Сохранить вектор развития

C.А.Карпов, г.Северск

«Жизнь – это то, что случается с нами,
пока мы строим планы на будущее»
Томас Ла Манс

Рисуя яркими красками «Черный квадрат» Малевича

Объявленный старт реформирования атомной отрасли страны послужил хорошей пищей для критического осмысления социально-экономических процессов, протекающих в некогда закрытом секторе государственного хозяйства.

Волна публикаций на эту тему, прокатившаяся в печати, глубоко симптоматична. Огорчает одно. Представленная пестрая картина мнений о сегодняшнем состоянии дел в отрасли имеет тенденцию превращения в «Черный квадрат» Малевича.

Высвечиваются просто «убийственные» факты того, что утверждение Правительством концепции ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и перспективу до 2015 года» происходит на фоне неподкрепленного государственного заказа на подготовку опережающими темпами нового поколения специалистов-атомщиков; что «Росатом сумел «избавиться» от системы высшего профессионального образования. Все ядерные кафедры и вузы… переданы в общую систему Минобразования и науки». Можно много сетовать по этому поводу и упрекать новое руководство Росатома в недальновидности, в попытке «поставить телегу впереди лошади». Так ли это на самом деле? Во все времена найдутся люди, которые «готовы поставить знак равенства между пожаром и пожарной командой1».

1Уинстон Черчилль (1874-1965)

Что же все-таки стоит за спектром представленных мнений? Что происходит? Неужели впереди тупик, темнота и пустота? Над этими вопросами стоит задуматься.

Оглянуться, чтобы посмотреть вперед

Справедливости ради, следует сказать, что необходимость преобразований в атомной отрасли появилась не сегодня. И проблемы, которые ныне обсуждаются открыто, тоже. Да и сам Росатом появился не на пустом месте. На пустом месте, извините, «даже прыщ не вскочит»!

Был Средмаш, затем Минатом, в которых задача развития ядерного образования, подготовки кадров для отрасли была одной из приоритетных. Достаточно напомнить, что в 2003 году Министерством Российской Федерации по атомной энергии была разработана и принята к исполнению «Программа развития образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003–2010 годы», налажено сотрудничество между Минатомом и Минобразованием России. За три года (2003–2005 гг.) своего существования эта программы позволила запустить инновационные процессы в сфере ядерного образования, которые существуют и сейчас! К сожалению, пока в автономном режиме.

Откуда же пестрая, в значительной мере негативная картина мнений?

Атомная отрасль всегда состояла из военной, научной и промышленной составляющих. Экономический кризис конца XX века по-разному сказался на их состоянии. Производство ядерных материалов для атомных электростанций, экспорт урана, переработка радиоактивных отходов — эти виды деятельности химических центров атомной промышленности (Северск, Зеленогорск, Озерск, Новоуральск, Железногорск) оказались востребованными даже в условиях экономического кризиса. Резкое снижение оборонного заказа для этих военно-ориентированных городов (Заречный, Трехгорный, Лесной) нанесло тяжелый удар по их экономике и поставило их в тяжелое положение. Переориентация научных исследований на гражданские цели, развитие международного научного сотрудничества позволило научным центрам (Саров, Снежинск) выжить в условиях экономической нестабильности и занять промежуточное положение. Все это находит отражение в структурах, так или иначе связанных с атомной отраслью.

Отметим, что с экономической точки зрения военная и научная составляющие не являются самодостаточными но, в тоже время – затратными. Развивать их можно только при наличии мощной третьей составляющей – промышленной.

С этой точки зрения, первые шаги нового руководства Росатома представляются вполне обоснованными и целенаправленными. Вопрос – в другом. Известно, что «чем дальше будущее, тем лучше оно выглядит» 2! Есть сегодня реальная основа сохранения и развития кадрового потенциала в химических центрах атомной промышленности?

2«Закон Финнигана»

Сдвигая акценты

Система подготовки специалистов для этой составляющей отрасли не разрушена! Об этом прямо сказано в интервью с А.Г.Николаевым, зам. генерального директора по кадрам и социальной политики Сибирского химического комбината [«Атомная стратегия XXI», январь 2005].

