Движение вперед обеспечит опора на то, что оказывает сопротивление

Отсутствие независимой экспертизы базовых решений, закладываемых в основу стратегического планирования, представляется сегодня серьезной проблемой. Это путает ориентиры и может завести в очередной тупик. За создание общественного экспертного совета по конкурентоспособности ратует советник руководителя Росатома, первый заместитель гендиректора ОАО «Техснабэкспорт» А.Г.Белова. Публикуем основные тезисы статьи, полностью ее текст доступен на сайте газеты «Ведомости».



…Отсутствие механизма эффективной обратной связи, системы, способной корректировать оперативные действия в интересах долгосрочного развития, может завести ситуацию в зону неустойчивого равновесия… Беда в том, что даже подготовленные и заявленные доклады очень быстро ложатся на полку бесполезным грузом по причине их невостребованности. К сожалению, ни содержащийся в них анализ, ни сформулированные предложения и идеи также не находят практического применения. На мой взгляд, чрезвычайно важным является наличие независимых общественных экономических институтов, способных соотнести результаты текущей и среднесрочной деятельности правительства с долгосрочными государственными национальными экономическими интересами, сформулировать “образ будущего”, который не всегда совпадает с текущим видением правительства, существенно перегруженным оперативными задачами и значительно привязанным к электоральным циклам.
Отсутствие официального “образа будущего”, видения, какой будет Россия через 25-30 лет, несмотря на призывы разработать государственную стратегию развития, лишь подтверждают этот тезис.
Именно поэтому в нашем молодом гражданском обществе — если мы хотим таковым быть и хотим развиваться — жизненно необходимы не декоративные, а реальные общественные институты, которые должны поддерживаться государством. А если при этом мы хотим строить эффективную национальную экономику и на равных участвовать в международных экономических процессах, а не сидеть на обочине, то нам необходим Общественный совет по национальной конкурентоспособности…
Гражданам страны, и ее правительству абсолютно необходима независимая экспертная площадка, на которой возможно формирование и тестирование целеполагания, стратегического позиционирования ключевых направлений национального развития, верификация текущего экономического курса…
В мировой практике накоплен большой опыт мониторинга национального стратегического курса силами специализированных общественных организаций — советов по национальной конкурентоспособности (производительности)… Инициатором создания в большинстве случаев выступило правительство, однако по формату работы советы, как правило, являются независимыми общественными организациями…
Следует заметить, что организации и структуры, которые так или иначе формируют видение будущего страны за пределами политического процесса, присутствуют практически во всех развитых странах. Так, в Финляндии, стране — лидере мирового рейтинга конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума, функционирует Комитет будущего, а правительства Японии и Малайзии в своей деятельности опираются на стратегический горизонт планирования, переваливающий за середину XXI в.
Основные продукты работы таких организаций — с одной стороны, создание видения будущего страны, с другой стороны, оценка динамики и факторов текущей конкурентоспособности экономики (в форме ежегодного отчета) и соответствующие рекомендации правительству.
Общественный совет по конкурентоспособности может стать неправительственной организацией, максимально эффективно выполняющей роль “стратегического консультанта”. Совет поможет выстроить портфель отраслей на национальном уровне, на уровне экономических районов, что позволит задать стратегический фокус деятельности органов власти, усиливая обмен потоками информации, идеями, ресурсами и поддерживающими инициативами между властями, экспертным сообществом и бизнесом, что будет способствовать качественному улучшению текущей деятельности правительства. Работа такой организации позволит задать измеримость результатам деятельности органов власти и бизнеса, ориентированной на высокие стандарты жизни и устойчивое развитие.
Мне казалось важным вынести эту тему на публичное обсуждение — не в силу ее неоднозначности или дискуссионности, а по причине необходимости формирования в нашем обществе осознанной потребности и спроса на такие общественные образования. Ведь никакая, даже исключительно правильная, структура не будет жизнеспособна, пока она не будет востребована.

назад

Материалы из архива

9.2006 Решения должны быть разные

(Послесловие к колонтаевскому семинару) Т.Д.Щепетина, к.т.н., в.н.с. Курчатовского института, e-mail: tds@dbtp.kiae.ru Участие в семинаре по малой энергетике в подмосковном Колонтаево многое прояснило и потребовало еще более расширить горизонт отражения «науки» на «практику», и если уж не поменять точку зрения, то главным образом сменить акценты в нашей «разъяснительной деятельности» относительно судьбы и роли АСММ.

7.2009 Производство для потребления или…

М.Ю. Ватагин, к.э.н.,  директор ЭФЭН-Киев; И.В. Вережинская, ведущий экономист ЭФЭН-КиевПотребители, в народном хозяйстве, противопоставляются производителям, хотя каждый, относительно, есть и то, и другое.         Словарь В.И. Даля [1] Богат не тот, у кого МНОГО, а кому ДОСТАТОЧНО.    Народная мудрость

12.2009 Энергетика на быстрых реакторах: от замысла через опыт к новому старту

В.В.Орлов, д.ф-м.н., профессор, НИКИЭТI. Военная предыстория, роль теорииЯдерная энергия, в миллионы раз превосходящая химическую по калорийности и ресурсам топлива, с начала 20 века будила воображение ученых и фантастов (Содди, Уэллс, Вернадский). Но Резерфорд и др. физики сомневались в ее практическом значении: ускоренные заряженные частицы теряют энергию в кулоновских столкновениях, так что выход ядерных реакций мал и выделенная энергия много меньше затраченной.