«Длинная рука» Пентагона
24-07-2013, 20:30 // Источник - Голос России
Командование ВМС США заключило с судостроительными предприятиями General Dynamics и Hungtington Ingalls контракты на сумму 6,1 млрд долларов для постройки девяти новых эсминцев типа «Бёрк» до конца 2017 года. Эсминцы будут строиться по модернизированному проекту и получат ряд существенных улучшений.
Сообщение, распространённое информационными агентствами в начале июня, ещё раз подтверждает, что Пентагон, несмотря на секвестр и вызванную им необходимость экономить выделяемые военному ведомству средства, стремится наращивать боевые возможности американских ВМС. Именно в этом виде вооружённых сил американские стратеги видят идеальный инструмент, своего рода «длинную руку» по обеспечению в любой точке мира режима, благоприятного политическому руководству США, и в связи с этим выстраивают приоритеты развития ВМС.
Одним из ныне действующих документов, определяющих будущее американских ВМС, является документ концептуального характера «Морская мощь 21». Он содержит конкретные требования к боевым возможностям ВМС, а также определяет приоритеты и ориентиры в кораблестроении на ближайшие 10–15 лет. Согласно этому документу морская мощь США будет основываться на выполнении трёх взаимосвязанных и дополняющих друг друга концепций — «Удар с моря», «Морской щит», «Морское базирование». Реализация четвёртой концепции — «Единая сеть сил» — позволит ВМС США вести согласованные по месту и времени боевые действия в рамках концепций «Удар с моря» и «Морской щит», осуществлять своевременное и целенаправленное материально-техническое обеспечение сил и средств флота в рамках концепции «Морское базирование». Эти концепции обновляются не менее чем раз в два года на основе экспериментирования и опыта боевых действий.
Наибольший интерес представляет концепция «Единая сеть сил», которая подразумевает создание единого информационно-коммуникационного пространства для получения всеми морскими системами различных видов информации, обработки её и выработки практических рекомендаций для ведения боевых действий в масштабе времени, близком к реальному. По сути, данная концепция является частью общей для вооружённых сил США стратегии ведения так называемых сетецентрических войн.
В этой связи уже сейчас особое внимание командование ВМС уделяет роботизированным средствам. Так, в 2006 году адмирал Майкл Маллен, в то время действующий начальник штаба ВМС США, отметил, что «в будущем всё больше задач, возлагаемых на ВМС США, должны решать беспилотные и безэкипажные боевые и вспомогательные системы». Нельзя без внимания оставлять и тот факт, что на более далёкую перспективу командование ВМС США ставит задачу проведения операций в «едином информационно-коммуникационном пространстве» с участием таких безэкипажных средств, базирующихся на подводных лодках и надводных кораблях.
Например, подводные лодки следующих поколений рассматриваются американскими военными теоретиками как носитель различного рода, в том числе и боевых, автономных подводных и беспилотных летательных аппаратов. Они будут участвовать в прямых боестолкновениях с кораблями противника, а сама субмарина будет находиться вне опасности и выступать лишь в роли боевого информационно-управляющего центра в составе сетевой структуры. Лишь в случае крайней необходимости она может вступать в прямое боестолкновение с противником.
Кроме того, рассматриваются варианты действия такой системы не только против надводных кораблей и подводных лодок, но и против подобной системы. При этом надо понимать, что в ближайшие 10 лет такая система не будет создана и до войны роботов ещё очень далеко. Тем не менее приоритет развития ВМС задан, и американские разработчики морских систем вооружения и военной техники уже начали движение в сторону его реализации, о чём свидетельствует направленность проводимых в США научно-исследовательских и конструкторских работ.
Так, сейчас при проектировании кораблей нового поколения ставится требование увеличения полезной нагрузки и расширения её номенклатуры. Под полезной нагрузкой понимается не только ракетное вооружение, но и необитаемые подводные и беспилотные летательные аппараты, выставляемые сетевые средства и многое другое, вплоть до спецоборудования боевых пловцов. Кроме этого, корабль будущего рассматривается как носитель сменных модулей оружия различного назначения. За счёт применения модульного принципа построения полезной нагрузки будет расширен спектр решаемых кораблём задач. Вместе с тем уже сейчас это ведёт к постепенному сокращению количества классов и типов кораблей.
Задача увеличения полезной нагрузки американскими разработчиками решается комплексно за счёт снижения массогабаритных характеристик других корабельных систем. Например, за счёт энергетической системы, которая занимает до 40 процентов объёмов корабля, а также за счёт повышения уровня автоматизации, что приведёт к снижению численности экипажа и позволит высвободить дополнительные объёмы. Возможно, для надводных кораблей это не столь принципиально, но критично для подводных лодок, при проектировании которых банальное увеличение водоизмещения пропорционально увеличивающейся полезной нагрузке не приветствуется в силу повышения шумности, снижению которой американские специалисты уделяют особое внимание.
