Знание законов поведения человека – необходимое условие обеспечения безопасности

М. Л.Маринов, к.т.н. Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко, РАН

Несмотря на многочисленные критические ситуации,  возникающие при высокой автоматизированности объектов по вине человека, до сих пор не разработан новый подход к оптимизации безопасности профессиональной деятельности. По-прежнему главный упор делается на технологическом аспекте обеспечения безопасности человеко-машинной системы. Учет же влияния человеческого фактора сводится к написанию новых инструкций, кодексов и указаний.


Процесс оптимизации влияния человеческого фактора (ЧФ) на безопасность зашел в тупик вследствие того, что безопасность рассматривается не как состояние среды, в которой осуществляется профессиональной деятельности человека, где от него зависит практически все, а как свойство/состояние  человеко-машинной системы. Безопасность как «состояние среды» предполагает учет влияния человека  на все компоненты деятельности: объект (техническое средство), субъект (оператор) и условия работы. ЧФ влияет не только на состояние объекта (качество проектирования и производства), но и на надежность его эксплуатации. Оператор оценивает условия осуществления профессиональной деятельности. От него же зависит реализация важнейших функций обеспечения безопасности деятельности: прогнозирования ожидаемых угроз, мониторинга обстановки, анализа ситуаций и собственно действий по обеспечению безопасности.

При анализе влияния ЧФ на безопасность главное внимание необходимо сосредоточить на человеческом поведении (ЧП), в частности, на раскрытии механизма процесса принятия решения.

В нормальной  и, особенно, в экстремальной обстановке человеческое поведение определяется психофизиологическими факторами, характерными для личности конкретного индивидуума: его темпераментом, физическими особенностями и особенностями мышления, а также разнообразными потребностями (в общении, получении удовольствий, самореализации, удовлетворении инстинктов и пр.).
Существующие научные подходы определяют основные факторы, входящие в понятие «человеческий фактор», исследуют процессы возникновения ошибок и возможности прогнозирования перехода штатной ситуации в аварийную,  используют вероятностные методы для нормирования ЧФ,  исследуют проблемы  искусственного интеллекта и создания систем  контроля, самоконтроля и автоматизации действий оператора, пытаются создать матрицы черт индивида, которые  могли бы предсказать поведение человека.

Но вопрос обеспечения  безопасного поведения людей в различных ситуациях их профессиональной деятельности так и остается нерешенным. Предложенные модели и матрицы удобны в качестве инструмента для анализа индивидуальной структуры базовых потребностей человека, консультирования по вопросам профориентации или выработки карьерной стратегии, но не пригодны для оптимизации поведения оператора с точки зрения обеспечения  безопасности.

По мнению автора, данная проблема может быть решена путем создания модели, охватывающей все возможные психофизиологические процессы – модели «законов поведения» людей. Но, по мнению ряда ученых, создание такой модели невозможно из-за малой изученности   большинства психологических процессов. И, тем не менее, выход может быть  найден в создании единой модели процесса принятия решений, рассматривающей функциональный аспект психологических характеристик с акцентом на процессах их изменения и развития. Такой подход исследования человеческого поведения, в котором принятые для оценки ЧП категории объединяются в модель, раскрывающую психодинамику их взаимосвязи, можно назвать «функционально- психодинамическим подходом».

Разработанная  на основе этого подхода модель («Функциональная психодинамическая модель» (ФПДМ)) (рис 1, 2), представляет собой  цикл процессов, обусловленных мотивацией принятия решения для действий в нормальных или экстремальных условиях.

Предложенная ФПДМ включает в себя:
-процесс возникновения и формирования идеи;
-процесс влияния личностного и духовного аспекта человеческой сущности;
-механизм проявления интереса или безразличия;
- проявление принципов стимулирования к действию или отказа от действия;
- влияния морали на безопасность предпринимаемых действий;
-механизм воздействия поведения человека на других людей и др.

Все показатели оценки человеческого поведения, лежащие в основе корректного прогнозирования ЧП  с точки зрения обеспечения безопасности, анализируются с позиций функциональности (роли и назначения).

