Накапливать РАО в РФ теперь запрещено

Т.А.Девятова, редактор журнала «Атомная стратегия»

Впервые за 65-летнюю историю атомной отрасли должен появиться важный для исключения бремени на последующие поколения закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С апреля 2006 г. в России действует Объединенная конвенция о безопасном обращении с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасном обращении с радиоактивными отходами (РАО), требующая наличия законодательно установленного правового режима обращения с РАО, который бы целостно решал весь комплекс вопросов по обращению с РАО.


Законопроект был разработан по поручению Правительства Российской Федерации в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением от 17.12.2005 г. № 2237-р. Рассмотрение законопроекта курирует Комитет по экологии, природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы.

В первом чтении законопроект «Об обращении с радиоактивными отходами» был принят Государственной Думой РФ 20.01.2010 г. С 20 января по 25 февраля в законопроект вносились замечания и предложения от органов законодательной и исполнительной власти регионов; палат Госдумы РФ;  аппарата президента.

По итогам рассмотрения законопроекта, принятого в первом чтении, поступило свыше 160 замечаний и поправок от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, иных субъектов законодательной инициативы и общественности.

Рабочая группа рассмотрела все поправки и предложения, которые можно свести к двум категориям: ужесточающим режим обращения с РАО или предоставляющим большую свободу в обращении с ними.

Новая редакция законопроекта существенно улучшена и готова для рассмотрения Государственной Думой во втором чтении, которое назначено на 17 марта 2010 г.

В настоящее время в России накоплено более 500 млн тонн РАО. Безопасность их хранения обеспечивается, однако накопление РАО приводит к дальнейшему нарастанию расходов по их безопасному хранению. Проблемы накопленных РАО масштабно начали решаться только с 2008 г. в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.». Данным законом регулируется обращение и с накопленными, и с вновь образующимися РАО.

Закон предусматривает обязательность обеспечения финансовыми ресурсами полного цикла обращения с РАО. Производители радиоактивных отходов обязаны заплатить за полный цикл обращения с ними. С принятием закона предприятия «Росатома» - производители РАО будут обязаны оплачивать весь цикл обращения с вновь образующимися РАО вплоть до его окончательного захоронения. Вновь образующиеся РАО должны быть переработаны, кондиционированы и отправлены на захоронение за счет предприятий.

В стране около 100 организаций эксплуатируют ядерные и радиационно-опасные объекты. Из них около 60 - это компании в структуре «Росатома». Еще 40 относятся к девяти другим органам управления, в том числе, к Минпрому, Минздраву, ФМБА, Минобороны, Роснауке, РАН. Эти организации   являются   регулярными   производителями   РАО.   По   закону, все регулярные производители РАО отчисляют определенную плату в специализированные накопительные резервы Госкорпорации «Росатом». Порядок начисления и использования этих  средств также будет определен Правительством РФ.

Разделение предприятий-производителей РАО на две категории: регулярных и нерегулярных, находится в компетенции Правительства.

Суть закона

Законопроектом определяются следующие основные положения:

- все радиоактивные отходы должны быть приведены в безопасное для населения и окружающей среды состояние. Самый надежный способ обеспечения безопасности - их захоронение;

- создается единая государственная система обращения с РАО. Основными её субъектами являются орган государственного управления в области обращения с РАО (этим органом назначается Госкорпорация "Росатом") и национальный оператор по обращению с РАО, который будет определен Правительством Российской Федерации;

- устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору. Объемы и сроки нахождения РАО у производителей ограничиваются лимитами, устанавливаемыми «Росатомом» по согласованию с соответствующими органами государственного управления использованием атомной энергии;

- финансирование работ по захоронению РАО будет производиться на основе разовых платежей для нерегулярных производителей РАО; и на основе отчислений в специальные накопительные резервы Госкорпорации «Росатом» для регулярных производителей-организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты;

- вводится положение, по которому захоронение РАО могут осуществлять только
национальный оператор и отдельные крупные производители РАО, определенные
Правительством РФ;

- в отношении накопленных РАО предусматриваются два варианта действий: их удаление для последующего захоронения или захоронение непосредственно в местах их нахождения при обеспечении необходимого уровня безопасности. Выбор варианта определяется из требований безопасности и экономической целесообразности;

- предусматривается ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.

Законопроект является логическим развитием Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с РАО. Он позволит создать законодательный барьер дальнейшему накоплению РАО без их захоронения.

