Обеспечение безопасности при транспортировании РМ морским транспортом

М.К Атурин, Федеральное агентство морского и речного транспорта, зам. начальника отдела; В.И.Ярош ,ЗАО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ»), зав. отделом; Н.Б.Левин, ЗАО «ЦНИИМФ», старший научный сотрудник


Развитие атомной энергетики невозможно без широкого использования различных видов транспорта для транспортирования радиоактивных материалов.


Значительный объем перевозок радиоактивных материалов выпадает на долю морского транспорта. Постановлением Правительства «О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии» №412 от 3 июля 2006 г. установлено, что Росморречфлот осуществляет государственное управление использованием атомной энергии в отношении подведомственных организаций, координацию и регулирование деятельности которых осуществляет Агентство.

К числу объектов использования атомной энергии на морском транспорте, принимающих участие в транспортировании РМ, и в отношении которых Росморречфлот осуществляет полномочия государственного органа управления использованием атомной энергии, относятся следующие:

·        суда, перевозящие радиоактивные материалы - опасные грузы класса 7, в том числе ядерные материалы, по международной и российской классификации;
·        морские порты (портовые средства), в которые разрешен заход (выход) судов и иных плавсредств с ЯЭУ и радиационными источниками, определенные распоряжением Правительства РФ  №14-р;
·         морские порты (портовые средства), в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих радиоактивные материалы (РМ) и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах, определенные распоряжением Правительства РФ № 1491-р.

Кроме деятельности, связанной с перевозкой РМ на морских транспортных судах в международном сообщении, Федеральное агентство морского и речного транспорта осуществляет управление в области использования атомной энергии в отношении подведомственного ему федерального государственного унитарного гидрографического предприятия (ФГУП «Гидрографическое предприятие»). Распоряжением Росморречфлота ФГУП «Гидрографическое предприятие» признано организацией, пригодной эксплуатировать радионуклидные энергетические установки (РИТЭГ), используемые в качестве источников питания средств навигационного оборудования на трассах Северного морского пути, а также осуществлять их доставку, установку и вывоз из мест расположения снятых с эксплуатации установок, обеспечивая соблюдение нормативных требований по радиационной безопасности. Следует отметить, что эти изделия содержат обедненный уран в качестве биологической защиты.

В целях обеспечения государственного управления в области торгового мореплавания, в морских портах созданы администрации морских портов, возглавляемые капитаном порта. Капитан морского порта при осуществлении функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту (в том числе при транспортировании радиоактивных материалов) подчиняется непосредственно Росморречфлоту.

Уместно отметить, что в соответствии с действующей терминологией транспортирование радиоактивного материала представляет собой перемещение, включая использование различных транспортных средств и его перегрузку, начиная с его отправления с ядерной установки (пункта хранения отправителя) и заканчивая прибытием на ядерную установку (пункт хранения получателя).

Таким образом, процесс транспортирования применительно к морскому транспорту включает в себя этапы:
· погрузка РМ на судно в морском порту (портовом средстве);
· перевозка на морском судне;
· перегрузка груза РМ с судна на другой вид транспорта.

Деятельность Росморречфлота по обеспечению безопасной транспортировки радиоактивных материалов морским транспортом осуществляется главным образом путем создания необходимой отраслевой нормативной базы, отражающей специфику работы отрасли, и организации эффективного ведомственного контроля.

Кроме того, Росморречфлотом готовятся с соответствующим обоснованием предложения по корректировке перечня морских портов, в которые разрешается заход судов с грузом радиоактивных материалов, инициируется разработка предложений по созданию требований к морским судам, предназначенным для перевозки РМ, и решается ряд других проблем.

Такие вариант организации управления, направления деятельности по обеспечению безопасности, по мнению специалистов отрасли, в современных условиях является оптимальными.

Мероприятия, осуществляемые Российским Морским Регистром судоходства, по обеспечению технической безопасности морских транспортных судов, осуществляющих перевозку РМ, в настоящем докладе не рассматриваются.

Отраслевое нормативное обеспечение разрабатывается в соответствии с положениями Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и имеет своей целью регламентирование деятельности морских организаций–участников транспортного процесса (с учетом специфики их деятельности) по выполнению требований действующего российского законодательства, нормативно-правовых актов федерального уровня.