Однако в территориальной структуре подготовки кадров произошли изменения. Ядерное образование приблизилось к тем местам, где сосредоточено действующее производство. Сегодня за подготовку специалистов для отрасли отвечают четыре отраслевых вуза Росатома (Северская государственная технологическая академия, Снежинская государственная физико-техническая академия, Новоуральский государственный технологический институт, Саровский государственный физико-технический институт) и профильные образовательные учреждения Минобразования и науки.

Это может быть объяснено сильнейшим воздействием экономического кризиса конца XX века. Необходимость экономии затрат на обучение в семьях, живущих в закрытых городах, приводит к тому, что все возрастающая часть местных жителей готовится влиться в трудовой процесс поблизости от места жительства [Тихонов В. Ракетно-ядерный комплекс России: мобильность кадров и безопасность. //Московский центр Карнеги, Москва, 2000. – №1. 2000. – 94 с.].

С другой стороны, та же минимизация затрат вынуждает администрацию предприятий приглашать на работу иногородних специалистов, окончивших «близлежащие» учебные заведения, живущих поблизости от закрытых городов. В результате закрытые города, которые некогда были тесно связаны с центром страны, прежде всего с Москвой, обеспечивались лучшими кадрами, окончившими самые престижные учебные заведения, переходят на кадровое «самообеспечение», отрываясь от центра России.

Все это неизбежно приводит к смещению акцентов в самой системе образования Росатома. Социальная и профессиональная ответственность за развитие ЗАТО, а, следовательно, и отрасли, «ложится на плечи» отраслевых вузов.

Есть варианты!

Специалисты давно обеспокоены возможностью нарушения преемственности поколений в атомной промышленности и понимают, что в основе ее решения должен лежать комплексный, многосторонний подход. Должна вестись длительная, каждодневная и целенаправленная работа. Найден свой путь решения этой проблемы и в Северске.

Еще в 2001–2002 гг. по инициативе Северской государственной технологической академии (СГТА) совместно с Северским промышленным колледжем, профессиональными училищами ЗАТО Северск «ПУ-10», «ПУ-32» был создан экспериментальный научно-образовательный комплекс «ПУ-Колледж-вуз». Инициатива была поддержана Администрацией ЗАТО, Департаментом региональной, кадровой и социальной политики Минатома РФ, а также Управлением начального профессионального образования Томской области.

Накопленный опыт был изучен. В СГТА был проведен детальный анализ социально-экономической ситуации в закрытых атомных городах России; ситуации и преобладающей тенденции на рынке труда; состояния и перспектив трудоустройства, а также возможности продолжения образования для выпускников общеобразовательных школ, учреждений НПО, СПО и ВПО г. Северска; предъявляемых работодателями и учебными заведениями требований по общей и профессиональной подготовке. Были изучены квалификационные характеристики профессий, выявлен профессионально-социальный портрет специалиста, необходимого для работы в атомной отрасли.

Поэтому, когда со стороны Министерства Российской Федерации по атомной энергии СГТА было предложено участвовать в разработке «Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России на 2003-2010 гг.» по инициативе академии в нее была включена разработка проекта Корпоративного ядерного университета как новой формы интеграции отраслевой науки, промышленности и образования. Как расширение составная часть этих работ в Программе была намечена организация отраслевой экспериментальной площадки по отработке системы многоуровневой подготовки профессиональных кадров на базе СГТА (комплексы школа-техникум-вуз-ИПК). Программа была одобрена на заседании Коллегии Минатома России - протокол №3/3 от 19.02.2003 г. – и во исполнении приказа Министра А.Ю Румянцева от 15.04.2003г. № 166 была принята руководителями департаментов, управлений и организаций Минатома к руководству и исполнению.

В 2002 г. была разработана и в октябре 2003 г. в Департаменте региональной, кадровой и социальной политики Минатома России прошла процедуру согласования концепция «Северский центр ядерно-технического образования (СЦ ЯТО)», разработанная в СГТА. Она получила одобрение и финансовую поддержку Администрации ЗАТО Северск, а также поддержку и градообразующего предприятия отрасли ФГУП СХК.

