"Мы хотим работать на конечный результат"

Подкомиссия по атомной энергетике Совета Федерации организовала совещание на одной из стартовых площадок ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года». В совещании участвовал начальник Управления капитального строительства атомной отрасли Федерального агентства по атомной энергии  Алексей Тютяев:


- Алексей Александрович, какие проблемы наиболее актуальны при реализации федеральной программы развития атомной отрасли, на ваш взгляд?
- Проблем более чем достаточно. Самая главная – Росатом в том виде, в той конструкции, которая была до сего дня, не готов исполнять задачи, которые перед ним поставлены. Приведу несколько цифр.

В течение 15 лет в Росатоме новых строек практически не было. В последние годы  освоение капитальных вложений составляло в среднем до десяти миллиардов рублей в год. В 2007-ом необходимо освоить 26 миллиардов рублей, в 2008-ом – 63 миллиарда. Начиная с этого года, мы должны закладывать ежегодно по два энергоблока мощностью по 1000 мегаватт каждый.

Мы уже провели конкурс на строительство Нововоронежской АЭС-2. Завершены конкурсные процедуры по достройке четвертого энергоблока Калининской АЭС и второго энергоблока Ростовской АЭС. Продолжаем строить четвертый энергоблок Белоярской АЭС. И хотим в этом году, опережающим темпом, начать работы подготовительного периода по строительству Ленинградской АЭС-2.

Объем задач несоизмеримо возрос, а мощности по сооружению атомных энергоблоков остались в состоянии того периода, когда не было их загрузки. Это сегодня одна из главных проблем. Сходные проблемы были в РАО «ЕЭС России» и в других отраслях. Их удалось решить в той или иной степени перестройкой механизма управления строительным комплексом. Этим мы сейчас и занимаемся.

На площадке ЛАЭС собрались, чтобы еще раз вместе проанализировать сложившуюся ситуацию с целью – определить возможности и пути оптимизации управления строительным комплексом.

Существующая старая «веерная» система, когда все было централизовано на уровне государственного заказчика управления строительством, показала сегодня свою малую эффективность и нежизнеспособность. Мировая практика управления строительством давно подтверждает преимущества системы, построенной на базе инжиниринга.

Эта система нашла отражение в нашей традиционной энергетике, в РАО «ЕЭС России», в Федеральной сетевой компании и в других организациях. Но более полному ее внедрению мешает отсутствие необходимой нормативной базы. Например, в Гражданском кодексе нет такого понятия как «инжиниринг». В результате чего, как следствие, возникает масса проблем управленческого и экономического характера.

Другая проблема из «глобальных»: мы хотим работать на конечный результат. А механизм освоения бюджетных денежных средств настроен на то, чтобы отслеживать не всю стройку на пять-семь лет, а в годовом разрезе: сколько бюджетных средств выделили на год – столько задача всех участников этого процесса «проесть». Не создать что-то, а, в первую очередь, освоить деньги через коэффициенты, через любые ухищрения.

У подрядчиков нет интереса экономить денежные средства, потому что все, что они сэкономят у них будет изъято. Они сдают работы по тем расценкам, которые существуют со времен Советского Союза. Вся их излишняя прибыль будет обложена таким налогом, что станет им не нужной.

Такое противоречие в нормативных актах не позволяет применить нормальные рыночные механизмы для управления строительным комплексом.

- О каких конкретно ограничениях в  рыночных условиях вы говорите?
- Освоение бюджетных денег по ФЦП на строительство, закупку, поставку, пуско-наладку оборудования и прочее регулируется федеральными законами о государственных закупках: 94-ФЗ и в дополнение к нему 53-ФЗ. Ими установлен довольно жесткий регламент организации размещения госзаказа через конкурсные процедуры.

Например. Исполнителем функции госзаказчика в Росатоме является наше Управление капитального строительства атомной отрасли. Мы проводим конкурсные процедуры, начиная от объявления конкурса и кончая подписанием госконтракта. На все это уходит минимум пятьдесят дней.

Второй пример. Мы готовы начать подготовку строительной площадки под ЛАЭС-2, но без постановления правительства об открытии бюджетного финансирования, не имеем права начинать стройку.

