Выход из кризиса: что надо менять?

М.Л.Маринов, к.т.н., Институт проблем транспорта им. Н.С.Соломенко, РАН

Анализ причин очередного мирового кризиса показывает, что они не носят финансового и экономического характера. В основе критического состояния финансовой системы и экономики государств лежат кризис человеческой морали и девальвация основных понятий, связанных с ценностной ориентацией человека и общества в целом. Преодоление кризиса невозможно только путем внедрения новых технологий, развития инновационных направлений, политическими или административными мерами. Не прилагая никаких усилий для изменения самого человека, требовать что-либо от него или делать что-то ему на пользу, невозможно, да и цена будет чрезмерно высокой.


Чтобы совершенствовать человека, необходимо знать „законы его поведения”, определить факторы, лежащие в основе безопасности и эффективности человеческих действий. Целесообразно учесть результаты проводимых наблюдений и моделирования человеческого поведения, показывающие, что безопасность человеческой деятельности предопределяется волей и такими „базовыми” факторами человеческого поведения, как мораль и интерес.

Знания, психологическая подготовка, состояние и способности человека, являются „оперативными” факторами, не имеющими однозначного влияния на человека и меняющимися в зависимости от его состояния в данный момент и условий, в которых он находится.

Влияние же „базовых” факторов успешности и безопасности отличается большой инертностью и стабильностью. Быстрое и эффективное воздействие на них практически невозможно.

Ведущее значение для успешности человеческой деятельности имеют такие факторы как  мудрость, воля и активность (Рис 1). Понятие “мудрость” включает в себя мораль, знания, опыт, культуру, веру человека. А активность выражается в динамике реализации его интересов (зависит от способностей).

Мораль является фундаментальным фактором, как для безопасности человеческого поведения, так и для его конечной результативности, и представляет своеобразную рамку, в которой в единстве и взаимосвязи проявляются все остальные факторы успешности и безопасности. При отсутствии морали говорить о мудрости невозможно. В этом случае речь может идти только об информированности. Фундаментальной ошибкой сегодняшней системы воспитания человека является непонимание того, что преимущественное развитие лишь части из указанных компонентов, ведет к искажению человеческого поведения.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как сильная воля, хорошая профессиональная подготовка и активность ряда людей приводит к эффективной реализации аморальных интересов. Но аморальные действия рано или поздно становятся небезопасными как для самого человека, так и для общества и природы.


Рис. 1 Факторы успешной (безопасной) реализации человеческих решений

По той же логике многие „моральные” намерения при отсутствии воли, нужных знаний и активности остаются без реализации.

В научных кругах моральное развитие человека рассматривается как процесс становления-усвоения моральных норм добра и зла, начиная  с детского возраста. Проблема заключается в том, что моральные нормы-критерии, основанные на субъективных, религиозных, классовых, идеологических и пр. соображениях, связаны с сегодняшним общественным строем, а также актуальным статусом конкретного человека.

Представители многих научно-этических направлений приходят к выводу, что моральные ценности различных культур мира по своей природе практически идентичны. Тогда целесообразно искать “подлинные” моральные ценности в самой природе, а критерии справедливой оценки извлекать из существующих принципов „устройства” Вселенной. В качестве таковых могут выступать принципы единства и взаимосвязанности всего существующего, созидания и творчества, гармонии, эволюции, информационности, иерархичности, преемственности,  динамичности, свободной воли, превентивности и др.

Говорить только о морали нельзя, потому что она неразрывно связана не только со «свободой» воли выбирать и действовать, но и с разнообразными интересами, стимулирующими развитие различных аспектов сущности человека.

Тем более нельзя говорить о «моральном воспитании» (как о процессе целенаправленного, планомерного воздействия на человека), потому что это противоречит природе самой морали, праву человека на свободное убеждение в том, что является добром, а что злом. Практика подтвердила невысокую эффективность и даже крушение многих форм «морализации» общества, таких как заповеди, нравоучения, моральные кодексы, лозунги, памятки, порицания, угрозы и т. д.

Единственной возможностью оптимизировать человеческое поведение и достичь более высокую безопасность и успешность человеческих действий является комплексное развитие человеческого сознания, базирующееся на развитии способности осознания естественного и социального мира.  Развитие сознания должно основываться на расширенных познаниях природных законов, прочных убеждениях в моральных ценностях, источником которых эти законы являются. Процесс расширения сознания можно реализовать в рамках существующего учебно-воспитательного процесса, дополняя его более широким ознакомлением с достижениями мировой науки, философии, искусства, делая акцент на гармоничном развитии «базовых» компонентов успешности и безопасности.

