Реализация ФЦП ЯРБ в Северо-Западном регионе России

О.Э.Муратов, к.т.н., ответственный секретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России

Проблема обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии является ключевой проблемой, от решения которой зависят масштабы и динамика развития ядерной энергетики, а также дальнейшее внедрение ядерных и радиационных технологий.


На начальных этапах развития ядерных технологий, используемых исключительно в военных целях, требовалось скорейшее наращивание ядерных потенциалов и вопросам ядерной, радиационной и экологической безопасности не уделялось должного внимания. Сверхзакрытость отрасли и недостаток научных знаний также не способствовало исследованию проблем воздействия ядерных технологий на человека и окружающую среду.

Гонка вооружений, развитие «мирной» ядерной энергетики, использование радиационных технологий в медицине, науке и промышленности привели к созданию ядерно- и радиационно-опасных производств и, как следствие, загрязнению больших территорий. Полноценной системы обращения с образующимися РАО, направленной на их изоляцию от биоцикла создано не было, решения, закладываемые в проекты таких производств, были ориентированы только на длительное хранение во временных хранилищах.

Наряду с ядерным наследием можно говорить и о наследии плановой экономики, в рамках которой решение многих вопросов откладывалось на более поздние сроки. В условиях отсутствия правовых требований по захоронению РАО пункты хранения создавались с учетом специфики работы предприятий и используемых технологий, вследствие чего практически отсутствуют типовые решения по изоляции отходов. В  итоге в России имеется 1129 пунктов хранения РАО, которые размещены на 69 предприятиях в 33 регионах России:

·       Европейская часть – 21 субъект, 42 предприятия;

·       Урал – 3 субъекта, 10 предприятий;

·       Сибирь – 5 субъектов, 10 предприятий;

·       Дальний Восток – 3 субъекта, 7 предприятий. 

Хранение твердых РАО осуществляется в хранилищах более 30 различных типов, представленных в основном специализированными зданиями или внутрипроизводственными помещениями, траншеями и бункерами, емкостями и открытыми площадками. Жидкие отходы размещены в хранилищах более 18 различных типов, в основном представленных отдельно стоящими емкостями, открытыми водоемами, пульпохранилищами и пр. Окончательное решение вопросов обращения с РАО и вывода из эксплуатации радиационно-опасных объектов откладывались на последующее время.

В результате такого подхода на протяжении более чем  полувека шло накопление проблем в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, главным образом при обращении с РАО и ОЯТ, а также связанных с выводом из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов. К настоящему времени в России накоплено 477 млн м3 жидких и 77 млн т твердых РАО, образовавшихся в основном в результате реализации оборонных программ (рис. 1), остановлено, но не выведено из эксплуатации около 100 радиационно-опасных объектов (в том числе 5 энергоблоков АЭС, 11 промышленных и 26 исследовательских реакторов), ежегодно выводится из эксплуатации порядка 55 тыс. закрытых радионуклидных источников с истекшим назначенным сроком эксплуатации.


Рис.1. Накопление, образование и переработка РАО в России


По данным системы государственного учета и контроля РВ и РАО из общего количества РАО, накопленных на предприятиях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, более 90 % образовалось в результате прошлой оборонной деятельности (включая утилизацию АПЛ) и находится на трех предприятиях – ФГУП «ПО «Маяк», ОАО «СХК» и ФГУП «ГХК» (рис. 2).



Рис. 2. Распределение РАО по активности


Не менее напряженное положение, также являющееся следствием плановой экономии, сложилось и с ОЯТ. В настоящее время в России накоплено 18,75 тыс. т ОЯТ и ежегодно при эксплуатации энергетических, транспортных и исследовательских реакторов образуется более 670 тонн. Для обращения с указанным объемом ОЯТ производственных мощностей не создано. Несмотря на то, что стратегией России по обращению с ОЯТ является его переработка, на заводе РТ-1 (ФГУП «ПО «Маяк») перерабатывается только ~12% ОЯТ (ОЯТ транспортных и исследовательских реакторов, реакторов ВВЭР-440 и БН-600).

ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 (~30%) перемещается в централизованное хранилище ФГУП «Горно-химический комбинат», а ОЯТ реакторов РБМК-1000, составляющее более половины всего наработанного ОЯТ, размещено в пристанционных хранилищах Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС, заполненность которых близка к 100 %. Вследствие этого происходит его постоянное накопление (рис. 3).


