проекту лодки очень хорошие, малошумные, и чрезвычайно нужны флоту, но раз головной корабль не принят в состав ВМФ, то не строится и вся серия.

Вооружение ВМФ

Ракеты морского базирования в своё время создавались в Миассе в ГРЦ КБ им.академика В.П. Макеева, а ракеты наземного базирования проектировал Московский институт теплотехники. После третьего неудачного пуска  твёрдотопливной ракеты «Барк», которая только начала испытания, Эта ракета предназначалась для замены МБР Р-39, которыми были вооружены  ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула». Эти неудачи с первыми пусками носили чисто производственный характер, и к четвёртому пуску были устранены, но бывший министр обороны И. Сергеев передал  всю тематику и финансирование твёрдотопливных ракет из КБ  Макеева в МИТ. Проектировщики МИТа брались за разработку унифицированной с наземным «Тополем М» морской баллистической ракеты с подводным стартом. Ракета получила громкое название «Булава».  Этой МБР планировалось оснастить ракетоносцы четвертого поколения 955 проекта «Борей». Для всего  руководства этот проект стал приоритетным. Были отправлены на утилизацию боеспособные, не прошедшие ещё даже средний ремонт ТРПК СН проекта 941 «Акула», которых американцы боялись как огня. США выделили большие деньги на утилизацию (уничтожение) этих уникальных кораблей. Этим решением были остановлены и разработки МБР «Барк».

В это же время ВМС США вывели на боевое патрулирование АПО «Огайо», оснащённые ракетами «Трайдент 2» с дальностью поражения цели 10-11 тыс.км.

 В ноябре 2008 г. (это был восьмой пуск)  ракета «Булава» успешно достигла боевого поля «Кура». В результате было объявлено решение о принятии её на вооружение ВМФ.

На «Севмаше» в настоящее время достраивается головной корабль проекта 955 «Борей». В результате по Тактико-техническим характеристикам Военно-морской флот получит корабль, мало чем отличающийся от АПЛ проекта 667 БДРМ, которая была оснащена ракетами Р-29, принятыми на вооружение в 1974 г. с дальностью стрельбы 7800 км.

К счастью, КБ Макеева завершило создание жидкостной ракеты «Синева». Модернизированные  заводом «Звёздочка» РПК СН проекта 667 БДРМ, оснащённые этой ракетой будут превосходить по ТТХ американские АПЛ «Огайо» с ракетами «Трайдент 2». На сегодня эти корабли и составляют основу морского ядерного щита России.

История техники не прощает волюнтаристических решений, прерывающих естественный ход технологического развития. Какие бы ни были тому причины, уничтожение ТРПК СН 941 проекта и прекращение испытаний ракеты «Барк» отбросило морское твёрдотопливное ракетостроение на многие годы назад.

Второй раз наступать на одни и те же исторические грабли нельзя. В 1905 г. некоторые «стратеги» уверяли правителей, что флот нам не нужен. В результате в первую мировою войну Россия осталась без флота. Сейчас мы находимся примерно в такой же ситуации. Но сегодняшний наш вероятный противник вооружён намного серьёзнее и вероятным театром будущих военных действий  будет море. Поэтому проблема восстановления ВМФ и строительства новых надводных и подводных кораблей в России стоит как нельзя остро.
                                

Ветераны ВМФ, посвятившие свою жизнь службе на флоте,  обеспокоенные нарастающим отставанием потенциала сил ВМФ, их реальной боеготовности от требуемого уровня современных оборонных задач решили обратиться к Верховному Главнокомандующему, Президенту РФ и представить своё видение актуальных проблем Военно-морского флота.

Оценка возможностей потенциального противника профессионалами ВМФ, имеющими огромный опыт боевых служб на различных морских и океанских театрах военных действий, показывает, что главные силы ВМС США сегодня способны наносить удары по территории России авиацией и крылатыми ракетами морского базирования из районов дальней морской зоны, удалённых на 800-2500 км, не доступных ныне силам ВМФ. Одни только ВМС США обладают 12 ударными авианосцами, не считая кораблей с авианосным вооружением, сотнями крейсеров, эсминцев,  фрегатов, а также достаточным количеством подводных лодок.

Происходит перевооружение всех кораблей ракетами «Томагавк», имеющих дальность полёта 2,5 тыс.км. Будучи низколетящей ракетой, «Томагавки» практически не обнаруживаются, а, значит, и не уничтожается своевременно.  Не смотря на обычный заряд, они обеспечивают высокоточное поражение объектов противника.

 Четыре подводных крейсера типа «Огайо» уже перевооружены ракетами «Томагавк». Каждая из АПЛ имеет по 154 ракеты, АПЛ «Лосанжелос» и «Сивулф» -- по 12 шахт для «Томагавков». 27 крейсеров «Тикондерога» имеют по 122 ячейки для крылатых ракет, 50 эсминцев «Эрлибург» по 90-96 пусковых установок. По штату на каждом корабле находится 12 ракет «Томагавк», которые могут быть задействованы в любой момент. Кроме того, 27 крейсеров имеют по 122 ракеты и 50 эсминцев – по 90-96 ракет.

