Особенности методики ТЭО проектов продления сроков эксплуатации энергоблоков АЭС

Д.С. Мошкалёв, аспирант СПбГПУ, сотрудник ФГУП "ГИ "ВНИПИЭТ"

К 2010-2020 гг. большинство действующих в мире энергоблоков АЭС исчерпают проектный срок эксплуатации. По истечении этого срока должно быть принято решение либо о выводе энергоблока из эксплуатации и либо о продолжении его эксплуатации после необходимых проверок и модернизации.


Продление срока эксплуатации (ПСЭ) действующего энергоблока АЭС позволяет обеспечить более высокие показатели экономической эффективности АЭС по сравнению с другими вариантами. Абсолютное большинство эксплуатирующих организаций заинтересовано в продолжении эксплуатации энергоблоков АЭС сверх проектного срока именно из соображений экономической эффективности. ПСЭ действующих энергоблоков АЭС особенно эффективно для стран с развитой рыночной экономикой, т.к. к моменту окончания проектного срока эксплуатации энергоблока стоимость основного оборудования, зданий и сооружений, как правило, уже полностью возмещается за счет амортизационных отчислений.

Технико-экономическая оценка (ТЭО) целесообразности ПСЭ является одной из  составляющих комплексной проблемы развития энергетики, т.к. ПСЭ действующих энергоблоков АЭС тесно связано с выводом АЭС из эксплуатации, наличием и стоимостью строительства замещающих мощностей, объемом спроса на электрическую и тепловую энергию, необходимостью создания дополнительных рабочих мест для высвобождающихся сотрудников АЭС, и т.д.

В отечественной практике ПСЭ действующего энергоблока АЭС осуществляется при наличии технической возможности обеспечения безопасности дальнейшей эксплуатации энергоблока и обеспечения ее экономической эффективности в реальной экономической ситуации.

Результаты ТЭО и технико-экономические показатели инвестиционных проектов в атомной энергетике являются основными факторами при принятии решений об открытии финансирования данных проектов. Поэтому возникает необходимость в обеспечении единого методического подхода к оценке экономической эффективности и интерпретации ее результатов.

В настоящее время в России сложилась единая отраслевая методика оценки экономической эффективности ПСЭ действующих энергоблоков АЭС. Основанием и единой методологической базой для проведения оценки экономической эффективности ПСЭ являются следующие основные нормативные документы.

·       «Методика оценки экономической эффективности продления сроков эксплуатации энергоблоков АЭС» РД ЭО 0559-2004;
·       «Перечень и содержание документов, составляющих инвестиционный проект продления срока эксплуатации действующих энергоблоков атомных станций»;
·       «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция, исправленная и дополненная).

«Методика оценки экономической эффективности продления сроков эксплуатации энергоблоков АЭС» (далее по тексту – «Методика…») содержит алгоритмы расчета общественной, коммерческой и бюджетной эффективности ПСЭ, позволяющие оценить социально-экономические последствия проекта ПСЭ в сравнении с отказом от его реализации, а также с альтернативным проектом замещения мощности энергоблока. «Методика…» разработана с учетом требований межотраслевых «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», основанных на сложившихся в мировой практике подходах к ТЭО инвестиционных проектов.

Основной исходной информацией при проведении оценки экономической эффективности проекта ПСЭ действующего энергоблока АЭС являются:

·       технико-экономические показатели энергоблока за последние три года (общая установленная мощность, общее число часов использования установленной мощности, КИУМ, годовая выработка электрической и тепловой энергии, расход электроэнергии на собственные нужды, недовыработка продукции вследствие простоев энергоблока);

·       результаты маркетингового исследования рынка электрической и тепловой энергии региона размещения АЭС, содержащего анализ данных по спросу и предложению на рынке, анализ возможных вариантов замещения выбывающей мощности и предложения по выбору наиболее эффективного из них, анализ цен на электрическую и тепловую энергию;

·       прогнозируемые эксплуатационные затраты, порождаемые ПСЭ;

·       численность персонала энергоблока с указанием средней заработной платы;

·       остаточная стоимость основных производственных фондов энергоблока на момент выполнения расчета, а также средний годовой объем амортизационных отчислений;

·       сведения о системе налогообложения, а также об отчислениях в различные фонды и резервы;

·       объем инвестиционных затрат на ПСЭ энергоблока, определенных в соответствии со сводным сметным расчетом стоимости, выполненным в базовых ценах, по следующим группам:

-     затраты на оценку и обоснование безопасности, затраты на лицензирование;

-     затраты на продление ресурса и замену оборудования (включая замену элементов, выработавших ресурс);

-     затраты на модернизацию в целях повышения безопасности;

-     дополнительные затраты на обращение с ОЯТ и РАО;
·       сведения о прогнозируемом уровне инфляции;

При разработке ТЭО проекта ПСЭ должны соблюдаться следующие основные принципы:

·       учет только доходов и расходов, порождаемых проектом ПСЭ;

·       учет текущих расходов на том же шаге, на котором они производятся;

·       оценка сравнительной эффективности в сопоставимых условиях.

