Мировой арсенал баллистических ракет морского базирования

Д.И.Мант, С.Д.Мант, Ю.В.Апальков, Санкт-Петербург

При создании комплекса «подводная лодка – баллистическая ракета» возникает ряд серьезных проблем, одной из которых является его огромная стоимость, сопоставимая с затратами на проведение космических программ.

Поэтому создание и эксплуатация комплексов баллистических ракет (БР) морского базирования оказались по плечу только развитым странам, обладающим достаточными производственными и финансовыми возможностями. До 1992 г. первое место в этой сфере делили СССР и США. Развитие их морских стратегических ядерных сил (МС ЯС) шло разными путями, обусловленными различиями в военных доктринах, подходах к развитию ракет морского базирования, уровнях промышленности и финансовых возможностей.

40 лет в двух лидирующих странах велись работы над стратегическими комплексами и системами морского базирования: от сравнительно простых ракет с небольшой дальностью полета и надводным стартом до огромных межконтинентальных ракет с разделяющейся головной частью, оснащенной многочисленными боевыми блоками индивидуального наведения. Одновременно совершенствовались и носители ракет. Теория ракетной техники вообще и базирующейся на подводных лодках, в частности, разрабатывалась одновременно с практической реализацией ряда ее положений, что требовало от создателей комплексов высокого уровня ответственности и профессионализма.

Ракету на подводную лодку

Сама идея разместить ракету на подводной лодке родилась в России еще в 1840 г. Ее выдвинул военный инженер К.А.Шильдер.

Дальнейшая идея вооружения ПЛ ракетами получила развитие в Германии. Летом 1942 г. с подводной лодки U-511 (в подводном положении) были произведены пуски 210-мм неуправляемых пороховых ракет В.Дорнбергера. Их дальность полета была не больше 40 км.

Одновременно В.Дорнбергер возглавлял работы над баллистической жидкостной ракетой «Фау-2».

Работы по созданию ракет большой дальности полета велись в Германии довольно интенсивно. Затраты на реализацию этой программы были колоссальными, но результаты массированного использования «Фау-2» были незначительными, не соответствующими затратам.

В США и СССР практически одновременно продолжились работы по развитию ракетной техники с использованием немецкого опыта. Вначале появились сухопутные варианты ракет, способных нести ядерные заряды, а с 1954 г. начались исследования способов их применения с подводных лодок.

В США попытались использовать армейскую ракету средней дальности «Jupiter», а в СССР – оперативно-тактическую ракету Р-11. Обе эти ракеты имели жидкостные двигатели (ЖРД). Вскоре в США предпочли перейти к твердотопливной ракете системы «Polaris», в СССР выбрали жидкостное направление. Руководство ВМС США ориентировалось на перспективные разработки, продемонстрировавшие положительный результат при испытаниях ракетных двигателей твердого топлива с высоким удельным импульсом и заливной технологией снаряжения смесевым топливом. В СССР существенный прогресс был достигнут в ЖРД, использующих высококипящие компоненты топлива. По смесевым твердым топливам приемлемых результатов на тот момент не было. Кроме того, из-за разницы в развитии производства вообще и ракетостроения, в частности, первые отечественные баллистические ракеты отставали от американских по дальности стрельбы, боекомплекту на лодке, навигационному обеспечению. К концу 1960-х гг. этот разрыв удалось ликвидировать.

В СССР приоритет был отдан межконтинентальной дальности стрельбы и моноблочной головной части, в США – средней дальности и разделяющейся головной части.

Для нашей страны межконтинентальная дальность являлась наиболее рациональным способом достижения стратегического паритета. В США стратегического превосходства старались достичь за счет количества развернутых боеголовок.

Стратегический паритет при разных тактических решениях

К середине 1970-х гг. сложился паритет морских стратегических ядерных сил США и СССР. При примерно равном количестве боеголовок баллистических ракет на борту АПЛ-носителей, СССР имел преимущество по межконтинентальной дальности стрельбы (комплекс Д-9 с ракетой Р-29), а американские комплексы «Posiedon C3» имели разделяющуюся головную часть с боеголовками индивидуального наведения. Для ликвидации асимметрии в тактических характеристиках баллистических ракет морского базирования стратегическим соперникам требовалось наверстать имеющиеся провалы. Это отмечалось и в международных договорах ОСВ-1 (1972 г.) и ОСВ-2 (1979 г.), ограничивающих число боеголовок БР и их носителей.

