Инженерные кадры для стратегических отраслей России

Проблемой подготовки инженерных кадров для стратегически важных отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, дефицит которых в связи с демографическим спадом и коммерциализацией образования нарастает с каждым годом, озабочены представители государственных институтов, политические и общественные организации.

Как вернуть молодежь в созидательную деятельность, какие шаги должны быть предприняты законодательной и исполнительной властью, руководителями учебных заведений и промышленных предприятий – эти вопросы обсуждались на межотраслевой конференции, проведенной Балтийским государственным техническим университетом «Военмех» им. Д.Ф.Устинова.

Необходимости создания условий для динамичного развития оборонной промышленности посвятил свое выступление Б.В.Грызлов, председатель Госдумы РФ, председатель партии «Единая Россия».

Тема кадрового обеспечения ВПК чрезвычайно актуальна, так как именно эти отрасли определяют элемент успешности и конкурентоспособности России в современном мире. Считаются только с сильными, а сила определяется способностью страны защищать свои рубежи и свои интересы.

Имеющиеся у нас возможности по обеспечению реального суверенитета отражаются и на развитии российской экономики. По сути, в себестоимость продукции российских предприятий уже включены вопросы национальной безопасности и обороны. Укрепление положения России на международных рынках зависит и от отечественных крупных компаний, развивающих свой бизнес за рубежом. Но в странах с низкой обороноспособностью глобальных компаний не бывает. Им просто не дают появиться. Развитие наших Вооруженных Сил и оборонной промышленности – процессы неразрывные и взаимосвязанные. ВПК должен обеспечивать современной военной техникой не только наши ВС, но и сохранять за Россией позиции ведущего экспортера в этой сфере.

Но кадровая ситуация на оборонных предприятиях в НИИ и КБ сегодня не самая лучшая. Аналогичное положение и в системе высшего образования, занимающегося подготовкой инженерных кадров. Средний возраст работников системы образования составляет около 40 лет. 21% профессорско-преподавательского состава старше 60 лет, 9% – старше 65 лет.

Формирование нового поколения преподавателей, преемников уникальной научной и преподавательской школы, затруднено проблемами финансового характера. С ноября 2006 г. увеличены доплаты за степени кандидата наук (с 900 до 3000 рублей) и доктора наук (с 1500 до 7000 рублей). Увеличены надбавки и для военнослужащих доцентов и профессоров. В проекте федерального бюджета на 2007 г. на эти цели предусмотрено почти 15 млрд рублей.

Конкурентоспособность образования на мировом уровне сегодня определяют люди, обладающие современными инженерными знаниями, ведущие фундаментальные и прикладные исследования, создающие сложные наукоемкие изделия. Именно они обеспечивают совокупную мощь государства, во многом определяют его образ, формируют интерес к языку страны.

Более половины выпускников российских вузов не находят работу по специальности, тогда как оборонные предприятия испытывают настоящий кадровый голод. Кроме того, предприятия ВПК не выдерживают конкуренцию в борьбе за выпускников из-за более низкого уровня оплаты труда, который они могут реально предложить.

Оборонное предприятие, имеющее намерение оказать финансовую поддержку вузу, подготавливающему специалистов для этого предприятия, вынуждено выделять эти средства из прибыли. Необходимо на законодательном уровне рассмотреть возможность поддержки образовательных инвестиций, в первую очередь, для оборонных предприятий. Необходимо по-новому взглянуть на принципы ценообразования в военно-промышленной сфере. Планируя стоимость госзаказа, необходимо учитывать не только себестоимость конечной продукции, но и технологическую сложность задачи, ее инновационность и уникальность. Такой подход составляет суть приоритетных национальных проектов. В 2007 г. финансирование национального проекта «Образование» составит почти 50 млрд руб. (на 67% больше, чем в 2006 г.).

Нам нужен прогноз открытий. Необходима научно обоснованная оценка приоритетных направлений работ, тщательно выверенных стратегических проектов. Перед научным сообществом России должен быть сформулирован масштабный заказ, в частности, на исследования в области альтернативных источников энергии. Это вопрос национальной и глобальной энергетической безопасности. В разных странах мира растет интерес к атомной энергетике, и мы должны быть здесь лидерами.

