Элементы ПРО США в Румынии не будут нести ядерный заряд
8-07-2013, 23:49 // Источник - INTERFAX.RU
Глава МИД Румынии Титус Корлэцян дал интервью «Интерфаксу» по всему комплексу румыно-российских отношений в канун своего визита в Москву и переговоров с главой российского МИД Сергеем Лавровым.
— Последний визит румынского министра иностранных дел в Россию состоялся в феврале 2009 года. Как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между двумя странами?
— Двусторонние отношения между Румынией и Российской Федерацией, к сожалению, за последние годы, развивались неравномерно. Были надежды на то, что визит в Москву в феврале 2009 года тогдашнего министра иностранных дел Румынии, стал бы моментом открытости в двусторонних отношениях, но эти надежды не воплотились в жизнь. Несмотря на это, следовали ежегодные встречи на уровне статс-секретаря МИДа Румынии — заместителя министра иностранных дел России. Поэтому я уверен, что мой нынешний визит является тем случаем, которым могут воспользоваться обе стороны.
Регулярный диалог на всех уровнях может обеспечить лучшее взаимопонимание. Мне кажется корректным и честным признать и тот факт, что иногда по определенным вопросам наши позиции не совпадают. На самом деле, регулярный диалог является единственным практическим способом, позволяющим озвучивать наши точки зрения, с целью налаживания конструктивных отношений в долгосрочной перспективе в интересах обеих сторон.
Нормальные отношения помогают нам как государствам с законными интересами в том, что касается развития региона, в котором мы расположены, поддержания его стабильности, а также в рамках диалога ЕС-Россия и НАТО-Россия.
— Какие темы Вы намерены поднять в ходе переговоров с российской стороной? Обсуждается ли возможность встречи на высшем уровне между Россией и Румынией?
После последней встречи министров иностранных дел Румынии и Российской Федерации в двусторонней повестке дня накопился целый ряд тем, которые требуют обстоятельного обмена мнениями и обсуждения перспектив дальнейшего развития. Считаю, что нам было бы полезно выстраивать наши отношения на уже имеющейся основе. В течение последнего года намечались позитивные тенденции на уровне экономического, межпарламентского, культурного сотрудничества, а также усовершенствования правовой базы, что могло бы стать положительной отправной точкой в углублении румыно-российского сотрудничества в предстоящий период. У нас целый ряд конкретных проектов, которые могли бы внести вклад в двусторонний диалог, и я намерен поговорить об этом на переговорах в Москве со своим коллегой Сергеем Лавровым.
Разумеется, диалог должен происходить на всех уровнях. Могу отметить, что возобновление в предстоящий период политического диалога на высоком уровне на основе прозрачности и предсказуемости с взаимным признанием позиций каждой стороны будет для меня, в качестве министра иностранных дел Румынии, одной из постоянных задач в отношениях с Российской Федерацией.
— Румыния — страна-член НАТО. Самым серьезным раздражителем в отношениях Российской Федерации и НАТО остается проблема ПРО. В 2015 году на территории Румынии будут размещены ракеты-перехватчики ЕвроПРО. Москва предупредила, что это станет дополнительным раздражителем в российско-румынских отношениях. Что Вы могли бы ответить на это российским партнерам?
— Как европейское государство и член Североатлантического альянса Румыния наряду с международным сообществом следит за развитием в мире возможностей, связанных с баллистическими ракетами.
Недавние провокации Северной Кореи — лишь один из ярких примеров такого плана. Технология запуска спутников на орбите схожа с технологией для запуска баллистических ракет, и этот факт делает возможным использование технологии запуска спутников в целях развития военных арсеналов. Более того, программы, касающиеся баллистических ракет, часто сопровождаются разработкой оружия массового уничтожения.
Европа находится в зоне возможного действия баллистических ракет, которые принадлежат разным странам или негосударственным игрокам, что вызывает озабоченность международного сообщества.
В этих условиях, попытки снижения рисков, вызываемых баллистическими ракетами, не могут не учитывать тот метод действия, который представляет возможности обороны против баллистических ракет. Этот подход является ответственным и мирным ответом только с целью легитимной обороны в той ситуации, когда дипломатия и усилия по нераспространению не могут обеспечивать в полной мере соответствующие рамки для развития предсказуемых международных отношений.
Это значит, что участие Румынии в архитектуре противоракетной обороны НАТО определяется путем участия в осуществлении противоракетной (ЕПАП — Европейский поэтапный адаптивный подход) системы (США).