- Это формальная сторона дела. А реально: сколько сегодня на рынке организаций, которые имеют лицензии, разрешительные документы для производства строительно-монтажных работ на таких объектах как атомные энергоблоки?
- Все зависит от условий, которые мы будем закладывать при проведении конкурсов. Сегодня потенциальных поставщиков комплексных услуг по строительству атомных электростанций у нас три: Московский, Санкт-Петербургский и Нижегородский «Атомэнергопроекты» (АЭПы), которые имеют все необходимые лицензии. Это не значит, что так будет всегда. По мере развития системы инжиниринга необходимые компетенции появятся и в других организациях, но для этого необходимо время.

Сегодня только в АЭПах сосредоточен весь цикл проектной деятельности по сооружению атомных электростанций. В то же время в них полностью отсутствуют строительные компетенции, компетенции по поставкам оборудования, по пуско-наладочным работам и другие. Их предполагается восполнять на этом этапе через заключение инжиниринговой компанией договоров генподряда со строительными компаниями. Вся координация в этом случае осуществляется уже инжиниринговой компанией, а не Росатомом или концерном «Росэнергоатом».

- Так сколько же у нас реальных строительных компаний, которые могут быть генподрядчиками по 26 энергоблокам, которые Росатом собирается построить до 2020 года в разных регионах?
- 26 энергоблоков будут строиться не за один год, а поэтапно. В этом году мы начинаем два новых энергоблока. В следующем – еще два и так дальше. Считаем, что «на пике» в среднем в году будут строиться от десяти до двенадцати энергоблоков: в европейской части страны, в центральной части и в зоне Урала. Рассматривается строительство атомных электростанций в Сибири и на Дальнем Востоке.

У нас сохранились так называемые «Управления строительства» бывшего Министерства среднего машиностроения. Придется, конечно, наращивать их компетенции, которые были утеряны за последние 15 лет. Но в принципе база у нас есть. И здесь, в Сосновом Бору, я посмотрел ее в первую очередь. Кроме того, есть такие строительные организации и за рубежом.

Приведу пример. Мы впервые организовали открытый тендер по достройке второго энергоблока Ростовской АЭС. Инжиниринговая компания «Нижегородский АЭП» выиграла конкурс и, в свою очередь, начала подбор потенциальных генподрядчиков и субподрядчиков. Их оказалось много. Честно скажу, я не ожидал этого и порадовался – есть из кого выбирать.

- А чем вас порадовала и чем огорчила «экспедиция» по строительно-монтажному комплексу Соснового Бора?
- Это моя личная оценка. Не думаю, что ее нужно публично детализировать. В целом она такова: станцию построить можно – сил достаточно.

- В подготовительный период, когда будет готовиться инфраструктура строительной площадки, финансирование пойдет за счет концерна «Росэнергоатом»?
- Да, из 1471,4 миллиардов рублей, предусмотренных на всю ФЦП, 796,6 миллиарда рублей – из внебюджетных источников, в том числе из средств концерна «Росэнергоатом». Объясню, почему это делается.

Правила проведения конкурсных процедур по нашим объектам очень жесткие. Достаточно сказать, что в среднем энергоблок с нуля строится у нас от шести до восьми-девяти лет. Задача стоит строить за пять лет. Наши законы ставят условия, чтобы мы зафиксировали цену на весь период строительства.

Можно было бы зафиксировать цену при относительно стабильной макроэкономической ситуации в стране. Но никто не может сказать сейчас, сколько будет стоить оборудование в следующем году. Если цены на строительно-монтажные работы еще можно регулировать как-то через коэффициенты, то цены на оборудование вообще непредсказуемы.

Скорректировать цены в будущем мы не сможем – закон позволяет производить корректировки в пределах десяти процентов. А чем корректировать остальное, когда цены на рынке складываются, исходя из объективного макроэкономического состояния страны? Так вот средства концерна «Росэнергоатом» используются в порядке буфера ценовых показателей.

- В каких ценах рассчитана ФЦП?
- Есть базовые цены. На их основании рассчитаны средние показатели стоимости энергоблока. Они соответствуют мировым. Есть специальный показатель Минэкономразвития – индексы-дефляторы пересчета цен из года в год. Сложением базовых цен с учетом индексов-дефляторов стоимость ФЦП была рассчитана в текущих ценах, в том числе будущих периодов.