Рис. 3. Накопление, образование и переработка ОЯТ


Прямым следствием такой политики “отложенных решений” в сфере ядерной и радиационной безопасности является негативное состояние общественного мнения по ядерной энергетике.

Следует отметить, что и во всех странах, имеющих ядерную энергетику и развивавших ядерно-оружейный комплекс, вопросам обеспечения ядерной и радиационной безопасности не уделялось должного внимания. Государственные программы  по организации безопасного обращения с РАО и ОЯТ,  выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, реабилитации радиационно загрязненных территорий и ликвидации наследия гонки вооружений начали осуществляться только в последние 20 лет.

В России практическая широкомасштабная реализация комплекса мер по обеспечению ядерной и радиационной безопасности включая развитие систем обращения с РАО и ОЯТ, выводу из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов и ликвидации проблем «ядерного наследия» началась только после ратификации «Объединенной конвенции по безопасному обращению с ОЯТ и по безопасному обращению РАО» (ноябрь 2005) и с принятием в 2007 г. ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Впервые за более чем 60-летнюю историю атомной отрасли на реализацию ФЦП, предусматривающей создание объектов инфраструктуры по обращению с РАО, создание мощностей по переработке, хранению и транспортированию РАО, а также обеспечение безопасности с ранее накопленными ОЯТ и РАО, запланирован объем финансирования за счет средств федерального бюджета в размере 131,82 млрд руб. Наибольший объем финансирования связан с созданием инфраструктуры по обращению с ОЯТ (54,4 млрд руб.) и РАО (29,7 млрд руб.). Распределение мероприятий и финансирования ФЦП по субъектам Российской Федерации приведено на рис. 4.


Рис. 4. Объемы финансирования ФЦП по субъектам Российской Федерации

Основной целью ФЦП является комплексное решение проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности, связанных с обращением с РАО и ОЯТ, выводом из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, а также  совершенствованием систем, необходимых для обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности.

При реализации ФЦП будут выполнены следующие мероприятия:

·       ввод в эксплуатацию мощностей хранилищ ОЯТ общим объемом 44 тыс. т, в том числе 4380 т проблемного ОЯТ в объекте длительного хранения;

·       строительство хранилищ ТРО общим объемом 165 тыс. м3;

·       реконструкция объектов временного хранения РАО с преобразованием их в объекты приповерхностного захоронения;

·       подготовка к выводу из эксплуатации 188 ядерно- и радиационно-опасных объектов;

·       ликвидация 42 остановленных ядерно- и радиационно-опасных объектов;

·       реабилитация 1482 тыс. м2 радиационно загрязненных территорий;

·       перевод в экологически безопасное состояние радиоактивных отходов общей активностью до 3x1019 Бк;

·       создание новых технологий и установок по переработке ОЯТ и иммобилизации РАО;

·       обоснование и разработка методологической основы и экономических механизмов безопасного функционирования государственной системы обращения с РАО, национальных и региональных объектов длительного хранения и захоронения РАО;

·       научное и информационно-аналитическое обеспечение в области безопасного обращения с ОЯТ и РАО.

Первый этап реализации ФЦП можно определить как время выработки решений по основным вопросам обращения с РАО и ОЯТ, главным образом, принятие Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами», устанавливающего правовые основы деятельности при обращении с РАО, предусматривающего создание Единой государственной системы обращения с РАО и определяющего принципы, систему и порядок обращения с РАО. Принятый 20.01.2010 г. Государственной Думой в первом чтении закон является главным промежуточным итогом выполнения первого этапа ФЦП.

Следующим этапом, завершающим выработку правовых основ по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, должно стать принятие Федеральных законов «Об обращении с отработавшим ядерном топливом» и «О выводе из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов». В настоящее время разработаны концепции законов, и их принятие планируется в 2011 г.

Важнейшим практическим мероприятием ФЦП является строительство на территории ГХК сухого хранилища ОЯТ реакторов РБМК, ввод в эксплуатацию первой очереди которого запланирован на конец 2010 г. (рис. 5). Необходимо отметить, что финансирование этого объекта, находящегося под особым контролем руководства Росатома, не было урезано в связи к экономическим кризисом. Создание этого объекта имеет особое значение для Ленинградской АЭС, заполненность пристанционного хранилища которой близка к 100 %, а ее четыре энергоблока продолжают эксплуатироваться.