Впервые в российской практике в соответствии с международным опытом и рекомендациями МАГАТЭ вводятся такие понятия, как очень низко-активные отходы и отходы, образующиеся при добыче и переработке урановых руд. В данном законопроекте четко определяется понятие собственности на пункты захоронения РАО (собственность РФ) и пункты долговременного хранения. Предоставление услуг Национальным оператором по обращению с РАО будет осуществляться по тарифам, устанавливаемым государством.

Закон не распространяется на отработавшее ядерное топливо, по которому готовится
отдельный законопроект.

Таким образом, законопроектом   устанавливается   обязательное   требование   по  захоронению РАО, и на обращение с РАО распространяется базовый природоохранный принцип "загрязнитель платит". Определяется  механизмы  ограничения  сроков  хранения  РАО  и  устойчивого финансирования   деятельности   по   обращению   с       вновь   образующимися   РАО.   Для производителя отходов реализуется принцип «Заплатил и забыл».

Данным законом создается национальная система обращения с РАО, призванная обеспечить надежную защиту настоящих и будущих поколения от радиационного воздействия, чрезмерного бремени и негативных экологических последствий, связанных с накопленными и не захороненными РАО.

Обсуждение законопроекта

Процедура принятия законопроекта вызвала большой общественный резонанс. Проект закона рассматривался законодательными и исполнительными органами власти в ряде субъектов РФ. Правительством Удмуртской Республики, Общественной палатой Челябинской области, Московской городской Думой, Брянской областной Думой, Костромской областной Думой, правительствами Архангельской, Астраханской, Пензенской, Вологодской областей, Администрацией Тульской области  был внесен целый ряд предложений и замечаний.

По результатам рассмотрения поправок, внесенных после первого чтения законопроекта, уточнены следующие положения:

- собственность на пункты захоронения РАО устанавливается исключительно федеральная. В первом чтении предполагалась и собственность Госкорпорации «Росатом»;

- расширен блок вопросов по ввозу и вывозу из Российской Федерации радиоактивных отходов.

Ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей   среды»   запрещает   ввоз   радиоактивных   отходов в РФ  в   целях   хранения  или захоронения за исключением случаев установленных этим законом.

Эта норма конкретизирована в ст. 10 законопроекта в части установления общего принципа запрета и путем   включения   в   законопроект   отдельной   статьи   «Особенности   ввоза   и   вывоза радиоактивных отходов». Подобный подход полностью соответствует Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом ОЯТ и о безопасности обращения с РАО.

- введен запрет на захоронение жидких радиоактивных отходов в геологических горизонтах (пластах-коллекторах), запрещается создание новых объектов закачки.

- уточнены полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Поправками предлагались различные варианты их участия в принятии решений по размещению пунктов захоронения РАО. Остановились на решении проблемы в соответствии с нормами, установленными действующими законодательными актами. А именно, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления согласовывают вопросы размещения в порядке, установленном главой 3 Градостроительного кодекса РФ и ФЗ от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». Вводить особый порядок для пунктов хранения РАО, отличный от других объектов использования атомной энергии, признано нецелесообразным.

- заявлена полная финансовая ответственность производителей радиоактивных отходов за обращение с РАО, включая их безопасное захоронение, в качестве одного из принципов создания и функционирования ЕГСО РАО.

В ст. 21, регулирующей обязанности производителей РАО, сформулированы механизмы реализации этого принципа, включая вопрос централизации средств на расходы будущих периодов за счет перечислений средств производителей РАО в специальные резервы органа управления. Более четко прописан механизм финансирования национального оператора по обращению с РАО, образующимися в результате деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий.

- предложено расширить номенклатуру пунктов хранения радиоактивных отходов, дополнив ее новым понятием: пункт консервации особых РАО. Дано определение перевода пункта размещения особых РАО в пункт их консервации, а пункта консервации в пункт захоронения, что позволит более четко определить особенности каждого из типов пункта хранения особых РАО.

- уточнен и введен ряд новых понятий, таких как «отработавший закрытый источник ионизирующего излучения», «барьер безопасности», «период потенциальной опасности РАО», «пункт захоронения РАО в глубоких геологических формациях» и др.

- предусмотрено включение требования соблюдения лимитов промежуточного хранения в структуру федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Экспертный круглый стол

9 марта 2010 г. в Пресс-центре РИА-Новости в Москве был организован экспертный круглый стол для обсуждения проекта федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», с целью обмена мнениями с представителями регионов о своевременности принятия закона, возможностях законодательного регулирования проблемы накопления РАО. Видеоконфенцсвязь позволила выслушать мнения представителей Челябинской, Ленинградской и Мурманской областей.

