Чтобы помнили

Потеря, в которую не хочется верить – не стало капитана 1-го ранга Булыгина Владимира Константиновича. Флотский офицер образца 60-80 гг. он был из разряда тех ярких личностей, масштаб и сила которых в полной мере ощущаются после того, как они уходят из жизни.

Не занимая высоких должностей, не имея громких учёных званий, Булыгин был звездой первой величины в такой специфической сфере, как радиационная безопасность и обращение с корабельными радиоактивными отходами и облученными материалами. Обострённо воспринимая груз накопленных и возникающих радиационных проблем, он возвёл их разрешение в абсолют.



Только один штрих. Февраль 1982 года, заснеженный аэродром под Мурманском, как руководитель созданного штаба по ликвидации аварии в губе Андреева, встречаю московскую комиссию, на выезде из зоны аэропорта замечается в сугробе офицер с большим чемоданом – Булыгин! Получив накануне приватный и ни к чему не обязывающий звонок о наших бедах, Володя немедля оформляет отпуск за свой счёт (чтобы притупить бдительность начальства учебного Центра, неодобряющего отлучки своего преподавателя на горячие точки флота), набивает чемодан справочниками по радиохимии, ближайшим рейсом вылетает из Ленинграда в Мурманск. И сразу же включается в работу нашего аварийного штаба.

Это уже позднее будут узаконенные командировки в Приморский край (разгрузка аварийного хранилища ОЯТ в бухте Сысоева), на Камчатку и снова в Приморье (выгрузка некондиционного ОЯТ из плавучих хранилищ), в Гремиху (удаление фрагментов ОТВС из аварийного сооружения), на Ладогу (очистка от радиоактивных отходов и дезактивация экспериментальной установки на эсминце «Кит»).

При высочайшем профессионализме в области радиохимии и дозиметрии (начинал лаборантом технической базы в Гремихе), Владимир Константинович обладал уникальным талантом объединять очень разных людей для реализации казалось бы невыполнимых задач, добиваясь положительных результатов с наименьшими затратами и в рекордные сроки (разгрузка ПМ-32 на Камчатке заняла 3 месяца, в то время как аналогичные работы на плавбазе «Лепсе»
в Мурманске не без помощи иностранных спонсоров тянутся уже более 15 лет).

Нередко Булыгина обвиняли в партизанщине, что было совершенно несправедливо, Владимир Константинович умел распознать тончайшие нюансы обращения с облученными ядерными материалами и радиоактивными отходами и ему по природе были чужды судорожные импровизации в этой деликатной сфере.

До сих пор помню, как Булыгин, налаживая водоочистную установку в той же губе Андреева, в течение суток каждые полчаса лично отбирал пробы для анализа, пока не убедился в положительной динамике работы им же сконструированной установки.

Блистательно читал лекции по дозиметрии в учебных Центрах ВМФ в Палдиски и Сосновом Бору, был по-петербургски интеллигентен. Но не терпел словоблудия и в таких случаях не стеснялся в оценках.

К сожалению, по разным причинам, последние 10 лет мы практически не общались. И свои чувства могу выразить только словами Высоцкого:

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода
Только он не вернулся из боя.
Герой Советского Союза Владимир Константинович Булыгин похоронен на кладбище в городе атомщиков Сосновом Бору.

Он не дожил до своего 69-летия 10 дней. Светлая ему память.


В.А. Перовский

назад

Материалы из архива

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…

6.2007 ПЛАВУЧИЕ АЭС: «ХРОМАЯ УТКА» РОСАТОМА

Надежда Попова, «Аргументы неделi»В недрах атомного ведомства страны разгорается скандал. После бодрых рапортов о том, что в России в ближайшее время будет построена флотилия из 7 плавучих атомных станций (по другим данным, из 15, а академик Евгений Велихов и вовсе озвучил цифру 150), стали раздаваться робкие вопросы: а потянем ли? а не опасны ли эти плавучие АЭС? как охранять будем? Некоторые опасения по вопросу безопасности атомных поплавков выражают и ученые Института ядерных реакторов РНЦ «Курчатовский институт». Свои мысли вслух о дороговизне проекта озвучил министр Герман Греф.

3.2009 ЛАЭС-2: график как эффективный инструмент строительства

ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»), выступающее генпроектировщиком и генподрядчиком Ленинградской АЭС-2, провело деловую игру «Практическое применение системы календарно-сетевого планирования для управления проектом сооружения ЛАЭС-2». В игре приняли участие подразделения ОАО «СПбАЭП» и основные подрядные организации.