Все эти направления прослеживаются в проектах кораблей нового поколения, которые проектируются и строятся в настоящее время для ВМС США. Особого внимания заслуживают планы командования и руководства Пентагона в области дальнейшего повышения боевых возможностей подводных сил флота — как атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), являющихся морской компонентой стратегических ядерных сил США, так и многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА), предназначенных для завоевания господства на море и обеспечения боевой устойчивости других подводных лодок и авианосных ударных групп. С этой целью с 2010 года начато целевое финансирование программы создания ПЛАРБ нового поколения и продолжается строительство многоцелевых ПЛА типа «Вирджиния».
В настоящее время также ведётся строительство первых двух многоцелевых атомных авианосцев нового поколения типа «Джеральд Форд», трёх эсминцев типа «Зумвальт» и эсминцев типа «Бёрк» подсерии 2А, о которых речь шла выше, кораблей прибрежной морской зоны типа «Фридом» и «Индепенденс», первых двух в серии из десяти универсальных десантных кораблей типа «Америка». Достраивается последний, одиннадцатый десантно-вертолётный корабль-док типа «Сан-Антонио». Также строятся суда обеспечения различных типов.
Изначально новая модель развития ВМС США базировалась на минимально требуемом уровне численности кораблей — 313 единиц. Фактически эта цифра из года в год меняется, но незначительно и лежит в пределах 285–300 единиц. В настоящее время в состав ВМС США входят 285 кораблей и судов. В 2020 году командование планирует иметь в составе ВМС 295 кораблей и судов. В их число будут входить:
— 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами типа «Огайо», срок эксплуатации которых продлён до 45 лет; — 9 авианосцев типа «Нимитц» и 2 — типа «Джеральд Форд»; — 25 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес», 3 — типа «Си Вулф» и 20 — типа «Вирджиния»; — 4 атомных подводных лодки с баллистическими ракетами типа «Огайо»; — 7 ракетных крейсеров с управляемым ракетным оружием (КР УРО) типа «Тикондерога»; — 77 эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием (ЭМ УРО) типа «Бёрк» (21 — подсерии 1, 7 — подсерии 2, 44 — подсерии 2А и 5 — подсерии 3), а также 3 — типа «Зумвольт»; — 9 фрегатов УРО «Оливер Хазард Пери» и 28 многоцелевых кораблей типа «Фридом» и «Индепенденс»; — 8 универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Уосп» и 2 — типа «Америка», 11 десантно-вертолётных кораблей-доков (ДВКД) типа «Сан-Антонио» и 10 десантных кораблей-доков (ДТД) типа «Уидби Айленд»; — 63 судна вспомогательного флота.
Естественно, секвестр вынудил командование ВМС США отказаться от некоторых программ по созданию и закупке новых кораблей. При этом о снижении боеготовности американского флота в целом речи не идёт. Например, было принято решение отказаться от строительства ПЛАРК нового поколения для замены четырёх ПЛАРК типа «Огайо». Но вместе с тем были возобновлены и в настоящее время проводятся НИОКР по увеличению боезапаса крылатых ракет «Томагавк» (с 12 до 40 КР) для ПЛА типа «Вирджиния» следующих подсерий. Была отменена дорогостоящая программа создания крейсеров нового поколения, а также снижено до трёх единиц количество закупаемых ЭМ УРО нового поколения типа «Зумвальт». Однако возобновилось строительство ЭМ УРО типа «Бёрк» подсерии 2А с переходом в 2016 году к улучшенной модификации — подсерии 3, а также модернизация более ранних подсерий 1 и 2.
Необходимо также учитывать тот факт, что в среднем около 20% списанных из боевого состава ВМС США кораблей основных классов выводятся в резерв и при необходимости в кратчайшие сроки могут быть мобилизованы для выполнения боевых задач. Как правило, перед списанием и передачей в резерв корабли проходят модернизацию. Например, за следующие пять лет планируется вывести из состава ВМС 48 кораблей и судов, из них 11 будут находиться в резерве — семь КР УРО типа «Тикондерога» и четыре десантных корабля различных типов.
Таким образом, планомерная реализация кораблестроительных программ свидетельствует об успехе чётко спланированной военно-технической политики, проводимой военно-политическим руководством США. Корабли нового поколения проектируются под модульную полезную нагрузку различной номенклатуры, которая размещается в универсальных пусковых установках, что значительно расширяет спектр решаемых кораблём задач и постепенно стирает грани между классами кораблей. Широко применяются передовые технологии для создания новых корпусных конструкций, энергетики, общекорабельных систем и механизмов, способствующих увеличению надёжности корабля в целом, сокращению эксплуатационных сроков, связанных с проведением ремонтных работ, что в итоге значительно повлияет на рост коэффициента оперативной напряжённости кораблей.