Оценка экономической эффективности проекта ПСЭ включает в себя оценку общественной, коммерческой и бюджетной эффективности проекта ПСЭ.

На основе результатов моделирования денежных потоков оцениваются следующие показатели экономической эффективности:
·       вычисленные на основе среднегодовых данных:
-     период окупаемости;
-     момент окупаемости;
-     чистый доход;
-     внутренняя норма доходности;
-     индекс доходности инвестиций;
·        вычисленные по методу дисконтированных затрат:
-     период окупаемости с учетом дисконтирования;
-     момент окупаемости с учетом дисконтирования;
-     чистый дисконтированный доход;
-     индекс доходности дисконтированных инвестиций.

Кроме того, проводится анализ чувствительности полученных показателей к изменениям различных факторов (объем спроса на электрическую и тепловую энергию, тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также объем инвестиционных затрат).

Расчеты экономической эффективности проекта ПСЭ также подразумевают сравнительную оценку вариантов «с проектом», «без проекта» и «с альтернативным проектом». Вариант «без проекта» – вариант отказа от реализации проекта ПСЭ энергоблока АЭС. Под «альтернативным проектом» понимается наиболее реальный проект замещения выбывающих мощностей, отобранный по результатам проведенных маркетинговых исследований.

Анализ «Методики…» и опыт ее практического применения показывает, что основные ее положения в целом отвечают современным условиям развития отечественной экономики и соответствуют общепринятым методическим подходам к ТЭО инвестиционных проектов. В то же время существует возможность дополнения и улучшения «Методики…» с учетом накопленного зарубежного опыта разработки проектов ПСЭ энергоблоков АЭС. В качестве объекта исследования выбраны методические подходы к ТЭО ПСЭ, принятые в странах с развитой атомной энергетикой, где большое внимание уделяется проблеме ПСЭ действующих энергоблоков АЭС (Россия, Канада, США, Франция, Япония).

Результаты сравнительного анализа различных методических подходов к ТЭО ПСЭ приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Особенности методических подходов к ТЭО ПСЭ

Россия
Канада
США
Франция
Япония
Проектный срок эксплуатации
30 лет
30 лет
40 лет
40 лет
30 лет
Срок продления эксплуатации
15-20 лет в зависимости от поколения РУ (на основании решений Росатома)
10-20 лет (AEC Regulations)
До 20 лет (Atomic Energy Act 1954,
Title 10 of the Code of Federal Regulations, part 54)
10 лет (1963 decree related to the nuclear facilities)
30 лет (Специальных законов о ПСЭ нет, все решается на уровне эксплуатирующих организаций)
Основные требования к ПСЭ
Обеспечение требуемого уровня безопасности;
объем инвестиций, оценка предельно допустимых затрат с точки зрения эффективности
Обеспечение требуемого уровня безопасности

Обеспечение требуемого уровня безопасности;
основные требования - технические и экологические.
Обеспечение требуемого уровня безопасности;
ТЭО на основе анализа «затраты-выгоды».
Обеспечение требуемого уровня безопасности;
отсутствие экономических нормативов и требований к ПСЭ

