Радиационная безопасность Северо-Западного региона

А.М.Агапов, Управление ядерной и радиационной безопасности, Федеральное агентство по атомной энергии
А.В.Степанов, В.П.Тишков, Лаборатория радиоэкологического мониторинга ФГУП «НПО «Радиевый институт им.В.Г.Хлопина», Санкт-Петербург
В.И.Стовбур, ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России», Санкт-Петербург


Международное сотрудничество в области ядерной, экологической и радиационной безопасности в Северо-Западном регионе России является примером интенсивного взаимодействия всех стран европейского континента, расположенных вокруг Балтийского моря.

В рамках межправительственного соглашения стран участниц Хельсинкской Конвенции по Балтийскому морю развернуто широкое, гласное и эффективное международное сотрудничество России со странами Северной и Центральной Европы по решению экологической проблемы, в частности, по постоянному контролю (мониторингу) радиоактивного загрязнения природных сред Балтики (Рабочая группа экспертов по мониторингу радиоактивных веществ – HELCOM MORS). Вопросы, связанные с ядерной и радиационной безопасностью, ежегодно обсуждаются на совещаниях профильной Рабочей группы по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS) Совета государств Балтийского моря (CBSS). Участие России в работе данных организациях крайне важно для поддержания престижа страны и проведения научно-обоснованной политики в области безопасного использования атомной энергетики на международном уровне.

Сотрудничество в рамках межправительственных соглашений берет начало с 1980 года, когда Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) инициировало работы в рамках координационной научно-исследовательской программы «Изучение радиоактивных веществ в Балтийском Море». Работы по программе подразумевали оценку долговременного поведения радионуклидов, попадающих в Балтийское море, включая пути их проникновения в организм человека, и проводились совместно учеными из всех стран, окружающих Балтийское море, и сотрудниками Международной лаборатории морской радиоактивности в Монако в период с 1981 по 1984 года. Национальные интересы СССР, а затем России в этом цикле работ представляли специалисты Лаборатории радиоэкологического мониторинга Радиевого института (ФГУП НПО РИ). В результате выполнения работ были получены глубокие знания в отношении содержания и поведения искусственных радионуклидов в Балтийском море до аварии на реакторе ЧАЭС.

Необходимо отметить, что еще в 70-е годы проводились исследования в рамках отдельных программ СЭВ. В эти же годы началось взаимодействие с зарубежными специализированными центрами и научно-исследовательскими институтами на основе двустороннего сотрудничества. Лаборатория радиоэкологического мониторинга успешно поддерживала тесные и плодотворные контакты с Польской Центральной лабораторией радиологической защиты, Шведским институтом радиационной защиты, Финским Центром радиационной и ядерной безопасности и другими партнерами из Балтийских стран, обмениваясь с ними результатами, методиками, участвуя в совместных программах.

В 2006 году возобновила работу Российско-Норвежская группа экспертов по исследованию радиоактивного загрязнения Северных территорий. В круг вопросов, рассматриваемых группой, входит сотрудничество в области готовности к аварийным ситуациям и реагированию, в области объединенной норвежско-российской мониторинговой сети Мурманского региона, в области разработки долгосрочного мониторинга Северных морей.

Работы по мониторингу радиоактивных веществ в Балтике постоянно сопровождались работами по Программам обеспечения качества данных измерений с целью обеспечения достоверности получаемой информации. Несколько интеркалибраций образцов морской воды, донных отложений и биоты были организованы Лабораторией по морской среде Международного агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ) в Монако. Эти эксперименты подтвердили высокое качество данных, представляемых лабораториями, участвовавшими в программе мониторинга. Серия интеркалибрационных экспериментов проведена в рамках работ по программам HELCOM MORS.

Северо-Западный регион России

В Северо-Западном регионе происходят активные процессы формирования отношения населения к ядерной энергетике. Регион подвергся значительному радиоактивному загрязнению после Чернобыльской аварии и поэтому эти проблемы, помимо научного и практического значения, приобрели выраженную социально-политическую окраску. Среди вредных факторов, создающих угрозу для среды обитания и человека, особенное беспокойство у населения вызывает радиоактивное загрязнение окружающей среды и обусловленное им радиационное воздействие. События в Чернобыле обострили эту проблему, приводя к радиофобии. Значительное внимание экологическим проблемам региона уделяет Президент России. В настоящее время информация о состоянии окружающей среды становится важнейшим инструментом для принятия решений о рациональном и безопасном природопользовании для окружающей среды и населения, фактором, определяющим возможности эксплуатации объектов ядерной энергетики и предприятий, использующих радиоактивные материалы в своей деятельности (научные и медицинские учреждения и др.). При этом важнейшим аспектом является не только реальное состояние окружающей природной среды, но и уровень восприятия этой информации персоналом, населением, органами власти и СМИ.

