Радиационная безопасность Северо-Западного региона

А.М.Агапов, Управление ядерной и радиационной безопасности, Федеральное агентство по атомной энергии
А.В.Степанов, В.П.Тишков, Лаборатория радиоэкологического мониторинга ФГУП «НПО «Радиевый институт им.В.Г.Хлопина», Санкт-Петербург
В.И.Стовбур, ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России», Санкт-Петербург


Международное сотрудничество в области ядерной, экологической и радиационной безопасности в Северо-Западном регионе России является примером интенсивного взаимодействия всех стран европейского континента, расположенных вокруг Балтийского моря.

В рамках межправительственного соглашения стран участниц Хельсинкской Конвенции по Балтийскому морю развернуто широкое, гласное и эффективное международное сотрудничество России со странами Северной и Центральной Европы по решению экологической проблемы, в частности, по постоянному контролю (мониторингу) радиоактивного загрязнения природных сред Балтики (Рабочая группа экспертов по мониторингу радиоактивных веществ – HELCOM MORS). Вопросы, связанные с ядерной и радиационной безопасностью, ежегодно обсуждаются на совещаниях профильной Рабочей группы по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS) Совета государств Балтийского моря (CBSS). Участие России в работе данных организациях крайне важно для поддержания престижа страны и проведения научно-обоснованной политики в области безопасного использования атомной энергетики на международном уровне.

Сотрудничество в рамках межправительственных соглашений берет начало с 1980 года, когда Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) инициировало работы в рамках координационной научно-исследовательской программы «Изучение радиоактивных веществ в Балтийском Море». Работы по программе подразумевали оценку долговременного поведения радионуклидов, попадающих в Балтийское море, включая пути их проникновения в организм человека, и проводились совместно учеными из всех стран, окружающих Балтийское море, и сотрудниками Международной лаборатории морской радиоактивности в Монако в период с 1981 по 1984 года. Национальные интересы СССР, а затем России в этом цикле работ представляли специалисты Лаборатории радиоэкологического мониторинга Радиевого института (ФГУП НПО РИ). В результате выполнения работ были получены глубокие знания в отношении содержания и поведения искусственных радионуклидов в Балтийском море до аварии на реакторе ЧАЭС.

Необходимо отметить, что еще в 70-е годы проводились исследования в рамках отдельных программ СЭВ. В эти же годы началось взаимодействие с зарубежными специализированными центрами и научно-исследовательскими институтами на основе двустороннего сотрудничества. Лаборатория радиоэкологического мониторинга успешно поддерживала тесные и плодотворные контакты с Польской Центральной лабораторией радиологической защиты, Шведским институтом радиационной защиты, Финским Центром радиационной и ядерной безопасности и другими партнерами из Балтийских стран, обмениваясь с ними результатами, методиками, участвуя в совместных программах.

В 2006 году возобновила работу Российско-Норвежская группа экспертов по исследованию радиоактивного загрязнения Северных территорий. В круг вопросов, рассматриваемых группой, входит сотрудничество в области готовности к аварийным ситуациям и реагированию, в области объединенной норвежско-российской мониторинговой сети Мурманского региона, в области разработки долгосрочного мониторинга Северных морей.

Работы по мониторингу радиоактивных веществ в Балтике постоянно сопровождались работами по Программам обеспечения качества данных измерений с целью обеспечения достоверности получаемой информации. Несколько интеркалибраций образцов морской воды, донных отложений и биоты были организованы Лабораторией по морской среде Международного агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ) в Монако. Эти эксперименты подтвердили высокое качество данных, представляемых лабораториями, участвовавшими в программе мониторинга. Серия интеркалибрационных экспериментов проведена в рамках работ по программам HELCOM MORS.

Северо-Западный регион России

В Северо-Западном регионе происходят активные процессы формирования отношения населения к ядерной энергетике. Регион подвергся значительному радиоактивному загрязнению после Чернобыльской аварии и поэтому эти проблемы, помимо научного и практического значения, приобрели выраженную социально-политическую окраску. Среди вредных факторов, создающих угрозу для среды обитания и человека, особенное беспокойство у населения вызывает радиоактивное загрязнение окружающей среды и обусловленное им радиационное воздействие. События в Чернобыле обострили эту проблему, приводя к радиофобии. Значительное внимание экологическим проблемам региона уделяет Президент России. В настоящее время информация о состоянии окружающей среды становится важнейшим инструментом для принятия решений о рациональном и безопасном природопользовании для окружающей среды и населения, фактором, определяющим возможности эксплуатации объектов ядерной энергетики и предприятий, использующих радиоактивные материалы в своей деятельности (научные и медицинские учреждения и др.). При этом важнейшим аспектом является не только реальное состояние окружающей природной среды, но и уровень восприятия этой информации персоналом, населением, органами власти и СМИ.