Необходимо налаживать глубокую переработку сырья, что позволит повысить его экспортную стоимость, развить производственную инфраструктуру, создать новые рабочие места. Необходимы серьезные научные разработки по рациональному природопользованию, возобновлению природных ресурсов. Коммерческий интерес предприятий, занятых в энергетических отраслях, порой противоречит интересам страны и требует усиления государственного контроля за их деятельностью. Энергетический сектор страны может обеспечить создание инновационной экономики в России финансовыми ресурсами. От ВПК страна вправе ожидать идеи и кадры. Специалисты, которых высшая школа готовила для ВПК, всегда соответствовали самым высоким требованиям, ярко проявляли себя в самых различных отраслях, возможно и потому, что личное участие в укреплении обороноспособности страны всегда связано с высоким патриотическим настроем.

Опытом закрепления молодых специалистов на промышленном предприятии ВПК поделился генеральный директор – генеральный конструктор ФГУП «НПО Машиностроения» Г.А.Ефремов, Реутово.

Принимая ежегодно около сотни инженеров на наше предприятие, мы решаем одну из важнейших проблем закрепления молодых специалистов на предприятии – обеспечения их жильем.

Первый дом был построен для молодых семей на 50 квартир по цене 13 тыс. рублей за 1 кв. м. Цена жилплощади увязана с зарплатой, чтобы в течение нескольких лет молодой специалист мог рассчитаться за приобретенную жилплощадь.

После этого строительства мы замахнулись на пятилетнюю программу: с 2008 г. сдавать ежегодно около 70 квартир по цене около 20 тыс. рублей за 1 кв. м.

Чтобы эту программу реализовать, необходимо обеспечить постоянную выплату зарплаты и обязательно иметь собственных строителей, которые в комбинации с коммерческим жильем будут сдавать часть площадей для нужд предприятия по цене в 4–5 раз дешевле, под свою ипотеку. Для реализации подобной программы требуется поддержка местной администрации по выделению земли без обременения непомерными налогами. Второй путь – это возможность работы с зарубежными партнерами: не только поставки нашей военной продукции на экспорт, но и проведение совместных работ, начиная с момента проектирования. Президент РФ и Правительство поручили нам проведение совместной разработки в области ракетной техники совместно с индийскими партнерами. Пока мы используем имеющийся технический, технологический задел, но в перспективе планируется выход на разработку «от нуля» новейшей техники и вооружения следующего поколения. Кроме Индии в совместных разработках заинтересованы еще ряд стран третьего мира.

Для оборонного комплекса необходим специальный федеральный закон по промышленной политике в области развития высоких технологий, который должен объединить мозаичную разбросанность финансирования (процент ВВП на науку, на национальную оборону и пр.), инновационную и инвестиционную политику. Когда предлагают «слезть с нефтяной иглы», не говориться, а на что переходить? Необходимо совместить возможности получения огромных средств от эксплуатации природных ресурсов и вложения этих средств на развитие определенных высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности. Реутово имеет статус аэрокосмического наукограда, который может создавать самые сложные космические системы и ракетную технику.

Об основных моментах государственной политики по подготовке высококвалифицированных научных и инженерных кадров рассказала Елена Петровна Попова, главный специалист Рособразования (Москва):

– По итогам выполнения государственного плана 2002–2005 гг. по подготовке и закреплению инженерных кадров на предприятиях оборонно-промышленного комплекса из запланированных на четыре года 28,9 тыс. человек было подготовлено в 2002 г. – 5050 чел., в 2003 – 6,5 тыс., в 2004 – 8447 человек, то есть первые три года наблюдалась нарастающая тенденция с увеличением около 30%. С 2005 г. с учетом изменяющейся ситуации в оборонно-промышленном комплексе и демографической ситуации, динамика роста существенно замедлилась.

