|
Чехи возвращаютсяНадежда Королева, зам. гл. редактора журнала "Атомная стратегия" Ну что ж, большому кораблю, как говорится, - большое плаванье. Но безраздельно властвовать на рынке им, похоже, в ближайшее время не светит. На российский рынок энергооборудования активно возвращаются страны бывшего социалистического лагеря: Словения, Польша, Чехия. И пусть политики этих стран смотрят на Запад, за океан, зато бизнесмены предпочитают смотреть, как и прежде, в сторону России. Понятно, что после семнадцатилетнего отсутствия на российском рынке не так-то просто вписаться в экономические реалии новой, теперь уже рыночной России. Только начинать приходится все равно не с нуля, к тому же чешские разработчики и производители оборудования чувствуют за своей спиной заботу государства. В этом плане весьма показателен пример чешских энергетических компаний, участников четырнадцатой международной специализированной выставки «Энергетика и электротехника», только что прошедшей в ЛенЭкспо. Руководители всех пяти чешских компаний, участвующих в презентации своей продукции, прекрасно владеют русским языком. - Откуда такое хорошее знание русского языка? – поинтересовалась я у Ярослава Неужила, торгового менеджера компании ZAT. - С 1979 по 1985 год я учился в ЛЭТИ. Изучал вычислительные системы. У меня и жена русская, петербурженка. Основной профиль компании, в которой работает Ярослав Неужил, - разработка и поставка систем автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУ ТП). Среди заказчиков ZAT - железная дорога, газо- и нефтетранспортные компании. Но большая часть продукции идет на АЭС. ZAT оснастила своими АСУ ТП все чешские АЭС, с 2006 года ведет установку технологических информационных систем на АЭС Словакии в г. Богунице, поставляет свои системы на украинские атомные станции. Дальнейшие планы чешской компании ориентированы на российский рынок. Уже известны адреса АЭС, где достигнута принципиальная договоренность на поставку чешских АСУ ТП. Но Ярослав попросил не называть их до тех пор, пока отношения с ними не будут скреплены договорами. - Какие перспективы в Чехии у атомной энергетики? – поинтересовалась у Ярослава. - Так как к власти в нашей стране пришли «зеленые», то президент и его команда в официальных разговорах выступают против развития атомной энергетики. Но все прекрасно понимают, что это игра на публику. Без атомной энергетики Чехия не сможет развиваться.
- Как проходила реформа электроэнергетики в Чехии? - По тому же принципу, что и проходит сейчас у вас. Единая система прекратила свое существование лет пять назад. Все компании поделены на генерирующие, сбытовые и сетевые. - Уменьшилась ли плата за электроэнергию после реформирования? -Нет. Мы платим за электроэнергию значительно больше, чем вы. Наша семья ежемесячно, например, платит в переводе на ваши деньги полторы тысячи рублей. И в заключение одна маленькая деталь. На петербургской выставке интересы чешских энергетических компаний представляло Агентство по поддержке чешского бизнеса Czech Trade. Агентство, как объяснил директор г-н Штепан Йиолек, входит в состав Министерства торговли Чехии и является некоммерческой организацией. Частично финансируется из средств госбюджета, частично за счет компаний, интересы которых представляет на зарубежных рынках. Понятно, что, работая под эгидой министерства торговли, легче проторить тропинку к государственным структурам, к крупным энергетическим компаниям за рубежом. Штепану Йилеку, похоже, это удается. На презентации чешских энергетических компаний, проходившей в рамках выставки, присутствовали руководители комитета по энергетике Санкт-Петербурга, руководящие сотрудники ОАО «Ленэнерго». Энергетическая промышленность Чехии сегодня находится на том этапе, когда ей становится тесно в рамках своей страны. Российский рынок в этом смысле самый благодатный: собственная высокотехнологичная продукция в большом дефиците, потребности в электроэнергии растут год от года. А что касается лоббирования государством интересов российского бизнеса за рубежом, то здесь России есть чему поучиться у маленькой Чехии. Так что, чехи выбрали удачный момент для развертывания своего бизнеса в восточном направлении. |
|
|