Общественная экспертиза предлагаемого решения была проведена в рамках межотраслевой конференции «АТОМКАДРЫ–2003», посвященной проблемам непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для атомной отрасли, состоявшейся на базе СГТА в г. Северске 27–30 мая 2003 г.

Содержательное наполнение проекта – содержание, формы и методическое обеспечение интеграции общего и профессионального образования, методы ведения этой работы - были представлены и получили поддержку на совместной Коллегии Минатома РФ и Минобразования РФ от 14.11.2003 г., протокол №15/17 «О сотрудничестве Минобразования России и Минатома России по подготовке кадров и научно-инновационной деятельности» и в обобщенном виде были включены в ее Решение.

В декабре 2003 г. распоряжением №779 первого заместителя Министра Э.Е. Антипенко от на базе СГТА создана Отраслевая экспериментальная площадка Росатома «Северский центр ядерно-технического образования» в ЗАТО Северск.

В 2003–2004 гг. СГТА принял активное участие в выполнении межотраслевой программы сотрудничества Минобразования России и Минатома России по направлению «Научно-инновационное сотрудничество». По данному направлению СГТА выиграл подавляющее число грантов среди всех отраслевых вузов Минатома.

На этом этапе были разработаны: базовый компонент (инвариант) содержания ядерного образования; методики формирования управленческо-педагогического коллектива, способного к разработке и реализации проекта развития новой образовательной практики на всех уровнях образовательного процесса; методики и программы межпредметного взаимодействия педагогов, задействованных в подготовке по направлениям; развита информационно-ресурсная составляющая СЦ ЯТО; определены перспективы включения Северского Центра в Корпоративный ядерный университет. Результаты работы обобщены в виде двух монографий.

В 2004 г. с целью привлечения талантливой молодежи к ядерному образованию и формированию позитивного отношения к атомной энергетике по инициативе СЦ ЯТО на базе МУ ЗАТО Северск «СОШ №196» было открыто региональное представительство Детской ядерной академии (ДЯА) по Томской области. Слушателям ДЯА была предоставлена разнообразная информация о многочисленных профессиях и направлениях деятельности в ядерной сфере, предложены интересные проекты, связанные с решением реальных практических задач, проведена экспертиза и консультации при выполнении проектов с привлечением известных профессионалов в атомной отрасли. Работа в данном направлении удостоена Диплома международной выставки УЧСБ-2005.

В 2005 г. по инициативе СГТА и при финансовой поддержке Федерального агентства по атомной энергии в формате Северского инновационного форума была проведена вторая межотраслевой конференции «АТОМКАДРЫ–2005».

Интеграционные процессы между уровнем общего и начального профессионального образования завершились в апреле 2006 г., когда фактически существующее взаимодействие получили юридическое оформление в виде договора о сотрудничестве между ГОУ НПО «ПУ-10» и МУ «СОШ №196».

В апреле 2005 г. образовательные учреждения-участники СЦ ЯТО получили общественную аккредитацию в Российской академии образования, а самому Центру присвоен второй статус – статус образовательной площадке РАН.

В настоящий момент в муниципальной системе образования ЗАТО Северск на базе СЦ ЯТО начала работу экспериментальная площадка Российской академии образования «Разработка системы непрерывного образования в условиях наукограда», объединяющая 11 образовательных учреждений города: СГТА, Северский промышленный колледж, ПУ-10, 6 школ и 2 детских сада.

Что в остатке?

