Киев расщепит "Турбоатом" с Москвой.
15-07-2012, 15:52 // Источник - Коммерсантъ
Россия и Украина намерены создать два крупных СП, интегрировав предприятия ядерного топливного цикла и атомного машиностроения. В межгосударственный холдинг может быть включен и крупнейший украинский актив атомной отрасли — харьковский "Турбоатом". За последние два года Росатом уже смог добиться от Киева долгосрочного контракта на поставку топлива для АЭС и создания СП по выпуску ядерного топлива, но на более масштабную интеграцию Украина ранее не соглашалась.
Вчера в рамках российско-украинских переговоров в Ялте Росатом и Министерство энергетики и углепрома Украины подписали меморандум об интеграции и сотрудничестве в области мирного атома. В среду помощник президента России Юрий Ушаков уточнял, что этот документ предполагает создание двух совместных холдингов в области ядерного топливного цикла и энергетического машиностроения. Как пояснили вчера источники "Ъ", знакомые с ходом подготовки атомных договоренностей, первое СП должно сосредоточиться на всей цепочке производства топлива для АЭС — от добычи урана до выпуска готовых топливных сборок, а его контрольный пакет будет принадлежать Украине. В машиностроительном холдинге мажоритарным партнером будет российская сторона. Курировать подготовку к созданию СП должны "Атомэнергопром" (структура "Росатома", объединяющая гражданские активы) и украинский госконцерн "Ядерное топливо".
Точный набор активов, которые могли бы войти в эти СП, пока не определен.
Как поясняют собеседники "Ъ", в топливное СП с российской стороны должны вносить акции АЭХК (Ангарский электролизный химический комбинат, входит в топливную компанию "Росатома" ТВЭЛ). При этом, по данным "Ъ", СП может получить до 25% акций АЭХК. В машиностроительном СП предполагается участие крупнейшего предприятия украинского атомпрома — харьковского "Турбоатома". Уже до конца июля стороны должны выбрать оценщиков инвестпривлекательности атомных активов.
Но один из собеседников "Ъ" не исключил, что в СП могут включить и другие украинские компании, в том числе уранодобывающие активы, мощности по производству циркония, а также уже созданное российско-украинское ЗАО "Завод по производству ядерного топлива". Это СП концерна "Ядерное топливо" и ТВЭЛ должно к 2015 году построить на Украине мощности по выпуску топлива для АЭС отечественного дизайна. Единственным атомным активом Украины, который не упоминается в связи с созданием СП, остаются пять АЭС, принадлежащих сейчас государственному "Энергоатому".
Это не первое масштабное соглашение между Москвой и Киевом в атомной отрасли, но далеко не все намерения, закрепленные на уровне первых лиц государства, быстро реализовывались на практике. Создание атомного холдинга двух стран в сфере АЭС, атомного машиностроения и ядерно-топливного цикла Владимир Путин предлагал Виктору Януковичу еще в апреле 2010 года. Тогда президент Украины заинтересовался прежде всего заводом по созданию ядерного топлива. Этот проект и был до последнего времени основным направлением российско-украинской атомной интеграции (в конце июня правительство Украины утвердило технико-экономические обоснования строительства завода, с учетом покупки российских технологий оно обойдется в $462,5 млн). Кроме того, Россия в 2010 году получила многолетний контракт на поставку топлива на украинские АЭС, потеснив американскую Westinghouse. Другие совместные проекты, включая достройку третьего и четвертого блока Хмельницкой АЭС, продвинулись не так далеко.
Росатом приобретал активы на Украине и вне рамок межгосударственного сотрудничества. Так, в конце 2010 года госкорпорация купила завод "Энергомашспецсталь", выпускающий, в частности, заготовки для корпусов реакторов. Этот шаг должен был создать конкуренцию с подконтрольной Газпромбанку "ОМЗ-Спецсталью", которая до этого была монополистом. Но СП с "Турбоатомом", напротив, может конкурировать с проектами самой госкорпорации. Харьковский завод изготавливал тихоходные турбины для АЭС, тогда как российское атомное машиностроение специализировалось на быстроходных. Для получения тихоходной технологии еще в 2007 году Росатом и французская Alstom создали СП "Альстом-Атомэнергомаш", которому в 2012 году достался первый заказ на турбины для строящейся Балтийской АЭС. Но строительство производственных мощностей российско-французского СП тормозится, и пока неясно, когда этот завод начнет работу.
