Реконструкция «мокрого» хранилища вступила в заключительную фазу

08.11.2010 // ФГУП «ГХК»

На Горно-химическом комбинате заканчивается очередной, второй этап реконструкции одного из стратегически важных объектов – «мокрого» хранилища отработавшего ядерного топлива.

Начатые в 2008 году работы по реконструкции ХОТ-1 («мокрого» хранилища ГХК) уже позволили увеличить емкость объекта с проектных 6000 до 7200 тонн. Введение в строй так называемого узла примыкания (второй этап реконструкции) еще расширит возможности хранилища по приему ОЯТ. Уже в декабре этого года планируется проведение пуско-наладочных работ, после чего пять новых отсеков смогут принимать отработавшие сборки с реакторов ВВЭР-1000.

— Узел примыкания – это реконструированная под прием и «мокрое» хранение отработавшего ядерного топлива часть здания 1, примыкающая к зданию 2, — рассказал начальник цеха транспортирования и технологического хранения ОЯТ Александр Абрамкин. – Первоначально здесь планировали подготавливать к дальнейшей переработке сборки после «мокрой» выдержки. Отсюда они должны были поступать на завод РТ-2, который не был построен из-за общегосударственного кризиса 1990-х годов.

Что касается непосредственно здания 1, то сначала были усилены его несущие конструкции, поскольку работать здесь предстоит с новыми, более вместительными 20-местными чехлами, масса которых естественным образом превышает массу используемых сейчас 16-местных чехлов. Они позволят более компактно размещать сборки и рациональней использовать площадь бассейна. Сейчас заканчивается монтаж новых кранов. Планируется установка перегрузочной машины, которая позволит проводить операции по перегрузке тепловыделяющих сборок в автоматическом режиме. Заканчиваются гидроиспытания новых отсеков.

— Планируем завершить пусконаладочные работы в декабре, — рассказал заместитель начальника цеха №2 Сергей Черных. – Все мероприятия финансируются из Федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности. Мощности хранилища возрастут до 8400 тонн. А это стратегически важно не только для комбината, но и для всей отрасли. Сейчас идет огромная работа по замыканию ядерно-топливного цикла, по созданию технологий переработки ОЯТ, в том числе и сборок ВВЭР-1000, тех самых, что хранятся у нас. На ОДЦ, который также будет построен на ГХК, эти технологии должны быть отточены и доведены до совершенства. На это требуется время. Именно этот временной ресурс и создается, благодаря увеличению емкости «мокрого» хранилища.

Понятие «реконструкция хранилища» весьма обширно и включает в себя множество конкретных мероприятий, которые проводились в течение нескольких лет. Были проведены работы, обеспечивающие увеличение мощности самого «мокрого» хранилища. Заменили теплообменники, которые теперь способны обеспечить возрастающие с увеличением количества хранящихся сборок тепловые нагрузки. Поставили новые, более мощные насосы. Смонтировали новые трубопроводы. Добавлена градирня 71б. Новый узел расхолаживания. Новый узел подпитки. Установлено новое оборудование: в первую очередь речь идет об автоматической системе радиационного контроля, противопожарном оборудовании. Значительно обновлена система энергоснабжения, вентиляции. Все эти работы позволяют поддерживать и совершенствовать техническое и регламентное состояние хранилища в соответствии с возрастающими требованиями надежности и безопасности обращения с ОЯТ.

Назад

Материалы из архива

5.2009 Система АЭС малой мощности как фактор национальной безопасности России

Т.Д.Щепетина, к.т.н., нач. лаб. ИЯР РНЦ «Курчатовский институт» Но никогда ИМ не увидеть НАС      Прикованными к веслам на галерах!В.Высоцкий, «Еще не вечер»Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности… в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

5.2009 Перспектива развития энергетики с точки зрения науки

Н.Н.Пономарев-Степной, вице-президент Курчатовского института, академик РАН: - Наверное, 47 лет назад… я летал на самолете с атомным реактором. Вы знаете, тогда действительно атомная отрасль накопила очень могучие силы и мозговые, и интеллектуальные, и производство, и хотела попробовать эти силы в самых разных направлениях. В том числе, это атомный самолет, атомная ракета, т.е. ракета с ядерным двигателем, и космические установки… Я назову это ближайшее время…

10.2009 Чернобыль. Вывод, которого до сих пор нет

С.К.Шандринов Во всех материалах по расследованию причин чернобыльской трагедии, с которыми мне удалось познакомиться (таковых очень мало), и в комментариях, которые продолжаются до сих пор (этих  прочитано уже достаточно много), я не встретил попыток ответить внятно на один вопрос. Зачем вообще операторы затеяли какие-то исследования выбега, или чего-то там ещё, вместо того, чтобы штатно останавливать блок, как того требуют технологический регламент и эксплуатационные инструкции?