С заботой о будущем

Елена Кравец, Новоуральск

В рамках работы со старшеклассниками школ города кадровой службой Уральского электрохимического комбината  был проведен опрос учащихся одиннадцатых классов школ Новоуральска с целью изучения жизненных ценностей и приоритетов молодого поколения. В анкетировании приняли участие 80 ребят в возрасте 16-17 лет. 


Опрос показал, что для старшеклассников самой привлекательной сферой профессиональной деятельности является экономика, финансы и управление. Такое положение обусловлено современными условиями рынка труда, большим количеством предложений от учебных заведений по подготовке специалистов  экономического профиля.

На втором месте по степени привлекательности стоит сфера рекламы, искусства и шоу-бизнеса.  Это направление получило распространение в последние 3-5 лет. Оно  активно «раскручивается» шоу-бизнесом, рекламным бизнесом и СМИ не только в нашей стране, но и во всем  мире. Подтверждением тому служат многочисленные «Фабрики звезд», увеличение доли кинопродукции, рекламы, телесериалов и т.д.

Третью строчку в рейтинге занимает сфера обслуживания.  Рост привлекательности этой сферы обусловлен высоким спросом от работодателей, это как раз тот случай, когда «спрос рождает предложение».

Педагогика и психология уже на протяжении 10 лет продолжают оставаться в пятерке лидеров по привлекательности для молодого поколения. Интерес к психологическим знаниям и универсальность образования позволяют специалистам с дипломом педагога- психолога найти применение своим способностям в разных отраслях: от образования до  сферы управления персоналом, бизнеса, рекламы,  связи с общественностью и т.д.

С небольшой разницей на  5 и 6 позиции  по привлекательности стоят медицина и торговля. Несомненно, эти сферы отличаются  более высокими предложениями  по  оплате труда в коммерческой области.

7 и 8 места занимают информационные технологии и транспорт. Эти направления деятельности отличаются высокими требованиями к своим специалистам,  работники этих отраслей  всегда характеризовались  особым  типом мышления, специфическими психологическими особенностями  -  стрессоустойчивостью,  готовностью работать  больше с техникой, чем с людьми, высокой обучаемостью, мобильностью  и т.д.

К сожалению, лишь на 9 позиции по привлекательности для выпускников школ стоит сфера техники и производства, на 10 месте - строительство. Конечно, эти сферы  пользуются предпочтением у юношей, и, как показывает анализ рынка труда, спрос на специалистов этих областей  достаточно высокий и постоянный.

Последнюю позицию в рейтинге занимают армия и милиция. 

Радует то, что среди учебных заведений лидером предпочтений  у старшеклассников стала кузница кадров для комбината -  УГТУ-УПИ. На втором месте находится Новоуральский Государственный политехнический институт, замыкает тройку лидеров филиал Уральского университета им. Горького в городе Новоуральске.   

Интересными оказались данные о том, чего ждут учащиеся от своей будущей профессии.

Для 68% старшеклассников на первом месте оказалось материальное благополучие,  и это действительная реальность современной жизни.

Самореализация занимает вторую позицию (60%). Очевидно, что  современное молодое поколение ориентировано на максимальное использование своих возможностей и способностей.

На третьем месте у старшеклассников – карьера (53%). Данные показатели практически совпадают с общероссийскими - в крупных мегаполисах  мотивация на карьерный рост  у старшеклассников входит в тройку приоритетов.

Четвертую позицию занимает общение с  интересными людьми. Специфика юношеского возраста, выражающаяся в высокой потребности в общении, эту  ценность выделили в будущей профессиональной деятельности  50% учащихся.

На пятом месте стоит мотив спокойствия и стабильности (49%).

«Познание нового» -  достаточно позитивный фактор, занимает шестую позицию (40%). Он указывает на готовность  молодежи к обучению, приобретению новых знаний и умений. 

Последнюю позицию  занял «престиж в глаза других», он важен  для 30% анкетируемых старшеклассников. Этот процент несколько ниже, чем   в крупных городах, там  эту ценность отмечают более 65 % старшеклассников.

Как видно, несмотря на мощную атаку рекламы, наши выпускники отдают предпочтение  специальностям технического профиля.

Кадровые ресурсы, как показал опрос,  для комбината  и  города есть, необходимо продолжать  целенаправленную работу   по формированию позитивного имиджа  и привлекательности  предприятия для молодого поколения.  

Подобная работа на УЭХК ведется не первый год. Она включает в себя не только шефскую помощь администрации, профсоюза,  подразделений и молодежной организации УЭХК, проведение тематических встреч в музее комбината, экскурсии в подразделения, учреждение именных  стипендий, но и выход специалистов комбината, так сказать, на места – в школы города. 