Рис. 5. Панорама строительства сухого хранилища ОЯТ РБМК-1000
 
В области обращения с РАО ближайшими неотложными задачами являются:

·       оптимизация категорирования РАО и разработка нормативов на способы их окончательной изоляции;

·       разработка унифицированных технических требований к упаковкам для хранения и окончательной изоляции РАО;

·       выбор мест и начало работ по созданию национального (для ВАО) и межрегиональных (для САО и НАО) объектов окончательной изоляции РАО.

Научные мероприятия ФЦП по категорированию и классификации РАО являются важнейшими для разработки технических требований к упаковкам и местам захоронения РАО. Cуществующая упрощенная классификация РАО (ВАО, САО, НАО) включает отходы с  удельной активностью менее 1,0*105 Бк/кг для искусственных радионуклидов и менее 5,0*105 Бк/кг для естественных, которые имеют настолько низкое содержание радионуклидов, что при определенных условиях могут быть выведены из-под контроля регулирующих органов и дальнейшее обращение с ними может быть ограничено использованием на площадках предприятий атомной промышленности. Впервые категория отходов очень низкого уровня активности была предложена в Швеции более 25 лет назад, и позднее этот подход был принят в ряде других стран. Было продемонстрировано на практике, что могут быть обеспечены требования радиационной защиты и экологической безопасности при размещении ОНАО в наземных хранилищах упрощенного типа.

Принятый в первом чтении закон «Об обращении с радиоактивными отходами» предусматривает введение категории особо низкоактивных РАО (ОНАО), объемы которых составляют ~ 78 % от общего объема НАО (рис. 6). Очевидно, что обращение с такой категорией отходов должно проводиться по своим правилам и требованиями обеспечения безопасности. К такой категории отходов могут быть отнесены и отходы нефте- и газодобывающей промышленности, загрязненные естественными радионуклидами, которые в настоящее время не попадают ни под категорию РАО, ни под категорию промышленных отходов. 


Рис. 6. Существующая (а) и предлагаемая (б) классификация РАО

Вопросы обеспечения ядерной и радиационной безопасности особенно актуальны для Северо-Западного региона России, который как ни один регион мира насыщен ядерно- и радиационно-опасными объектами. На Северо-Западе сосредоточены самые разнообразные предприятия – источники ядерной и радиационной опасности и производители РАО, а вместимости существующих хранилищ РАО практически исчерпаны:

·       8 энергоблоков АЭС (Ленинградская и Мурманская обл.);

·       6 исследовательских реакторов (Санкт-Петербург и Ленинградская обл.);

·       судостроительные и судоремонтные заводы, ведущие строительство, ремонт и утилизацию АПЛ, кораблей и судов с ЯЭУ (Архангельская и Мурманская обл., Санкт-Петербург);

·       базы АПЛ и АНК Северного флота (Мурманская обл.);

·       ФГУП «Атомфлот», эксплуатирующий атомные ледоколы и лихтеровоз (Мурманская обл.);

·       ФГУП «СевРАО» – бывшие береговые технические базы Северного флота, осуществлявшие прием и хранение РАО, временное хранение и подготовку к отправке на ОЯТ (Мурманская обл.);

·       хранилище реакторных отсеков утилизированных АПЛ (Мурманская обл.);

·       предприятия по хранению и переработке РАО (Ленинградская и Мурманская обл.);

·       радиохимическое производство (Ленинградская обл.);

·       более 4000 промышленных предприятий, научных и медицинских учреждений, использующих радиоактивные вещества и ИИИ (все субъекты).

Кроме того, через морские порты Санкт-Петербурга и Мурманска, а также по Октябрьской железной дороге осуществляется транспортирование свежего и отработавшего ядерного топлива.

Как видно из приведенных данных, основные источники образования и накопления РАО расположены в трех субъектах Северо-Запада – Архангельской, Ленинградской и Мурманской областях (рис. 7).


Рис. 7. Основные производители и пункты накопления РАО на Северо-Западе 

Всего в Северо-Западном регионе накоплено 167741 м3  РАО, в том числе по субъектам:
·       Архангельская обл. – 7036 м3;
·       Ленинградская обл. – 118883 м3;
·       Мурманская обл. – 41822 м3.

Основное количество РАО, накопленных и образующихся в Северо-Западном регионе, представляют собой отходы низкого и среднего уровней удельной активности, содержащие радионуклиды с периодом полураспада не более 30 лет. Вместимости существующих морально и физически устаревших хранилищ РАО (первые хранилища были созданы в 1962 г.) практически исчерпаны, поэтому для решения проблемы изоляции короткоживущих НАО и САО и обеспечения дальнейшего безопасного развития объектов использования атомной энергии в регионе, которому следуют практически все европейские страны, необходимо создание пунктов захоронения РАО, отвечающих современным требованиям безопасности.