Особенности методических подходов
Отсутствие реальных альтернативных проектов (в т.ч. по строительству замещающих мощностей)
-
Заявки на ПСЭ подаются за 15 лет - 5 лет на получение разрешения, 10 лет на создание альтернативного энергоисточника, если разрешение не дано.
Большое внимание уделяется относительной (сравнительной) эффективности затрат
ТЭО ПСЭ проводит эксплуатирующая организация, но единой методологии ТЭО не существует.
Основные критерии оценки ПСЭ
Простые и дисконтированные показатели (ЧД, ЧДД, период окупаемости, индекс доходности инвестиций, ВНД)
Состав (структура) затрат
1. Инвестиционные затраты.
1.1. Затраты на оценку и обоснование безопасности, затраты на лицензирование.
1.2. затраты на модернизацию в целях повышения безопасности.
1.3. Затраты на продление ресурса и замену оборудования (включая замену элементов, выработавших ресурс).
1.4.  Затраты на обращение с ОЯТ и РАО.
2. Затраты на производство и реализацию продукции.
1. Повышение уровня безопасности.
1.1. Критические компоненты и системы. (замена технологических каналов, замена компьютерного контрольного оборудования, и т.д.).
1.2. Модернизация вспомогательных систем, не связанных с безопасностью.
2. Затраты на лицензирование.
3. Затраты на организацию работы с общественностью.
4. Затраты на оценку влияния проекта на окружающую среду.
5. Общая оценка рисков.
6. Прочие затраты (ПИР, авторский надзор и т.д.).
1. Повышение уровня безопасности.
1.1. Критические компоненты и системы. (замена или модернизация парогенератора).
1.2. Затраты на оформление необходимой документации.
2. Затраты на обращение с РАО и ОЯТ.
3. Модернизация вспомогательных систем, не связанных с безопасностью.
4. Затраты на лицензирование.
5. Затраты на оценку влияния проекта на окружающую среду.

1. Повышение уровня безопасности.
1.1. Критические компоненты и системы. (замена или модернизация парогенератора, замена труб контуров циркуляции и т.д.).
1.2. Текущая модернизация систем и элементов.
2. Модернизация вспомогательных систем, не связанных с безопасностью (замена конденсатора, замена обмотки статора генератора).


1. Повышение уровня безопасности.
1.1. Замена  или модернизация парогенератора.
1.2. Замена  или модернизация турбины.
1.3. Замена или модернизация других систем, важных для безопасности.
2. Затраты на оценку эффективности ПСЭ.
3. Прочие затраты.
Условия лицензирования
Лицензия на весь дополнительный срок эксплуатации.
Лицензия на ограниченный срок (0,5-3 года).
Лицензия на ограниченный срок (40 лет) плюс максимальный срок ПСЭ (20 лет).
Лицензия на неограниченный срок с периодической оценкой безопасности (10 лет).
Лицензия на неограниченный срок с периодической оценкой безопасности (10 лет) и оценкой состояния «критических» компонентов (каждые 13 месяцев).
Надзорные органы
Ростехнадзор
CNSC - Canadian Nuclear Safety Commission
NRC – Nuclear Regulatory Commission
DSIN - Direction de la Surete des Installations Nucleaires
METI - Ministry of Economy, Trade and trade
Охрана окружающей среды и отношение общественности
Мероприятия по охране  окружающей среды и контролю радиационной обстановки проводятся с целью выполнения требований нормативной документации
Организация работы с общественностью, консультации и общественные слушания.
Оценка влияния проекта на окружающую среду проводится с целью выполнения требований по охране окружающей среды и  отчета перед обществом
Оценка влияния проекта на окружающую среду проводится с целью выполнения требований по охране окружающей среды и  отчета перед обществом
-
Оценка влияния на окружающую среду проводится в случае внесения изменений в утвержденный проект энергоблока. Отчет перед обществом о ПСЭ необязателен, это решает эксплуатирующая организация
Рассматриваемая АЭС, тип реактора, эксплуатирующая организация
ЛАЭС-3,4
РБМК-1000,  Концерн «Росэнергоатом»
Gentilly 2,
Candu 6,
Hydro-Quebec
Fort Calhoun,  Omaha Public Power District
Энергоблок с РУ типа PWR
Энергоблок с РУ типа PWR

Ниже приведено более подробное описание основных особенностей различных подходов к ТЭО проектов ПСЭ действующих энергоблоков АЭС.

Проектный срок эксплуатации действующих АЭС.
1.    Россия. 30 лет.
2.    Канада. 30 лет.
3.    США. 40 лет.
4.    Франция. 40 лет.
5.    Япония. 30 лет.

Срок продления эксплуатации действующих АЭС

1
.    Россия. 15-20 лет для АЭС с РУ различных поколений.
2.    Канада. 10-20 лет для разных энергоблоков.
3.    США. Максимальный срок – 20 лет.
4.    Франция. 10 лет.
5.    Япония. 30 лет.

Условия лицензирования АЭС

1
.    Россия. Лицензия на весь срок дополнительной эксплуатации.
2.    Канада. Лицензия на ограниченный срок (0,5-3 года).
3.    США. Лицензия на ограниченный срок (40 лет) плюс максимальный срок ПСЭ (20 лет).
4.    Франция. Лицензия на неограниченный срок с периодической оценкой безопасности (10 лет).
5.    Япония. Лицензия на неограниченный срок с периодической оценкой безопасности (10 лет) и ежегодной оценкой состояния «критических» компонентов.

