Кто уступит: Иран или США?
9-02-2013, 22:38 // Источник - РИА "Новости"
Новые перестановки в американском правительстве существенным образом не повлияют на сложившуюся ситуацию. Недавно назначенный министр обороны США Чак Хейгел в своей речи в американском конгрессе отметил решительность своего ведомства в предотвращении получения Ираном ядерного оружия — вплоть до применения военной силы.
С переизбранием Барака Обамы на пост президента США тема переговоров с Ираном стала все чаще подниматься выступлениях американских чиновников и политиков. Аналитики также не обходят эту тему стороной, рассматривая обычно при этом следующие вопросы: инспирированный Великобританией и США переворот в Иране и смещение с поста премьер-министра Мохаммада Мосаддыка, национализировавшего нефть в 1953 году; поддержку Соединенными Штатами шаха во время борьбы с Исламской революцией; захват в заложники сотрудников американского посольства в Тегеране; помощь США и других западных государств в нападении Ирака на Иран и в течение всего периода восьмилетней войны двух стран; безопасность Израиля и международный террорзм; ядерную проблему и введение санкций. В конце, как правило, отмечается пренебрежение двух стран по отношению к друг другу и малая вероятность решения существующих противоречий.
В этом отношении некоторые иранские эксперты и политики делают акцент на готовности Соединенных Штатов начать прямые переговоры с Ираном. Указывая на возросшую роль Ирана на региональном и международном уровне, они считают, что Вашингтон стремится сделать Тегеран своим политическим партнером хотя бы в региональных вопросах, поэтому уклонение Исламской республики от прямых переговоров в настоящее время послужит увеличению ее позиций в вероятном диалоге в будущем. Тем не менее, никто из иранских официальных лиц, кроме Хашеми-Рафсанджани, серьезным образом не отнесся к возможности переговоров с Соединенными штатами. Его действия (написание, в частности, письма духовному лидеру страны) являются единственным примером серьезных шагов иранцев в этом направлении после Исламской революции 1979 года. Другие иранские политики либо вовсе высмеивают возможность начала переговоров с американцами, не проявляя к ним никакого интереса, либо в лучшем случае считают, что сейчас не самое лучшее время для этого.
Напротив, западные эксперты и политики утверждают, что лучше начать прямые переговоры с Ираном. Об этом говорили Хилари Клинтон до своего ухода с поста госсекретаря США и вице-премьер США Джо Байден на недавней Мюнхенской конференции по безопасности. Ранее условием было изменение позиции Ирана и само участие в переговоров трактовалось как большое одолжение, которое делается иранской стороне. Однако сейчас правительство Барака Обамы воздерживается от каких-либо условий, сделав свою позицию более умеренной. Конечно, эта позиция может измениться в любой момент в зависимости от трансформации политической конъюнктуры в США.
Несмотря на отсутствие прямых переговоров первых лиц и политического руководства двух государств, представители Ирана и США имеют опыт обсуждения проблем. Дебютом тогда еще неопытного правительства сразу после революции стали переговоры на тему возвращения заложников из числа сотрудников американского посольства в Иране. Началом следующего этапа непосредственного взаимодействия стала военная операция НАТО в Афганистане, когда переговоры велись представителями политических кругов, армии и служб безопасности. В сфере решения проблем терроризма в Ираке американские военные, несмотря на арест сотрудников консульства Ирана в иракском Эрбиле, в очередной раз провели прямые переговоры с иранцами в Багдаде. Также стоит упомянуть недавнюю частную встречу представителей Совета безопасности Ирана с американцами в Женеве. Каждое данное мероприятие активно освещается средствами массовой информации и всегда именуется некой крупной непонятной сделкой, что, конечно же, не так.
В чем суть проблемы?
1. Прежде всего Ирану следует определиться, согласен ли он с тем, что благодаря США он станет более открытой страной. Американская сторона напрямую заявляет, что все ограничения, наложенные на Иран, имеют целью заставить руководство Исламской республики начать переговоры. В настоящее время в иранской среде утвердилось мнение о том, что даже если существующие трудности созданы американцами, мы можем решить их самостоятельно путем противоборства разными способами, поэтому нет никакой необходимости начинать переговоры.