В конкурсе вузов по подготовке специалистов для ОПК по 65 специальностям в сфере технологий двойного применения (таких как новые материалы, микро- и наноэлектроника, оптоэлектроника, лазерные технологии, технологии энергетики и др.) участвуют 55 федеральных высших образовательных учреждений: 19 – в Москве и Санкт-Петербурге, 36 – в других регионах России. Прием в аспирантуру в 2002–2005 гг. составил 1250 чел. (закончили аспирантуру 960 человек), в докторантуру – 376 человек. Рост оборонзаказа в последние годы способствует финансовому оздоровлению предприятий ОПК и, как следствие, повышает их активность в плане взаимодействия с образовательными учреждениями. Многие государственные вузы совместно с предприятиями ОПК расширяют сеть базовых школ, создают профориентирующие комплексы с системой непрерывной подготовки специалистов, заключают долгосрочные договоры о стратегическом партнерстве в образовательной сфере. В вузах создаются специализированные кафедры, научно-производственные учебные центры, на предприятиях – научные лаборатории. Московский авиационный институт имеет договоры с 61 предприятием, МВТУ им. Баумана – с 28 предприятиями, ЛЭТИ – с 27 предприятиями, Военмех – с 22. В Военмехе и Казанском государственном университете – самый высокий конкурс абитуриентов на оборонные специальности. Многие предприятия ОПК активно предоставляют производственные базы для прохождения учебно-производственной и преддипломной практики. Около трети студентов МИФИ, КГТУ, МАВИ, МГТУ им. Баумана, МАИ и других вузов страны проходят длительную практику в научно-исследовательских институтах и на предприятиях отрасли.

Выполнение дипломных работ студентами и их защита непосредственно на предприятиях повышает практическую значимость работ. А выпускники, как правило, возвращаются уже на постоянную работу на эти предприятия.

Практически во всех вузах, подготавливающих кадры для ОПК, создаются факультеты по повышению квалификации и переподготовке кадров по заказу предприятий. Наиболее активная работа в этом направлении ведется в Казанском государственном технологическом университете, где действует межрегиональный центр повышения квалификации, в Тульском госуниверситете, Уральском государственном техническом университете.

В системе среднего профессионального технического образования подготовку кадров по 70 оборонным специальностям ведут 139 сузов. В 2005 г. в соответствии с заказом ОПК они выпустили 12 тысяч человек. Система начального профобразования в 2005 г. подготовила для ОПК более 40 тысяч человек для 38 видов производств по 290 специальностям.

Интеграция военного и гражданского образования стала темой выступления А.П.Павловского, генерал-лейтенанта, заместителя начальника главного управления кадров Министерства обороны РФ.

В соответствии с федеральной программой реформирования системы военного образования (СВО) на 2002–2010 гг., параметры СВО приводятся в соответствие со структурой, численностью и задачами военной организации. Пересматривается содержание обучения, принимаются меры по стимулированию военного педагогического труда, укреплению педагогического потенциала вузов. Совершенствуется законодательное обеспечение военного образования. 6 июля 2006 г. принят федеральный закон № 103, предусматривающий возмещение курсантами вуза, отказавшимися заключать контракт о прохождении военной службы либо увольняющихся с военной службы раньше окончания срока заключенного контракта, федеральных средств, затраченных на их подготовку.

Начат эксперимент по подготовке офицеров из числа студентов гражданских вузов. С 2006 до 2010 г. будут ликвидированы 17 высших военных учебных заведений Минобороны, произойдет укрупнение 19 военных вузов. Количество вузов Минобороны к 2010 г. уменьшится с 78 до 61. В системе военного образования останется 15 военных академий, 3 военных университета, 43 военных институтов и училищ.

С 1 января 2008 г. в гражданских вузах начнут функционировать военные учебные центры (УВЦ), как малозатратная форма подготовки офицеров для последующей военной службы по специальности по контракту в Вооруженных Силах РФ.

Отбор кандидатов в УВЦ будет производиться комиссариатами по месту жительства. Особое внимание будет обращаться на состояние здоровья и профессионально-психологический уровень подготовки к военной службе. Отличие студента, подписавшего договор на обучение в УВЦ, от студента гражданской специальности – обязательное прохождение военной службы по контракту по окончании вуза.

Для студентов УВЦ предусматривается дополнительное материальное стимулирование – увеличение стипендии в 4–5 раз.

Подготовленные в УВЦ кадровые офицеры будут иметь гарантированное трудоустройство по специальности. Через три года, обретя опыт в профессии, молодой специалист сможет продлить контракт на военную службу в Вооруженных Силах, приобретая при этом полный пакет прав, гарантий и льгот военнослужащего. В противном случае, он может уйти на «гражданку» без всяких претензий со стороны ВС. Федеральный закон о создании УВЦ при гражданских вузах № 96 принят 3 июля 2006 г. Для наработки опыта в реформировании военного образования заключены государственные контракты с 31 гражданским вузом.

С 1450 студентами заключены контракты на обучение в УВЦ. Недобора нет даже в Москве и Санкт-Петербурге. В ряде вузов конкурс был 3 человека на место.