Принцип комплексного развития человеческого сознания

Обобщив принципы комплексного развития сознания, можно сформулировать требования к его организации:

- принцип природосообразности человеческого поведения - предполагает наличие системы универсальных, природных моральных ценностей-критериев и приведение человеческого существования в соответствие с ними;

- принцип гуманности - требует признания человека как высшей ценности в природе. Кроме уважительного отношения к каждому человеку, этот принцип требует обеспечения свободы совести и мировоззрения, выделения в качестве приоритетной задачи - заботы о физическом, социальном и психическом здоровье будущего специалиста;

- принцип свободы выбора - предполагает реализацию процесса развития сознания человека исключительно на основе убеждения и свободного восприятия;

- принцип социальной адекватности - требует соответствия содержания и средств развития сознания человека той социальной ситуации, в которой этот процесс организуется;

- принцип индивидуализации - предполагает учет уровня развития человека, определение индивидуальной траектории развития его сознания, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям,  включение человека в различные виды профессиональной и общественной деятельности с учетом его особенностей, раскрытие потенциала личности как в учебной, служебной, так и во внеучебной и внеслужебной деятельности, предоставление возможности для самореализации и самораскрытия;

- принцип создания среды - предполагает создания условий для развития сознания, с учётом всех аспектов человеческого существования и создания таких отношений, которые бы формировали социальность будущего специалиста. Здесь чрезвычайно важна роль организационного и психологического единства коллектива (интеллектуального, волевого, эмоционального и др.). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимную помощь, способность вместе преодолевать трудности.

- принцип гармонии - предполагает исключение преобладания тех или иных противоположных аспектов.

Превалирование общественного над индивидуальным подавляет развитие личности и тормозит развитие творческого начала, а в результате деградирует всё общество. Превалирование индивидуального над общественным приводит к возникновению хаотического разнообразия, полной потери унификации, что делает невозможным общественное восприятие существующего творческого многообразия (творчество становится настолько индивидуальным, что кроме автора его уже никто не понимает).
 
Превалирование рационального над чувственным началом порождает прагматизм и рационализацию образа жизни, убогость форм бытия, лишенных эстетического начала. Превалирование чувственного начала над рациональным приводит к появлению нервно-истерического типа людей, слабо контролирующих свои поступки. Непомерная потребность в эстетизации и абсолютизация чувственного начала порождает свои противоположности.

Превалирование национального самосознания приводит к расовому и национальному экстремизму. Преобладание космополитизма уничтожает национальные особенности.
Преобладание силы и агрессии в отношениях порождает разрушение, преобладание пацифистских настроений - неспособность общества к самозащите, поэтому любые духовно-нравственные проявления должны информационно контролироваться в режиме постоянного мониторинга;

- принцип духовного контроля - следование нормам морали должно оцениваться только по делам и регулироваться исключительно методами духовного воздействия (общественным мнением, индивидуальным и групповым одобрением/осуждением и др.);

- принцип общественности – процесс развития сознания человека невозможно осуществлять изолированно, вне общества, его необходимо сделать  неотъемлемым от  учебно-воспитательного процесса, профессиональной и общественной деятельности.

Для этого необходимо преодолеть тенденцию общественной пассивности, уклонения от самостоятельного формирования объективного мировосприятия из-за того, что процессы образования и воспитания чрезвычайно трудозатратны. Общество перепоручило формирование  своего сознания учителям и просветителям, вроде бы постигшим истину и доносящим её всему человечеству. В результате, общественное сознание оказалось под влиянием селективной информационной обработки, позволяющей использовать обработанное сообщество в качестве ресурса для наращивания чьих-то материальных благ;

- принцип государственности – говорит о невозможности эффективного развития сознания человека без ответственной позиции, глубинной сопричастности и непосредственного участия государственной власти в этом процессе;

- принцип непрерывности – говорит о невозможности создания духовного, нравственного общества в результате краткосрочных кампаний. Этот процесс, однажды начавшись, должен продолжаться пока существует человек.

Доктрина комплексного развития человеческого сознания

Совокупность принципов, положений, взглядов, составляющих основу программы реализации процесса развития сознания человека целесообразно объединить в “Доктрину комплексного развития человеческого сознания”.