Как известно, наше участие конкретизируется к концу 2015 года после размещения наземных перехватчиков на территории бывшей воздушной базы в селе Девеселу. Этот момент станет завершением первоначальной оперативной готовности противоракетной системы НАТО, после объявления промежуточной оперативной готовности на Саммите в Чикаго в мае 2012 года.
В прошлом году на саммите НАТО в Чикаго альянс заявил что «готов сотрудничать с третьими государствами, в зависимости от каждого случая, с целью укрепления прозрачности и доверия и для повышения эффективности системы противоракетной обороны». Тогда НАТО заявила, что готова к сотрудничеству с Россией в области противоракетной обороны, по формуле «две отдельные системы противоракетной обороны, но которые могут взаимодействовать». Я полностью поддерживаю этот подход и считаю, что те разногласия, которые до сих пор сохраняются между НАТО и Россией в области противоракетной обороны, могут быть преодолены путем открытого, прагматичного и созидательного диалога.
— Как Вы относитесь к требованию России к США и НАТО предоставить юридические гарантии ненаправленности ЕвроПРО против сил ядерного сдерживания РФ?
— Мы знакомы с позицией и требованиями российской стороны относительно предоставления юридически обязывающих гарантий. Я хочу еще раз отметить то, что самые солидные гарантии были уже предоставлены Альянсом, и они содержатся в Декларации Саммита НАТО в Чикаго (как политические гарантии), а также в позиции НАТО и его членов, согласно которой противоракетная система НАТО, обеспечивающая территориальную противоракетную оборону стран-членов, является исключительно оборонительной и не содержит наступательных возможностей, а значит, не затронет стратегическую стабильность и стратегические возможности сдерживания РФ.
Однако существуют и юридические гарантии, предусмотренные уже в Соглашениях между США и Румынией (и соответственно с Польшей) — и все эти аспекты уже опубликованы. Хочу четко уточнить, что перехватчики ПРО могут быть использованы лишь с целью легитимной обороны, в соответствии с нормами международного права и Уставом ООН, а тип перехватчиков, которые будут размещены в Румынии, не будут нести ядерный заряд.
Мы заинтересованы, и у нас огромные надежды на сотрудничество НАТО-Россия в этой области на основе взаимности и прозрачности.
Еще один аспект, подчеркнутый многократно НАТО и его членами, включая Румынию: системы США и НАТО никоим образом не направлены против России.
— Российские официальные лица высказывают тревогу в связи с перспективой «румынизации» Молдавии. Есть ли повод для обеспокоенности, насколько реальна перспектива объединения Румынии и Молдавии?
— Я считаю полностью ошибочным говорить о «румынизации» Республики Молдова, в условиях, когда у нас с большинством населения этой страны общие история, культура и традиции, мы говорим на одном языке — румынском. Помимо этого, мы должны относиться к дискуссиям об идентичности Республики Молдова с осторожностью, сбалансированно и с готовностью к выслушиванию мнений специалистов — историков, языковедов, академиков. В конце концов, эти дискуссии должны состояться на уровне населения, институтов (политических, образовательных, культурных) и гражданского общества Республики Молдова при поддержке академического сообщества.
Я бы сказал, что сейчас важнее тот процесс, через который проходит Республика Молдова — процесс преобразования и глубокой модернизации, в демократическом смысле, европейский. Таким образом, выведены в соответствии с реалиями нашего времени ценности, институты, процедуры, механизмы, которые поддерживают и регулируют взаимодействие на уровне гражданина и институтов. Это процесс, который проходит и Румыния, но, конечно, на другом уровне и с другими темпами. Так, мы можем говорить, что у Румынии и Республики Молдова общий знаменатель — политические перемены и перемены на уровне общества, связанные с европейской интеграцией.
Что касается нас, то наша позиция в отношении Республики Молдова заключается в поддержании европейской интеграции, с учетом политической воли в этом направлении со стороны Кишинева.
Поддержка Румынии осуществляется во всех наших действиях и задачах, предусмотренных двусторонними механизмами сотрудничества в среднесрочной и долгосрочной перспективе, таких как стратегическое партнерство в целях европейской интеграции Республики Молдова, а также двусторонние парламентские и межправительственные Комиссии по европейской интеграции.
Очевидно, граждане Республики Молдова, как и в прошлом, будут свободно выбирать свое будущее. Вот еще один повод, почему нельзя говорить о «румынизации». Мы говорим о свободном выборе населения Республики Молдова, несмотря на то, каким будет этот выбор, и мы все обязаны уважать этот выбор.
— Как Румыния расценивает перспективы урегулирования приднестровского конфликта? С 1993 г. Румыния перестала быть посредником в приднестровском урегулировании. Не хотел бы Бухарест вернуть себе этот статус?
