Ядерный щит Парижа

Андрей Федоров, Lenta.Ru

В понедельник новая французская атомная подводная лодка "Ле Террибль" типа Le Triomphant ("Триумфатор") покинула сухой док и вышла в море на ходовые испытания. В арсенале ВМС Франции уже есть три субмарины этого проекта, вооруженные межконтинентальными баллистическими ракетами M45. "Ле Террибль" изначально проектировалась под новое вооружение - МБР M51. Именно на ракеты морского базирования этого типа и планирует делать ставку Париж в своей ядерной программе.


Франция - один из значимых игроков клуба ядерных держав, которая не только не свернула свои программы после окончания "холодной войны", но и продолжила испытания этого оружия, равно как и переоснащение на новые образцы. Инициативы Парижа уже неоднократно вызывали протесты других стран, равно как и недовольство выступающих за разоружение международных организаций. Но французы пока не намерены отказываться от ядерного щита, считая его эффективным средством национальной обороны.

О последних тенденциях в этой области объявил в марте 2008 года президент Франции Николя Саркози. Он рассказал о намерении Парижа сократить арсенал ядерных ракет воздушного базирования, но при этом сохранить запасы боеспособных и современных морских образцов. Ядерное оружие, по мнению главы Франции, сегодня все еще является эффективным средством предостережения потенциальных врагов.

Тем не менее, субмарины типа Le Triomphant, четвертая и последняя из которых должна войти в состав ВМС Франции в 2010 году, фактически можно считать детищем противостояния Востока и Запада, обострившегося в 1970-е годы. Именно в то время французские эксперты пришли к выводу, что спустя несколько десятилетий подлодки типа Le Redoutable ("Устрашающий") уже будут не в состоянии эффективно решать стратегические задачи, а возможности для их дальнейшей модернизации будут полностью исчерпаны.

"Холодную войну", равно как и "гонку вооружений" формально объявили законченными еще в начале 1990-х годов, но проект французских судостроителей в связи с этим заморожен не был. Строительство первой субмарины началось еще в 1989 году, а в 1997 году она вошла в состав ВМС. Спустя год французский флот получил еще одну подлодку, а в 2003 году - третью субмарину типа Le Triomphant.

Атомные подлодки нового поколения превосходят своих предшественников Le Redoutable по многим показателям. В частности, по малозаметности. Один из военных экспертов даже охарактеризовал два поколения французских ракетоносцев такой фразой: "Если вы воспринимаете Le Redoutable как грузовик, то Le Triomphant - это роскошный лимузин, шелест движения которого сливается с шумом моря". И в этом отношении, как утверждают специалисты, французские Le Triomphant могут соперничать даже с американскими субмаринами типа Ohio.

Параллельно с созданием подлодок французские инженеры работали и над новыми межконтинентальными баллистическими ракетами. Изначально Le Triomphant были сконструированы под МБР M45. Однако в начале 1990-х годов, когда строительство первых субмарин уже велось, началась разработка ракет нового поколения - M51. Хотя, как оказалось позже, цели, которые наметили создатели нового вооружения, оказались чересчур амбициозными.

В частности, когда к 1993 году были выработаны требования к новой ракете, разработчики объявили, что она будет иметь дальность до 11 тысяч километров, сможет нести до 10 боевых блоков и будет располагать комплексом средств преодоления противоракетной обороны. Кроме этого, M51 предполагалось адаптировать под вариант наземной МБР шахтного базирования.

Отказаться от создания универсальной ракеты французским инженерам пришлось в том же году. Позже, в 1996 году, в связи с техническими трудностями была принята другая программа, согласно которой дальность была уменьшена до 10 тысяч километров, число боевых блоков - до 6, а также ослаблены требования к точности. Датой принятия новых ракет на вооружение тогда называли 2015 год, хотя сегодня их планируют поставить французскому флоту уже в 2010 году.