Учитывая географическое положение Северо-Западного региона (граничит с Евросоюзом), наличие действующих предприятий атомной отрасли, планирование ввода в эксплуатацию новых энергоблоков АЭС, а также наличие объектов ядерного наследия, в рамках ФЦП предусмотрено проведение широкомасштабных мероприятий по обеспечению ядерной, радиационной и экологической безопасности региона. Мероприятия ФЦП и объемы финансирования по субъектам региона приведены в табл. 1.

Таблица 1

Годовые объемы финансирования ФЦП по субъектам Северо-Западного федерального округа РФ


Субъекты, в которых предусматривается

проведение

мероприятий ФЦП 


Общее число

мероприятий

ФЦП

 Общий объем финансирования

(млн руб. в ценах соответствующх лет)

Всего, 2008-2015 гг.


2008 г.


2009 г.


2010 г.

2011-2015 гг.


1

Архангельская обл.

11

2829,7

158,7

233,6

295,4

2142,0

2

Ленинградская обл.

8

3064,6

74,4

331,2

581,7

2077,3

3

Мурманская обл.

16

4823,0

279,6

674,7

669,9

3198,8

4

г. Санкт-Петербург

3

893,0

110,0

95,5

102,9

584,6

Всего по Северо-Западному региону

38

11610,3

622,7

1335,0

1649,9

8002,7

Надежное обеспечение радиоэкологической безопасности региона будет обеспечена при захоронении РАО в твердом и отвержденном виде в объектах геологической изоляции различной глубины заложения. Окончательная изоляция НАО и короткоживущих САО достигается при их размещении в приповерхностных могильниках, а долгоживущих САО и ВАО – при подземном захоронении в массивах горных пород.

Анализ используемых способов хранения накопленных в предшествующие годы и эксплуатационных РАО показывает, что не все типы накопленных отходов возможно или экономически целесообразно извлекать из существующих хранилищ и изолировать от среды обитания человека в специально создаваемых сооружениях. Созданные в предшествующие годы масштабные объекты должны с повышением экологической безопасности преобразовываться в объекты окончательной изоляции без извлечения из них всех объемов накопленных РАО. Такие сооружения будут представлять собой «локальные» объекты захоронения НАО и САО на промплощадках предприятий атомной отрасли.

Анализ свойств накопленных РАО и условий их хранения на предприятиях региона показывает, что подавляющее большинство накопленных на сегодняшний день отходов должны захораниваться именно в «локальных» объектах окончательной изоляции (рис. 8).


Рис. 8. Ранжирование накопленных РАО по способам окончательной изоляции

Для захоронения удаляемых с промплощадок накопленных и вновь образующихся эксплуатационных отходов коммерческой деятельности предприятий атомной отрасли предполагается организация новых приповерхностных региональных могильников для окончательной изоляции НАО и короткоживущих САО. Для  окончательной изоляции ВАО и долгоживущих САО требуется создание федерального объекта в глубоких геологических формациях.

Для научно обоснованного выбора мест размещения объектов захоронения, необходимо подтверждение безопасности захоронения РАО в пределах рассматриваемых массивов пород, а географические и геологические условия размещения площадки расположения объекта окончательной изоляции должны отвечать комплексу специфических технических требований.

Создание новых объектов атомной энергетики целесообразно на площадках, где уже проводились работы с радиоактивными веществами и население  в определённой степени «привыкло» к существованию радиационно-опасных объектов. Следует учитывать также фактор наличия квалифицированных специалистов и желание молодежи связать судьбу с атомной отраслью.

Общая тенденция размещения региональных объектов предполагает их создание в малонаселенных районах на промплощадках значительного сосредоточения РАО или близи производств-источников их образования.

Наиболее оптимальное место захоронения необходимо выбирать с учетом технических и социально-экономических критериев:

·       Технические критерии:
– асейсмичность района;
– отсутствие тектонической активности;
– отсутствие повышенных геостатических давлений;
– отсутствие запасов полезных ископаемых;
– слабая проницаемость и высокая сорбционная емкость пород;
– возможная глубина заложения объекта;
– отсутствие проявлений оползней, селей, лавин и т. д.;
– водоразделы со значительной глубиной залегания грунтовых вод.