В начале мне хотелось бы кое-что исправить: за пять месяцев в течение 1992 г. Румыния наряду с Республикой Молдова, Россией и Украиной участвовала в четырехстороннем механизме политических консультаций по урегулированию приднестровского конфликта. Этот механизм перестал действовать в июле 1992 г., а дальше Румыния не участвовала больше в процессе приднестровского урегулирования. Однако позже, после вступления Румынии в ЕС, мы косвенно присоединились к этому процессу. Как известно, ЕС участвует в переговорном формате «5+2» по приднестровской проблематике и в европейских позициях по этой теме отражаются точки зрения стран-членов, в том числе Румынии.
Возвращаясь к вопросу, я должен признать то, что в последнее время я констатировал, что у нас меньше оснований для удовлетворения в связи с приднестровским урегулированием. Мы следили с надеждой за развитием переговоров в формате «5+2» с момента их возобновления осенью 2011 года и продолжаем верить, что находимся перед вопросом, который сможем разрешить справедливо при наличии политической воли всех участвующих сторон. Мы также затронули эту тему в рамках недавнего визита в Бухарест секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева.
Думаю, что сейчас находимся в критической точке, которая требует прогресса, чтобы не испортить договоренности и конкретные сдвиги, накопившиеся в течение восьми раундов официальных переговоров. Поэтому, важно обеспечить как последовательность, так и содержательность процесса «5+2». После согласования принципов ведения переговорного процесса и начала дискуссий по широкому спектру вопросов в основном социально-экономического характера сейчас необходимо продвигаться дальше и в отношении ключевых аспектов урегулирования.
Одинаково важно укрепление надлежащей атмосферы для определения параметров согласованного решения в условиях уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Такая цель требует усилий и конструктивного участия всех сторон, а также сдерживания от односторонних действий, которые лишь искусственно напрягают атмосферу переговоров в формате «5+2» и конкретную обстановку на месте.
Остаемся уверенными, что, в конечном итоге, будут превалировать общие усилия всех тех, кто заинтересован в жизнеспособном политическом решении этого вопроса.
Как известно, в свое время, нахождение вооружений 14-й Армии на территории Приднестровья, стало одной из причин отсутствия договоренности России и стран НАТО по соглашению об адаптации ДОВСЕ. Беспокоит ли румынскую сторону российское оружие в Приднестровье?
— Румыния высоко оценивает стратегическую роль и существенный вклад режима контроля над обычными вооружениями в Европе для обеспечения атмосферы доверия, прозрачности и взаимной стабильности. Тот факт, что сегодня нет никакой опасности на европейском континенте, является показателем того, что ДОВСЕ был и остается успешным инструментом для достижения главных задач, которые мы ставили перед собой более 20 лет назад. За последние 6 лет, с того момента, когда Россия приостановила применение ДОВСЕ и дополнительных документов, мы сталкиваемся с обстановкой, которая приводит к постоянной эрозии режима контроля над обычными вооружениями.
Как в качестве страны-члена ЕС и НАТО, так и в качестве соседа Республики Молдова, мы прямо заинтересованы в безопасности и региональной стабильности. Сам факт того, что вблизи восточной границы ЕС и НАТО есть неурегулированная ситуация вызывает особое внимание не только со стороны Бухареста, но и всего европейского сообщества. Эта реалия, которую мы не можем игнорировать.
Позиция Румынии по этим вопросам не изменилась. Я имею в виду обязательства, принятые на Саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году.
— Румыния является членом Евросоюза с 2007 года, но не входит в Шенген. Заинтересованы ли Вы в увеличении потока туристов и бизнесменов из России? Возможно ли, на Ваш взгляд введение безвизового режима между Россией и ЕС в обозримой перспективе?
— У Румынии и России содержательные традиции, как по экономическому сотрудничеству, так и по туристическому. Привлечение инвестиций в области экономики и туризма остается одной из главных целей Румынии. Российские граждане проявляют интерес к бальнеоклиматическим курортам Румынии, а также к горным курортам в Долине Прахова и старым монастырям Молдовы. Зимой, 4-5-звездочные гостиницы в курорте Пояна Брашов заполнены на 70-80% гражданами Российской Федерации и Украины. Увеличение потока российских туристов стало возможным благодаря упрощению визового режима после применения Соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Российской Федерацией.
Что касается отмены визового режима в обозримом будущем, такое решение можно принимать только с согласия всех стран-членов Европейского Союза. Мы поддерживаем такой подход, и если необходим и голос Румынии, даже сейчас могу сказать, что он будет положительным.