Анализ поведенческих тенденций человека проводится по верифицируемым и значимым для безопасности показателям, связанным с: сенситивной и психологической чувствительностью человека, развитостью воображения и интуитивного восприятия, возможностями памяти, направленностью и динамикой развития интересов, моралью и нравственностью, развитием силы воли, адекватностью реакций в нормальной и экстремальной обстановке, психологической совместимостью с другими людьми и пр.
Динамика психологических процессов, лежащих в основе постоянно повторяющегося цикла принятия решения, представлена на схеме (рис. 1).
 
Воспринятый сенситивными органами человека образ наблюдаемого объекта/явления порождает определенные ощущения, чувства, эмоции и отражается в уме. На уровне абстрактного мышления формируется идея, которая может проявиться в  абстрактной форме в виде интуитивного восприятия, или конкретизироваться человеческим сознанием (умом) в динамично развивающуюся мысль.

В соответствии с волей ум человека может «проектировать» мысль в одном из направлений:  
-интереса к данному предмету/явлению, что станет причиной последующих действий;
-отсутствия интереса, а значит, и отказу от  действия;
-воздействия на ум другого человека, передачу информации, чувства, действия в виде внушения и т. п.

Согласно динамике представленных на схеме процессов существует три базовых фактора в поведении человека, отражающих его духовно-личностное развитие и предопределяющих «безопасность» его конечных решений. Это – мораль, воля, и  интерес, находящиеся в постоянном единстве и взаимосвязи.

Мораль

Мораль выполняет роль своеобразной рамки, в границах которой могут проявляться свободная воля и разносторонние интересы. Именно поэтому мораль является фундаментальным фактором безопасности человеческого поведения. Благодаря моральному (нравственному) развитию происходит становление, принятие моральных норм добра и зла. В традиционных этических учениях моральные требования выводятся либо из наличной действительности человеческого бытия, либо из некоего безусловного, внеисторического начала, внешнего по отношению к бытию человека.

Моральные нормы и критерии всегда предопределены эпохой. Но для оценки безопасного поведения человека они подобные критерии не пригодны. Для данной цели должны быть использованы такие моральные критерии, которые  исключают субъективное, общественное, религиозное, идеологическое или другое толкование. Они не должны зависеть от особенностей существующего строя, доминирующей религии, уровня личностного развития людей.  Необходимо найти такие моральные критерии, которые являлись бы общими при оценке природных процессов и человеческих мыслей, чувств и действий.

Автор предлагает рассмотреть понятие «мораль» в контексте универсального «природного»  (основополагающего) смысла. Для этого необходимо сформулировать комплекс моральных ценностей, общих для оценки наблюдаемых природных процессов  и человеческих мыслей, чувств и действий.

Эти фундаментальные моральные ценности должны подчиняться существующим природным и общечеловеческим принципам: принципу единства и взаимосвязанности всего сущего, принципу созидания и творчества, принципам гармонии, информационности, иерархичности, преемственности, динамичности, свободной воли, превентивности и постоянности.

Ценности, которые связываются с фундаментальными природными принципами, могут быть моральными критериями оценки человеческого поведения в обычных и экстремальных условиях.

Воля

Следующим фактором в изучении поведения индивидуума является воля человека. Воля, управляемая человеческим сознанием, есть некая духовная энергия, направленная на достижение цели. Воля присуща только человеческому сознанию. Сила воли у разных людей различная. Сильная воля оказывает мощное воздействие на принятие того или другого решения.

Интерес

Одним из факторов, определяющих безопасное поведение человека практически в любых ситуациях, является интерес.

Интерес или безразличие являются главными инициаторами совершения каких-либо действий или отказа от проявления инициативы. Раскрытие механизмов действия «интереса» и «безразличия» и особенно механизма, связывающего «моральность» интереса с последствиями предпринимаемых действий, является одним из основных моментов для понимания общей динамики поведения человека в ординарных и экстремальных ситуациях. При проявлении интереса к объекту/явлению (рис.1) могут возникнуть следующие ситуации:
-мысль может возбудить «моральный» интерес, подчиненный духовной сущности человека;
-мысль может возбудить “личностный” интерес, базирующийся на удовлетворения потребностей личности;
-мысль может возбудить “аморальный” интерес, подчиненный удовлетворением низменных страстей и желаний;
-мысль может вызвать чувство безразличия.