Эта доктрина может включать ряд важнейших, этико-формирующих знаний, древних и современных, из истории, философии, этики, религии, искусства и других сфер человеческого познания. Доктрина должна отражать ведущие научные взгляды в области исследования человеческого поведения, предлагать новую систему природосообразных моральных критериев, раскрывать цель, задачи, принципы, методологические и организационные основы процесса развития человеческого сознания.

Достижение провозглашаемых Доктриной целей можно осуществить, реализуя „Стратегию комплексного  развития сознания”, слагаемую из двух стратегий  (Рис. 2):

- “Стратегии общеобразовательного развития”, направленной на расширение человеческого кругозора, развитие философской составляющей человеческого мышления, усвоение фундаментальных этических принципов и накопление знаний в области истории, философии, этики, религии, искусства и др.

- “Стратегии морально-волевого развития”, принципиально нового элемента в подготовке преподавательского состава  и обучаемых всех уровней (начиная с детского сада). Целью данной стратегии является формирования природосообразных и гуманных морально – волевых качеств у людей.

Рис. 2 Организация образования путем создания системы “комплексного развития человеческого сознания (КРЧС)”

Стратегии морально-волевого развития

Необходимым условием для реализации «Стратегии морально-волевого развития» является пересмотр морального основания общей организации учебного процесса, морального содержания трудовых отношений, морального содержания учебных планов и учебных программ, морального аспекта используемых педагогических методов.

Процесс морально-волевого развития не может ограничиваться только усвоением суммы знаний о природе морали. Он должен обеспечивать постижение индивидом многообразных способов-приемов решения практических задач  морального плана. Знания и практические умения должны стать взаимосвязанными, взаимопроникающими гранями одного и того же процесса, способствующего активизации гражданской позиции человека.

Этому процессу способствует моральная по характеру, общественно-значимая по результатам деятельность. Её специфика заключается в активном, адекватном взаимодействии человека с доступной социально-педагогической средой, в ходе которого обучающийся выступает в роли субъекта, воздействующего на совершенствование отношений.

При этом необходимо учесть ряд требований:

- обучаемые должны активно участвовать в процессе целостного осуществления деятельности: от постановки цели и задач, планирования средств и методов их реализации до координации, контроля и оценки/самооценки;

- деятельность должна быть достаточно сложной по структуре и интересной по содержанию, требующей адекватного напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил обучающихся;

- специфика деятельности должна предполагать элементы самоуправления, допускающие свободный выбор и творческий подход к отбору средств и способов достижения конечной цели и желаемого результата;

- деятельность должна быть организована с учетом индивидуальных и психолого-возрастных особенностей людей, быть доступной и посильной, достаточно длительной и систематической, исключающей стихийность и фрагментарность.

Таким образом, деятельность, как непременное условие практической реализации моральных знаний и убеждений, в системе морально-волевого развития занимает одно из приоритетных мест, создавая реальную предпосылку к совершенствованию педагогического процесса по включению специалистов в разнообразные отношения.

В процессе морально-волевого развития, можно выделить три уровня воспитательного воздействия на личность:

- первый уровень - первичное моральное педагогическое воздействие во всем многообразии его форм: личным примером, теоретическими разъяснениями, практическими примерами, содействием в социальной адаптации, помощью в овладении трудовыми навыками, повышении квалификации, устранением обстоятельств, оказывающих отрицательное влияние ит.д.; 

- второй уровень - формирование моральных убеждений и развитие воли к моральным действиям в ходе образовательного процесса;

- третий уровень - повседневная деятельность и межличностное общение.

Итогом морально-волевого развития человека является уровень его профессиональной культуры.

Цели и задачи морально-волевого  развития  людей

Целью системы морально-волевого развития является создание предпосылок для формирования природосообразного и гуманного поведения обучаемых.

Так как целью морально-волевого развития является социальное развитие человека (предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и действиях), можно выделить следующие группы воспитательных задач:

- формирование гуманистического мировоззрения. В процессе решения этой задачи происходит процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений;  

- формирование потребностей и мотивов морального поведения;  

- создание условий для реализации этих мотивов и стимулирование воли к моральным действиям у людей.