·       Экономические критерии:
– минимизация стоимости;
– наличие инфраструктуры для обращения с РАО;
– минимизация объемов перевозок.·      

Социальные критерии:
– низкая плотность населения;
– приближение к местам образования или накопления РАО;
– отсутствие санитарных зон охраны курортов;
– отсутствие особо охраняемых природных территорий.

Территория Северо-Западного региона крайне неоднородна с геологической точки зрения, поэтому имеются перспективные с геологической точки зрения территории. В процессе поиска пригодных для создания объектов окончательной изоляции РАО формаций, это позволяет рассматривать несколько альтернативных вариантов размещения с различными геологическими условиями (рис. 9).


Рис. 9. Геологические условия и возможные варианты размещения объектов окончательной изоляции РАО в Северо-Западном регионе

Анализ геолого-гидрогеологических материалов по исследуемым площадям позволил выделить ряд формаций, перспективных для создания в них могильников РАО – глины, скальные породы, каменные соли. Возможными местами создания объекта окончательной изоляции РАО в Северо-Западном регионе являются площадки Ленинградского филиала РосРАО, пород Кольского полуострова и Архангельской области (или непосредственно примыкающие к ней территории).

Перспективность породных массивов Ленинградской области для создания объекта окончательной изоляции РАО с геологической точки зрения обуславливается развитием синих кембрийских глин мощностью 10-12 м и серовато-зеленых плотных глин нижнего кембрия мощностью до 105 м. Глины, благодаря своим физико-химическим свойствам (слабопроницаемость и высокие сорбционные показатели), рассматриваются международным сообществом как весьма перспективная геологическая формация для создания пунктов окончательной изоляции РАО. В Бельгии, Франции, Швейцарии построены подземные лаборатории и осуществляются крупные международные проекты по исследованию изоляционных свойств глин.

Площадка Ленинградского филиала РосРАО  характеризуется залеганием мощных глинистых толщ с высокими изоляционными свойствами. Дополнительным фактором в пользу данной площадки является имеющийся опыт проходки и создания подземных сооружений в таких породах: В кембрийских глинах проложена большая часть тоннелей Петербургского метрополитена. Глубина залегания перспективных формаций ограничивает применение технологий приповерхностной изоляции на площадке, и делает необходимым рассмотрение варианта создания объекта глубокого захоронения РАО.

Главными негативными характеристиками данной территории являются ее расположение в прибрежной зоне Балтийского моря и густонаселенность района. Однако, весьма существенно, что площадки для регионального пункта захоронения РАО могут быть выбраны в аналогичных формациях глин на достаточном удалении от социально значимых районов, например, к юго-востоку от Ладожского озера.

В строении геологического разреза Мурманской области преобладают скальные метаморфические породы, представленные гранитами и гнейсами, мощностью 2-4 км. Гидрогеологические условия характеризуются наличием горизонта грунтовых вод с глубиной залегания 1-5 м. Коэффициент фильтрации изменяется в пределах 0,05-3,1 м/сут. Поэтому по совокупности геологических и гидрогеологических параметров территория может рассматриваться как перспективная для создания объекта окончательной изоляции РАО глубокого заложения, так как из-за нарушенности верхней части разреза и близкого к земной поверхности уровня грунтовых вод конструкции приповерхностного типа не смогут обеспечить надлежащей безопасности.

Детальные исследования аналогичных горных пород с целью создания объектов окончательного захоронения РАО проводились в Швеции (Форсмарк), где была создана подземная лаборатория, и Финляндии (Олкилуото). По результатам проведенных исследований в настоящее время на этих площадках начато строительство могильников РАО. Использование для размещения приповерхностного объекта окончательной изоляции РАО горных пород Кольского полуострова ограничивается мощной зоной трещиноватости, характерной для скальных пород этого региона. Это также делает целесообразным рассмотрение варианта создания глубокого объекта захоронения. В качестве наиболее приемлемого и проработанного варианта в настоящее время рассматривается тоннельный вариант подземного пункта захоронения РАО (рис. 10).