Сообщение, распространённое информационными агентствами в начале июня, ещё раз подтверждает, что Пентагон, несмотря на секвестр и вызванную им необходимость экономить выделяемые военному ведомству средства, стремится наращивать боевые возможности американских ВМС. Именно в этом виде вооружённых сил американские стратеги видят идеальный инструмент, своего рода «длинную руку» по обеспечению в любой точке мира режима, благоприятного политическому руководству США, и в связи с этим выстраивают приоритеты развития ВМС.
Одним из ныне действующих документов, определяющих будущее американских ВМС, является документ концептуального характера «Морская мощь 21». Он содержит конкретные требования к боевым возможностям ВМС, а также определяет приоритеты и ориентиры в кораблестроении на ближайшие 10–15 лет. Согласно этому документу морская мощь США будет основываться на выполнении трёх взаимосвязанных и дополняющих друг друга концепций — «Удар с моря», «Морской щит», «Морское базирование». Реализация четвёртой концепции — «Единая сеть сил» — позволит ВМС США вести согласованные по месту и времени боевые действия в рамках концепций «Удар с моря» и «Морской щит», осуществлять своевременное и целенаправленное материально-техническое обеспечение сил и средств флота в рамках концепции «Морское базирование». Эти концепции обновляются не менее чем раз в два года на основе экспериментирования и опыта боевых действий.
Наибольший интерес представляет концепция «Единая сеть сил», которая подразумевает создание единого информационно-коммуникационного пространства для получения всеми морскими системами различных видов информации, обработки её и выработки практических рекомендаций для ведения боевых действий в масштабе времени, близком к реальному. По сути, данная концепция является частью общей для вооружённых сил США стратегии ведения так называемых сетецентрических войн.
В этой связи уже сейчас особое внимание командование ВМС уделяет роботизированным средствам. Так, в 2006 году адмирал Майкл Маллен, в то время действующий начальник штаба ВМС США, отметил, что «в будущем всё больше задач, возлагаемых на ВМС США, должны решать беспилотные и безэкипажные боевые и вспомогательные системы». Нельзя без внимания оставлять и тот факт, что на более далёкую перспективу командование ВМС США ставит задачу проведения операций в «едином информационно-коммуникационном пространстве» с участием таких безэкипажных средств, базирующихся на подводных лодках и надводных кораблях.
Например, подводные лодки следующих поколений рассматриваются американскими военными теоретиками как носитель различного рода, в том числе и боевых, автономных подводных и беспилотных летательных аппаратов. Они будут участвовать в прямых боестолкновениях с кораблями противника, а сама субмарина будет находиться вне опасности и выступать лишь в роли боевого информационно-управляющего центра в составе сетевой структуры. Лишь в случае крайней необходимости она может вступать в прямое боестолкновение с противником.
Кроме того, рассматриваются варианты действия такой системы не только против надводных кораблей и подводных лодок, но и против подобной системы. При этом надо понимать, что в ближайшие 10 лет такая система не будет создана и до войны роботов ещё очень далеко. Тем не менее приоритет развития ВМС задан, и американские разработчики морских систем вооружения и военной техники уже начали движение в сторону его реализации, о чём свидетельствует направленность проводимых в США научно-исследовательских и конструкторских работ.
Так, сейчас при проектировании кораблей нового поколения ставится требование увеличения полезной нагрузки и расширения её номенклатуры. Под полезной нагрузкой понимается не только ракетное вооружение, но и необитаемые подводные и беспилотные летательные аппараты, выставляемые сетевые средства и многое другое, вплоть до спецоборудования боевых пловцов. Кроме этого, корабль будущего рассматривается как носитель сменных модулей оружия различного назначения. За счёт применения модульного принципа построения полезной нагрузки будет расширен спектр решаемых кораблём задач. Вместе с тем уже сейчас это ведёт к постепенному сокращению количества классов и типов кораблей.
Задача увеличения полезной нагрузки американскими разработчиками решается комплексно за счёт снижения массогабаритных характеристик других корабельных систем. Например, за счёт энергетической системы, которая занимает до 40 процентов объёмов корабля, а также за счёт повышения уровня автоматизации, что приведёт к снижению численности экипажа и позволит высвободить дополнительные объёмы. Возможно, для надводных кораблей это не столь принципиально, но критично для подводных лодок, при проектировании которых банальное увеличение водоизмещения пропорционально увеличивающейся полезной нагрузке не приветствуется в силу повышения шумности, снижению которой американские специалисты уделяют особое внимание.
