Дайджест за март 2010 г. от РНЦ «Курчатовский институт»

Волгодонск-2 включен в сеть

18 марта второй энергоблок Волгодонской (Ростовской) АЭС включен в единую энергетическую систему (ЕЭС) России. В церемонии включения принял участие глава правительства РФ В.В. Путин. Энергоблок № 2 Волгодонской АЭС (ВДАЭС) стал первенцем «Программы развития атомной отрасли Российской Федерации», утвержденной В.В. Путиным в 2006 г., и третьим (с учетом Калинин-3 (2004 г.), вводившимся в России в XXI веке.


«Все сделано на самом высоком уровне качества и в срок... Это безусловный успех российской ядерной энергетики», — отметил премьер

Строительство станции, начатое в конце 80-х, было прекращено в конце 1990 г. в соответствии с решением тогдашнего Совета народных депутатов. В то время 1-й блок был практически готов к горячей обкатке, 2-й — построен почти наполовину.

В 1999 г. было принято решение восстановить строительство, и в 2001 г. первый блок начал коммерческую эксплуатацию.

В.В. Путин провел на ВДАЭС совещание «О строительстве АЭС по российским технологиям в стране и за рубежом» в ходе которого руководители строящихся энергоблоков АЭС в России в рамках прямых включений с объектов отчитались о ходе работ на площадках.

По их сообщениям:
— пуск четвертого блока Калининской АЭС (ближайшего после второго блока ВДАЭС пускового объекта) намечен на четвертый квартал 2011 г.;

— в конце 2012 г. — начале 2013 г. планируется пустить первый блок Нововоронежской АЭС-2; пуск второго блока НВАЭС-2 намечен на 2015 г.;

— пуск первого энергоблока Ленинградской АЭС-2 запланирован на осень 2013 г.;

— пуск блока Белоярской АЭС-2 намечен на 2014 г.; к этому моменту ГК «Росатом» планирует создать производство нового топлива для быстрых реакторов;

— первый блок Балтийской АЭС планируется ввести в строй в 2016 г., второй — в 2018 г.

Что касается третьего и четвертого блоков Волгодонской АЭС, «Росатом» готов передвинуть сроки их пуска на более ранние: блока № 3 с 2014 г. на 2013 г., а блока № 4 — с 2017 г. на 2015 г. (вопрос с ускорением блока № 4 сложнее, поскольку он, по словам С.В. Кириенко, «связан не только с проблемой сетей, но и с готовностью региона к потреблению электроэнергии; решение может быть принято в зависимости от макроэкономических показателей»).

«Росатом» готов также в любой момент достроить пятый блок Курской АЭС. На это, по словам С.В. Кириенко, потребуется 45 млрд руб. и три с половиной года. Однако процесс осложняется проблемой с сетями, с учетом которых стоимость может возрасти до 75 млрд руб. — «в таком случае нет смысла его достраивать».
Россия — Иидия

В рамках визита в Индию Премьер-министра РФ В.В. Путина подписан ряд важных документов о сотрудничестве в области ядерной энергетики. В частности, было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, «дорожная карта» серийного сооружения в Республике Индия атомных электростанций по российскому проекту. Подписан также Меморандум о взаимопонимании по расширению сотрудничества при сооружении новых энергоблоков на площадке АЭС «Kudankulam».

«Дорожная карта» предусматривает строительство 12 ядерных энергоблоков. В этот документ включены и два строящихся энергоблока на АЭС «Kudankulam», ввод которых намечен на 2010—2011 гг. Еще шесть энергоблоков (четыре в Куданкуламе и два на площадке Харипур в Западной Бенгалии) будут построены до 2017 г., оставшиеся четыре — после 2017 г. Контракт на строительство третьего и четвертого блоков АЭС «Kudankulam» уже подписан, работы начнутся в следующем году. По словам С.В. Кириенко, не исключено, что после 2017 г. количество блоков на этой АЭС будет увеличено; решение об этом индийская сторона может принять при планировании экономики на соответствующую пятилетку после 2017 г. Существует также вероятность того, что Индия предоставит России еще одну площадку под строительство АЭС.

Из пяти зон, утвержденных в качестве площадок для строительства ядерных энергоблоков, две уже заняты: на одной будут строиться реакторы EPR разработки AREVA NP, на другой — реакторы американского дизайна.

Российско-индийское сотрудничество, по словам В.В. Путина, «носит комплексный характер и включает научные исследования, поставки ядерного топлива и утилизацию ядерных отходов».