Проявление интереса, независимо от его моральности,  подталкивает человека к каким-либо действиям. Так в природе обеспечивается непрерывное стремление человека к осознанию мира и развитию.

Важной для научного исследования является связь между интересом к предмету/явлению и проявлением всеохватно действующего в природе принципа стимулирования (морального)  и отталкивания (от аморального). Чем низменнее и эгоистичнее интересы индивида, тем сильнее проявляется принцип отталкивания и уменьшается действие принципа стимулирования. Проявление того или другого принципа зависит от соответствия высшим моральным критериям идеи, реализуемой человеком.

Интерес, подчиненный высшим моральным принципам (рис. 1,  вар. А), сопровождается мощным импульсом стимулирования. Мобилизуется весь умственный и физический потенциал человека. Через соответствующие нервные центры передается команда мускулам для совершения определенных действий.

При возникновении личностного, эгоистического интереса, в первый момент он также будет стимулироваться (рис. 1, вар. Б). Когда же интерес человека выйдёт за границы соответствия  «высшим» природным моральным критериям и начнёт подчиняться низменным, безнравственным желаниям или превратится в страсть, в силу вступит принцип отталкивания (рис.1, вар. В, Г). Воля и энергия, представленные в отрицательной мыслеформе, мобилизуют возможности человека для ее претворения в действие. Между духовной сущностью человека и “нездоровым” интересом, волей, вложенной в отрицательную мыслеформу, возникает борьба. Эту битву между совестью и желанием, высшей и низшей природой человека многим пришлось испытать на себе.

Если воля к осуществлению низменного желания слишком велика, она может довести человека до конкретных действий. Если же принцип отторжения аморального победит силу воли, человек откажется от реализации идеи, а мысль о  нереализованном отложится в памяти.

Если мыслеформа столкнётся с «остужающим» безразличием, то, в зависимости от вложенной в нее воли, она либо реализует минимальные действия, либо оставит в памяти  слабый отпечаток. Умственные образы от внешних воздействий, не подкреплённые интересом, сохраняются в памяти для будущего использования.

Мысль индивида может проектироваться на другого человека, передавая ему определенную информацию, чувства, желания, настроения, эмоции, может воздействовать на него посредством внушения. Если такое воздействие  согласуется со склонностями человека, он воспримет переданную мысль/чувство как свои. Мысль-послание инициирует     интерес, который за счёт стимулирования приведёт к действиям человека-реципиента. Если направленная мысль противоречит природе принимающего человека, она может вызвать отрицательный интерес или  безразличие и привести к проявлению принципа отталкивания.

Разработанный функциональный психодинамический подход и модель ФПДМ раскрывают общую динамику процесса мотивации решений и позволяют сформулировать выводы о природе естественных законов поведения человека. Схема поведения человека в нормальных и экстремальных условиях (с учетом специфики конкретной профессиональной деятельности) должна быть дополнена поведенческими факторами, влияющими на безопасность человека в той или иной ситуации.  Эти факторы можно объединить в группу оперативных факторов безопасности, отличающихся  более быстрой психодинамикой и меняющихся в зависимости от моментного состояния человека и условий, в которых он находится.

В динамичной модели принятия решения акцент делается на следующих оперативных факторах безопасности человеческого поведения:
-в области мышления: возможности отдельных видов памяти,  развитие воображения и интуиции;
-в сфере чувств: развитие сенситивной восприимчивости, уровень психологической чувствительности и степень психической  устойчивости;
-в области физического развития: физические возможности, спортивные интересы, состояние здоровья, наличие противопоказаний по профпригодности;
-в системе профессионального образования: степень усвоения теоретических знаний, тренажерных навыков и практических  умений, степень развития исполнительских, организационных и управленческих качеств, развитость коммуникативных способностей;
-в системе психологической подготовки: психологическая устойчивость при принятии самостоятельных решений, выполнении самостоятельных действий, в условиях изоляции, в условиях взаимозаменяемости, психологическая адекватности в экстремальных условиях, степень развитости чувства долга и ответственности.