Все эти направления прослеживаются в проектах кораблей нового поколения, которые проектируются и строятся в настоящее время для ВМС США. Особого внимания заслуживают планы командования и руководства Пентагона в области дальнейшего повышения боевых возможностей подводных сил флота — как атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), являющихся морской компонентой стратегических ядерных сил США, так и многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА), предназначенных для завоевания господства на море и обеспечения боевой устойчивости других подводных лодок и авианосных ударных групп. С этой целью с 2010 года начато целевое финансирование программы создания ПЛАРБ нового поколения и продолжается строительство многоцелевых ПЛА типа «Вирджиния».
В настоящее время также ведётся строительство первых двух многоцелевых атомных авианосцев нового поколения типа «Джеральд Форд», трёх эсминцев типа «Зумвальт» и эсминцев типа «Бёрк» подсерии 2А, о которых речь шла выше, кораблей прибрежной морской зоны типа «Фридом» и «Индепенденс», первых двух в серии из десяти универсальных десантных кораблей типа «Америка». Достраивается последний, одиннадцатый десантно-вертолётный корабль-док типа «Сан-Антонио». Также строятся суда обеспечения различных типов.
Изначально новая модель развития ВМС США базировалась на минимально требуемом уровне численности кораблей — 313 единиц. Фактически эта цифра из года в год меняется, но незначительно и лежит в пределах 285–300 единиц. В настоящее время в состав ВМС США входят 285 кораблей и судов. В 2020 году командование планирует иметь в составе ВМС 295 кораблей и судов. В их число будут входить:
— 14 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами типа «Огайо», срок эксплуатации которых продлён до 45 лет; — 9 авианосцев типа «Нимитц» и 2 — типа «Джеральд Форд»; — 25 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Лос-Анджелес», 3 — типа «Си Вулф» и 20 — типа «Вирджиния»; — 4 атомных подводных лодки с баллистическими ракетами типа «Огайо»; — 7 ракетных крейсеров с управляемым ракетным оружием (КР УРО) типа «Тикондерога»; — 77 эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием (ЭМ УРО) типа «Бёрк» (21 — подсерии 1, 7 — подсерии 2, 44 — подсерии 2А и 5 — подсерии 3), а также 3 — типа «Зумвольт»; — 9 фрегатов УРО «Оливер Хазард Пери» и 28 многоцелевых кораблей типа «Фридом» и «Индепенденс»; — 8 универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Уосп» и 2 — типа «Америка», 11 десантно-вертолётных кораблей-доков (ДВКД) типа «Сан-Антонио» и 10 десантных кораблей-доков (ДТД) типа «Уидби Айленд»; — 63 судна вспомогательного флота.
Естественно, секвестр вынудил командование ВМС США отказаться от некоторых программ по созданию и закупке новых кораблей. При этом о снижении боеготовности американского флота в целом речи не идёт. Например, было принято решение отказаться от строительства ПЛАРК нового поколения для замены четырёх ПЛАРК типа «Огайо». Но вместе с тем были возобновлены и в настоящее время проводятся НИОКР по увеличению боезапаса крылатых ракет «Томагавк» (с 12 до 40 КР) для ПЛА типа «Вирджиния» следующих подсерий. Была отменена дорогостоящая программа создания крейсеров нового поколения, а также снижено до трёх единиц количество закупаемых ЭМ УРО нового поколения типа «Зумвальт». Однако возобновилось строительство ЭМ УРО типа «Бёрк» подсерии 2А с переходом в 2016 году к улучшенной модификации — подсерии 3, а также модернизация более ранних подсерий 1 и 2.
Необходимо также учитывать тот факт, что в среднем около 20% списанных из боевого состава ВМС США кораблей основных классов выводятся в резерв и при необходимости в кратчайшие сроки могут быть мобилизованы для выполнения боевых задач. Как правило, перед списанием и передачей в резерв корабли проходят модернизацию. Например, за следующие пять лет планируется вывести из состава ВМС 48 кораблей и судов, из них 11 будут находиться в резерве — семь КР УРО типа «Тикондерога» и четыре десантных корабля различных типов.
Таким образом, планомерная реализация кораблестроительных программ свидетельствует об успехе чётко спланированной военно-технической политики, проводимой военно-политическим руководством США. Корабли нового поколения проектируются под модульную полезную нагрузку различной номенклатуры, которая размещается в универсальных пусковых установках, что значительно расширяет спектр решаемых кораблём задач и постепенно стирает грани между классами кораблей. Широко применяются передовые технологии для создания новых корпусных конструкций, энергетики, общекорабельных систем и механизмов, способствующих увеличению надёжности корабля в целом, сокращению эксплуатационных сроков, связанных с проведением ремонтных работ, что в итоге значительно повлияет на рост коэффициента оперативной напряжённости кораблей.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.