Северо-Западный регион России является одним из самых насыщенных в нашей стране радиационно-опасными объектами. При этом проблему усиливает тот факт, что Северо-Западный регион - один из крупнейших экономических районов России. Он занимает всю северную часть Европейской территории Российской Федерации. Площадь 1270 тыс. км2 (около 10 % территории России). Общая численность населения - 15.8 млн.чел. Плотность - около 12 чел. на 1 км2. В регионе 120 городов, 149 поселков городского типа. Две трети населения региона живет в городах и поселках городского типа. Высокая освоенность территории обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду и нарушение экологического равновесия. Для региона характерен повышенный показатель урбанизации. Опасность для населения и окружающей среды определяется наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно-, химически-, пожаро- и взрывопожароопасных производств и технологий. Всего на территории региона насчитывается около 3000 таких объектов

Территория Северо-Западного региона России характеризуется сложной радиационной обстановкой, связанной с наличием и функционированием ядерно- и радиационно-опасных предприятий и объектов, а также последствиями их эксплуатации и имевшими место авариями. Исторически сложилось так, что в Северо-Западном регионе сосредоточены самые разнообразные предприятия – источники повышенной радиационной опасности. К их числу относятся:

- исследовательские и опытные ядерные реакторы и ЯЭУ, находящиеся в научно-исследовательских центрах и институтах;

- опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, а также изделия на ее основе;

- судостроительные и судоремонтные предприятия, осуществляющие строительство, ремонт, модернизацию и утилизацию объектов атомного флота;

- корабли и суда с ядерными энергетическими установками и объекты их жизнеобеспечения и базирования;

- народнохозяйственные радиационно-опасные объекты, использующие в своей деятельности радиоактивные вещества и изделия на их основе.

Северо-Западный регион насыщен объектами, представляющими потенциальную радиационную опасность. Здесь размещены; АЭС (Кольская и Ленинградская), а также две АЭС соседствуют с регионом (Игналинская в Литве, Калининская в г. Удомля, Тверской области). В акватории Балтики работает 12 шведских энергоблоков, 4 финских и пакет блоков Германии. Создаются, базируются и ремонтируются атомные надводные и подводные корабли гражданского и ВМФ, причем значительная часть из них подлежит утилизации. На побережье Баренцева и Белого морей размещены объекты хранения облученного ядерного топлива. В районах расположения АЭС действуют промышленные накопители и региональные хранилища радиоактивных отходов. Существуют полигоны, на которых осуществлялись ядерные взрывы - Новая Земля (воздушные, подводные и подземные взрывы), Хибины (гора Куэльпор в 1972 и 1984 гг.); места складского хранения ядерного оружия и пункты обращения, пункты захоронения радиоактивных отходов и места захоронения твердых и жидких отходов в Баренцевом и Карском морях. Свыше 3 тыс. предприятий используют радиоизотопные приборы и устройства. Регион оказался в зоне Чернобыльского радиоактивного следа, который захватил западную и юго-западную части Северо-Западного региона. Обстановка осложнена наличием загрязненных зон, появившихся вследствие радиоактивных выпадений от ядерных взрывов на полигоне Новая Земля, последствиями строительства, эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок кораблей ВМФ и судов Атомфлота, наличием повышенного естественного радиоактивного фона и радоноопасных территорий, а также накоплением природных радионуклидов в результате техногенной деятельности горнодобывающих производств и ТЭЦ.

Совет государств Балтийского моря (CBSS)

Совет государств Балтийского моря - CBSS - был образован Министрами иностранных дел государств региона в Копенгагене в 1992 как ответ на геополитические изменения, имевшие место в регионе Балтийского моря с концом Холодной войны. Начиная с его основания, CBSS внес свой вклад в обеспечение позитивных событий в пределах региона Балтийского моря и служил движущей силой для многостороннего сотрудничества.

CBSS - гибкий, управляемый спросом и ориентируемый на результат форум для регионального сотрудничества. Как заметил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций г-н Кофи Аннан, «CBSS играет ключевую роль в помощи подкрепить устойчивую, демократическую, преуспевающую и неразделенную Европу». CBSS идентифицирует политические цели, создает планы действий, инициирует проекты и служит форумом для обмена идеями относительно региональных проблем, представляющих общий интерес. CBSS ответственен за общую координацию межправительственного сотрудничества в Регионе Балтийского моря в соответствии с Мандатом организации. С 1998 года CBSS обслуживается постоянным международным Секретариатом, который расположен в Стокгольме и финансируется Государствами - членами. В состав CBSS входит более 10 профильных рабочих групп по различным актуальным направлениям.

Профильная Рабочая группа по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS)

Ядерная и радиационная безопасность, то есть техническая безопасность сооружений, радиационной защиты и обращения с радиоактивными отходами, как в гражданской, так и в военной сфере, была широко признана как непосредственно касающаяся Балтийского региона.

Страны региона Балтийского моря жизненно интересуются обменом необходимой информации о быстром улучшении ядерной и радиационной безопасности в регионе Балтийского моря. Координация и планирование проектов сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности необходимы, чтобы финансирование приоритетов могло быть более ясно определено. Страны соглашаются помочь друг другу, чтобы решить неизбежные проблемы в области ядерной и радиационной безопасности. В связи с этим, Комитет Высших должностных лиц Совета государств Балтийского моря решил учредить Рабочую группу по ядерной и радиационной безопасности (WGNRS). Рабочая группа должна принять во внимание важные решения и меры, принятые МАГАТЭ, HELCOM и на других форумах. Опираясь на опыт обширного международного сотрудничества, которое было установлено в области безопасности атомных электростанций, Рабочая группа должна обратить особое внимание также на другие сооружения и мероприятия, как гражданские, так и военные с потенциальным ядерным и радиационным риском. Рабочая группа должна идентифицировать те источники радиоактивных материалов, которые налагают потенциальный риск для опасных трансграничных эффектов или главных воздействий на природную среду в локальном масштабе в регионе Балтийского моря и готовить относящиеся к данному вопросу соответствующие рекомендации. Задачи Рабочей группы по Ядерной и Радиационной Безопасности (WGNRS) следующие:

- собирать информацию о ядерных производствах и хранении отходов в регионе Балтийского моря;

- идентифицировать источники радиоактивности, которые представляют потенциальный риск в регионе Балтийского моря;

- идентифицировать потенциальные ядерные и радиологические риски, которые требуют немедленного совместного коррективного действия;

- изучать и контролировать различные проекты, нацеливаясь на усиление ядерной и радиационной безопасности в регионе Балтийского моря;

- подготавливать обоснованные рекомендации, предлагать и развивать соответствующие инициативы.

WGNRS – является квалифицированным форумом для начала совместных действий, связанных с предотвращением радиологических чрезвычайных ситуаций. WGNRS стремится усиливать подготовленность для скоординированных и объединенных международных действий в регионе Балтийского моря в случае ядерного инцидента.

В 1999-2000 годах WGNRS заключила, что практика двух встреч ежегодно наиболее адекватна. Начиная с 2000 и члены WGNRS и страны - наблюдатели CBSS (Франция, Италия, Нидерланды, Словакия, Украина, Великобритания, и Соединенные Штаты) приглашались на встречи. Рутинная работа в период между рабочими встречами состоит в рассмотрении и обработке документов и запросов со стороны Секретариата CBSS и Председателя WGNRS. С назначением в 2005 году Руководителя УЯРБ представителем России в составе профильной Рабочей группы WGNRS начался новый этап участия России в работе CBSS. Предыдущее участие России практически прекратилось за несколько лет до этого. После значительного перерыва рутинная работа была начата практически с нуля, так как преемственности в работе российских представителей достичь не удалось по ряду, в том числе межведомственных, причин. Успех работы обеспечивает группа экспертов, состоящая из сотрудников УЯРБ ФААЭ и ФГУП НПО РИ, представляющих на протяжении более 20 последних лет интересы России в различных международных организациях по вопросам радиоактивного загрязнения и мониторинга Балтийского моря и Северо-Западного региона, в частности – в Хельсинкской Комиссии.

Рабочая группа экспертов ХЕЛКОМ по мониторингу радиоактивного загрязнения Балтийского моря (HELCOM MORS)

Группа экспертов МОРС (Monitoring of Radioactive Substances) организована в 1985 году решением Хельсинкской Комиссии для сбора и оценки данных по радиоактивному загрязнению Балтийского моря. Необходимость создания группы была продиктована следующими обстоятельствами:

- завершение соответствующей тематики МАГАТЭ;

- значительное загрязнение региона, вызванное последствиями Чернобыльской аварии;

- необходимость создания международной системы мониторинга радиоактивного загрязнения важнейшего водного бассейна Европы.

Группа объединила в своем составе экспертов из стран прилегающего региона: СССР, Финляндия, Дания, Швеция, ФРГ, ГДР, Польша. В настоящее время в состав группы входят эксперты: Российской федерации, Финляндии, Дании, Швеции, Германии, Эстонии, Литвы, Латвии. В качестве наблюдателей в работе группы принимают участие ряд международных организаций, в том числе МАГАТЭ (лаборатория Монако). Обязательства России по программе МОРС с момента его образования выполняет Лаборатория радиоэкологического мониторинга (ФГУП «НПО «Радиевый институт имени В.Г.Хлопина»).

Задачи группы МОРС и программа совместных работ сформулированы в документах ХЕЛКОМ:

- Задачи группы экспертов МОРС (Terms of References)

- Рекомендации ХЕЛКОМ 26/3 (HELCOM Recomendations)

В соответствии с Рекомендациями группой МОРС разработана постоянно действующая система международного мониторинга радиоактивного загрязнения Балтийского моря, которая включает в себя:

- сеть обязательных станций пробоотбора воды, донных отложений и гиробионтов, закрепленных за странами-участниками;

- сеть дополнительных станций пробоотбора, используемых участниками на добровольной основе;

- измерение содержания радионуклидов в отобранных образцах;

- передача результатов измерений в базу данных ХЕЛКОМ в унифицированных форматах, специально разработанных держателями базы данных (Центр данных по окружающей среде, Хельсинки);

- сбор данных по выбросам и сбросам АЭС прилегающего региона и их передача в базу данных в форматах ХЕЛКОМ;

- ежегодная текущая оценка состояния радиоактивного загрязнения Балтийского моря и вкладов источников загрязнений. Начиная с 4-го совещания группы МОРС, началось формирование и осуществление внутренних и внешних программ обеспечения качества аналитических измерений.

Работа в состав профильной группы ХЕЛКОМ по вопросам радиоактивного загрязнения Балтийского моря – HELCOM MORS – проводилась непрерывно и в полном объеме в соответствие с требованиями Рекомендаций. В результате выполнения национальных обязательств по Хельсинкской Конвенции, получен прямой доступ к базам данных девяти балтийских стран по загрязнению радионуклидами окружающей среды Северо-Западного региона России и Европы, по выбросам и сбросам радионуклидов предприятиями, что является важным как с научной, так и с экономической точки зрения. Эти результаты могут быть использованы для практических целей (например, в специализированных Национальных базах данных), а также для принятия научно обоснованных решений и формирования общественного мнения на базе научно-обоснованной и объективной информации на региональных и национальном уровнях.

Работа в составе профильной Рабочей группы WGNRS – логическое продолжение и развитие деятельности в составе Рабочей группы экспертов HELCOM MORS

Работа в составе профильной Рабочей группы CBSS WGNRS является логическим продолжением и развитием деятельности в составе Рабочей группы экспертов HELCOM MORS. Так как основные направления деятельности рабочих групп CBSS WGNRS и HELCOM MORS различаются в соответствие их руководящих документов (Terms of References), у Росатома имеется в настоящее время больше возможностей проводить свою политику (и, соответственно, политику России) на международном уровне. Особое звучание это приобретает в связи с принятием Президентом политического решения об интенсивном развитии атомной энергетики на период до 2030 года и с программными инициативами Руководителя ФААЭ, одобренными Президентом и Правительством. Строительство новых блоков АЭС общей мощностью 40 ГВт за период до 2030 года и доведение доли электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, до 25% является задачей огромной сложности, причем не только с экономической и научной и технологической точки зрения, но с точки зрения понимания необходимости данного пути развития, в том числе и на международном уровне.

По материалам Международной конференции «Стратегия безопасности использования атомной энергии»

назад

Материалы из архива

1.2008 Атом имени Ломоносова

Александр КулешовРазговоры о строительстве атомной теплоэнергоцентрали (АТЭЦ) в Архангельске велись еще в 80-х годах прошлого столетия. Однако Чернобыльская катастрофа поставила жирную точку на проекте, не смотря на то, что площадку под строительство уже начинали готовить. Неподалеку от Архангельска до сих пор можно наблюдать несколько заросших, частично асфальтированных дорог, ведущих к горам песка. Больше здесь ничто не напоминает о начавшемся когда-то строительстве.

8.2007 Атомная синергетика Дальнего Востока

Виталий Корепанов, ВШБ МГУ, Химфак МГУАтомная отрасль способна эффективно решать первостепенные геостратегические задачи России на Дальнем Востоке – развитие инфраструктуры и интеграцию со странами АТР. А ее конкретные проекты обеспечивают синергетический эффект от реализации важнейших стратегических инициатив современной России. Атомная программа на Дальнем Востоке насчитывает 20-летнюю историю.

4.2008 Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы

О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия» И зачем Росатому эта обуза – атомный флот? «Радиационная безопасность и утилизация реакторов» как-то не убеждают. Представляю, если бы кто-нибудь по аналогии предложил передать здания на Ордынке 2426 какому-нибудь предприятию ЖКХ только по той причине, что там имеются туалеты и трубы иногда необходимо чистить. И аргументы  привел бы весомые, например, нецелевое расходование средств,  срыв программ строительства энергоблоков, отсутствие инновационного тысячника.