В качестве экспертов в круглом столе приняли участие: заместитель председателя Комитета ГД по энергетике Зайцев К.Б., заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом» Евстратов Е.В., заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, член секции научного совета РАН «Экология в атомной энергии» Линге И.И., заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды СФ Н.В. Косарев, начальник управления по работе с регионами корпорации «Росатом» И.В. Конышев, представитель разработчиков законопроекта от «РосРАО» Д. Поляков, заместитель ген. директора ФГУП «Гидроспецгеология», секретарь Российского экологического конгресса, президент Российского общества «Зеленый крест» С.И.Барановский.
Челябинскую область представляли: заместитель министра по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Костина С. Ю., председатель комиссии по радиационной безопасности Общественной палаты Челябинской области Коржова Л. В., координатор Уральского федерального округа  Всероссийской общественной организации «Ассоциация молодежных парламентов РФ» Устава О.А.
Общественные организации Ленинградской области были представлены: председателем Северо-западного отделения экологической организации «Зеленый крест» Шевчуком Ю.С., ответственным секретарём Северо-западного отделения Ядерного общества России Муратов О.Э.

От Мурманской области в круглом столе принимали участие: председатель Мурманской областной думы Никора Е.В., руководитель представительства ИБРАЭ РАН в Мурманской области Хандобин В.А., секретарь общественного совета по вопросам  безопасного использования атомной энергии Мурманской обл. Жаворонкин С.Н., заместитель главного инженера по ядерно-радиационной безопасности и экологическому контролю ФГУП «Атомфлот» Богородский О.И. , начальник управления развития целевых программ «Атомфлота» Червон А.С.

В режиме видеоконференцсвязи за круглым столом собрались как представители заказчика, так и представители разработчиков законопроекта.

Евгений Вячеславович Евстратов изложил суть обсуждаемого закона тремя простыми тезисами:

1.Загрязнитель или производитель РАО платит;

2. На производителя накладывается обязательство о захоронении отходов;

3. В Российской Федерации выстраивается единая система обращения с РАО и четкая схема взаимодействия между субъектами в этой сфере деятельности.

Ко второму чтению в законопроект было внесено порядка 160 поправок от субъектов законодательной деятельности. После рассмотрения поправок Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, закон, по мнению зам. генерального директора «Росатома»,  стал более четким и более жестким.

Заместитель председателя Комитета ГД по энергетике, сопредседатель рабочей группы Константин Борисович Зайцев рассказал о деятельности рабочей группы, в работе которой принимали участие общественные, экологические организации. После рассмотрения всех предложений, часть из них были внесены в виде поправок, которых набралось более 200. Закон претерпел серьёзные изменения. Был уточнен ряд позиций, принципиальных, в первую очередь,  для экологических организаций. На профильном комитете по природным ресурсам все поправки были рассмотрены. Комитет рекомендовал Госдуме в ближайшее время рассмотреть законопроект во втором чтении. Накапливать РАО в РФ теперь будет запрещено.

Заместитель председателя Комитета Совета федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, член комиссии СФ по естественным монополиям Николай Евгеньевич Косарев обратил внимание на то, что впервые за последнее десятилетие законопроект обсуждался при таком широком участии. Члены СФ подали больше 40 поправок. Принципиальных было три: о собственности на пункты захоронения РАО (теперь это исключительно федеральная собственность); по местному самоуправлению. В первом чтении резервные фонды могли отчислять федеральные органы, субъекты федерации, а также местные органы самоуправления. По положению о спецфондах такого не было, требовалось дополнительное финансирование. Поэтому во втором чтении понятие «фонды» было убрано. Остались «специальные накопительные резервы». В законе требуется более четко прописать: что это такое, как ими можно управлять, кто и в каком процентном отношении может перечислять туда средства. Но это будет оговорено в подзаконном акте на уровне Правительства РФ.

Поскольку закон представляет большой интерес для регионов, слово для дальнейшего обсуждения было передано представителям Челябинской области.