Отраслевые нормативные документы определяют порядок подготовки персонала морских организаций, участвующих в транспортировке РМ, основные принципы обеспечения безопасности, указания по подготовке  организаций к участию в транспортировке ЯМ, требования к номенклатуре и содержанию объектовых нормативных документов, необходимых для участия в транспортном процессе. А также ряд других сведений.

Многолетняя практика морских перевозок радиоактивных материалов показала, что безопасность может быть обеспечена только в том случае, если на отраслевом уровне удается регламентировать все основные операции, связанные с транспортным процессом.

По этой причине и с учетом особенностей, налагаемых специфическими свойствами радиоактивных материалов, Росморречфлотом разработаны «Правила захода (выхода) в порты Российской Федерации судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами» (Р 31.2.12-04).

Применение Правил направлено на обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации и международных норм при заходе (выходе) в порты судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами.

Правила распространяются на суда перевозчика (в том числе, иностранного), морские порты и администрации морских портов, а также грузоотправителя и грузополучателя.
В документе подчеркивается, что заход (выход) судов с РМ на борту для проведения погрузочно-разгрузочных работ и дальнейшей транспортировки может осуществляться только в порты, поименованные в «Перечне морских портов Российской Федерации, в которые разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 г. №1491-р. Правила содержат основные указания, основные процедуры, которые должны выполняться в целях обеспечения управления и контроля за процессом транспортирования РМ.

Целесообразно осветить некоторые из обязательных процедур, которые должны соблюдаться при заходе в морской порт судна с грузом РМ.

Разрешение на заход в порт судна с ядерными материалами и радиоактивными веществами испрашивается судовладельцем у администрации морского порта захода с предоставлением ей информации о том, что безопасность судна, его конструкция, техническое состояние, а также комплектация и квалификация экипажа судна соответствуют требованиям «Международной конвенции по охране человеческой жизни на море» 1974 года (СОЛАС—74).

Разрешение на заход в порт судов с ядерными материалами и радиоактивными веществами на борту запрашивается судовладельцем (или капитаном судна) у капитана порта не позднее, чем за 72 часа до планируемого прихода судна в порт. После получения разрешения на заход в порт капитан судна сообщает капитану морского порта о времени своего прибытия в порт первоначально за 72 часа, а затем - за 24 и 4 часа.

При продолжительности следования судна из одного порта в другой менее 72 часов разрешение на заход согласовывается заблаговременно.

Заблаговременное оформление разрешения на заход судна с грузом РМ позволяет обеспечить надлежащую подготовку к его приему.

Капитан судна (судовладелец) в первичной информации о подходе судна к порту должен сообщить следующие данные:
·   название судна;
·   порт отправления судна;
·   цель захода в порт;
·   осадку носом и кормой;
·   название груза, № ООН, номер транспортной карточки по IMDG CODE;
·   тип упаковки, количество упаковок, суммарная масса каждого вида груза в упаковках;
·   транспортный индекс;
·   обобщенные параметры радиационной обстановки на судне;
·   особенности технического состояния судна, влияющие на безопасность при работе с грузами ядерных материалов и радиоактивных веществ.

После получения первичной информации о заходе капитан порта должен ставить в известность капитана судна, что информация о заходе рассматривается как заявление (капитана, судовладельца) с просьбой о постановке под надзор отраслевых подсистем общегосударственных систем:
·   контроля радиационной обстановки,
·   учета и контроля ядерных материалов,
·   учета и контроля радиоактивных веществ.

Для приема судна с ядерными материалами и радиоактивными веществами должна назначаться комиссия с обязательным включением в нее представителей инспекции портового надзора, противопожарной службы, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и санитарно-эпидемиологического надзора. Порядок формирования комиссии, ее состав, полномочия, организация деятельности и ответственность определяются капитаном соответствующего морского порта с обязательным документальным оформлением. Судно с грузом РМ должно быть осмотрено комиссией с целью проверки судовых документов, определению безопасного эксплуатационного состояния судна и принятия капитаном морского порта решения о возможности выполнения грузовых операций.

Для каждого отдельного случая, по решению капитана порта, комиссия может выполнять свои функции при размещении судна с грузом РМ на отдаленной якорной стоянке, либо после постановки судна к причалу.

Во время стоянки судна под грузовыми операциями служба радиационной безопасности порта совместно с лицами, ответственными за состояние радиационной безопасности на судне, систематически (и при необходимости) измеряет уровень ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения на причале (в месте стоянки судна), а также на судне. Радиометрические и дозиметрические измерения производятся:
·   на судне – до момента окончания выгрузки (последние измерения),
·   на причале и в порту – до вывоза последней упаковки с территории порта.

