Долгая судьба «Хиросимы»
14-05-2011, 11:23 // Источник - «Страна РОСАТОМ»
Знаете ли вы, что атомная подлодка К-19, известная широкой публике преимущественно по одноимённому фильму с Харрисоном Фордом в главной роли, на самом деле прожила длинную жизнь? И это вопреки довольно распространённому мнению о якобы фатальной для неё аварии, случившейся в июле 1961 года.
Во время учений «Полярный круг» на новенькой лодке, только-только, в ноябре 1960 года, прошедшей приёмку, отказали главный и вспомогательный циркуляционные насосы реакторной установки левого борта. Героическими усилиями экипажа была смонтирована нештатная система аварийного охлаждения реактора, и корабль спасли. В 1962 – 1964 годах К-19, прозванную на флоте «Хиросимой», отремонтировали, причём капитально – с заменой обоих реакторов. По подобию той нештатной системы создали уже штатную, что повысило уровень безопасности при эксплуатации атомных подлодок.
Вскоре после выхода из аварийно-восстановительного ремонта К-19 впервые в ВМФ СССР отстрелялась первой отечественной баллистической ракетой подводного старта Р-21. Кстати, субмарина К-19 проекта 658 была первой в ВМФ СССР атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами. Первоначально эти лодки вооружались ракетами надводного старта Р-13, что было крайне неудачно с точки зрения обеспечения живучести кораблей. Из-за небольшой дальности пуска Р-13 (всего 600 км) атомоходы 658-го проекта должны были близко подходить к берегу противника. После всплытия на пуск всех трёх имевшихся на борту ракет Р-13 уходило 12 минут – за это время вражеская авиация успела бы потопить лодку. Р-21 не только исключила всплытие, но ещё и летала на 1,4 тыс. км.
В 1969 году К-19 столкнулась под водой в Баренцевом море с американской атомной лодкой «Гэтоу» – та пыталась её отслеживать. Соперницы, к счастью, отделались только повреждениями. А в 1972 году в Северной Атлантике на борту К-19 произошёл пожар, унёсший жизни 28 человек – вдвое больше, чем погибло в результате аварии 1961 года. Подоспевшие спасательные суда увели лодку на родную базу. И тут командование флота решило проверить на К-19 способность промышленности восстанавливать аварийные АПЛ так быстро, как это потребовалось бы на войне. Коллектив судоремонтного завода «Звёздочка» в Северодвинске справился с задачей меньше чем за пять месяцев. Это можно считать рекордом. Лодку сдали тому же экипажу, что тоже стало экзаменом – морально-психологическим. Да, главком ВМФ адмирал Горшков был суровым человеком…
В 1977 – 1983 годах, уже без всяких рекордов, очень даже неспешно, К-19 переделали из ракетной (в этом качестве она устарела) в субмарину связи, переименовав в КС-19. Из состава флота её исключили только в 1990 году. А роль К-19 в голливудском фильме сыграла закамуфлированная под атомную списанная советская же дизельная ракетная подводная лодка Б-77 проекта 651, проданная в 1994 году в Голландию под плавучий ресторан.
Во время учений «Полярный круг» на новенькой лодке, только-только, в ноябре 1960 года, прошедшей приёмку, отказали главный и вспомогательный циркуляционные насосы реакторной установки левого борта. Героическими усилиями экипажа была смонтирована нештатная система аварийного охлаждения реактора, и корабль спасли. В 1962 – 1964 годах К-19, прозванную на флоте «Хиросимой», отремонтировали, причём капитально – с заменой обоих реакторов. По подобию той нештатной системы создали уже штатную, что повысило уровень безопасности при эксплуатации атомных подлодок.
Вскоре после выхода из аварийно-восстановительного ремонта К-19 впервые в ВМФ СССР отстрелялась первой отечественной баллистической ракетой подводного старта Р-21. Кстати, субмарина К-19 проекта 658 была первой в ВМФ СССР атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами. Первоначально эти лодки вооружались ракетами надводного старта Р-13, что было крайне неудачно с точки зрения обеспечения живучести кораблей. Из-за небольшой дальности пуска Р-13 (всего 600 км) атомоходы 658-го проекта должны были близко подходить к берегу противника. После всплытия на пуск всех трёх имевшихся на борту ракет Р-13 уходило 12 минут – за это время вражеская авиация успела бы потопить лодку. Р-21 не только исключила всплытие, но ещё и летала на 1,4 тыс. км.
В 1969 году К-19 столкнулась под водой в Баренцевом море с американской атомной лодкой «Гэтоу» – та пыталась её отслеживать. Соперницы, к счастью, отделались только повреждениями. А в 1972 году в Северной Атлантике на борту К-19 произошёл пожар, унёсший жизни 28 человек – вдвое больше, чем погибло в результате аварии 1961 года. Подоспевшие спасательные суда увели лодку на родную базу. И тут командование флота решило проверить на К-19 способность промышленности восстанавливать аварийные АПЛ так быстро, как это потребовалось бы на войне. Коллектив судоремонтного завода «Звёздочка» в Северодвинске справился с задачей меньше чем за пять месяцев. Это можно считать рекордом. Лодку сдали тому же экипажу, что тоже стало экзаменом – морально-психологическим. Да, главком ВМФ адмирал Горшков был суровым человеком…
В 1977 – 1983 годах, уже без всяких рекордов, очень даже неспешно, К-19 переделали из ракетной (в этом качестве она устарела) в субмарину связи, переименовав в КС-19. Из состава флота её исключили только в 1990 году. А роль К-19 в голливудском фильме сыграла закамуфлированная под атомную списанная советская же дизельная ракетная подводная лодка Б-77 проекта 651, проданная в 1994 году в Голландию под плавучий ресторан.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.