Недостатки комплексов с ракетами с ЖРД подталкивали советских разработчиков к созданию морских ракет с реактивными двигателями на твердом топливе. Но создать такие ракеты с приемлемыми характеристиками в сжатые сроки не представлялось возможным.

Поэтому было решено начать разработку двух ракет межконтинентальной дальности с разделяющейся головной частью и боеголовками индивидуального наведения: Р-29Р с ЖРД (комплекс Д-9Р) и Р-39 с РДТТ (комплекс Д-19). По массогабаритным характеристикам разработанная Р-39 уступала американским комплексам «Trident-1» и «Trident-2».

При 90-тонной стартовой массе Р-29 говорить о размерах ПЛ-носителя просто не приходилось.

В 1999 г. было принято решение о создании комплекса морского базирования «Булава» с твердотопливной БР на базе межконтинентальной БР наземного базирования «Тополь-М».

Сама идея приспособить для АПЛ наземную баллистическую ракету неоднократно терпела неудачи.

В декабре 2002 г. была закончена модернизация носителя проекта 941У. В 2003 г. прошли бросковые испытания макета ракеты, а в 2005 г. был успешно произведен пуск самой ракеты с макетом боевой ступени.

Перспективы комплекса «Булава» пока окончательно не ясны. И отечественная промышленность возобновила производство БР Р-29РМ в усовершенствованном варианте «Синева».

Вопрос о развитии морских стратегических ядерных сил чрезвычайно важен для нашей страны. США продолжают развивать свои ядерные стратегические силы, о чем свидетельствуют принятые программы: «Превентивная военная стратегия» и «Мероприятия по революционной трансформации ядерных и обычных вооруженных сил на перспективу». «Превентивная стратегия» предусматривает нанесение упреждающих ударов (обычных и ядерных) по странам, которые, по мнению руководства США, представляют угрозу национальной безопасности США и их союзников. Для того чтобы проводить самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, наша страна должна иметь реальную возможность адекватного ответа на любой превентивный удар.

В соответствии с договором ОСВ-2 Россия может располагать 1700–1750 ядерными боеголовками. По оценкам специалистов, ВМФ в настоящее время обладает всего 900 единицами ЯБ. Внедрение ракет комплекса «Синева» и результаты испытаний РК «Булава» являются обнадеживающим фактором, особенно с учетом одностороннего выхода США из договора по ПРО.

Россия может более гибко развивать свои морские стратегические ядерные силы, сообразуясь со своими интересами и экономическими возможностями. Основу морских стратегических ядерных сил США сегодня составляют ПЛА РБ типа Ohio. В соответствии с договором ОСВ-2 по прямому назначению можно использовать только 14 таких носителей, имеющих в 1,5 раза увеличенный ракетный боезапас с улучшенной элементной базой.

ПЛА Оhio оснащены АЭУ с различными уровнями естественной циркуляции системы охлаждения теплоносителя первого контура, что позволяет снизить шумность ППУ и повысить степень ее надежности благодаря независимости рабочих параметров от циркуляционных насосов. Блочное исполнение ПТУ значительно сократило количество «звуковых мостиков», передающих шум и вибрацию на прочный корпус лодки. Кроме того, лодка имеет наружное шумопоглощающее акустическое покрытие.

Четыре ПЛАРБ типа Ohio, вооруженные комплексами «Trident-1» (с многоступенчатой твердотопливной ракетой с разделяющейся головной частью) в конце 1990-х начали перевооружать на систему «Trident-2».

Судьба других четырех лодок первой подсерии пока не ясна, из-за высокой стоимости запланированного их переоборудования комплексами «Tomahawk» срок службы ПЛАРБ типа Ohio продлен с 30 до 42 лет. В настоящее время в состав Атлантического флота входит 18 единиц таких носителей.