С.В. Кириенко, комментируя итоги визита, сообщил, что Россия и Индия договорились о создании совместного предприятия в области геологоразведки и добычи урана, которое сможет осуществлять свою деятельность не только на территории России и Индии, но и на территории третьих стран. «Росатом» не исключает также строительства в Индии завода по производству ядерного топлива, учитывая количество энергоблоков, которое планируется построить там по российской технологии.

Парижская конференция по доступу к мирному атому

Международная конференция «Обеспечение доступа к гражданской ядерной энергетике», на открытии которой выступил президент Франции Николя Саркози, прошла 8—9 марта в Париже.

Это первый подобного рода форум, который призван стимулировать расширение группы стран, развивающих ядерную энергетику.

Отклик на планы проведения конференции превысил самые оптимистические ожидания организаторов. Вместо планировавшихся 700 участников (министров, международных чиновников, производителей оборудования для АЭС) в форуме изъявили желание участвовать более тысячи.

Из приглашенных 65 стран в Париж не приехали только представители Ганы, Нигера и Ливии. Россию на форуме представлял глава Росатома С.В. Кириенко.

Выступая на конференции, Н. Саркози подчеркнул, что обеспечить энергетическую безопасность устойчивого развития в мире и при этом обеспечить его экономическую безопасность в ближайшие несколько десятилетий будет невозможно без развития ядерной энергетики. Это означает, что количество строящихся атомных станций и количество стран, которые будут принимать решение о развитии ядерной энергетики будет продолжать увеличиваться день ото дня.

Он изложил также французскую программу ядерного ренессанса.

Поскольку мирный атом требует больших денег, Франция прежде всего намерена добиваться устранения «обструкций ядерной энергетики со стороны международных финансовых организаций». По словам Саркози, Всемирный банк и ОБРР должны повернуться лицом к финансированию строительства АЭС в развивающихся странах. Кроме того Париж настаивает, чтобы при МАГАТЭ был создан банк ядерного топлива — это снимет озабоченность желающих начать ядерные программы относительно возможных проблем с доступом к сырью в будущем.

Безопасность ядерного ренессанса Франция предлагает обеспечить не только политически (через присоединение новичков к ядерным конвенциям), но и через своего рода международный аудит производимых сегодня реакторов. Поскольку французские реакторы считаются надежными, Париж, очевидно, рассчитывает, что аудит окажется в его пользу.

Руководствуясь принципом, что кадры решают все, Н. Саркози объявил на конференции об открытии во Франции международного института ядерной энергетики, который готовил бы специалистов для всех стран, желающих развивать мирный атом.

«В нем будут работать лучшие преподаватели и ученые, чтобы предложить образование очень высокого уровня», — сказал французский президент, и добавил, что институт станет «частью международной сети специализированных центров», которая сейчас создается.

Первый центр, по его словам, будет создан в Иордании. «При поддержке Франции появятся другие центры атомного образования, такие, как французско-китайский институт ядерной энергетики совместно с Университетом в Гуанчжоу».

«Успех ядерного ренессанса станет успехом всего мира. Франция сделает для этого все, от нее зависящее», — сказал Н. Саркози.

Глава «Росатома» С.В. Киринеко, присутствовавший на конференции, заявил:

· «Слова о возрождении ядерной энергетики звучат уже несколько лет. Однако сегодня они воспринимаются по особому, потому что прошли испытания кризисом. Два года назад, когда зашла речь о ренессансе ядерной энергетики, часто можно было услышать, что это связано только с резким повышением цен на нефть. Но сегодня ситуация иная. Цена нефти — 70—80 долларов, а не 200 за баррель, как ожидали ранее. Но слова о возрождении ядерной энергетики снова звучат из уст ведущих политиков. И самое главное — программы развития ядерной энергетики не претерпели изменения ни в одной стране, которая заявила о их проведении».

· «Мы хотим сформировать необходимый запас низкообогащенного урана, который позволяет обеспечить, как минимум одну полную перегрузку реактора мощностью 1000 МВт...

Считаю, что первая часть гарантийного запаса к концу года уже может быть сформирована. Поэтому со следующего года этот гарантийный запас в руках МАГАТЭ...
Если потребуется — мы можем увеличить этот запас. Главное, чтобы он, как инструмент, работал».

Новый ядерный закон Италии

Итальянский кабинет министров одобрил ядерный закон, призванный вернуть стране ядерную энергетику.

Это было требованием принятого в июле прошлого года закона, отменившего просуществовавший более 20 лет (с 1987 г.) запрет на ядерную энергетику в рамках движения к укреплению энергонезависимости страны.

Новый закон устанавливает рамочную структуру по ряду важнейших вопросов строительства новых АЭС, охватывает такие области, как выбор площадки, консультации с местными сообществами и обращение с РАО.