Не скрываю тот факт, что на наш взгляд, было бы корректным со стороны ЕС поступить таким же образом и в отношении таких партнеров, как Республика Молдова, которые доказали постоянный и содержательный прогресс за последние годы. Также Румыния поддерживала в рамках Европейского союза дополнительное упрощение процедур для выдачи виз российским гражданам, и мы надеемся на подписание в кратчайшие сроки нового Соглашения об упрощении визового режима, считая, что оно является еще одним важным шагом в либерализации визового режима.
— В апреле в Бухаресте прошла XI Сессия российско-румынской Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где были достигнуты договоренности в ряде областей. Как Вы оцениваете нынешний уровень и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в каких областях Вы видите неиспользованный резерв? Ведутся ли сейчас переговоры о крупных совместных проектах, а если да, то каких?
— Приветствуем возобновление деятельности Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (18-19 апреля 2013 г., Бухарест) после двухлетнего перерыва, которое я оцениваю как совместное доказательство заинтересованности обеих сторон в углублении сотрудничества по экономической линии. Дискуссии проходили в конструктивной атмосфере, стороны согласовывали общие рамки развития экономических отношений между Румынией и Российской Федерацией. Мы надеемся, что результаты этого заседания Комиссии будут способствовать определению областей взаимного интереса в экономической сфере, а дискуссии в этом формате станут постоянными.
Разумеется, интенсификация экономического сотрудничества и углубление диалога в рамках Межправкомиссии превратятся в прочный фундамент для лучшего понимания областей взаимного интереса в экономической сфере.
Мне бы хотелось отметить, что рынки Румынии и Российской Федерации продолжают обладать огромным потенциалом, которым нам надо воспользоваться. Целый ряд румынских и российских компаний заинтересованы снова открыть возможности сотрудничества. В этом смысле, еще одной отправной точкой может стать проведение экономических форумов и прямых контактов между деловыми людьми обеих стран. Выражаю надежду, что в предстоящий период будет уделено особое внимание этому вопросу.
Не в последнюю очередь, конечно, Румыния заинтересована в сбалансированном торговом обороте с Россией.
— Как Вы оцениваете энергетическое сотрудничество между Москвой и Бухарестом? Планирует ли Румыния в ближайшее время выставлять новые нефтяные участки на шельфе для проведения геологоразведочных работ? Если да, хотели бы в Бухаресте привлечь российские компании для этого?
— Что касается сотрудничества в энергетической области, Российская Федерация остается важным партнером как для Румынии, так и для всего Европейского Союза. На последнем заседании Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству был обсужден пакет проектов для изучения и идентификации возможностей сотрудничества между заинтересованными компаниями двух стран. Как и любая страна-член Европейского союза, нам хотелось бы видеть на румынском рынке крупные и конкурентоспособные компании. Конкретным примером в этом смысле является участие компании ЛУКОЙЛ в разведке и добыче на румынском континентальном шельфе. Хотелось бы отметить, что в 2013 году состоится новый тендер, с соблюдением принципов свободной конкуренции и рыночной экономики, на 25 участков для разведки, развития и добычи углеводородов, из которых 8 расположены в Черном Море.
— Каковы нынешнее состояние и перспективы культурного сотрудничества и его вклад в развитие двусторонних отношений?
— Сотрудничество в области культуры и образования с Российской Федерацией играет важную роль в укреплении и развитии двусторонних отношений в целом, посредством поддержания диалога, разнообразия ценностей и знаний.
Конечно, бывают и вопросы, имеющие важную символическую историческую ценность для наших народов, которые мы должны будем обсуждать.
На уровне профильных ведомств, но и неправительственных организаций, за последние годы, были реализованы совместные проекты, в частности межвузовское сотрудничество путем предоставления стипендий, участие румынских и российских артистов в известных фестивалях в обеих странах или проведение таких мероприятий, таких как «дни культуры» (в Бухаресте и Москве). Учреждение в предстоящем периоде Румынского Культурного Центра в Москве и Российского Научно-культурного Центра в Бухаресте внесет, очевидно, особый вклад во взаимодействие в данной области. Также считаю, что мы нуждаемся в лучшем взаимном познании на уровне наших обществ. С этой точки зрения мы уже давно предложили создать двусторонний форум гражданских обществ, который, надеемся, удастся конкретизировать.
Надеемся также, что практическим инструментом активизации диалога по линии культурного сотрудничества и публичной дипломатии могло бы стать и празднование в 2013 году десятилетия подписания базового политического договора и 135-летия установления дипломатических отношений между нашими странами. Все это способствовало бы лучшему взаимопониманию наших обществ. Символичный момент, который может придать лучшую публичность в этом смысле — это и инициатива румынской стороны выпустить юбилейные марки с изображением Румынского Атене (с Румынской стороны) и Большого Театра в Москве (с Российской стороны) как главных достопримечательностей в представлении граждан двух стран.