Но, как отмечает глава независимого издания AtomInfo.Ru Александр Уваров, у "Турбоатома" сейчас есть большой объем заказов на модернизацию действующих АЭС, причем как на Украине, так и в России и странах Восточной Европы. Кроме того, добавляет эксперт, харьковское предприятие поставляет свою продукцию на строящиеся в России атомные станции, в частности, турбины для достраиваемой Ростовской АЭС.
Вчера в рамках российско-украинских переговоров в Ялте Росатом и Министерство энергетики и углепрома Украины подписали меморандум об интеграции и сотрудничестве в области мирного атома. В среду помощник президента России Юрий Ушаков уточнял, что этот документ предполагает создание двух совместных холдингов в области ядерного топливного цикла и энергетического машиностроения. Как пояснили вчера источники "Ъ", знакомые с ходом подготовки атомных договоренностей, первое СП должно сосредоточиться на всей цепочке производства топлива для АЭС — от добычи урана до выпуска готовых топливных сборок, а его контрольный пакет будет принадлежать Украине. В машиностроительном холдинге мажоритарным партнером будет российская сторона. Курировать подготовку к созданию СП должны "Атомэнергопром" (структура "Росатома", объединяющая гражданские активы) и украинский госконцерн "Ядерное топливо".
Точный набор активов, которые могли бы войти в эти СП, пока не определен.
Как поясняют собеседники "Ъ", в топливное СП с российской стороны должны вносить акции АЭХК (Ангарский электролизный химический комбинат, входит в топливную компанию "Росатома" ТВЭЛ). При этом, по данным "Ъ", СП может получить до 25% акций АЭХК. В машиностроительном СП предполагается участие крупнейшего предприятия украинского атомпрома — харьковского "Турбоатома". Уже до конца июля стороны должны выбрать оценщиков инвестпривлекательности атомных активов.
Но один из собеседников "Ъ" не исключил, что в СП могут включить и другие украинские компании, в том числе уранодобывающие активы, мощности по производству циркония, а также уже созданное российско-украинское ЗАО "Завод по производству ядерного топлива". Это СП концерна "Ядерное топливо" и ТВЭЛ должно к 2015 году построить на Украине мощности по выпуску топлива для АЭС отечественного дизайна. Единственным атомным активом Украины, который не упоминается в связи с созданием СП, остаются пять АЭС, принадлежащих сейчас государственному "Энергоатому".
Это не первое масштабное соглашение между Москвой и Киевом в атомной отрасли, но далеко не все намерения, закрепленные на уровне первых лиц государства, быстро реализовывались на практике. Создание атомного холдинга двух стран в сфере АЭС, атомного машиностроения и ядерно-топливного цикла Владимир Путин предлагал Виктору Януковичу еще в апреле 2010 года. Тогда президент Украины заинтересовался прежде всего заводом по созданию ядерного топлива. Этот проект и был до последнего времени основным направлением российско-украинской атомной интеграции (в конце июня правительство Украины утвердило технико-экономические обоснования строительства завода, с учетом покупки российских технологий оно обойдется в $462,5 млн). Кроме того, Россия в 2010 году получила многолетний контракт на поставку топлива на украинские АЭС, потеснив американскую Westinghouse. Другие совместные проекты, включая достройку третьего и четвертого блока Хмельницкой АЭС, продвинулись не так далеко.
Росатом приобретал активы на Украине и вне рамок межгосударственного сотрудничества. Так, в конце 2010 года госкорпорация купила завод "Энергомашспецсталь", выпускающий, в частности, заготовки для корпусов реакторов. Этот шаг должен был создать конкуренцию с подконтрольной Газпромбанку "ОМЗ-Спецсталью", которая до этого была монополистом. Но СП с "Турбоатомом", напротив, может конкурировать с проектами самой госкорпорации. Харьковский завод изготавливал тихоходные турбины для АЭС, тогда как российское атомное машиностроение специализировалось на быстроходных. Для получения тихоходной технологии еще в 2007 году Росатом и французская Alstom создали СП "Альстом-Атомэнергомаш", которому в 2012 году достался первый заказ на турбины для строящейся Балтийской АЭС. Но строительство производственных мощностей российско-французского СП тормозится, и пока неясно, когда этот завод начнет работу.
Но, как отмечает глава независимого издания AtomInfo.Ru Александр Уваров, у "Турбоатома" сейчас есть большой объем заказов на модернизацию действующих АЭС, причем как на Украине, так и в России и странах Восточной Европы. Кроме того, добавляет эксперт, харьковское предприятие поставляет свою продукцию на строящиеся в России атомные станции, в частности, турбины для достраиваемой Ростовской АЭС.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.