- Во время посещения площадки ЛАЭС-2 строители, возможно, будущие подрядчики задали вопрос: кто проводит экспертизу цен? Есть специализированные международные аудиторские компании, которые могли бы выполнить эту работу?
- Есть. Но, к сожалению, мы применяем различные нормативные базы, как по проектированию, так и по ценообразованию, поэтому использовать иностранные аудиторские компании пока не представляется возможным.

Сегодня схема экспертизы у нас такая: ведомственная экспертиза на уровне Росатома и Главгосэкспертиза. В настоящее время по ЛАЭС-2 мы практически завершили разработку проекта и проведение ведомственной экспертизы. В ближайшее время сдаем проект в Главгосэкспертизу. Предполагаем подготовительный период строительства начать в сентябре, а тендер на весь объект провести не позже начала следующего года. И тогда уже стройка развернется по полной программе.

- У нас в стране есть такая проблема как коррупция. Строители говорят, что их накладные расходы растут из-за «откатов». В общественном мнении укоренилось, что строек без воровства не бывает. Какие меры вы будете принимать, чтобы обеспечить контроль над расходованием полутора триллионов рублей?
- В отношении коррупции рекомендую взять интервью у представителей ФСБ. Наша задача – обеспечить прозрачность бизнеса. Это одна из целей, с которыми я пришел в Росатом.

- Как вы представляете свою персональную ответственность за реализацию планов Росатома?
- В соответствии с моим опытом работы представляю, что такое стройка и масштаб задач, поставленных перед Росатомом. Меня пригласили сюда, чтобы их решать, применить механизмы, которые наработаны в мировой и международной практике.

Многие российские компании успешно работают на мировом рынке и имеют огромный опыт. В РАО «ЕЭС России» давно уже используют турбины, генераторы, теплотехническое и электротехническое оборудование зарубежных производителей. Основные требования – надежность, качество, цена и условия сервисного обслуживания. К сожалению, пока в Росатоме такого алгоритма нет.

Необходимо отдать должное новому руководителю – Сергею Владиленовичу Кириенко. Это уникальный человек, и в этом плане он не «зацикливается» на отечественном производителе: если не хватает наших сил, значит, будем выходить на внешний рынок. Совершенно правильная позиция! Недавно было подписано соглашение о создании совместного предприятия с фирмой «Альстом», которая имеет хорошую репутацию в мире. И это первый шаг.

При таком подходе создается самый главный рыночный стимул: наш производитель вынужден подтягиваться к мировому уровню. При монополизме качеством можно не заниматься, его все равно не будет, а когда появляется конкурент, складывается иная ситуация.

Роль всех наших экспертов сегодня в том, чтобы оценить собственный потенциал, который мы можем использовать в масштабах России, и определить потенциал, который нам необходимо привлечь извне.

Для себя определяю ответственность так: я пришел, чтобы предложить алгоритм исполнения ФЦП и реализовать его. Конечно, при условии, что этот алгоритм будет принят. Если все участники процесса будут работать на него, а не занимать позицию наблюдателя, если каждый будет работать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему, и, самое главное, будет работать «на результат» – мы свою программу выполним обязательно.

Дорогу осилит идущий: не будем идти – никуда не придем, а когда есть еще и представление, куда идем, тогда точно достигнем цели.

- Сладить такую команду, начиная с рабочих мест на действующих станциях, с привлечения молодежи в атомную энергетику очень трудно.
- Тут много важных факторов, которые надо одновременно учитывать. Я успел посетить почти все наши стройки. Посмотрел, как люди там жили раньше и как теперь живут. Тогда были стимулы, сейчас нет. Скажу одно: очень сложно человеку, и молодому особенно, объяснить, что он нужный специалист при предложении ему зарплаты от пяти до семи тысяч рублей. Мы будем рассказывать о важности атомной отрасли и профессии, а реально заинтересовать не сможем. Это один из блоков вопросов, которые мы хотим обсуждать с нашими законодателями: депутатами и сенаторами. Потому что это уже не просто сложившаяся ситуация, это нормативное поле, в котором мы сегодня с вами оказались. Когда создадим условия для трудящихся и условия для исполнения программы, тогда она точно будет исполнена!


Интервью взяла Ольга ПЕТРОВА, отдел информации ЛАЭС

назад

Материалы из архива