Заместитель министра по радиационной и экологической безопасности Челябинской области Костина С. Ю. отметила важность придание юридического статуса проблеме консервации особых РАО, того, чего до сих пор в нашем законодательстве не было. На территории промплощадки ПО «Маяк» сосредоточены основные хранилища радиоактивных отходов, которые по терминологии разрабатываемого закона относятся к «особым РАО». Для Челябинской области эта проблема актуальна на протяжении 60 лет, поскольку  именно Челябинская область была пионером в разработке атомных технологий. Юридический статус пункта консервации особых РАО позволит решить многие юридические и организационные вопросы, отрегулировать эту проблему на уровне федерального законодательства. Закон впервые формирует единую систему обращения с РАО на территории РФ и прописывает финансовое обеспечение полного цикла обращения с РАО.
 
Ситуацию с РАО в Ленинградской области представил ответственный секретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России Муратов О.Э. На территории Ленинграда и Ленинградской области, где впервые в стране начались работы с радиоактивными источниками (Радиевый институт был основан в 1919 г.) образовалось много свалок РАО, с которыми обращались как с обычными промышленными отходами. Атомная станция в Сосновом Бору была первой в СССР, где были установлены блоки-миллионники. Там же было создано предприятие по переработке и хранению РАО – комбинат «Радон», ныне филиал объединения «РосРАО». В Гатчине был построен один из первых исследовательских реакторов. В поселке Капитолово создано радиохимическое производство, и каждый объект имел своё хранилище РАО.

С принятием закона появится национальный оператор, который будет обращаться с РАО, и произойдёт унификация технологий на предприятиях  различной ведомственной принадлежности, имевших свои технологии, свои пункты хранения, не отвечавшие никаким требованиям безопасности,  что, по мнению Муратова О.Э., позволит привести все объекты  в надлежащее состояние.

Важность решения проблемы низко-радиоактивных отходов для северо-западного региона отметил представитель «Зеленого креста» Шевчук Ю.С.  

В Мурманской области радиационная обстановка определяется гражданскими и военными объектами (АЭС, ледокольный флот, значительное количество ядерных реакторов ВМФ), что отличает её от других регионов с объектами ядерного технологического комплекса. Особую радиационную опасность представляет состояние хранилищ отработанного ядерного топлива, твердых и жидких РАО. Председатель Мурманской областной думы Никора Е.В. рассказал о ситуации с утилизацией судна атомного технологического обслуживания «Лепсе», ситуации на базе хранилища ОЯТ в губе Андреева. Проект федерального закона вызвал большой интерес у общественных организаций, часть которых заняла достаточно жесткую позицию, объясняемую нежеланием ознакомиться с современными технологиями, применяемыми при обращении с РАО и ОЯТ, незнанием этих технологий. При рассмотрении этого вопроса в стенах Законодательного собрания трудно было прийти к единому мнению.  В конце концов, проект закона был одобрен. Проект федерального закона отвечает интересам и Мурманской области, и Российской Федерации в целом.

На вопросы журналистов о сроках разработки подзаконных актов; затратах, необходимых для захоронения накопленных РАО; ответственности производителя РАО; о специальных накопительных резервах ответил Е.В.Евстратов:

В 2010 г., в случае принятия закона по обращению с РАО, одним из первоочередных подзаконных актов согласно постановлению Правительства РФ будет определен национальный оператор.

По затратам: страны с развитой атомной энергетикой, участвовавшие в первом оружейном проекте, такие как США, ежегодно тратят на ликвидацию наследия от первого проекта  порядка 10-20 млрд долл. в год. Произвести оценку всех необходимых затрат, которые предстоит сделать РФ, сегодня пока преждевременно, поскольку это процесс займет многие годы. Первое, что будет проделано после принятия закона, будет проведена обязательная инвентаризация всех пунктов хранения РАО на территории РФ. Только после этого можно будет оценить масштабы затрат. Хотя в пояснительной записке к ФЦП «Об обеспечении ядерно-радиационной безопасности», такая приближенная оценка прогнозировала сумму затрат около триллиона рублей.

Каждый производитель РАО согласно федеральным нормам и правилам, которые будут изданы после принятия закона, должен будет привести РАО в состояние, соответствующее критериям приемлемости и сдать их национальному оператору. Объёмы и сроки хранения для каждого производителя РАО будут определены. Надзор за этим процессом будет осуществлять Ростехнадзор, а ответственность за несоблюдение норм и правил предусмотрена законодательством.

Специальные накопительные резервы будут находиться в управлении органа управления  системой по обращению с РАО, устанавливаемого законодательно. Эти резервы могут пополняться из средств предприятий, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и  объекты, направляемых на обращение с РАО согласно постановлению Правительства РФ № 576. Нормы отчисления определены. Они входят в себестоимость производимой продукции и не включаются в налогооблагаемую базу. Закон предполагает множественность источников финансирования специальных резервов, например, из прибыли, благотворительных фондов.