Оформление выхода из порта судна с ядерными материалами и радиоактивными веществами на борту и выход выполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации, «Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» и действующими обязательными постановлениями Администрации морского порта.

Такой порядок с управлением и контролем процесса транспортирования обеспечивает необходимую безопасность работы с грузом РМ.

Необходимо указать, что все морские организации-участники транспортного процесса должны быть подготовлены к работе с радиоактивными материалами. Последнее обеспечивается Росморречфлотом путем организации деятельности морских организаций на базе отраслевой нормативной документации (с созданием при необходимости объектовых документов) и проверка готовности участников транспортного процесса к безопасной работе путем проведения учений, тренировок, оценки эффективности взаимодействия на основе действующих отраслевых документов.

Судоходные компании-перевозчики должны обеспечить надлежащую подготовку транспортных средства (судов), в том числе снабдить их необходимой документацией, регламентирующей основные этапы работ по транспортировке РМ.

Стоит упомянуть, что при оформлении захода судна, транспортирующего радиоактивные материалы, судовой администрации следует, помимо общесудовых, предъявить комиссии следующие документы:
·   Копии лицензий судоходной компании на право осуществления заявленной деятельности, выданные в установленном порядке.
·   Обоснование возможности перевозки груза РМ.

Разработка документа организуется грузоотправителем для каждого конкретного судна, обоснование возможности перевозки должно быть одобрено РМРС;
·   Необходимые сертификаты (сертификаты–разрешения).
Сертификаты (сертификаты–разрешения) выдаются на радиоактивный материал особого вида, на радиоактивный материал с низкой способностью к рассеянию, на конструкцию упаковки, на перевозку и на специальные условия перевозки на срок не более 5 лет. Сертификат (сертификат–разрешение) на конструкцию упаковки и сертификат (сертификат–разрешение) на перевозку могут быть объединены в один сертификат (сертификат–разрешение).
·   Аварийная карточка на перевозимый груз.
Если на судне перевозятся различные виды (типы) РМ, необходимо наличие аварийных карточек на каждый  вид (тип) РМ. Утверждение аварийных карточек на различные виды грузов радиоактивных материалов, определение порядка их использования осуществляет орган управления использованием атомной энергии.
·   Программа радиационной защиты.

Должна быть разработана программа мероприятий по обеспечению планирования и учета мер радиационной защиты, связанной с дозами и вероятностью облучения персонала и населения,  должна охватывать все этапы перевозки, включая грузовые операции.

В случае перевозки, осуществляемой зарубежными судоходными компаниями, программа радиационной защиты для перевозки должна быть одобрена компетентным органом страны приписки судна и в случае необходимости компетентным органом страны каждого из портов захода.

В случае перевозки, осуществляемой российскими судоходными компаниями, программа радиационной защиты для перевозки должна быть одобрена органом государственного  управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

·   Санитарно-эпидемиологическое заключение.
Санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие мест размещения груза РМ санитарным требованиям, выдается органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

·   Перечень членов судового экипажа и лиц, сопровождающих груз РМ, относящихся к персоналу групп А и Б.

·   Погрузочный ордер.
В надлежащим образом оформленном погрузочном ордере должны быть указаны: название груза (наименования радиоактивного материала), его активности, № ООН, номер транспортной карточки по МК ММОГ, тип упаковок, количество упаковок, массы (суммарной и отдельных упаковок), индекс безопасности по критичности для ЯМ (суммарного и отдельных упаковок), транспортный индекс (суммарный  и отдельных упаковок), другие необходимые сведения.

·   План размещения опасных грузов (манифест опасных грузов).
В плане указывается  точное расположение находящихся на борту грузов РМ, подлежащих выгрузке и тех, которые должны остаться на борту судна после проведения грузовых операций.

·   Технологическая карта размещения радиоактивных материалов на судне.
Разрабатывается при перевозке упаковок, транспортных пакетов и грузовых контейнеров, требующих специальных способов размещения и крепления.

·   Документ о безопасной укладке и креплении груза.
Документ, подтверждающий, что все грузовые единицы (грузовые места) погружены, размещены и закреплены на судне надлежащим образом.

·   Программа судоходной компании по обеспечению качества перевозки груза РМ.

·   Программа производственного контроля за радиационной безопасностью.
Разрабатывается грузоперевозчиком и согласовывается с органом, осуществляющим государственный  санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью организации (судоходной компании).