Первая ступень успешно прошла огневые испытания в 2005 году, к концу 2006 года огневые испытания прошли все маршевые ступени и ступень разведения. Кроме этого, были проведены броски массогабаритного макета ракеты из подводного положения. В 2006 и 2007 годах состоялись испытательные пуски с наземных стартовых площадок, в ноябре 2008 года - с подводной установки.

В 2009 году, как ранее утверждали разработчики, испытания новейших баллистических ракет будут осуществляться с борта подводной лодки. Не исключено, что именно "Ле Террибль" и предстоит начать этот этап, поскольку три предыдущие субмарины изначально проектировались под M45. Хотя в перспективе их также планируют модернизировать для использования нового вооружения.

Если сравнивать между собой М45 и М51, то французским инженерам действительно удалось создать более эффективную и совершенную ракету. Дальность ее действия, согласно различным источникам, составляет около 8-9 тысяч километров, когда как M45 могла поразить цель лишь на расстоянии до 6 тысяч километров. А в перспективном варианте М51.2, по некоторым данным, ракета сможет достичь намеченного ранее уровня в 10 тысяч километров. По этой и некоторым другим характеристикам новейшие французские ракеты уже фактически смогут составить конкуренцию последним модификациям американских МБР типа "Трайдент", стоящих на вооружении США и Великобритании.

Лондон, к слову, также планирует заняться обновлением своего ядерного флота и намерен выделить на эти цели около 30 миллиардов долларов. Но в этом вопросе некоторые британские военные эксперты расходятся с французскими коллегами. Бывший командующий вооруженными силами Великобритании фельдмаршал лорд Эдвин Брэмелл и еще два отставных британских генерала выступили недавно с громкими заявлениями, в которых фактически признали неэффективность ядерного оружия в современной войне, а финансирование таких программ назвали пустой тратой денег. Прислушается ли правительство к словам ветеранов или же сочтет это за нелепую попытку привлечь к себе внимание - совсем другой вопрос.

Россия за последние годы также активно взялась за развитие своего атомного подводного флота, равно как и за ракетное вооружение морского базирования. Впрочем, испытания межконтинентальных баллистических ракет "Булава", за которыми уже не один год следят не только в России, но и во всем мире, проходят пока не столь успешно. Фактически, из десяти пусков этих новых российских ракет лишь один был признан полностью успешным.

Настоящим долгостроем стала и первая атомная подводная лодка "Юрий Долгорукий" проекта 955/955A "Борей". По последней информации, ее планируют принять на вооружение в 2009 году вместе с ракетами "Булава". Новой субмарине уже весной предстоит продолжить испытания этого вооружения.

Впрочем, если верить официальной информации, российская "Булава" по дальности полета (около 8 тысяч километров) будет даже несколько уступать перспективным французским аналогам, не говоря уже про последующие их модификации. Хотя более старая МБР "Синева", которая уже два десятилетия стоит на вооружении советской и российской армии, еще в прошлом году установила рекорд дальности полета - 11 тысяч 547 километров.

Ядерный потенциал Франции сегодня превосходит британский, хотя до Вашингтона и Москвы Парижу очень далеко. К тому же Лондон в этом вопросе сильно зависит от своего партнера - США. А вот французская ядерная программа является практически самодостаточной, равно как и у сверхдержав. И в этом вопросе Париж вполне способен конкурировать с ними если не по количественным, то уж точно по качественным показателям.

Опубликовано на Lenta.Ru 28.01.2008

назад

Материалы из архива

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

5.2006 Еще раз о причинах Чернобыльской аварии

Дмитрий Стацура, начальник отдела технической поддержки Представительства ЗАО «Атомстройэкспорт» в г.Ляньюньгане, Китай, e-mail: statsuradmitriy@rambler.ru В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных причинам аварии на Чернобыльской АЭС. Обсуждение этого вопроса продолжается с 1986 года, и до сих пор не сложилось общего мнения. Хотя имеется ряд экзотических гипотез...

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.