Рис. 10. Тоннельный вариант подземного пункта захоронения РАО

В Архангельской области надежность изоляции РАО может быть обеспечена физико-химическими свойствами глинистых толщ и затрудненным водообменном, связанным с геокриологической обстановкой в районе. Вечная мерзлота в совокупности с изолирующими свойствами глин полностью исключают возможность подтопления гипотетического объекта изоляции. Помимо этого район характеризуется более низкими показателями населенности относительно Ленинградской области и наличием более перспективных геологических формаций относительно Мурманской области. На этом фоне перспективным решением выглядит организации приповерхностного объекта в глинах в непосредственной близости от оборонных предприятий Архангельской области, что позволит с одной стороны снизить издержки на захоронение (приповерхностные варианты изоляции существенно ниже по удельной стоимости), с другой вынести объект захоронения за пределы густонаселенных областей округа.

Перспективным массивом для надежной изоляции РАО являются солевые формации республики Коми и юга Архангельской области. По совокупности геомеханических, гидрогеохимических, теплофизических и других характеристик эти формации являются весьма предпочтительными. Характерной чертой соляных сред является очень низкая скорость потока грунтовых вод и постепенное самоуплотнение выемок из-за ползучести соли, а также необычайно высокая стабильность солевых формаций, о чем свидетельствует возраст солевых месторождений, большинство из которых не моложе 200 миллионов лет. Кроме того, специфические свойства каменной соли позволяют широко использовать эти породы для строительства подземных сооружений различного целевого назначения.

В Германии в отработанной соляной шахте вблизи Магдебурга более 10 лет (1977–1989 гг.) функционировал могильник НАО и САО. Надежность эффективной изоляции РАО в солевых формациях подтверждается и опытом эксплуатации хранилища РАО “Горлебен” (Германия). В 1999 г. начало работу первое в мире подземное хранилище для трансурановых отходов в каменной соли в США (WIPP).

Для создания регионального могильника на Северо-Западе России возможно использовать выработанные пространства месторождений каменной соли в республике Коми. Использование выработанных солевых шахт для могильника РАО позволит практически исключить затраты на горно-проходческие работы, а иммобилизированные отходы будут являться балластом для заполнения пустот. Горно-геологические, социально-демографические, транспортно-технологические условия месторождений каменной соли полностью удовлетворяют требованиям по радиационной и экологической безопасности, а также условиям достаточной удаленности от крупных населенных пунктов и развитости транспортной и технологической инфраструктуры.

Главный недостаток этой территории – социально-психологический: в республике отсутствуют предприятий атомной отрасли. Поэтому выбор участка для создания регионального могильника должен осуществляться путем широкого обсуждения с местными органами власти и общественностью.

Таким образом, выбор площадок для создания регионального пункта захоронения РАО будет определять перспективы решения проблем обеспечения ядерной, радиационной и безопасности в Северо-Западном регионе и на всей территории России.

В заключение следует отметить, что выполнение мероприятий ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 г.»  позволит решить наиболее острую проблему ядерной энергетики, являющуюся принципиальным условием ее дальнейшего развития, – заключительный этап жизненного цикла ядерных объектов и ликвидация ядерного наследия. Создаваемая в рамках ФЦП Единая система обращения с РАО предотвратит дальнейшее накопление РАО, повысит экономическую эффективность ядерной отрасли, обеспечит повышение безопасности обращения с радиоактивными материалами на всех этапах их жизненного цикла и значительно улучшит экологическую обстановку в стране.

Назад

Материалы из архива

11.2009 Щит будущих поколений

Евгений Трифонов, gazeta.ruОдин из главных вопросов оборонной политики России – разумно ли ядерное разоружение страны в условиях появления все новых и новых ядерных держав. Чуть более полумесяца остается до 5 декабря, когда Россия и США должны представить согласованный Договор по стратегическим наступательным вооружениям, но сблизить позиции двух стран пока не удается. Вашингтон желает сохранить жесткий контроль над российскими мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами «Тополь», с чем не согласны в Москве.

5.2006 Еще раз о причинах Чернобыльской аварии

Дмитрий Стацура, начальник отдела технической поддержки Представительства ЗАО «Атомстройэкспорт» в г.Ляньюньгане, Китай, e-mail: statsuradmitriy@rambler.ru В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных причинам аварии на Чернобыльской АЭС. Обсуждение этого вопроса продолжается с 1986 года, и до сих пор не сложилось общего мнения. Хотя имеется ряд экзотических гипотез...

11.2008 Об утверждении Регламента Государственной корпорации по атомной энергии Росатом

Регламент Корпорации утверждается Правительством Российской Федерации и устанавливает порядок и правила осуществления государственных полномочий, возложенных на Корпорацию Законом. Согласно положениям Закона Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом...