Разработка стратегии продолжается

А. К.Полушкин, заместитель генерального директора РЭА – директор по развитию

В октябре прошлого года постановлением правительства была утверждена федеральная целевая программа развития атомного энергопромышленного комплекса. Общие контуры программы известны: до 2015 года пустить 10 новых энергоблоков и иметь в строительном заделе еще 10 энергоблоков. Это бюджетная часть.

Есть еще часть, которая финансируется концерном «Росэнергоатом» за счет собственных источников. В нее включены все объекты переработки радиоактивных отходов и обращения с отработанным ядерным топливом, работы по продлению срока службы энергоблоков, которые вырабатывают проектный ресурс и все те строительные заделы, в том числе научно-исследовательские работы, которые концерн так или иначе вел в прежние годы и будет продолжать вести. Все это – предмет федеральной целевой программы (ФЦП).

К концу 2006 года стало ясно, что программа, сверстанная в энергичном темпе – буквально за два-три месяца, не во всем согласуется с планами развития электроэнергетики России в целом. Рабочая группа Минпромэнерго начала разработку генеральной схемы размещения энергомощностей. Цель этой работы состоит в том, чтобы к 30 марта 2007 года «положить на бумагу» общее видение развития электроэнергетики – все виды генераций: атомные, тепловые, газовые, угольные, гидравлические, возобновляемые источники и т.д.

Таким образом, я надеюсь, мы увидим комплексный подход к развитию электроэнергетики, который будет включать и анализ дефицита по регионам России с предложениями по его покрытию, и анализ сетевого хозяйства с предложениями по его развитию. Увидим топливные балансы по регионам с анализом возможностей доставки того или иного вида топлива в «дефицитные» регионы.

Конечный срок выпуска этого документа пока не определен, но известно, что 30 марта такая генеральная схема должна уйти в субъекты федерации для анализа и согласования. Специалисты «Росэнергоатома» активно участвуют в этой очень напряженной работе – различные вводные данные меняются по несколько раз в день. Контакты с представителями РАО «ЕЭС России», министерства экономического развития и торговли, министерства промышленности идут непрерывно и на рабочем уровне и на уровне первых лиц.

31 января состоялось серьезное совещание между концерном «Росэнергоатом» и РАО «ЕЭС России». Эта встреча далеко не последняя. Она предварительная, рабочая. Ее результаты не окончательные, никаких документов по ним, видимо, не будет. Предстоит еще множество таких встреч. Но на этой впервые выпукло и отчетливо прозвучала позиция РАО «ЕЭС России», с которой мы не можем не считаться, потому что сегодня РАО ЕЭС задает тон в обсуждении вопросов стратегии развития электроэнергетики в России. И это естественно.

Довожу до вас эту информацию, чтобы вы донесли ее до руководителей своих регионов. Мне представляется важным, чтобы они как можно плотнее участвовали в этой работе, всячески на нее влияли – их позиция, безусловно, будет учитываться.

Озвученная позиция РАО «ЕЭС России» состоит в том, что первая половина ФЦП в принципе принимается. РАО ЕЭС соглашается с достройкой энергоблока №2 Ростовской АЭС и энергоблока №4 Калининской АЭС, со строительством двух новых энергоблоков Нововоронежской АЭС-2, четырех Ленинградской АЭС-2 и энергоблоков №3 и №4 Ростовской АЭС. На этом наши совпадения заканчиваются.

Пограничным для обсуждения остался вопрос достройки энергоблока №5 Курской АЭС. После поддержки профильного комитета Государственной Думы трудно было сказать «нет». Это показывает, как мнение регионов, которые используют свой ресурс влияния, может иметь решающее значение. Сейчас нам говорят: в принципе достройка возможна, но приготовьтесь, что это будет стоить в два раза дороже, чем вы планируете, потому что к стоимости энергоблока надо добавить стоимость линии электропередач, которая нужна для Москвы. Это шестьсот километров. Умножьте их на миллион долларов за километр. Разговор об источнике финансирования такой линии продолжится уже на уровне правительства.

Достаточно категоричное «нет» высказывается по энергоблокам №5 и №6 Балаковской АЭС, по Костромской АЭС, Башкирской АЭС, Курской АЭС-2, Калининской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2. Для нас это означает, что мы теряем свои заделы: хорошо подготовленные костромскую и башкирскую площадки строительства, достройку энергоблока на балаковской площадке, не полностью, но достаточно хорошо подготовленные курскую, смоленскую и калининскую вторые площадки. Без поддержки регионов – это ключевой момент! – разговор по ним будет безрезультатным.

Взамен предлагается до 2020 года построить Ярославскую АЭС, Челябинскую АЭС, Владимирскую АЭС и разместить на их площадках по два, по четыре энергоблока. Дальше появляются такие «экзотические» площадки, как нижегородская, балтийская, дальневосточная, а также мощности, замещающие Нововоронежскую АЭС и Кольскую АЭС. То есть требование замещения этих мощностей признается и учитывается – это плюс. Замещающие мощности Курской АЭС не рассматриваются, потому что они уходят уже на 2021 год.

Не сегодня-завтра выйдет постановление правительства, включающее перечень строек, финансируемых из федерального бюджета в 2007 году. Это энергоблок №4 Белоярской АЭС, энергоблок №4 Калининской АЭС, энергоблок №2 Ростовской АЭС и Нововоронежская АЭС-2. Наши действия направлены сейчас на то, чтобы подготовить эти четыре площадки ко всем конкурсным процедурам: и по строймонтажу, и по оборудованию, и по прочим позициям, –  которые мы имеем право объявлять только после выхода вышеупомянутого постановления правительства. Наши специалисты сосредоточены на этой работе и к 5 февраля должны сверстать основные тексты.

Выступление на заседании Совета руководителей по капитальному строительству концерна «Росэнергоатом»,  1 февраля 2007 года, г. Сосновый Бор Ленинградской области
Подготовила Ольга Петрова

назад

Материалы из архива