Северо-Западный регион России является одним из самых насыщенных в нашей стране радиационно-опасными объектами. При этом проблему усиливает тот факт, что Северо-Западный регион - один из крупнейших экономических районов России. Он занимает всю северную часть Европейской территории Российской Федерации. Площадь 1270 тыс. км2 (около 10 % территории России). Общая численность населения - 15.8 млн.чел. Плотность - около 12 чел. на 1 км2. В регионе 120 городов, 149 поселков городского типа. Две трети населения региона живет в городах и поселках городского типа. Высокая освоенность территории обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду и нарушение экологического равновесия. Для региона характерен повышенный показатель урбанизации. Опасность для населения и окружающей среды определяется наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывопожароопасных производств и технологий. Всего на территории региона насчитывается около 3000 таких объектов

Территория Северо-Западного региона России характеризуется сложной радиационной обстановкой, связанной с наличием и функционированием ядерно- и радиационно-опасных предприятий и объектов, а также последствиями их эксплуатации и имевшими место авариями. Исторически сложилось так, что в Северо-Западном регионе сосредоточены самые разнообразные предприятия – источники повышенной радиационной опасности. К их числу относятся:

- исследовательские и опытные ядерные реакторы и ЯЭУ, находящиеся в научно-исследовательских центрах и институтах;

- опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, а также изделия на ее основе;

- судостроительные и судоремонтные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт, модернизацию и утилизацию объектов атомного флота;

- корабли и суда с ядерными энергетическими установками и объекты их жизнеобеспечения и базирования;

- народнохозяйственные радиационно-опасные объекты, использующие в своей деятельности радиоактивные вещества и изделия на их основе.

Северо-Западный регион насыщен объектами, представляющими потенциальную радиационную опасность. Здесь размещены; АЭС (Кольская и Ленинградская), а также две АЭС соседствуют с регионом (Игналинская в Литве, Калининская в г. Удомля, Тверской области). В акватории Балтики работает 12 шведских энергоблоков, 4 финских и пакет блоков Германии. Создаются, базируются и ремонтируются атомные надводные и подводные корабли гражданского и ВМФ, причем значительная часть из них подлежит утилизации. На побережье Баренцева и Белого морей размещены объекты хранения облученного ядерного топлива. В районах расположения АЭС действуют промышленные накопители и региональные хранилища радиоактивных отходов. Существуют полигоны, на которых осуществлялись ядерные взрывы - Новая Земля (воздушные, подводные и подземные взрывы), Хибины (гора Куэльпор в 1972 и 1984 гг.); места складского хранения ядерного оружия и пункты обращения, пункты захоронения радиоактивных отходов и места захоронения твердых и жидких отходов в Баренцевом и Карском морях. Свыше 3 тыс. предприятий используют радиоизотопные приборы и устройства. Регион оказался в зоне Чернобыльского радиоактивного следа, который захватил западную и юго-западную части Северо-Западного региона. Обстановка осложнена наличием загрязненных зон, появившихся вследствие радиоактивных выпадений от ядерных взрывов на полигоне Новая Земля, последствиями строительства, эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок кораблей ВМФ и судов Атомфлота, наличием повышенного естественного радиоактивного фона и радоноопасных территорий, а также накоплением природных радионуклидов в результате техногенной деятельности горнодобывающих производств и ТЭЦ.

Совет государств Балтийского моря (CBSS)

Совет государств Балтийского моря - CBSS - был образован Министрами иностранных дел государств региона в Копенгагене в 1992 как ответ на геополитические изменения, имевшие место в регионе Балтийского моря с концом Холодной войны. Начиная с его основания, CBSS внес свой вклад в обеспечение позитивных событий в пределах региона Балтийского моря и служил движущей силой для многостороннего сотрудничества.

CBSS - гибкий, управляемый спросом и ориентируемый на результат форум для регионального сотрудничества. Как заметил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций г-н Кофи Аннан, «CBSS играет ключевую роль в помощи подкрепить устойчивую, демократическую, преуспевающую и неразделенную Европу». CBSS идентифицирует политические цели, создает планы действий, инициирует проекты и служит форумом для обмена идеями относительно региональных проблем, представляющих общий интерес. CBSS ответственен за общую координацию межправительственного сотрудничества в Регионе Балтийского моря в соответствии с Мандатом организации. С 1998 года CBSS обслуживается постоянным международным Секретариатом, который расположен в Стокгольме и финансируется Государствами - членами. В состав CBSS входит более 10 профильных рабочих групп по различным актуальным направлениям.