— Последний визит румынского министра иностранных дел в Россию состоялся в феврале 2009 года. Как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между двумя странами?
— Двусторонние отношения между Румынией и Российской Федерацией, к сожалению, за последние годы, развивались неравномерно. Были надежды на то, что визит в Москву в феврале 2009 года тогдашнего министра иностранных дел Румынии, стал бы моментом открытости в двусторонних отношениях, но эти надежды не воплотились в жизнь. Несмотря на это, следовали ежегодные встречи на уровне статс-секретаря МИДа Румынии — заместителя министра иностранных дел России. Поэтому я уверен, что мой нынешний визит является тем случаем, которым могут воспользоваться обе стороны.
Регулярный диалог на всех уровнях может обеспечить лучшее взаимопонимание. Мне кажется корректным и честным признать и тот факт, что иногда по определенным вопросам наши позиции не совпадают. На самом деле, регулярный диалог является единственным практическим способом, позволяющим озвучивать наши точки зрения, с целью налаживания конструктивных отношений в долгосрочной перспективе в интересах обеих сторон.
Нормальные отношения помогают нам как государствам с законными интересами в том, что касается развития региона, в котором мы расположены, поддержания его стабильности, а также в рамках диалога ЕС-Россия и НАТО-Россия.
— Какие темы Вы намерены поднять в ходе переговоров с российской стороной? Обсуждается ли возможность встречи на высшем уровне между Россией и Румынией?
После последней встречи министров иностранных дел Румынии и Российской Федерации в двусторонней повестке дня накопился целый ряд тем, которые требуют обстоятельного обмена мнениями и обсуждения перспектив дальнейшего развития. Считаю, что нам было бы полезно выстраивать наши отношения на уже имеющейся основе. В течение последнего года намечались позитивные тенденции на уровне экономического, межпарламентского, культурного сотрудничества, а также усовершенствования правовой базы, что могло бы стать положительной отправной точкой в углублении румыно-российского сотрудничества в предстоящий период. У нас целый ряд конкретных проектов, которые могли бы внести вклад в двусторонний диалог, и я намерен поговорить об этом на переговорах в Москве со своим коллегой Сергеем Лавровым.
Разумеется, диалог должен происходить на всех уровнях. Могу отметить, что возобновление в предстоящий период политического диалога на высоком уровне на основе прозрачности и предсказуемости с взаимным признанием позиций каждой стороны будет для меня, в качестве министра иностранных дел Румынии, одной из постоянных задач в отношениях с Российской Федерацией.
— Румыния — страна-член НАТО. Самым серьезным раздражителем в отношениях Российской Федерации и НАТО остается проблема ПРО. В 2015 году на территории Румынии будут размещены ракеты-перехватчики ЕвроПРО. Москва предупредила, что это станет дополнительным раздражителем в российско-румынских отношениях. Что Вы могли бы ответить на это российским партнерам?
— Как европейское государство и член Североатлантического альянса Румыния наряду с международным сообществом следит за развитием в мире возможностей, связанных с баллистическими ракетами.
Недавние провокации Северной Кореи — лишь один из ярких примеров такого плана. Технология запуска спутников на орбите схожа с технологией для запуска баллистических ракет, и этот факт делает возможным использование технологии запуска спутников в целях развития военных арсеналов. Более того, программы, касающиеся баллистических ракет, часто сопровождаются разработкой оружия массового уничтожения.
Европа находится в зоне возможного действия баллистических ракет, которые принадлежат разным странам или негосударственным игрокам, что вызывает озабоченность международного сообщества.
В этих условиях, попытки снижения рисков, вызываемых баллистическими ракетами, не могут не учитывать тот метод действия, который представляет возможности обороны против баллистических ракет. Этот подход является ответственным и мирным ответом только с целью легитимной обороны в той ситуации, когда дипломатия и усилия по нераспространению не могут обеспечивать в полной мере соответствующие рамки для развития предсказуемых международных отношений.
Это значит, что участие Румынии в архитектуре противоракетной обороны НАТО определяется путем участия в осуществлении противоракетной (ЕПАП — Европейский поэтапный адаптивный подход) системы (США).
Как известно, наше участие конкретизируется к концу 2015 года после размещения наземных перехватчиков на территории бывшей воздушной базы в селе Девеселу. Этот момент станет завершением первоначальной оперативной готовности противоракетной системы НАТО, после объявления промежуточной оперативной готовности на Саммите в Чикаго в мае 2012 года.