И.И.Линге рассказал о существующих технологиях захоронения РАО, принципах лицензирования недропользователя при эксплуатации участка недр, не связанной с добычей полезных ископаемых.

На вопрос, что станет с московским «Радоном» после принятия закона, Е.В.Евстратов сообщил, что согласно действующему законодательству, хранилища РАО могут находиться только в федеральной собственности. В 2009 г. хранилища московского «Радона» были переданы ФГУП «РосРАО»   в хозяйственное ведение и переведены в федеральную собственность. Конструктивный диалог с «МосРадоном» позволит организационно оформить его взаимодействие с «РосРАО»   в ближайшее время. Новый закон предполагает создание единой системы по обращению с РАО.

Порядок отчислений в специальные накопительные резервы  будет определен подзаконным актом, который будет принят сразу после принятия закона. Этот вопрос отнесен к компетенции Правительства РФ. Предполагается, что за текущее обращение с РАО национальный оператор будет получать деньги сразу при приеме РАО. А расходы будущих периодов, которые должны обеспечить строительство объектов окончательной изоляции, загрузку этих объектов, их мониторинг, будут финансироваться из средств, собранных в специальные накопительные резервы органом управления по обращению с РАО.

На вопрос, какое количество хранилищ необходимо, чтобы захоронить 500 млн тонн РАО, Е.В. Евстратов пояснил: «В федеральном законе вводится понятие «особые радиоактивные отходы». Это те отходы, извлечение которых из мест их размещения при существующих технологиях и необходимом уровне экономических затрат, сегодня не представляется целесообразным и возможным. Из 500 млн тонн РАО 360 млн тонн приходится на Теченский каскад, который никто трогать не собирается. Будут созданы инженерные барьеры – укрепление плотины, которое позволит контролируемым образом удерживать эти РАО в течение десятилетий без каких-либо рисков радиационных аварий.

В соответствии с законодательством объектов захоронения в РФ сегодня нет. Имеются объекты хранения и размещения особых РАО. Часть объектов хранения будет закрыта после инвентаризации в случае принятия решения, что на данном месте их хранение нецелесообразно. Они будут переведены в объекты окончательной изоляции РАО в компактированном или переработанном виде. Для части объектов будет принято решение о захоронении их на месте с обоснованием экологической безопасности на весь период потенциальной опасности РАО. Эти мероприятия будут проведены после инвентаризации всех объектов хранения на территории РФ.

На предложение председателя комиссии по радиационной безопасности Общественной палаты Челябинской области Коржовой Л. В. внести в законопроект отдельную главу о правах и ответственности граждан и общественных объединений с целью повышения профессиональности общественных организаций и их ответственности за искажение информации, И.И.Линге, заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, напомнил, что в законах об использовании атомной энергии, о радиационной безопасности населения, об охране окружающей среды подобные главы уже имеются. И ещё одна глава в ещё одном законе ничего не прибавит. Данный законопроект, в основном, технический, прописывающий четкую схему, по которой радиоактивные отходы должны продвигаться на захоронение. Он решает главную проблему – снижение бремени радиационной опасности на последующее поколение.

На вопрос секретаря общественного совета по вопросам  безопасного использования атомной энергии Мурманской обл. Жаворонкина С.Н. о состоянии проекта по комплексной утилизации плавучей техбазы «Лепсе», пояснения дал Е.В.Евстратов: работы по утилизации ПТБ «Лепсе» в меньшей части ведутся за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП по обеспечению ядерно-радиационной безопасности. Значимая часть проекта финансируется Европейским банком реконструкции и развития в рамках «Глобального партнерства на Северо-Западе». Согласно проекту предусмотрено проведение двух этапов работ. 1) подготовка «Лепсе»  к утилизации с постановкой на плиту, 2) непосредственно утилизация. На сегодня ФГУПом «Атомфлот» судно «Лепсе»  конвертировано и находится в безопасном для окружающей среды состоянии, не представляя угрозы для экологии. Бумаг подготовлено много. Но таковы правила ЕБРР, в том числе, и по выбору международного консультанта. В 2010 г.  начнутся активные работы по переводу «Лепсе»  на судоремонтный завод «Нерпа». В 2013 г. планируется поставить судно на плиту. ЕБРР финансирует этот проект в размере около 40 млн евро. 