Теперь решение о выборе площадки будет приниматься центральным и региональными правительствами, которые обязаны будут учитывать мнение заинтересованного городского совета. После недавних заявлений региональных лидеров, имевших результатом голосование против федеральной ядерной политики, адекватность такого участия считается крайне важной (в конце января на своей сессии итальянская межрегиональная организация отклонила ядерно-энергетическую политику, предложенную правительством С. Берлускони; проядерную политику поддержали Ломбардия, Фриули-Венеция и Венето, остальные, включая две автономные провинции, выступили против нее, т.е. возврат к ядерной энергетике был отклонен 18 голосами против 3).

Для строительства АЭС и предприятий ЯТЦ, кроме экологического разрешения, необходимо будет также получить так называемое «единое разрешение». В дополнение к существующим законам об обращении с отходами, новое Агентство по ядерной безопасности разработает правила обращения с РАО, a Sogin больше не будет единственной компанией, имеющей разрешение на вывод старых ядерных установок из эксплуатации.

В законе также оговаривается способ распределения между территориями налоговых поступлений на новые АЭС. Их получат сообщества, расположенные в пределах 40 километров от АЭС или

20 км от предприятия ЯТЦ. Десять процентов пойдет провинции, 55% — городским администрациям и 35% — соседним городам. В то же время, эти средства будут распределяться в пропорции 40% — властям и 60% — частным лицам и корпорациям в форме освобождения от налогов.

Устанавливаются также два «крайних срока»: в течение трех месяцев (к 10 мая) кабинет должен опубликовать документ по ядерной стратегии — результат переговоров между министерствами экономического развития, образования и окружающей среды. Через два месяца после этого

(к 10 июля) Агентство по ядерной безопасности при сотрудничестве с вышеперечисленными министерствами должно представить проект стратегии. В этом документе будут оговариваться технические критерии по отбору площадки в плане населения и социально-экономических вопросов, и среди прочего — риск сейсмической активности и гидрология. После этого энергетические компании смогут представить планы разработок в этих областях.

Совместное предприятие «Enel» и EDF — «Sviluppo Nucleare Italia» (SNI) уже изучают потенциальные площадки для строительства новых ядерных энергоблоков в разных районах страны и, по словам главного исполнительного директора SNI Ф. Фалко, в начале будущего года компания представит три кандидатные площадки.

Новый ядерный законопроект Швеции

Правительство Швеции выдвинуло законопроект, который отменяет действовавший ранее запрет на строительство новых ядерных энергоблоков, аннулируя тем самым решение референдума 1980 года о свертывании ядерной энергетики.

В случае его принятия на замену действующих сейчас энергоблоков по мере их закрытия можно будет построить 10 новых.

Законопроектом предусматривается следующее:

· все новые реакторы в Швеции, которая сегодня эксплуатирует 10 реакторных блоков, должны будут строиться на трех уже имеющихся площадках АЭС;

· размер новых реакторов оставляется на усмотрение энергетических компаний; никаких ограничений не накладывается;

· в случае аварии владельцы АЭС должны выплатить штраф (12 млрд крон), размер которого в четыре раза превышает установленный в настоящее время (до 3 млрд крон или 415 млн долларов);

· владельцы реакторов должны войти в систему взаимного страхования (именно такая система принята в других странах);

· компания должна показать, что у нее достаточно активов, которые будут проверены Национальным долговым офисом; на покрытие ущерба могут полностью пойти все активы компании.

До рассмотрения в парламенте, предложенный законопроект поступит на рассмотрение Законодательному совету, состоящему в основном из судей Верховного суда и Верховного административного суда страны.

Законом это предложение может стать 1 августа 2010 года, хотя спикер от оппозиционной Социал-демократической партии заявил, что красно-зеленая коалиция (социал-демократы, левые и «зеленые») по-прежнему выступает за свертывание ядерной энергетики и, в случае своей победы на предстоящих в сентябре 2010 года всеобщих выборах, отменит этот новый закон.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ АТОМНЫЕ ПРОЕКТЫ

Израиль

Министр инфраструктуры Узи Ландау сообщил, что в течение 10—15 лет Израиль предполагает ввести в эксплуатацию свою первую коммерческую АЭС. «Мы хотели бы иметь там самые передовые технологии. Для этого у нас есть все: воля, ноу-хау и научно-техническая инфраструктура. Мы просто хотим построить эту АЭС».

Выступая на Международной конференции по доступу к гражданским ядерным технологиям в Париже, Ландау заявил, что Израиль — «энергетический остров», вынужденный рассчитывать на импорт, чтобы удовлетворить практически все свои энергетические потребности.

