Тихоходный турбоагрегат повысит конкурентоспособность «Силовых машин»

ОАО «Силовые машины» – лидер в производстве быстроходных турбоагрегатов большой мощности – завершило работу над техническим проектом нового тихоходного турбоагрегата номинальной мощностью 1200 МВт для АЭС со скоростью вращения ротора 1500 оборотов в минуту. В ближайшее время в компании приступят к рабочему проектированию.



Этот инновационный продукт позволит «Силовым машинам» выйти на рынок тихоходных турбоагрегатов большой мощности для АЭС и составить в данном сегменте конкуренцию ведущим мировым энергомашиностроительным компаниям. Кроме того, новый агрегат послужит базой для создания блоков АЭС более высокой единичной мощности – 1500 МВт и выше.

– «Силовые машины» известны как производитель и поставщик быстроходных турбоагрегатов мощностью до 1200 МВт, которые уже доказали свою надёжность и эффективность не только в нашей стране, но и за рубежом, – говорит заместитель генерального директора – технический директор компании Юрий Петреня. – Да и сейчас «Силовые машины» выполняют контракт на поставку новых быстроходных турбоагрегатов мощностью 1200 МВт для Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2 по федеральной целевой программе АЭС-2006. Что касается разработки проекта тихоходного турбоагрегата, то она вызвана, в первую очередь, задачей увеличить число вариантов агрегатов, предлагаемых заказчику. Последний, делая свой выбор в пользу того или иного турбоагрегата, ориентируясь на общемировую тенденцию, должен иметь различные предложения. Для того чтобы расширить портфель заказов и составить конкуренцию другим производителям в нашей компании и было принято решение разработать тихоходную турбоустановку.

По словам директора по атомной энергетике «Силовых машин» Станислава Архипова, с новой разработкой компания планирует на равных участвовать в конкурсах на строительство новых и модернизацию действующих энергоблоков в рамках программы АЭС-2006, так как зарубежные разработчики будут предлагать на тендеры именно тихоходные агрегаты.

При проработке всех вариантов тихоходного турбоагрегата в «Силовых машинах» уже ориентировались на последующий рабочий проект.

–Разработка велась под конкретные технические параметры и условия, и, если исходить из того, что первостепенной целью освоения энергетического рынка является наша страна, то эти параметры практически не будут отличаться от требований, предъявляемых к строительству новых станций в концепции уже упоминавшейся программы АЭС-2006, – продолжает Юрий Петреня. – К теме зарубежной поставки можно будет вернуться после получения успешной референции на отечественном рынке.

Среди возможных площадок применения тихоходного турбоагрегата специалисты называют энергоблок №4 Ростовской АЭС, два энергоблока Северской АЭС и два энергоблока АЭС в Беларуси.

Планируется, что в объём поставки «Силовых машин» по тепломеханическому оборудованию машинного зала АЭС войдут тихоходные паровая турбина и турбогенератор мощностью 1200 МВт в комплекте с автоматизированными системами контроля и диагностики, а также теплообменное и вспомогательное оборудование.

Конструкция новой тихоходной паровой турбины К-1200-6,8/25 предполагает использование однопоточного петлевого цилиндра высокого-среднего давления и двух двухпоточных цилиндров низкого давления (ЦНД). Длина рабочей лопатки последней ступени ротора ЦНД составит 1760 мм. Коэффициент полезного действия турбины превысит 37%, что полностью соответствует лучшим мировым аналогам.

– Кроме того, учитывая пожелания заказчиков, «Силовые машины» предлагают и второй вариант тихоходной турбины, в котором длина рабочих лопаток последней ступени ЦНД составит 1450 мм, – добавляет Станислав Архипов. – Такая конструкция предполагает использование меньшего по массе и габаритам цилиндра низкого давления, что влечёт за собой уменьшение массы турбины и размеров всей турбоустановки – и, как следствие, её стоимости.

Новый тихоходный турбоагрегат будет комплектоваться турбогенераторами с водородно-водяным охлаждением. Они будут обладать высокой ремонтопригодностью и заложенным в конструкцию резервом мощности, что позволит в процессе проведения модернизации увеличить мощность всего турбоагрегата.

Головной образец тихоходного турбоагрегата «Силовые машины» предполагают изготовить к концу 2013 года. Работы будут вестись в новом производственном комплексе в промышленной зоне «Металлострой», в первую очередь строительства которого войдёт пусковой комплекс по производству тихоходных и быстроходных турбин и турбогенераторов. Объём инвестиций на этом этапе составит примерно 6 млрд рублей.

– Производство турбоагрегатов на новой площадке позволит снизить издержки по сравнению с изготовлением оборудования на имеющихся площадках в черте Петербурга, что даст «Силовым машинам» возможность предложить заказчику турбоустановку по привлекательной и конкурентной цене, – уверен Станислав Архипов.

Подготовил Роман АЛЕКСЕЕВ

назад

Материалы из архива

8.2008 А Дерипаска против

О.Дерипаска, основной владелец UC Rusal: - Он (Стржалковский – ред.) хороший человек, достигший многого на госслужбе, но управлять такой компанией, как “Норникель”, должен профессиональный гендиректор, разбирающийся в металлургии… Стржалковского ввели в заблуждение, дав ему понять, что нам нужны посредники. Это не так. У компании нет проблем с государством. Она платит налоги и ответственно подходит к социальным вопросам.

9.2006 Стойкая к радиации

Ученые ЦНИИ КМ «Прометей» закончили экспериментальные исследования свойств новой радиационно-стойкой марки стали, так называемой малоактивируемой. По сравнению с используемыми сегодня материалами, эта сталь обладает быстрым спадом наведенной радиоактивности после воздействия нейтронного облучения. Это значит, после вывода из эксплуатации реактора она не будет оказывать столь вредного радиационного воздействия на окружающую среду.

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.