На базе БГТУ «Военмех» им. Устинова сформирован учебно-методический отдел военных вузов, готовящих кадры для Военно-морского флота России.

Состояние научно-производственного потенциала ВПК в Санкт-Петербурге обрисовал А.С.Иванников, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга.

Подготовка инженерных кадров для Петербурга – многофункционального промышленного, научного и образовательного центра, является вопросом очень злободневным. В Санкт-Петербурге представлены практически все отрасли промышленности кроме добычи полезных ископаемых. Многие из них относятся к высокотехнологичным производствам двойного применения: 252 научных организаций, в том числе 49 академических институтов, 12 – государственных научных центров, 191 отраслевая научная организация.

22 вуза из 100 высших учебных заведений осуществляют подготовку кадров для промышленности. Рабочие специальности осваиваются в 18 учебных заведениях начального профессионального образования.

В январе 2005 г. в «Плане развития промышленности Санкт-Петербурга» правительство города сделало ставку на повышение эффективности, улучшение финансово-экономического положения промышленных предприятий.

В Санкт-Петербурге промышленность является главным источником налоговых поступлений и ключевым фактором занятости населения. На долю промышленности Санкт-Петербурга приходится 27% валовой добавочной стоимости, почти 25% населения города занято в промышленности и более 23% налоговых поступлений в бюджет и около 45% общего объема прибыли по Санкт-Петербургу в 2005 г. получено от промышленности.

По мнению руководителей предприятий ОПК, сдерживающим фактором развития их производств является обеспечение кадрами.

Основу кадрового промышленного потенциала сегодня составляют люди старше 45 лет. Проблема старения кадров усугубляется негативной демографической ситуацией. Правительством СПб намечена программа по подготовке и переподготовке кадров для ведущих обрабатывающих производств. Более 40 промышленных организаций совместно с вузами создали базовые кафедры и филиалы кафедр на предприятиях и факультеты целевой подготовки и дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров. Реализуется пилотный проект подготовки кадров для судостроения. На принципах софинансирования в этой программе участвуют более 20 промышленных предприятий и свыше 10 вузов. Работодатель возвращает в бюджет города до 20% средств, затраченных на подготовку специалистов.

Недавно утверждена программа по подготовке-переподготовке кадров в высокотехнологичных отраслях промышленности Петербурга. Создан Межуниверситетский инновационный центр, для обучения в котором отобрано в 2006 г. более 300 студентов, заключены трехсторонние договоры «предприятие – вуз – студент», начата дополнительная подготовка по согласованным с организациями индивидуальным программам.

Параллельно реализуется программа подготовки кадров в системе начального профобразования для шести кластеров города: судостроение, энергомашиностроение, приборостроение, ОПК, пищевая промышленность и автомобилестроение. В 2006 г. шесть базовых учреждений начального профтехобразования будут оснащены высокотехнологичным оборудованием.

Государственная организация «Ресурсный центр» займется переподготовкой управленческих кадров.

К 2008 г. в этих организациях будет подготовлено около 10 тысяч специалистов высшего и начального техобразования. Около 50 тысяч рабочих и ИТР пройдут переподготовку, что обеспечит опережающий рост производительности труда по сравнению с увеличением объемов производства и стабильным увеличением средней заработной платы.

P.S. Острота проблемы дефицита высококвалифицированных кадров рабочих и инженерных специальностей практически во всех стратегически важных для национальной безопасности страны отраслях, диктует необходимость объединения идей и усилий представителей промышленности, Вооруженных Сил, ВМФ, Минобразования, государственных органов законодательной и исполнительной власти на возвращении смысла и престижа созидательной профессиональной деятельности и обеспечении достаточного материального уровня людям, занимающимся реальным делом на пользу страны. Пока же ретивые чиновники, привыкшие сложные вопросы решать просто, предлагают «простой» способ решения проблемы – приглашение инженерных и рабочих кадров из-за рубежа. А отечественные специалисты, потерявшие работу в результате сворачивания производства, и молодые кадры пусть устраиваются сами, у кого как получится.

Может быть, нам лучше приглашать по найму из-за рубежа чиновников, четко оговорив на срок контракта стоимость их услуг (конечно, не выше зарплаты высококвалифицированных инженеров) и процедуру оценки результатов их деятельности для страны? А «наши» – пусть устраиваются сами. Если получится.

Подготовила Тамара Девятова

Журнал «Атомная стратегия» № 28, февраль 2007 г.

назад

Материалы из архива