Главной задачей морально-волевого развития является формирование волевых качеств, которые способны удержать человека на нравственных позициях, таких как:

- целеустремленность - умения выбирать общественно полезные цели и достигать их;

- самостоятельность - способность мотивировать свои поступки, исходя из внутренних убеждений, и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и ситуационным воздействиям;

- природосообразность и гуманность -  выбор стратегии действия в соответствии с универсальными природными ценностями, вне зависимости от того, соответствуют ли они официальной политике или закреплены в системе социальных норм и др.

Формы реализации стратегии морально-волевого развития должны основываться на убеждении, и преимущественно в интерактивной форме: через беседу, диалог, взаимодействие, поиск решений, задание для исследований, отработку различных форм сотрудничества, усвоение различных методик для коммуникации с обучаемыми, основанных на личном примере, с учетом их личного опыта, с уважением личного мнения каждого.

Стратегия морально-волевого развития преподавательского состава и обучаемых

Стратегия морально-волевого развития преподавательского состава должна способствовать самостоятельному, творческому пониманию положений Доктрины и создавать возможности для решения учебных и практических задач, стимулировать личную инициативу, вести к формированию морально-волевых качеств не только самого преподавателя, но и к овладению им методов воспитания «моральной» воли.

Эта стратегия может быть реализована в рамках образовательных программ педагогических ВУЗов и в рамках дополнительных подготовительных курсов для педагогов с использованием преимущественно интерактивных форм обучения. Система оценки результатов подготовки должна быть комплексной, объективной, основанной на принципах взаимного контроля и публичности.

Стратегия морально-волевого развития обучаемых должна осуществляться в рамках учебно-воспитательного процесса, на каждом уровне обучения, по каждой специальности, уже подготовленными по вышеназванной программе педагогами.

Реализацию стратегии целесообразно подразделить на этапы:

- раскрытие морального аспекта по конкретной тематике  в рамках теоретических занятий по преподаваемой дисциплине;

- формирование способностей по принятию морально-волевых решений в тесной связи с тематикой преподаваемой дисциплины, в рамках практических занятий, преимущественно с использованием интерактивных форм обучения;

- развитие «моральной» воли для принятия безопасных и ответственных решений/ действий по конкретной специальности, в рамках тренажерной подготовки, тренировок, учений, практики, в процессе профессионального обучения и деятельности, в форме обсуждения морального аспекта принятых решений, анализа практических действий и полученных результатов.

Механизмы моральной оценки человеческого поведения

Для эффективного осуществления процесса расширения сознания  очень важно разработать новые механизмы моральной оценки человеческого поведения, действующие на принципе «обратной связи» и общих для всех людей.

Механизм индивидуальной моральной оценки человеческого поведения должен обеспечивать дискретную и безопасную, как для каждого отдельного человека, так и для общества, возможность открытого выражения мнения, несогласия и критики (через Интернет-форумы, «горячие линии», приемные ит.д.);

Механизм «независимой» моральной оценки человеческого поведения предназначен обеспечить возможность объективного анализа и публичного осуждения аморальных поступков людей, независимо от их статуса.

Существующие системы коллективного, институционального, административного и общественного морального контроля должны основываться на добровольных, коллективных началах. 

Можно ли на данном этапе развития общества, сформировать корректную систему оценки и контроля этичности человеческого поведения? 

Ответ на этот вопрос неразрывно связан с так называемым „парадоксом моральной оценки”. А кто имеет право выносить моральные оценки? Логично было бы предположить, что такую функцию могли бы взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы моральными качествами, то есть своего рода «специалисты», как в других областях. Но, чем выше человек в моральном отношении, тем критичней он относится к себе. Поэтому действительно моральный человек, как правило, не считает себя достойным кого-то судить.

Это противоречия разрешается моральным требованием: «Не судите других». Система моральной оценки должна формировать у обучаемого способность к самооценке. Моральный суд должен быть судом над самим собой. Этим он и отличается от юридического суда и дополняет его. Но такой подход реален при достаточно высоком уровне развития сознание людей. В противном случае «моральный суд» не может основываться только на самооценке. Следование нормам морали вместе с нормами права, в такой ситуации, должно регулироваться обществом способами духовного воздействия (общественными оценками, групповым одобрением или осуждением и др.).

По каким критериям можно оценить человеческую мораль?