Условия рынка и тарифная политика

1.    Россия. Предусматривается изменение модели рынка электроэнергии: принимается, что до 2009 г. действует 100 % регулируемый рынок электроэнергии, а с 2010 г. электроэнергия будет продаваться по свободным ценам. При этом до 2010 г. будет применяться сдерживание роста тарифов. При расчетах экономической эффективности цена производства электроэнергии на АЭС принимается равной цене предложения конкурирующей ТЭС в рассматриваемом регионе. В случае низкой экономической эффективности проекта ПСЭ АЭС предлагается включение в тариф ТЭС инвестиционной составляющей.

2.    Канада. Конкурентный рынок, тарифы устанавливает государство, действуют четыре эксплуатирующих организации (одна из них частная, остальные государственные).

3.    США. Эксплуатирующие организации являются частными, лицензии на право эксплуатации выдает Ядерная Регулирующая Комиссия (NRC – Nuclear Regulatory Commission). В результате конкуренции увеличивается производительность АЭС, снижаются эксплуатационные затраты, модернизируется оборудование. Начиная с 2010 г., компании планируют начать строительство как минимум трех новых энергоблоков. Согласно закону об энергетической политике 1992 г., энергетические компании должны удовлетворять спрос на электроэнергию по минимально возможным ценам (например, несколько энергоблоков АЭС были остановлены из-за того, что появилась возможность покупки дешевой электроэнергии, выработанной на ГЭС Канады).

4.    Франция. Все АЭС находятся в собственности государственной компании Электрисите де Франс (EdF – Electricite de France), в которую одновременно входят и генерирующие мощности, и распределительные сети. Компания должна удовлетворять спрос на электроэнергию по конкурентоспособным ценам. Поэтому компания и проводит ТЭО с учетом текущей экономической ситуации, например стоимости топлива, стоимости строительства замещающих мощностей и т.д.

5.    Япония. Тарифы регулирует Министерство Экономики, Торговли и Промышленности (METI).

Практический опыт разработки ТЭО проектов ПСЭ действующих энергоблоков АЭС, а также сравнение отечественного методического подхода с зарубежными показывает, что, несмотря на внедрение единой отраслевой методики ТЭО, призванной учитывать все особенности инвестиционных проектов в атомной энергетике, при ее реальном применении возникает ряд нерешенных пока вопросов:

·       отсутствуют рекомендации по точной оценке рисков и неопределенностей, связанных с реализацией проекта в условиях отечественной экономики;

·       невысокая степень достоверности исходных данных, необходимых для разработки ТЭО, например, технико-экономических характеристик альтернативных энергоисточников;

·       отсутствие системного подхода к анализу сравнительной эффективности проекта ПСЭ (необходимость учета фактического и прогнозируемого баланса мощности и электроэнергии в регион, тенденций в изменении цен на ядерное топливо, а также на органическое топливо, используемое производителями электроэнергии в регионе, и их влияния на эксплуатационные показатели и конкурентоспособность).

Анализ накопленного опыта и замечаний отечественных и зарубежных организаций-разработчиков проектов ПСЭ позволит усовершенствовать существующую отраслевую методику ТЭО проектов ПСЭ действующих энергоблоков.

Журнал «Атомная стратегия» № 31, июль 2007 г.

назад

Материалы из архива

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.

1.2007 Про отходы, доходы и отложенные решения

Главная проблема в том, что пока никто в мире не придумал, как безопасно обращаться с ядерными отходами. Нет такой технологии. Никто не знает, что с ними делать дальше. Вот и хоронят — до лучших, как говорится, времен. Ученые, не смущаясь, называют это отложенной проблемой будущих поколений… Существует и еще один вид радиоактивных отходов, которые ввозятся в Россию – так называемые урановые «хвосты». Урановые «хвосты» хранятся в баллонах, емкость каждого более 12 тонн.

7.2008 Вне нобелевской игры

Сергей Лесков, обозреватель газеты «Известия»: - В России из всех наук более всего уважают физику… Но все наши нобелевские достижения сделаны в 1950-е годы… Наши ученые на первых ролях, но они делают науку не в России. Академия же наук самоустранилась от науки - ее занимают выборы, назначения, бюджет, привилегии. Молодые ученые в круг этих интересов не входят и даже в тягость своей назойливой активностью, их лучше спровадить подальше.