Подобная тенденция в переоснащении флота США позволяет предположить, что в отсутствии равного противника на море, удар по береговым объектам будет наноситься с моря. В ближней морской зоне, в морях, находящихся в юрисдикции России, решение задачи воспрепятствования действиям противника, нацеленных на уничтожение сил российского флота и нарушение экономической деятельности РФ (в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе), становится невозможным.

 По своим количественным характеристикам боевой состав ВМФ приближается к угрожающей черте существования как единой боевой системы.

Морская доктрина Российской Федерации и сопровождающие её документы не обеспечиваются в должной  мере практической работой по их реализации. Строительство Военно-морского флота ведётся без достаточно обоснованной и продуманной концепции, о чём свидетельствуют недавние заявления начальника Генштаба ВМФ о строительстве пяти авианосцев в течение 10-12 лет. Необходимые для этого колоссальные средства, отсутствие соответствующей судостроительной базы и обеспечивающих кораблей эскорта делают этот замысел не реализуемым. Закупка авианосцев в европейских странах  также не возможна из соображения национальной безопасности в случае обострения отношений с блоком НАТО.

Повторять опыт создания авианосного флота США  для возрождения ВМФ России не целесообразно по экономическим и геостратегическим причинам.. В политике строительства и применения сил флота России (с учётом жёстких бюджетных ограничений и имеющихся военно-промышленных возможностей) имеет смысл задействовать возможности асимметрии, предоставляемые геостратегическим положением нашей страны как континентальной державы с протяжённой береговой зоной.  Для противодействия морскому противнику в нашем случае нужны не авианосцы, малоэффективные в оборонительных действиях, а  береговые ракетные войска и минные силы наряду с традиционными корабельными силами.

В последние годы строительство кораблей нового поколения крайне затянулось. Проблемы с созданием нового оружия и вооружения, реализации ТТХ обусловили их отставание на целое поколение от требуемого современного уровня. Вот куда должны быть направлены усилия и  сосредоточены материальные ресурсы государства.

Учитывая проблематичность  быстрого пополнения ВМФ новым корабельным составом,  необходимо срочно принять меры к продлению срока службы действующих кораблей, имеющих ещё достаточный запас прочности.

Практически полное отсутствие судоремонта, способствующее интенсивному износу действующих кораблей и преждевременной их утилизации, совершенно недопустимо. Из состава кораблей III поколения, спущенных на воду в 1980-1990-х гг., практически ни один не прошёл планового среднего ремонта.  В ближайшее время необходимо организовать проведение среднего ремонта надводных и подводных кораблей, находящихся в составе ВМФ с обязательной их модернизацией.

Крайнюю обеспокоенность вызывает сегодняшнее состояние торпедного и ракетного оружия ВМФ. В большинстве случаев оно либо устарело, либо находится в длительной разработке (крылатые ракеты «Калибр», торпеды  «Физик» и др.)

Мы подошли к пороговой черте, за которой можем оказаться полностью безоружными. Не будет ни торпед, ни мин, ни ракет. Всё острее проявляется дефицит таких востребованных на флоте кораблей, как десантные, противодиверсионные, минно-тральные. Огромные проблемы сохраняются с береговым базированием, морской авиацией ВМФ. Дальше откладывать решение этих вопросов нельзя.

Подобная тенденция грозит России, имеющей беспрецедентно протяжённую морскую границу, обладающей богатыми углеводородными ресурсами континентального шельфа, огромными природными запасами арктических морей, превратиться в третьестепенное государство, лишённое прав и возможности защитить своё достояние.

Сложившаяся ситуация требует незамедлительного принятия стратегических решений по возрождению и развитию Военно-морского флота России и достаточной политической воли для их реализации.

назад

Материалы из архива

10.2008 Выставочная история

М.Ю.Ватагин, к.э.н24-26 сентября сего года в Киеве состоялась традиционная ежегодная международная выставка ТЭК. Учитывая половинную по объему производства значимость для Украины атомной энергетики, ей был посвящен отдельный день, названный ее именем. Почтить приехал Министр со свитой, высокие гости из белокаменной, специализирующие на ядерном топливе и атомном строительстве. Пригласили, пошел. Тем более было три вопроса, на которые более или менее вразумительно могла бы ответить именно эта публика.

1.2009 Тридцатипроцентное правительство

Андрей Колесников, заместитель главного редактора журнала The New Times: - Вместе с остановкой административной реформы, одним из результатов которой могло бы стать улучшение качества бюрократического человеческого материала, начался отрицательный противоестественный отбор: интеллектуальный и морально-нравственный уровень российской бюрократии стал падать, а процентное соотношение либеральных технократов и нелиберальных силовиков стало резко меняться в пользу последних.

8.2007 Атомная синергетика Дальнего Востока

Виталий Корепанов, ВШБ МГУ, Химфак МГУАтомная отрасль способна эффективно решать первостепенные геостратегические задачи России на Дальнем Востоке – развитие инфраструктуры и интеграцию со странами АТР. А ее конкретные проекты обеспечивают синергетический эффект от реализации важнейших стратегических инициатив современной России. Атомная программа на Дальнем Востоке насчитывает 20-летнюю историю.