В ожидании Обамы

Никита Петров, специально для РИА Новости

Во вторую половину декабря российскую столицу посетило несколько высокопоставленных американских гостей. Среди них бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, которого принял в своей резиденции президент Дмитрий Медведев, делегация палаты представителей во главе с Эллен Таушер, влиятельный член Комитета по международным делам Сената США от Республиканской партии Ричард Лугар. Он вел переговоры с ведущими отечественными специалистами  по контролю над вооружениями и нераспространению ядерного оружия.

Все посещения весьма примечательны. И Генри Киссинджер, и Эллен Таушер, и, особенно, Ричард Лугар играли роль скаутов. Они готовили повестку дня для будущей встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы, искали те точки соприкосновения, с которых можно будет вывести  российско-американское сотрудничество на новый уровень, и, заодно, постараться избежать тех противоречий и конфликтных ситуаций, которые, что неизбежно, будут накладываться на эти отношения. Но, тем не менее, не должны стать довлеющими.

Ричард Лугар известен в России, как один из самых авторитетных американских специалистов в области контроля над вооружением. По его инициативе и при поддержке конгрессмена Сэма Нанна в середине девяностых годов прошлого века была создана программа «Совместного уменьшения угрозы», названная затем «Программой Нанна-Лугара». По программе,  Пентагон выделял в помощь российским военным средства на ликвидацию систем и оружия массового поражения - выведенных из боевого состава атомных подводных лодок; на безопасное хранение ядерных реакторов; переработку жидких и твердых ядерных отходов; утилизацию снятых с боевого дежурства стратегических ракет и дезактивацию их топлива и окислителя; ликвидацию запасов химического оружия.

Программа действовала с 1995 года по 1999-й, а затем была продлена до 2006-го. В ее процессе действительно было сделано немало. На средства американских налогоплательщиков, а это, как минимум, около 500 млн долларов, в России, к примеру, были значительно укреплены системы безопасного хранения ядерного оружия и ядерного топлива субмарин. Валютные поступления из-за океана оказали серьезную поддержку системе утилизации атомных подводных лодок и химического оружия, другим разоруженческим процессам. В 2005 году сенатор Лугар привез в Россию мало кому известного тогда сенатора Барака Обаму, познакомил его с процессом утилизации твердотопливных ракет, организованным на американские деньги в Перми. Там, кстати, с американцами произошел неприятный инцидент. Местные «пинкертоны» задержали вылет из города их самолета, чуть ли не обвинив сенаторов в нарушении границы страны и шпионаже. Но все обошлось.

И, несмотря на то, что сенатор Лугар много лет является очень активным членом республиканской партии США, он всегда оказывал  консультационную помощь младшему коллеге Бараку Обаме. Специалисты считают, что знания и опыт Ричарда Лугара, безусловно, будут востребованы новой администрацией.

Экспертное сообщество Москвы, собравшиеся в столичном Центре Карнеги,  было крайне заинтересовано в комментариях сенатора по поводу того, как избранный президент США относится к России, и возможен ли при Обаме прорыв в области контроля над стратегическими вооружениями. Тем более, что 5 декабря будущего года истекает срок действия Договора СНВ-1, а все двусторонние переговоры по продлению этого документа или по замене его другим, более простым и эффективным соглашением, заканчивались неудачей.

«Чего ждать от Обамы, будет ли заключено соглашение по СНВ-1 и примет ли во внимание новый президент США российскую озабоченность по поводу третьего позиционного района американской ПРО в Польше и Чехии?», - спрашивали сенатора эксперты. Конкретных, исчерпывающих ответов они не дождались. Они были и невозможны.  Новая администрация только формирует свои предложения и понадобится определенный срок, чтобы они стали руководством к действию.
Четкой позиции о будущей судьбе европейской стратегической ПРО у Барака Обамы пока тоже нет. Он, как не раз заявлял, хочет убедиться в ее эффективности и результативности. А до того воздержаться от каких-либо решений. Кроме того, на ситуацию большое влияние может оказать экономический, финансовый и даже продовольственный кризис, дыхание которое все острее чувствуется в США. Избранный президент хочет сосредоточить внимание в первую очередь на этих проблемах.

Сенатор напомнил ситуацию с разработкой программы «Совместного уменьшения угрозы». Американские законодатели не хотели выделять на нее деньги, - рассказывал он. – Говорили, пусть русские сами на свои деньги уничтожают излишки своего оружия массового поражения. Почему мы за это должны платить?

Огромных трудов, заметил Ричард Лугар, стоило мне и моему коллеге Сэму Нанну убедить их, что США очень выгодно помочь русским разделаться с их ракетами и субмаринами. Не будет у них всего этого, безопасность Америки только окрепнет.
Намек, был принят. США пойдут на заключение юридически обязывающих договоренностей с Россией по проблемам СНВ и ПРО, поняли эксперты, только в том случае, если им это будет выгодно. А как это сделать, нужно уже думать нам.
Правда, если судить по выступлениям отечественных политиков и военных, то бросается в глаза, что в Москве считают безопасность, как понятие и реальную практику, для России и США равновесной.

Начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Николай Макаров, выступая в Военной Академии Генерального штаба перед военными атташе иностранных государств, аккредитованных в столице, выдвинул ряд условий для продления договора СНВ-1 или заключения на его базе нового соглашения. Среди них такие: соглашение должно быть юридически обязывающим, то есть пройти ратификацию конгрессом и парламентом, предельные уровни стратегических вооружений определяются, как для носителей, так и для ядерных боеголовок. Кроме того, все ядерное оружие должно размещаться только на собственной территории. А система контроля максимально упрощена. И необходимо четко определить содержание термина «оперативно развернутые средства». Что подразумевается под ним – только лишь то, что размещено на ракетах? Или еще и те комплексы, что хранятся на базах?
Ответа на эти условия из-за океана пока не прозвучало. Но очевидно, что договоренность по контролю и сокращению стратегических наступательных вооружений и с президентом Обамой будет не простой и не очевидной.

Опубликовано РИА Новости 23.12.2008

назад

Материалы из архива

8.2008 Дайджест за июль 2008 г. от РНЦ «Курчатовский институт»

Глава «Росатома» о мировой ядерной энергетикеВ статье, опубликованной в немецкой газете «Frankfurter Algemeine  Zeitung» генеральный директор ГК «Росатом» С. Кириенко заявил:· Продовольственный кризис, глобальное потепление и неравномерное распределение ресурсов для развития частично являются результатом энергетического дефицита и вызванного им роста цен на энергию.

11.2009 Инвестиционные решения

А.Б.Крутик, д.э.н., профессор,  Заслуженный деятель науки РФ; Никольская Е.Г. , к.э.н, Решетова М.В., к.э.н.,  Санкт-ПетербургСоздание новых и реконструкция старых предприятий, строительство жилья, других объектов социальной сферы, создание новых рабочих мест зависит от процесса инвестирования. Источником инвестиций являются сбережения, представляющие собой располагаемый доход за вычетом расходов на личное потребление.Инвестиции будут выгодны только в том случае, когда ставка банковского процента не превышает ожидаемой нормы прибыли, иначе инвестору выгоднее размещать свои средства на банковских счетах.

6.2009 Как сокращали морские стратегические ядерные силы

В.В.Мурко, инженер-кораблестроитель, директор судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (1972-1983 гг.), президент ОАО «Морское кораблестроение» (1993-2004 гг.)28 ноября 1988 г. ЦК КПСС и СМ СССР издали Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XII пятилетки завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и осуществить перевооружение ТРПК СН проекта 941.