В прошлом году на саммите НАТО в Чикаго альянс заявил что «готов сотрудничать с третьими государствами, в зависимости от каждого случая, с целью укрепления прозрачности и доверия и для повышения эффективности системы противоракетной обороны». Тогда НАТО заявила, что готова к сотрудничеству с Россией в области противоракетной обороны, по формуле «две отдельные системы противоракетной обороны, но которые могут взаимодействовать». Я полностью поддерживаю этот подход и считаю, что те разногласия, которые до сих пор сохраняются между НАТО и Россией в области противоракетной обороны, могут быть преодолены путем открытого, прагматичного и созидательного диалога.
— Как Вы относитесь к требованию России к США и НАТО предоставить юридические гарантии ненаправленности ЕвроПРО против сил ядерного сдерживания РФ?
— Мы знакомы с позицией и требованиями российской стороны относительно предоставления юридически обязывающих гарантий. Я хочу еще раз отметить то, что самые солидные гарантии были уже предоставлены Альянсом, и они содержатся в Декларации Саммита НАТО в Чикаго (как политические гарантии), а также в позиции НАТО и его членов, согласно которой противоракетная система НАТО, обеспечивающая территориальную противоракетную оборону стран-членов, является исключительно оборонительной и не содержит наступательных возможностей, а значит, не затронет стратегическую стабильность и стратегические возможности сдерживания РФ.
Однако существуют и юридические гарантии, предусмотренные уже в Соглашениях между США и Румынией (и соответственно с Польшей) — и все эти аспекты уже опубликованы. Хочу четко уточнить, что перехватчики ПРО могут быть использованы лишь с целью легитимной обороны, в соответствии с нормами международного права и Уставом ООН, а тип перехватчиков, которые будут размещены в Румынии, не будут нести ядерный заряд.
Мы заинтересованы, и у нас огромные надежды на сотрудничество НАТО-Россия в этой области на основе взаимности и прозрачности.
Еще один аспект, подчеркнутый многократно НАТО и его членами, включая Румынию: системы США и НАТО никоим образом не направлены против России.
— Российские официальные лица высказывают тревогу в связи с перспективой «румынизации» Молдавии. Есть ли повод для обеспокоенности, насколько реальна перспектива объединения Румынии и Молдавии?
— Я считаю полностью ошибочным говорить о «румынизации» Республики Молдова, в условиях, когда у нас с большинством населения этой страны общие история, культура и традиции, мы говорим на одном языке — румынском. Помимо этого, мы должны относиться к дискуссиям об идентичности Республики Молдова с осторожностью, сбалансированно и с готовностью к выслушиванию мнений специалистов — историков, языковедов, академиков. В конце концов, эти дискуссии должны состояться на уровне населения, институтов (политических, образовательных, культурных) и гражданского общества Республики Молдова при поддержке академического сообщества.
Я бы сказал, что сейчас важнее тот процесс, через который проходит Республика Молдова — процесс преобразования и глубокой модернизации, в демократическом смысле, европейский. Таким образом, выведены в соответствии с реалиями нашего времени ценности, институты, процедуры, механизмы, которые поддерживают и регулируют взаимодействие на уровне гражданина и институтов. Это процесс, который проходит и Румыния, но, конечно, на другом уровне и с другими темпами. Так, мы можем говорить, что у Румынии и Республики Молдова общий знаменатель — политические перемены и перемены на уровне общества, связанные с европейской интеграцией.
Что касается нас, то наша позиция в отношении Республики Молдова заключается в поддержании европейской интеграции, с учетом политической воли в этом направлении со стороны Кишинева.
Поддержка Румынии осуществляется во всех наших действиях и задачах, предусмотренных двусторонними механизмами сотрудничества в среднесрочной и долгосрочной перспективе, таких как стратегическое партнерство в целях европейской интеграции Республики Молдова, а также двусторонние парламентские и межправительственные Комиссии по европейской интеграции.
Очевидно, граждане Республики Молдова, как и в прошлом, будут свободно выбирать свое будущее. Вот еще один повод, почему нельзя говорить о «румынизации». Мы говорим о свободном выборе населения Республики Молдова, несмотря на то, каким будет этот выбор, и мы все обязаны уважать этот выбор.
— Как Румыния расценивает перспективы урегулирования приднестровского конфликта? С 1993 г. Румыния перестала быть посредником в приднестровском урегулировании. Не хотел бы Бухарест вернуть себе этот статус?