Морские стратегические силы Европы

В середине 1990-х гг. Великобритания приняла решение о замене выработавших срок службы ПЛАРБ типа Resolution на новое поколение лодок Vanguard в качестве носителя американской системы «Trident-2». В этом варианте при сохранении числа баллистических ракет английские МС ЯС более чем в 2 раза увеличивали свою боевую мощь.

В связи с развалом СССР количество боевых блоков, несущих ядерные заряды на каждом из носителей типа Vanguard, было ограничено до 96 единиц, хотя имеются сведения о возможном использовании вакантных мест для оснащения ракетами «Tomahawk».

Разработкой морских стратегических ядерных сил Франции занимались одновременно три учреждения: Управление по атомной энергетике (СЕН) – разработкой корабельного реактора, Общество по изучению и исследованиям баллистических ракет (SEREB) и Управление кораблестроения (DCN) – разработкой проекта ПЛА РБ. В течение двадцати лет было построено шесть лодок, близких по конструкции и вооружению американской ПЛА типа Lafayette.

После завершения постройки шестого корабля этой серии Le Redoutable на долю ПЛАРБ приходилось 74% ядерных боеприпасов французской стратегической триады. В районах патрулирования одновременно могло находиться до четырех носителей БР. После распада СССР новую серию ПЛА РБ типа Le Triomphant, идущих на смену выработавших ресурс Le Redoutable, с планируемых шести единиц было решено сократить до четырех с вооружением их ракетами М45 (дальность стрельбы 5300 км), оснащенных головной частью типа MIRV с индивидуальным наведением боевых блоков TN75. Она позволяет наносить удары по нескольким близко расположенным друг от друга объектам. В случае прорыва ПРО всеми шестью блоками, площадь зоны поражения может достигать 20000 км2.

Ракетные ядерные комплексы Поднебесной

Еще четырьмя ПЛАРБ с 16 баллистическими ракетами владеет Поднебесная. Первая китайская ПЛАРБ (Xia) вступила в строй в 1987 г. В сентябре 1988 г. с нее стартовала твердотопливная трехступенчатая ракета JL-1. Тогда же начались работы над трехступенчатой твердотопливной ракетой JL-2 («Цзюлайнь-2») с дальностью полета 8000 км, с разделяющейся головной частью и с тремя боевыми блоками индивидуального наведения. Летные испытания этой ракеты проводились в период 1994–2001 гг. По результатам испытаний было принято решение о постройке четырех ПЛАРБ типа 094, вооруженных 16 баллистическими ракетами.

Вот таким ядерным арсеналом морского базирования на сегодняшний день обладают члены мирового «Ядерного клуба».

С распадом СССР необходимость в наращивании мощи морских стратегических ядерных сил отпала. Во всем мире, кроме КНР, наблюдается тенденция к их сокращению, или поддержанию прежнего уровня. Как лодки, так и ракеты, стоящие на вооружении постоянно заменяются новыми, более совершенными. Но, судя по сегодняшней международной обстановке, вряд ли в ближайшем будущем страны, владеющие этим инструментом внешней политики, откажутся от него.

Журнал «Атомная стратегия» № 30, июнь 2007 г.

назад

Материалы из архива

7.2009 Производство для потребления или…

М.Ю. Ватагин, к.э.н.,  директор ЭФЭН-Киев; И.В. Вережинская, ведущий экономист ЭФЭН-КиевПотребители, в народном хозяйстве, противопоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то, и другое.         Словарь В.И. Даля [1] Богат не тот, у кого МНОГО, а кому ДОСТАТОЧНО.    Народная мудрость

4.2009 России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наукПоследние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».

1.2007 Энергетические блоки атомного подводного флота

В.М.Кузнецов, с.н.с., к.т.н., академик Академии промышленной экологии, Институт истории естествознания и техники, Москва Атомные паропроизводящие установки для подводных лодок, как и сами лодочные проекты, делятся на четыре поколения. Работой над созданием первого поколения АППУ занимались многие предприятия Советского Союза. Необходимо было решить ряд сложных инженерно-конструкторских задач.