2. Допустим, что Иран начнет прямой диалог с Соединенными штатами. Что же им обсуждать? Какая проблема наиболее важна? Что требует Иран и что он готов предложить в обмен на это? Главным требованием США и других западных стран является смена в Иране политического режима, и хотя они не говорят об этом напрямую, в долгосрочной перспективе добиваются именно этого. Пока они добиваются того, чтобы Иран фактически угрожать Израилю. Это требование распространяется на целый спектр проблем, начиная с более выдержанной ближневосточной политикой и заканчивая прекращением ядерных разработок и ограничением ракетной программы. Готов ли Иран обсуждать эти вопросы и предоставлять преимущества?
3. Предположим, что Иран готов пойти на это и сделать некоторые уступки в обмен на снятие определенных санкций. Тогда возникает такой вопрос: кто, какая фракция или партия желает или может проводить эти переговоры? С кем из политического истэблишмента Ирана готовы обсуждать текущие проблемы представители западных государств?
4. С ходом времени сущность и тактика политического режима Ирана сосредоточили всю власть разных структур в одном центре, поэтому выборы и перестановки в судебных и законодательных органах, которые когда-то могли создать предпосылки для переговоров, нынче не изменят отношение Запада к Ирану.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что иранская сторона готова представить список своих проблем, но в настоящий момент не располагает возможностью проявить уступчивость в ответ на требования Соединенных Штатов.
Новые перестановки в американском правительстве существенным образом не повлияют на сложившуюся ситуацию. Недавно назначенный министр обороны США Чак Хейгел в своей речи в американском конгрессе отметил решительность своего ведомства в предотвращении получения Ираном ядерного оружия — вплоть до применения военной силы. На Мюнхенской конференции по безопасности Джо Байден предупредил о скорой возможности отказа от дипломатических переговоров с Ираном, а Иран, в свою очередь, заявил о планах увеличения мощности центрифуг на заводе по обогащению урана в Натанзе. Таким образом, можно заключить, что Иран и Соединенные Штаты сохраняют занятые позиции, уповая на полную капитуляцию противника.
С переизбранием Барака Обамы на пост президента США тема переговоров с Ираном стала все чаще подниматься выступлениях американских чиновников и политиков. Аналитики также не обходят эту тему стороной, рассматривая обычно при этом следующие вопросы: инспирированный Великобританией и США переворот в Иране и смещение с поста премьер-министра Мохаммада Мосаддыка, национализировавшего нефть в 1953 году; поддержку Соединенными Штатами шаха во время борьбы с Исламской революцией; захват в заложники сотрудников американского посольства в Тегеране; помощь США и других западных государств в нападении Ирака на Иран и в течение всего периода восьмилетней войны двух стран; безопасность Израиля и международный террорзм; ядерную проблему и введение санкций. В конце, как правило, отмечается пренебрежение двух стран по отношению к друг другу и малая вероятность решения существующих противоречий.
В этом отношении некоторые иранские эксперты и политики делают акцент на готовности Соединенных Штатов начать прямые переговоры с Ираном. Указывая на возросшую роль Ирана на региональном и международном уровне, они считают, что Вашингтон стремится сделать Тегеран своим политическим партнером хотя бы в региональных вопросах, поэтому уклонение Исламской республики от прямых переговоров в настоящее время послужит увеличению ее позиций в вероятном диалоге в будущем. Тем не менее, никто из иранских официальных лиц, кроме Хашеми-Рафсанджани, серьезным образом не отнесся к возможности переговоров с Соединенными штатами. Его действия (написание, в частности, письма духовному лидеру страны) являются единственным примером серьезных шагов иранцев в этом направлении после Исламской революции 1979 года. Другие иранские политики либо вовсе высмеивают возможность начала переговоров с американцами, не проявляя к ним никакого интереса, либо в лучшем случае считают, что сейчас не самое лучшее время для этого.