Профильная Рабочая группа по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS)

Ядерная и радиационная безопасность, то есть техническая безопасность сооружений, радиационной защиты и обращения с радиоактивными отходами, как в гражданской, так и в военной сфере, была широко признана как непосредственно касающаяся Балтийского региона.

Страны региона Балтийского моря жизненно интересуются обменом необходимой информации о быстром улучшении ядерной и радиационной безопасности в регионе Балтийского моря. Координация и планирование проектов сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности необходимы, чтобы финансирование приоритетов могло быть более ясно определено. Страны соглашаются помочь друг другу, чтобы решить неизбежные проблемы в области ядерной и радиационной безопасности. В связи с этим, Комитет Высших должностных лиц Совета государств Балтийского моря решил учредить Рабочую группу по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS). Рабочая группа должна принять во внимание важные решения и меры, принятые МАГАТЭ, HELCOM и на других форумах. Опираясь на опыт обширного международного сотрудничества, которое было установлено в области безопасности атомных электростанций, Рабочая группа должна обратить особое внимание также на другие сооружения и мероприятия, как гражданские, так и военные с потенциальным ядерным и радиационным риском. Рабочая группа должна идентифицировать те источники радиоактивных материалов, которые налагают потенциальный риск для опасных трансграничных эффектов или главных воздействий на природную среду в локальном масштабе в регионе Балтийского моря и готовить относящиеся к данному вопросу соответствующие рекомендации. Задачи Рабочей группы по Ядерной и Радиационной Безопасности (WGNRS) следующие:

- собирать информацию о ядерных производствах и хранении отходов в регионе Балтийского моря;

- идентифицировать источники радиоактивности, которые представляют потенциальный риск в регионе Балтийского моря;

- идентифицировать потенциальные ядерные и радиологические риски, которые требуют немедленного совместного коррективного действия;

- изучать и контролировать различные проекты, нацеливаясь на усиление ядерной и радиационной безопасности в регионе Балтийского моря;

- подготавливать обоснованные рекомендации, предлагать и развивать соответствующие инициативы.

WGNRS – является квалифицированным форумом для начала совместных действий, связанных с предотвращением радиологических чрезвычайных ситуаций. WGNRS стремится усиливать подготовленность для скоординированных и объединенных международных действий в регионе Балтийского моря в случае ядерного инцидента.

В 1999-2000 годах WGNRS заключила, что практика двух встреч ежегодно наиболее адекватна. Начиная с 2000 и члены WGNRS и страны - наблюдатели CBSS (Франция, Италия, Нидерланды, Словакия, Украина, Великобритания, и Соединенные Штаты) приглашались на встречи. Рутинная работа в период между рабочими встречами состоит в рассмотрении и обработке документов и запросов со стороны Секретариата CBSS и Председателя WGNRS. С назначением в 2005 году Руководителя УЯРБ представителем России в составе профильной Рабочей группы WGNRS начался новый этап участия России в работе CBSS. Предыдущее участие России практически прекратилось за несколько лет до этого. После значительного перерыва рутинная работа была начата практически с нуля, так как преемственности в работе российских представителей достичь не удалось по ряду, в том числе межведомственных, причин. Успех работы обеспечивает группа экспертов, состоящая из сотрудников УЯРБ ФААЭ и ФГУП НПО РИ, представляющих на протяжении более 20 последних лет интересы России в различных международных организациях по вопросам радиоактивного загрязнения и мониторинга Балтийского моря и Северо-Западного региона, в частности – в Хельсинкской Комиссии.

Рабочая группа экспертов ХЕЛКОМ по мониторингу радиоактивного загрязнения Балтийского моря (HELCOM MORS)

Группа экспертов МОРС (Monitoring of Radioactive Substances) организована в 1985 году решением Хельсинкской Комиссии для сбора и оценки данных по радиоактивному загрязнению Балтийского моря. Необходимость создания группы была продиктована следующими обстоятельствами:

- завершение соответствующей тематики МАГАТЭ;

- значительное загрязнение региона, вызванное последствиями Чернобыльской аварии;

- необходимость создания международной системы мониторинга радиоактивного загрязнения важнейшего водного бассейна Европы.