«Фактически мы сейчас находимся на завершающем этапе крупного тендера на строительство двух больших тепловых солнечных электростанций в северной части пустыни Негев. Но даже самые грандиозные солнечные станции покроют лишь малую часть наших потребностей в энергии. Для диверсификации ресурсов и обеспечения своей энергетической безопасности и независимости, Израиль всегда рассматривал ядерную энергию, как возможность частичной компенсации своей зависимости от импортного угля».

Кроме того, по словам Ландау, ядерно-энергетическая программа также могла бы стать «площадкой сотрудничества с целью содействия установлению мира в регионе». Он добавил, что сегодня между Израилем и соседними арабскими странами не существует общих энергосетей.

Выполненные ранее исследования позволили выбрать потенциальную площадку для строительства АЭС в Шитве, пустыня Негев. Израиль «сохранял эту площадку вместе со всей необходимой научно-технической инфраструктурой для обеспечения безопасной и надежной работы возможной АЭС». «Естественно, все ядерные реакторы, которые будут построены в Израиле, будут подпадать под международный гарантии, а также иметь соответствующие меры физической защиты», — добавил министр.

Израиль также рассчитывает участвовать в международных программах сотрудничества, например, в «Поколении-IV».

Израильская комиссия но атомной энергии в настоящее время эксплуатирует два исследовательских реактора: один в Центре ядерных исследований Сорек и второй — в Центре ядерных исследований Негев.

Иордания

На основании результатов исследований, проведенных бельгийской компанией Tractebel Engineering, с которой власти Иордании заключили контракт, площадка Акаба признана подходящим местом для строительства первой АЭС. На этой площадке, расположенной в 9 км от побережья Красного моря, может быть построено от 4 до 6 ядерных энергоблоков.

Станция будет строиться в рамках государственно-частного партнерства. В качестве участников тендера по выбору поставщиков ядерных технологий рассматриваются французская AREVA, канадская AECL, южно-корейская KEPCO и Атомстройэкспорт (проекты ВВЭР-1000 и ВВЭР-1200).

Иорданские официальные лица в прошлом году анонсировали планы по возможному строительству двух атомных станций. Предполагаемое место строительства второй АЭС — Вади Араба.

Сенегал

Министерство энергетики Сенегала рассматривает возможность строительства атомной станции в стране в связи с увеличением спроса на электроэнергию (в среднем 7%  год). Планируемый срок ввода АЭС в эксплуатацию — 2020 г.

Сенегальская государственная компания «National Electricity Co.» эксплуатирует электростанции общей установленной мощностью 634 МВт (из-за устаревшего оборудования фактическая мощность — 548 МВт). В стране реализуется ряд энергетических проектов, включая строительство ветровой электростанции мощностью 150 МВт на севере страны, двух угольных электростанций мощностью 125 МВт и ГЭС на реке Сенегал совместно с Мавританией, Гвинеей и Мали. Решение о строительстве АЭС будет принято после проведения оценки энергетических потребностей страны и исследований, в частности, в сфере экологии.

Франция уже предложила свою техническую помощь в отношении проекта строительства АЭС.

Материал подготовила И.В. Гагаринская

Назад

Материалы из архива

1.2009 Мировое хозяйство или глобальная экономика?

В.М.Коллонтай, д.э.н., проф., гл.н.с., Институт мировой экономики и международных отношений РАН, МоскваО глобальной экономике говорят сейчас очень много. Этот термин как бы призван обобщить те новые явления, которые возникли в мировом хозяйстве за последние десятилетия. При этом каждый вкладывает в него свое собственное содержание. Поэтому начнем с уточнения подходов. Если под глобальной экономикой подразумевать результаты бурного роста международной торговли и инвестиций, то здесь явно есть обширная тема для разговора.

1.2008 Росатом обрел статус госкорпорации

А.И.Иойрыш, д.ю.н., В.Г.Терентьев, д.т.н.Сегодня мы впереди планеты всей лишь по добыче и продаже сырьевых ресурсов. В то же время анализ состояния отраслей экономики не вызывает оптимизма. Прежде всего, это - неэффективность работы производственных структур. Однако уже найден рецепт преодоления застоя - создание в важных секторах экономики государственных корпораций. За последний период возникли такие некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией.

12.2007 Колонка редактора: "Инновационная среда"

О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия» Как назойливые мухи зреют в массах национальные идеи, жужжат и мешают покою власти. Когда терпение наконец-то кончается, власть объявляет идею федеральной, приобщает к списку  предвыборных мероприятий и реализует на практике.