Напротив, западные эксперты и политики утверждают, что лучше начать прямые переговоры с Ираном. Об этом говорили Хилари Клинтон до своего ухода с поста госсекретаря США и вице-премьер США Джо Байден на недавней Мюнхенской конференции по безопасности. Ранее условием было изменение позиции Ирана и само участие в переговоров трактовалось как большое одолжение, которое делается иранской стороне. Однако сейчас правительство Барака Обамы воздерживается от каких-либо условий, сделав свою позицию более умеренной. Конечно, эта позиция может измениться в любой момент в зависимости от трансформации политической конъюнктуры в США.
Несмотря на отсутствие прямых переговоров первых лиц и политического руководства двух государств, представители Ирана и США имеют опыт обсуждения проблем. Дебютом тогда еще неопытного правительства сразу после революции стали переговоры на тему возвращения заложников из числа сотрудников американского посольства в Иране. Началом следующего этапа непосредственного взаимодействия стала военная операция НАТО в Афганистане, когда переговоры велись представителями политических кругов, армии и служб безопасности. В сфере решения проблем терроризма в Ираке американские военные, несмотря на арест сотрудников консульства Ирана в иракском Эрбиле, в очередной раз провели прямые переговоры с иранцами в Багдаде. Также стоит упомянуть недавнюю частную встречу представителей Совета безопасности Ирана с американцами в Женеве. Каждое данное мероприятие активно освещается средствами массовой информации и всегда именуется некой крупной непонятной сделкой, что, конечно же, не так.
В чем суть проблемы?
1. Прежде всего Ирану следует определиться, согласен ли он с тем, что благодаря США он станет более открытой страной. Американская сторона напрямую заявляет, что все ограничения, наложенные на Иран, имеют целью заставить руководство Исламской республики начать переговоры. В настоящее время в иранской среде утвердилось мнение о том, что даже если существующие трудности созданы американцами, мы можем решить их самостоятельно путем противоборства разными способами, поэтому нет никакой необходимости начинать переговоры.
2. Допустим, что Иран начнет прямой диалог с Соединенными штатами. Что же им обсуждать? Какая проблема наиболее важна? Что требует Иран и что он готов предложить в обмен на это? Главным требованием США и других западных стран является смена в Иране политического режима, и хотя они не говорят об этом напрямую, в долгосрочной перспективе добиваются именно этого. Пока они добиваются того, чтобы Иран фактически угрожать Израилю. Это требование распространяется на целый спектр проблем, начиная с более выдержанной ближневосточной политикой и заканчивая прекращением ядерных разработок и ограничением ракетной программы. Готов ли Иран обсуждать эти вопросы и предоставлять преимущества?
3. Предположим, что Иран готов пойти на это и сделать некоторые уступки в обмен на снятие определенных санкций. Тогда возникает такой вопрос: кто, какая фракция или партия желает или может проводить эти переговоры? С кем из политического истэблишмента Ирана готовы обсуждать текущие проблемы представители западных государств?
4. С ходом времени сущность и тактика политического режима Ирана сосредоточили всю власть разных структур в одном центре, поэтому выборы и перестановки в судебных и законодательных органах, которые когда-то могли создать предпосылки для переговоров, нынче не изменят отношение Запада к Ирану.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что иранская сторона готова представить список своих проблем, но в настоящий момент не располагает возможностью проявить уступчивость в ответ на требования Соединенных Штатов.
Новые перестановки в американском правительстве существенным образом не повлияют на сложившуюся ситуацию. Недавно назначенный министр обороны США Чак Хейгел в своей речи в американском конгрессе отметил решительность своего ведомства в предотвращении получения Ираном ядерного оружия — вплоть до применения военной силы. На Мюнхенской конференции по безопасности Джо Байден предупредил о скорой возможности отказа от дипломатических переговоров с Ираном, а Иран, в свою очередь, заявил о планах увеличения мощности центрифуг на заводе по обогащению урана в Натанзе. Таким образом, можно заключить, что Иран и Соединенные Штаты сохраняют занятые позиции, уповая на полную капитуляцию противника.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.