Группа объединила в своем составе экспертов из стран прилегающего региона: СССР, Финляндия, Дания, Швеция, ФРГ, ГДР, Польша. В настоящее время в состав группы входят эксперты: Российской федерации, Финляндии, Дании, Швеции, Германии, Эстонии, Литвы, Латвии. В качестве наблюдателей в работе группы принимают участие ряд международных организаций, в том числе МАГАТЭ (лаборатория Монако). Обязательства России по программе МОРС с момента его образования выполняет Лаборатория радиоэкологического мониторинга (ФГУП «НПО «Радиевый институт имени В.Г.Хлопина»).

Задачи группы МОРС и программа совместных работ сформулированы в документах ХЕЛКОМ:

- Задачи группы экспертов МОРС (Terms of References)

- Рекомендации ХЕЛКОМ 26/3 (HELCOM Recomendations)

В соответствии с Рекомендациями группой МОРС разработана постоянно действующая система международного мониторинга радиоактивного загрязнения Балтийского моря, которая включает в себя:

- сеть обязательных станций пробоотбора воды, донных отложений и гиробионтов, закрепленных за странами-участниками;

- сеть дополнительных станций пробоотбора, используемых участниками на добровольной основе;

- измерение содержания радионуклидов в отобранных образцах;

- передача результатов измерений в базу данных ХЕЛКОМ в унифицированных форматах, специально разработанных держателями базы данных (Центр данных по окружающей среде, Хельсинки);

- сбор данных по выбросам и сбросам АЭС прилегающего региона и их передача в базу данных в форматах ХЕЛКОМ;

- ежегодная текущая оценка состояния радиоактивного загрязнения Балтийского моря и вкладов источников загрязнений. Начиная с 4-го совещания группы МОРС, началось формирование и осуществление внутренних и внешних программ обеспечения качества аналитических измерений.

Работа в состав профильной группы ХЕЛКОМ по вопросам радиоактивного загрязнения Балтийского моря – HELCOM MORS – проводилась непрерывно и в полном объеме в соответствие с требованиями Рекомендаций. В результате выполнения национальных обязательств по Хельсинкской Конвенции, получен прямой доступ к базам данных девяти балтийских стран по загрязнению радионуклидами окружающей среды Северо-Западного региона России и Европы, по выбросам и сбросам радионуклидов предприятиями, что является важным как с научной, так и с экономической точки зрения. Эти результаты могут быть использованы для практических целей (например, в специализированных Национальных базах данных), а также для принятия научно обоснованных решений и формирования общественного мнения на базе научно-обоснованной и объективной информации на региональных и национальном уровнях.

Работа в составе профильной Рабочей группы WGNRS – логическое продолжение и развитие деятельности в составе Рабочей группы экспертов HELCOM MORS

Работа в составе профильной Рабочей группы CBSS WGNRS является логическим продолжением и развитием деятельности в составе Рабочей группы экспертов HELCOM MORS. Так как основные направления деятельности рабочих групп CBSS WGNRS и HELCOM MORS различаются в соответствие их руководящих документов (Terms of References), у Росатома имеется в настоящее время больше возможностей проводить свою политику (и, соответственно, политику России) на международном уровне. Особое звучание это приобретает в связи с принятием Президентом политического решения об интенсивном развитии атомной энергетики на период до 2030 года и с программными инициативами Руководителя ФААЭ, одобренными Президентом и Правительством. Строительство новых блоков АЭС общей мощностью 40 ГВт за период до 2030 года и доведение доли электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, до 25% является задачей огромной сложности, причем не только с экономической и научной и технологической точки зрения, но с точки зрения понимания необходимости данного пути развития, в том числе и на международном уровне.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

назад

Материалы из архива

9.2009 Ядерный полураспад

Руслан Горевой, газета «Наша Версия»Авария на Саяно-Шушенской ГЭС застала врасплох и российских энергетиков, и тех, кто планировал государственный бюджет текущего года. Устранение последствий катастрофы обойдётся казне в 40 млрд. рублей. Впрочем, реально истратить на энергетику придётся в десятки раз больше. Всё дело в том, что вслед за «РусГидро», восстанавливающим разрушенную СШГЭС, в очередь за государственными миллиардами готовы выстроиться и ядерщики.

2.2006 Энергетика России: проблемы и перспективы

Ф.М.Митенков, академик РАН, научный руководитель ФГУП «ОКБМ» В конце минувшего года состоялась научная секция общего собрания Российской Академии наук, посвященная состоянию энергетики России, ее проблемам и перспективам развития. Актуальность и важность этой темы подчеркивается уже тем, что чуть ли не впервые сессия Академии наук носила столь целенаправленный и достаточно полный конкретизированный характер обсуждения вопросов энергетического обеспечения страны.

4.2009 России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наукПоследние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».