·   Протоколы (индивидуальные карточки) дозиметрического контроля рабочих мест и индивидуального дозиметрического  контроля.

·   План организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке груза РМ.
План должен быть согласован с организациями и ведомствами, участвующими в транспортировании РМ и аварийном реагировании в случае возможных аварий с грузом РМ при транспортировании и утвержден эксплуатирующей организацией (судоходной компанией). К плану прилагаются:
- инструкции для сопровождающего персонала;
- инструкция по обращению с поврежденным грузом РМ;
- расчет-обоснование размеров зон загрязнения РВ при аварии, сопровождающейся выбросом РВ и (или) ЯМ;
- схема связи и оповещения при всех режимах функционирования дежурно-диспетчерской службы.

·   Судовой план действий при чрезвычайных ситуациях.
Планы  разрабатывается только для судов, перевозящих отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокоактивные отходы в контейнерах.

·   План физической защиты судна.

·   Копии разрешений.
Выдаются  Ростехнадзором, согласно перечню должностных лиц, которые должны получить разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, утвержденному Росморречфлотом.

·   Журнал по проведению инструктажа и проверке знаний персонала в области радиационной безопасности.

·   Другие документы по требованию комиссии.

Уже один состав документов, рассматриваемых комиссией при заходе в морской порт судна с грузом РМ, свидетельствует о внимании, уделяемом проблеме обеспечения безопасности при обращении с радиоактивными материалами на морском транспорте.

Морским портам (операторам морских терминалов) в целях эффективного и безопасного управления деятельностью по обеспечению захода (выхода), стоянки судов с РМ на борту, перевалки грузов РМ в границах морского порта Росморречфлотом предписывается иметь (и руководствоваться ими в практической деятельности) следующие документы:

·   Распоряжение Правительства РФ № 1491-р от 14.10.2003г. (с дополнениями),
·   Откорректированные обязательные постановления в соответствующем морском порту.
·   Копии лицензий, полученных в установленном порядке морскими портами (операторами морских терминалов), на право осуществления заявленной деятельности.
·   Программы радиационной защиты, разработанных грузоотправителем (грузополучателем) с указанием мер радиационной защиты, связанной с дозами и вероятностью облучения персонала и населения, при выполнении грузовых операций с радиоактивными материалами в конкретных условиях порта (портового средства).
·   Копии аварийных карточек на каждый тип (вид) груза РМ.
·   Копии сертификатов (сертификатов–разрешений) на перегружаемые радиоактивные материалы и конструкции радиационных упаковок.
·   Обоснование безопасности проведения работ по перегрузке радиационных упаковок (грузов РМ).
·   Приказы по порту об организации работ по перевалке грузов РМ и назначении ответственных лиц.
·   Перечень лиц, относящихся к персоналу групп А и Б.
·   Планы мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий для морских портов.
·   Программы морских портов (операторов морских терминалов) по обеспечению качества заявленной деятельности в области использования атомной энергии.
·   Положения об обеспечении физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и радиоактивных веществ в границах морского порта.
·   Положения об организации учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ в морском порту.
·   Положения об обеспечении производственного радиационного контроля при выполнении работ по перевалке грузов РМ.
·   Положения об обеспечении радиационного контроля территории акватории морского порта при стоянке судов с ЯМ и РВ на борту.
·   Санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие заявленной деятельности, мест транзитного хранения ЯМ и РВ, специальных портовых транспортных средств  санитарным правилам.
·   Рабочие технологические карты, согласованные в установленном порядке, на перегрузку ЯМ или РВ по конкретной технологической схеме.
·   Копии разрешений, выданных  Ростехнадзором, на право ведения работ в области использования атомной энергии, согласно перечню должностных лиц, утвержденному Росморречфлотом, которые должны получить такие разрешения.

Значительный вклад в обеспечение безопасности при обращении с РМ вносят федеральные государственные учреждения «Администрации морских портов».

Их Уставом определено, что Администрации находится (согласно распоряжению Правительства РФ №1748-р от 31.12.2004г.) в ведении Росморречфлота, руководствуется его приказами и, по поручению Агентства, имеет право представлять Агентство в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Агентства.

В целях осуществления возложенных на нее функций администрация морского порта (ст. 12 Закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы.

Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту, согласно Федеральному законодательству (ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», ст.74, 78), осуществляет капитан морского порта, а его распоряжения по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.