В начале мне хотелось бы кое-что исправить: за пять месяцев в течение 1992 г. Румыния наряду с Республикой Молдова, Россией и Украиной участвовала в четырехстороннем механизме политических консультаций по урегулированию приднестровского конфликта. Этот механизм перестал действовать в июле 1992 г., а дальше Румыния не участвовала больше в процессе приднестровского урегулирования. Однако позже, после вступления Румынии в ЕС, мы косвенно присоединились к этому процессу. Как известно, ЕС участвует в переговорном формате «5+2» по приднестровской проблематике и в европейских позициях по этой теме отражаются точки зрения стран-членов, в том числе Румынии.
Возвращаясь к вопросу, я должен признать то, что в последнее время я констатировал, что у нас меньше оснований для удовлетворения в связи с приднестровским урегулированием. Мы следили с надеждой за развитием переговоров в формате «5+2» с момента их возобновления осенью 2011 года и продолжаем верить, что находимся перед вопросом, который сможем разрешить справедливо при наличии политической воли всех участвующих сторон. Мы также затронули эту тему в рамках недавнего визита в Бухарест секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева.
Думаю, что сейчас находимся в критической точке, которая требует прогресса, чтобы не испортить договоренности и конкретные сдвиги, накопившиеся в течение восьми раундов официальных переговоров. Поэтому, важно обеспечить как последовательность, так и содержательность процесса «5+2». После согласования принципов ведения переговорного процесса и начала дискуссий по широкому спектру вопросов в основном социально-экономического характера сейчас необходимо продвигаться дальше и в отношении ключевых аспектов урегулирования.
Одинаково важно укрепление надлежащей атмосферы для определения параметров согласованного решения в условиях уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Такая цель требует усилий и конструктивного участия всех сторон, а также сдерживания от односторонних действий, которые лишь искусственно напрягают атмосферу переговоров в формате «5+2» и конкретную обстановку на месте.
Остаемся уверенными, что, в конечном итоге, будут превалировать общие усилия всех тех, кто заинтересован в жизнеспособном политическом решении этого вопроса.
Как известно, в свое время, нахождение вооружений 14-й Армии на территории Приднестровья, стало одной из причин отсутствия договоренности России и стран НАТО по соглашению об адаптации ДОВСЕ. Беспокоит ли румынскую сторону российское оружие в Приднестровье?
— Румыния высоко оценивает стратегическую роль и существенный вклад режима контроля над обычными вооружениями в Европе для обеспечения атмосферы доверия, прозрачности и взаимной стабильности. Тот факт, что сегодня нет никакой опасности на европейском континенте, является показателем того, что ДОВСЕ был и остается успешным инструментом для достижения главных задач, которые мы ставили перед собой более 20 лет назад. За последние 6 лет, с того момента, когда Россия приостановила применение ДОВСЕ и дополнительных документов, мы сталкиваемся с обстановкой, которая приводит к постоянной эрозии режима контроля над обычными вооружениями.
Как в качестве страны-члена ЕС и НАТО, так и в качестве соседа Республики Молдова, мы прямо заинтересованы в безопасности и региональной стабильности. Сам факт того, что вблизи восточной границы ЕС и НАТО есть неурегулированная ситуация вызывает особое внимание не только со стороны Бухареста, но и всего европейского сообщества. Эта реалия, которую мы не можем игнорировать.
Позиция Румынии по этим вопросам не изменилась. Я имею в виду обязательства, принятые на Саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году.
— Румыния является членом Евросоюза с 2007 года, но не входит в Шенген. Заинтересованы ли Вы в увеличении потока туристов и бизнесменов из России? Возможно ли, на Ваш взгляд введение безвизового режима между Россией и ЕС в обозримой перспективе?
— У Румынии и России содержательные традиции, как по экономическому сотрудничеству, так и по туристическому. Привлечение инвестиций в области экономики и туризма остается одной из главных целей Румынии. Российские граждане проявляют интерес к бальнеоклиматическим курортам Румынии, а также к горным курортам в Долине Прахова и старым монастырям Молдовы. Зимой, 4-5-звездочные гостиницы в курорте Пояна Брашов заполнены на 70-80% гражданами Российской Федерации и Украины. Увеличение потока российских туристов стало возможным благодаря упрощению визового режима после применения Соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Российской Федерацией.
Что касается отмены визового режима в обозримом будущем, такое решение можно принимать только с согласия всех стран-членов Европейского Союза. Мы поддерживаем такой подход, и если необходим и голос Румынии, даже сейчас могу сказать, что он будет положительным.
Не скрываю тот факт, что на наш взгляд, было бы корректным со стороны ЕС поступить таким же образом и в отношении таких партнеров, как Республика Молдова, которые доказали постоянный и содержательный прогресс за последние годы. Также Румыния поддерживала в рамках Европейского союза дополнительное упрощение процедур для выдачи виз российским гражданам, и мы надеемся на подписание в кратчайшие сроки нового Соглашения об упрощении визового режима, считая, что оно является еще одним важным шагом в либерализации визового режима.