Создание СЦ ЯТО имеет важные социальные последствия:

– обеспечено регулярное проведение общегородских мероприятий по привлечению талантливой молодежи к ядерному образованию и формированию позитивного отношения к атомной энергетике;

– в значительной мере преодолен барьер ведомственной разобщенности образовательных учреждений, что позволяет осуществить в ближайшей перспективе вертикальную интеграцию образовательных учреждений;

– усилена интеграция отраслевых и профильных образовательных учреждений с предприятиями отрасли, что позволит укрепить материальную базу, повысить качество ядерного образования;

– впервые городская структура образования ЗАТО Северск оказалась сориентирована на атомную отрасль. Это обеспечило вовлечение широкого круга молодых людей в процесс формирования необходимых специалистов. Значительно расширялся круг коллективов образовательных учреждений города и отдельных педагогических работников, активно занимающихся проектной деятельностью. Создана лаборатория методического кабинета Управления образования, ЗАТО Северск, что позволило обеспечить научный подход со стороны РАН для сопровождения начавшихся педагогических преобразований;

– обеспечено поступательное развитие инновационной деятельности отраслевых и профильных образовательных учреждений Росатома и их органичный вход в проекты особой экономической зоны технико-внедренческого типа Томской области.

Таким образом, в самые сжатые сроки задача воспроизводства высококвалифицированных кадров для атомной отрасли с учетом новых социально-экономических условий получила широкий общественный резонанс; был предложен и реализован на территории ЗАТО Северск механизм социального партнерства, позволяющий удовлетворить новые запросы со стороны атомной отрасли.

Проделанная работа получила положительную оценку в официальных заявлениях высшего руководства ФГУП Сибирский химический комбинат [А.Г.Николаев, «Атомная стратегия XXI», январь 2005].

А что дальше?

Отраслевая экспериментальная площадка Росатома «Северский центр ядерно-технического образования» является прообразом Регионального отраслевого университетского комплекса, концепция которого была разработана в СГТА, прошла общественную экспертизу на второй межотраслевой конференции «АТОМКАДРЫ–2005», получила одобрение, и была утверждена в марте 2005 г. в Управлении кадров Федерального агентства по атомной энергии.

Университетский комплекс «СИБАТОМКАДРЫ» создается в форме некоммерческого партнерства с участием таких учебных заведений как Северская государственная технологическая академия, Северский промышленный колледж, Красноярский промышленный колледж (г.Железногорск Красноярского края), Ангарский политехнический колледж (г.Ангарск Иркутской области), Сибирский политехнический колледж (г.Новосибирск), Сибирский институт повышения квалификации (г.Новосибирск) и ряда других.

Университетский комплекс является самостоятельным юридическим лицом и имеет статус некоммерческой организации. Все участники независимо от форм собственности сохраняют статус самостоятельных юридических лиц.

Структура Университетского комплекса Росатома является открытой и предусматривает, возможность включения в свой состав на добровольной основе других (не отраслевых) образовательных учреждений и предприятий независимо от их формы собственности

В начале июня 2006 г. прошло совещание ректоров отраслевых вузов Росатома в городе Сарове, которое поддержало инициативу СГТА о создании университетского комплекса «СИБАТОМКАДРЫ». Юридическую процедуру регистрации Партнерства планируется завершить к концу 2006 г.

Вместо заключения

Известный американский театральный критик Брукс Аткинсон3 отмечал, что «жизнь редко бывает настолько невыносимой, какой она должна быть, судя по фактам». И в атомной отрасли движение вперед есть, в том числе и в решении кадровой проблемы. Инициатива идет «снизу». Важно сохранить вектор развития! Важно, чтобы эта инициатива нашла достойное отражение в планах и намерениях нового руководства Росатома.

3(1894–1984)

Журнал «Атомная стратегия» № 27, январь 2007 г.

назад

Материалы из архива

9.2008 Наша деятельность требует высокой квалификации

С.А.Адамчик, заместитель руководителя Ростехнадзора. — Сергей Анатольевич, кого сегодня в нашей стране волнует безопасность атомной отрасли? — Наверно, в большей мере население. Хотя у меня такое впечатление складывается, что ему уже все равно – оно не очень активно. Его провоцируют на формирование отдельных мнений, особенно в районах строительства атомных станций, а в целом наше население проявляет активность только, если что-то случается. Даже достаточно страшное событие – Чернобыльская катастрофа – сегодня уже стало забываться.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).