Жаворонкин С.Н. призвал представителей общественных организаций включаться в обсуждение законопроектов на самой ранней стадии подготовки законов, обоснований инвестиций по важнейшим объектам, таким как г. Андреева, Гремиха и т.д. Закон об обращении с РАО не последний в пакете, разрабатываемом «РосРАО». Вслед за ним будет разрабатываться закон об отработанном ядерном топливе. И делать это в цивилизованной форме, в виде представления в определенные сроки своих предложений, замечаний. А не сводить всё к  митингам, акциям протеста и пр. Усилия общественности должно быть направлены на улучшение обстановки, а не дискредитацию действий, предпринимаемых исполнительными и законодательными органами власти.
 
Президент Российского общества «Зеленый крест» С.И.Барановский, подводя итог многолетней дискуссии экологов по поводу необходимости такого закона для Российской Федерации, признал наиболее важным сам факт принятия закона, позволяющий цивилизованно решить вопрос об обращении с РАО в РФ. В законе закреплен принцип, по поводу которого экологи ломают копья в нашей стране и в мире: «Загрязнитель платит». В ходе обсуждения закона поступило много предложений, в основном, из регионов, для которых накопление РАО весьма актуально. Были выступления и научной, и экологической общественности. Дискуссия показала огромный разброс мнений даже в пределе одной сетевой экологической организации «Российский экологический конгресс». Пришло 160 замечаний и поправок. Большинство из них были учтены. В этом деле удалось сдвинуться с мертвой точки. В результате работы над законопроектом будет создана система обращения с РАО в России.

Все региональные участники круглого стола поддержали мнение о своевременности и важности скорейшего принятия как самого закона, так и его подзаконных актов, с тем, чтобы в ближайшее время появился действенный инструмент для наведения порядка в сфере обращения с РАО.

Практика обсуждения законопроектов со специалистами и представителями общественных организаций на межрегиональном уровне позволяет полнее выявить нюансы обсуждаемой проблемы, изначально сделать принимаемые законы более легитимными. Чем раньше  к обсуждению законопроектов будут подключаться специалисты и общественность, тем меньше станет неработающих законов, мертвым грузом отягощающих российское законодательство. Практику проведения круглых столов в формате видеоконференций необходимо продолжить, так как это позволяет оперативно узнавать мнение представителей регионов.

Московские эксперты, разработчики законопроекта подтвердили полезность проведения таких обсуждений с региональными представителями, пообещав учесть все замечания и предложения, и высказали надежду, что в марте 2010 г. закон «Об обращении с РАО» будет принят. В стране появится реальный рабочий инструмент, с помощью которого можно будет приступить к решению серьезных проблем, накопленных за последние 65 лет.


При подготовке материала использована информация, предоставленная В.Титовым, руководителем Центра коммуникаций «Росатома» в Северо-Западном регионе.

Назад

Материалы из архива

3.2008 Избавление от бананотехнологий

Ю.Б.Магаршак, президент MathTech, Inc., председатель оргкомитета международной конференции Environmental and Biological Risks of Nanobiotechnology, Nanobionics and Hybrid Organic-Silicon Nanodevices (Silicon vs Carbon), Нью-ЙоркСлово «нанотехнологии» – во множественном числе – для обозначения области исследований и разработок (см., например, название Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», или The Institute for Soldier Nanotechnologies at MIT – Массачусетский технологический институт, США) выпадает из традиционных наименований областей наук и технологий.

12.2009 Беспомощность

Редакционная статья газеты «Ведомости»: - Президент, безусловно, активно реагирует на несчастья. Он проводит совещания с министрами и просит: МЧС — спасать, силовиков — расследовать, медиков — лечить, финансистов — финансировать, юристов — менять законы, каждого по отдельности — «взять под особый контроль». Риторика его ужесточается (сейчас уже применяются слова «безответственные мерзавцы», «раздолбайство»)...

3.2008 Нужна ли России морская стратегия

Развитие военно-морской стратегии (ВМС) с древнейших времён и до наших дней шло параллельно с практикой  применения сухопутных и  военно-морских сил. В России основы ВМС заложили Пётр I , Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Период первой и второй мировых войн внёс свой вклад в военно-морское искусство и способствовал развитию военно-морской стратегии. Как создавалось военно-стратегическое направление в нашей стране , рассказывает Владимир Георгиевич  Лебедько, к.в.н., проф., контр-адмирал в отставке,  в течение ряда лет руководивший ведущими управлениями оперативно-стратегических штабов флота и сухопутных сил.