Именно с этой целью состоялась встреча   Юрия Васильевича Ускова – руководителя бюро подготовки кадров и Светланы Вадимовны Дедюхиной –  исполняющей обязанности руководителя группы планирования и работы с кадрами комбината  с учащимися  физико-математических классов школы 58 города Новоуральска.

Профориентационная работа с учащимися – это реализация одного из разделов «Плана по совершенствованию  системы обеспечения трудовыми ресурсами УЭХК», принятого и утвержденного приказом директора в июле 2008 года.

Эта встреча была нацелена на то, чтобы рассказать старшеклассникам об особенностях  сегодняшнего рынка труда, о деятельности УЭХК,  и об учебных заведениях –

 в общем, дать  ребятам почву для размышлений в таком нелегком вопросе, как выбор будущей профессии. 

Гости от УЭХК рассказали старшеклассникам, что ситуация на рынке профессий меняется каждый год.  Поэтому, планируя свой жизненный путь и выбирая профессию, важно думать о том, чтобы будущая специальность была перспективной и востребованной не только сегодня, но и через 10 – 20 лет. Ученикам физмата было очень интересно узнать, что сегодня острую потребность в квалифицированных специалистах-физиках, инженерах-механиках, технологах и химиках испытывает не только атомная промышленность.

Что касается нашего комбината, старшеклассники узнали, что основное производство УЭХК традиционно ждет хороших специалистов, при этом приоритет отдается выпускникам определенных  ВУЗов – НГТИ и УПИ. На комбинате создана система поддержки студентов на период обучения – обеспечивается производственная практика, на базе комбината студенты могут выполнять курсовые и дипломные работы. Кроме того, в перспективе у комбината целевое обучение, т.е. УЭХК готов частично оплатить студенту обучение для того, чтобы по окончании ВУЗа молодой специалист приходил работать  на наше предприятие.  Разговор с учащимися шел о роли и проблемах высшего образования,  о том, с чем сегодня приходится сталкиваться молодым специалистам. Большое внимание уделили истории, деятельности и перспективам УЭХК. Старшеклассникам  пожелали развивать в себе исследовательский и научный потенциал, принимать участие в разноуровневых олимпиадах, повышать интеллект и развивать универсальные умения, ведь в сегодняшнем жизненном круговороте важно быть мобильным и умело примененять свои способности. 

Работу с профильными классами  планируется продолжать до выпуска ребят из школы, что поможет  достичь поставленной цели – мотивировать  ребят на приобретение профессий физико-технического профиля. Эти встречи планируется совместить с анкетированием, будут проходить форумы, олимпиады,  конкурсы научных работ по физико-математическому профилю, планируется учреждать свои призы, организовывать для ребят встречи с молодыми специалистами комбината.

Специалисты комбината надеются разглядеть среди старшеклассников «ярких звездочек», которые станут хорошим кадровым потенциалом. А у самих учащихся будет прекрасная возможность реализовать свои способности. Еще один шаг этого плана -  создание на базе молодежной организации УЭХК «группы рекрутинга», которая будет помогать в работе с учащимися. Уже есть молодые работники УЭХК, которые хотят этим заниматься. Встречи со школьниками важны и полезны, потому что новое поколение –  более мобильное, ребята живут в широком информационном поле, а, разобравшись в их интересах, запросах и желаниях, руководство УЭХК будет лучше понимать, что оно, как работодатель, сможет предложить нашим потенциальным работникам.

назад

Материалы из архива

10.2009 Чернобыль. Вывод, которого до сих пор нет

С.К.Шандринов Во всех материалах по расследованию причин чернобыльской трагедии, с которыми мне удалось познакомиться (таковых очень мало), и в комментариях, которые продолжаются до сих пор (этих  прочитано уже достаточно много), я не встретил попыток ответить внятно на один вопрос. Зачем вообще операторы затеяли какие-то исследования выбега, или чего-то там ещё, вместо того, чтобы штатно останавливать блок, как того требуют технологический регламент и эксплуатационные инструкции?

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

1.2009 Мировое хозяйство или глобальная экономика?

В.М.Коллонтай, д.э.н., проф., гл.н.с., Институт мировой экономики и международных отношений РАН, МоскваО глобальной экономике говорят сейчас очень много. Этот термин как бы призван обобщить те новые явления, которые возникли в мировом хозяйстве за последние десятилетия. При этом каждый вкладывает в него свое собственное содержание. Поэтому начнем с уточнения подходов. Если под глобальной экономикой подразумевать результаты бурного роста международной торговли и инвестиций, то здесь явно есть обширная тема для разговора.