На основания проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

При оптимизации влияния человеческого фактора на безопасность понятия безопасность предлагается рассматривать как «состояние среды» осуществления профессиональной деятельности. Такой подход позволяет учесть влияние человека на все компоненты профессиональной деятельности: техническое средство (объект), человека (субъект) и условия работы.

Ситуационное моделирование на основе функционально-психодинамической модели, а также практические результаты показывают, что оптимизация процесса профессиональной подготовки на практике позволяет обеспечить лишь временную компенсацию действия оперативных (второстепенных, динамично меняющихся) факторов безопасности.

Без учёта базовых факторов (воли, морали, интереса, предопределяющих „безопасную” мотивацию поведения человека) оптимизация второстепенных факторов безопасности малоэффективна и не позволяет решить проблему. Все усилия в стратегическом плане необходимо направить на изучение влияния базовых и оперативных факторов формирования человеческого поведения и оптимизацию психодинамики цикла принятия решения оператором.

Оптимизация “человеческого фактора”, в первую очередь, должна быть реализована в системах профобучения и воспитания с учетом специфических особенностей конкретных видов профессиональной деятельности. При разработке эффективных автоматизированных программ прогнозирования поведения оператора в нормальных и экстремальных условиях, а также  при организации современных методов обучения и воспитания необходимо использовать всю накопленную информацию о «законах поведения» людей. Основным принципом преодоления отрицательного влияния человеческого поведения на безопасность профессиональной деятельности должен стать принцип превентивности.




ЛИТЕРАТУРА
1.      Белый О. В., Скороходов Д. А. Проблемы безопасности транспорта, Вестник евроазиатского транспортного союза  № 12-13 2004 г;
2. Маринов М. Л. Оптимизация безопасности транспортных  систем „методом антикризистной среды”, Всероссийская научно – практическая конференция „Транспорт России – проблемы и перспективы”,.г. Москва, Изд. МИИТ, 2007г.
3.Маринов М. Л. Интелектуальные основы оптимизации человеческого фактора в интересах безопасности транспорта, Седьмая общероссийская конференция и выставка по морским интелектуальным технологиям Моринтех , Изд. НИЦ „Моринтех”, 2008 г.
4.      Perrow C. Normal Accidents: living with high-risk technologies. Princeton University Press., Chichester, United Kingdom, 1999 г.
5. Reiss S. Who Am I? The 16 basic desires that motivate our actions and define our personalities. New York: Tarcher/Putnum. ISBN:1-58542-045-X, 2000 г

назад

Материалы из архива

7.2006 Новое решение проблемы безопасного хранения отработавшего ядерного топлива

Самаров В.Н., д.т.н., Хомяков Е.И., к.т.н, Непомнящий В.З., к.т.н. «Лаборатория Новых Технологий»; Левин Б.В., чл-корр. РАН (Дальневосточное отделение); Романовский Н.Н., проф., МГУ Сегодня Россия демонстрирует готовность взять на себя ответственность за одну из самых важных составляющих мировой стабильности – энергетическую безопасность...

8.2007 Атомная синергетика Дальнего Востока

Виталий Корепанов, ВШБ МГУ, Химфак МГУАтомная отрасль способна эффективно решать первостепенные геостратегические задачи России на Дальнем Востоке – развитие инфраструктуры и интеграцию со странами АТР. А ее конкретные проекты обеспечивают синергетический эффект от реализации важнейших стратегических инициатив современной России. Атомная программа на Дальнем Востоке насчитывает 20-летнюю историю.

4.2008 SCHRITTE UBER GRENZEN

"куда в пятницу на Страстной 1300 г. шагнул Данте" (А.Франс)

Д.А.Тайц, к.ф.-м.н. Разуму дана единственная граница (горизонт) – бытие-небытие, жизнь-смерть, живое-неживое, единственная настоящая в том мире, в который мы погружены, который мы знаем. Знание – состояние, самый недвусмысленный синоним понятию "жизнь". Корни дерева знают, на какой почве и куда развиваться, дерево – как реагировать на условия климата. Микроорганизмы или насекомые знают, что за среда подходит колонии. Моряк знает, как управлять парусами.