Без бытийного (замкнутого на поступки) прочтения морали оценка меры добродетельности индивидов невозможна. „По плодам их узнаете их” – это изречение из Нагорной проповеди Иисуса Христа, можно принять за правило для объективной оценки моральности человека, которая должна базироваться на максимально объективной системе универсальных (для человека и природы) моральных ценностей. И для каждой отдельной профессиональной сферы принципы и критерии оценки результатов деятельности должны соответствовать системе универсальных природных моральных ценностей.

Моральность человеческой деятельности должна оцениваться с точки зрения природосообразности и гуманности полученных результатов, с учетом влияния всех факторов безопасности (успешности) человеческого поведения, исходя из фундаментальных критериев: количества и качества достигнутого результата и степени позитивности (негативности) общественного отношения к поведению действующего субъекта. Предложенные критерии могут стать основой для создания системы оценки моральности человеческих достижений во всех профессиональных областях, удобной для программирования и электронной обработки результатов. Сочетание моральных компонентов оценки природосообразности и гуманности с обычной количественно- качественной оценкой достигнутых результатов может дать возможность для полной и объективной оценки безопасности и успешности поведения человека и прогнозирования его дальнейших проявлений.

Представленная концепция аргументирует необходимость качественного изменения человека, как обязательное условие его дальнейшего безопасного и успешного развития. Процесс комплексного развития сознания  охватывает многие сферы человеческой жизни. Поэтому разработка его теоретических, методологических и организационных основ должна осуществляться объединенными усилиями ученных, общественных деятелей, специалистов из различных областей знания и деятельности. Работа по осуществлению подобного проекта не требует значительного вложения средств, а связана, прежде всего, с действиями по объединению интеллектуального потенциала страны и концентрации его усилий для решения поставленной задачи.

Успешная реализация единой государственной программы развития человеческого сознания позволит в короткие сроки резко повысить культуру, качество и безопасность деятельности во всех сферах человеческой жизни. Важность проблемы требует непосредственного руководства и контроля со стороны высшего руководства государства, чтобы не затеоретизировать и не извратить представленные идеи.
 
ЛИТЕРАТУРА
"Антология мировой философии", Универсальный словарь-справочник, Лондон, Слово, 1993
Гусейнов А., Апресян Р. «Этика», М., 1998;
Маринов М.Л.  Проблемът за безопасността в системата на морска подготовка, Сборник научных трудов ВВМУ Н. Й Вапцаров, изд. ВВМУ,  г. Варна, 2007 г;
Маринов М.Л. Роля на системата за професионална психологическа подготовка в обучението на капитанския морски състав, Научно-практическая конференция с международным участием „Пожарна безопасност на водния транспорт и пристанищата”, изд. ВСУ „Черноризец Храбър”, г. Варна, 2008 г;
Маринов М.Л. Знания законов поведения человека – необходимое условие обеспечения безопасности, ж. «Атомная стратегия», июнь, 2009 г.
Elliot Aronson, Timothy D. Wilson, and Robin M. Akert, Social Psychology: The Heart and the Mind (New York: HarperCollins, 2002).

назад

Материалы из архива

2.2006 Как приватизировали АЭС в Великобритании

Джон Дайнан, консультант Европейской комиссии на площадке Смоленской АЭС Джон Дайнан – не случайная личность в атомной энергетике. Начиная с 70-х годов, он активно работает в сфере производства электроэнергии. В 90-е годы прошлого века Джон Дайнан стал свидетелем подготовки и проведения акционирования, приватизации атомной энергетики Великобритании, а также создания генерирующей компании British Energy.

7.2009 Условие получения зарубежных заказов на АЭС - льготные госкредиты

С.В.Кириенко, глава госкорпорации "Росатом"фрагмент стенограммы выступлений на Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономикиУважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В первую очередь мы представили слайд (материалы у всех членов комиссии есть и в руках, и на экране), который демонстрирует, насколько быстрее растёт потребление всех энергоресурсов, особенно электроэнергии, в сравнении с ростом населения.

10.2008 Родители выбрали ему имя, а получилось — судьбу

У поколения, к которому принадлежит академик Р.И.Илькаев, нужно успеть многому научиться. Важно  вслушаться, вглядеться особенно тем, кто придет или уже приходит им на смену. Конечно, государство никогда не обделяло его вниманием. Но надо ли объяснять, что удостоиться высоких званий и правительственных наград еще не значит создать себе имя в профессии. Илькаев его создал. Чтобы познакомиться с ученым-физиком, отправилась в Саров, на родину первой советской атомной и термоядерной бомбы.