— В апреле в Бухаресте прошла XI Сессия российско-румынской Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где были достигнуты договоренности в ряде областей. Как Вы оцениваете нынешний уровень и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в каких областях Вы видите неиспользованный резерв? Ведутся ли сейчас переговоры о крупных совместных проектах, а если да, то каких?
— Приветствуем возобновление деятельности Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (18-19 апреля 2013 г., Бухарест) после двухлетнего перерыва, которое я оцениваю как совместное доказательство заинтересованности обеих сторон в углублении сотрудничества по экономической линии. Дискуссии проходили в конструктивной атмосфере, стороны согласовывали общие рамки развития экономических отношений между Румынией и Российской Федерацией. Мы надеемся, что результаты этого заседания Комиссии будут способствовать определению областей взаимного интереса в экономической сфере, а дискуссии в этом формате станут постоянными.
Разумеется, интенсификация экономического сотрудничества и углубление диалога в рамках Межправкомиссии превратятся в прочный фундамент для лучшего понимания областей взаимного интереса в экономической сфере.
Мне бы хотелось отметить, что рынки Румынии и Российской Федерации продолжают обладать огромным потенциалом, которым нам надо воспользоваться. Целый ряд румынских и российских компаний заинтересованы снова открыть возможности сотрудничества. В этом смысле, еще одной отправной точкой может стать проведение экономических форумов и прямых контактов между деловыми людьми обеих стран. Выражаю надежду, что в предстоящий период будет уделено особое внимание этому вопросу.
Не в последнюю очередь, конечно, Румыния заинтересована в сбалансированном торговом обороте с Россией.
— Как Вы оцениваете энергетическое сотрудничество между Москвой и Бухарестом? Планирует ли Румыния в ближайшее время выставлять новые нефтяные участки на шельфе для проведения геологоразведочных работ? Если да, хотели бы в Бухаресте привлечь российские компании для этого?
— Что касается сотрудничества в энергетической области, Российская Федерация остается важным партнером как для Румынии, так и для всего Европейского Союза. На последнем заседании Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству был обсужден пакет проектов для изучения и идентификации возможностей сотрудничества между заинтересованными компаниями двух стран. Как и любая страна-член Европейского союза, нам хотелось бы видеть на румынском рынке крупные и конкурентоспособные компании. Конкретным примером в этом смысле является участие компании ЛУКОЙЛ в разведке и добыче на румынском континентальном шельфе. Хотелось бы отметить, что в 2013 году состоится новый тендер, с соблюдением принципов свободной конкуренции и рыночной экономики, на 25 участков для разведки, развития и добычи углеводородов, из которых 8 расположены в Черном Море.
— Каковы нынешнее состояние и перспективы культурного сотрудничества и его вклад в развитие двусторонних отношений?
— Сотрудничество в области культуры и образования с Российской Федерацией играет важную роль в укреплении и развитии двусторонних отношений в целом, посредством поддержания диалога, разнообразия ценностей и знаний.
Конечно, бывают и вопросы, имеющие важную символическую историческую ценность для наших народов, которые мы должны будем обсуждать.
На уровне профильных ведомств, но и неправительственных организаций, за последние годы, были реализованы совместные проекты, в частности межвузовское сотрудничество путем предоставления стипендий, участие румынских и российских артистов в известных фестивалях в обеих странах или проведение таких мероприятий, таких как «дни культуры» (в Бухаресте и Москве). Учреждение в предстоящем периоде Румынского Культурного Центра в Москве и Российского Научно-культурного Центра в Бухаресте внесет, очевидно, особый вклад во взаимодействие в данной области. Также считаю, что мы нуждаемся в лучшем взаимном познании на уровне наших обществ. С этой точки зрения мы уже давно предложили создать двусторонний форум гражданских обществ, который, надеемся, удастся конкретизировать.
Надеемся также, что практическим инструментом активизации диалога по линии культурного сотрудничества и публичной дипломатии могло бы стать и празднование в 2013 году десятилетия подписания базового политического договора и 135-летия установления дипломатических отношений между нашими странами. Все это способствовало бы лучшему взаимопониманию наших обществ. Символичный момент, который может придать лучшую публичность в этом смысле — это и инициатива румынской стороны выпустить юбилейные марки с изображением Румынского Атене (с Румынской стороны) и Большого Театра в Москве (с Российской стороны) как главных достопримечательностей в представлении граждан двух стран.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.