Согласно российскому законодательству и положениям Устава ФГУ «Администрация морского порта» Администрацию возглавляет капитан морского порта, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта.

Капитан морского порта взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам осуществления государственного портового, экологического и иных предусмотренных  законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах.

В целях обеспечения выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации № 1491-р от 14.10.2003 г. (с дополнениями), на капитана морского порта (по поручению Агентства) возложены следующие функции:

·   организация оформления прихода судов с РМ на борту в морской порт, выдача разрешений на выход указанных судов из порта;
·   организация и контроль за разработкой руководством морских портов (операторами морских терминалов) планов мероприятий морского порта по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, контроль за реализацией Планов.
·   взаимодействие, в части обеспечения безопасности при обращении с РМ с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, МЧС) по вопросам осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля и надзора в морских портах;
·   организация и контроль за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории/акватории морских портов при стоянке в них судов, транспортирующих РМ (в том числе при осуществлении погрузо-разгрузочных операций), мест транзитного хранения РМ.
·   контрольные функции за выполнением мероприятий по учету и контролю ЯМ, РВ и РАО на территории морского порта;
·   организация и координация деятельности организаций и предприятий (судоходных компаний, операторов морских терминалов и т.д.) по обеспечению охраны судов, портовых средств и объектов инфраструктуры морского порта.
·    осуществление деятельности по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания  в пределах территории и акватории морского порта и на подходах к нему;
·   осуществление контроля за деятельностью операторов морских терминалов (в части обеспечения безопасности) при  технической эксплуатации портовых сооружений, объектов обработки и хранения грузов РМ, а также погрузо-разгрузочных работ с РМ в морских портах;
·   организация, руководство и взаимодействие (при транспортировании РМ морем совместно с региональными АСФ Госкорпорации «Росатом») операциями по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательном районе Российской Федерации, закрепленном за морским спасательно-координационным центром (морским спасательным подцентром);
·   организация и руководство аварийно-спасательными работами с судами, перевозящими радиоактивные материалы, на акватории морского порта (совместно с региональными АСФ Госкорпорации «Росатом»);
·   наложение запрета на  эксплуатацию судов и плавсредств с РМ на борту в морских портах, временное прекращение или ограничение приема грузов РМ случае нарушения требований Законов РФ, иных нормативных правовых актов, нормативных актов органов регулирования безопасности при использовании атомной энергии, документов ведомственного (Росморречфлота) уровня, распоряжений (постановлений) капитана порта. 
·   обеспечение  защиту  сведений (в части обращения с РМ), содержащих государственную, служебную,  коммерческую и иную охраняемую законом тайну от несанкционированного доступа.

В целях реализации возложенных на него функций в части выполнения распоряжений Правительства Российской Федерации № 1491-р от 14.10.2003г. (с дополнениями), в морских портах капитан морского порта должен организовывать, в соответствии с ст. 12 Закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработку нижеследующих документов (разделов документов):

·   «Формирование и организация деятельности комиссии для приема судов с РМ на борту» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах);
·   «Отдаленные якорные стоянки для судов с РМ на борту» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах);
·   «Служба радиационной безопасности морского порта» и/или «Лицо, ответственное за радиационный контроль в морском порту» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах).

Примечание:
Для портов разового захода капитаном порта назначается лицо, ответственное за радиационный контроль.

·   «Порядок взаимодействия службы радиационной безопасности с территориальными (региональными) структурными подразделениями органов санэпиднадзора при осуществлении радиационного контроля на территории/акватории порта при стоянке в них судов (плавсредств) с РМ на борту и проведении грузовых операций с грузом РМ» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах).
·   «Порядок взаимодействии портовых служб с территориальными (региональными) структурными подразделениями органов государственного регулирования безопасности при заходе (выходе) и стоянке судов с РМ на борту» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах). 
·   «Порядок взаимодействия портовых служб с территориальными (региональными) подразделениями МЧС России при возникновении аварийных (чрезвычайных) ситуаций на территории/акватории морского порта» (раздел в обязательных постановлениях в морских портах).

Примечание:
разделы, определяющие «Порядок взаимодействия…» могут быть объединены в единый раздел.

·   Распоряжение «Об организации лоцманского и буксирного обеспечения захода (выхода) судов/плавсредств с ЯМ и РВ на борту»

Примечание: документ должен включать, в том числе, организацию лоцманского и буксирного обеспечения в аварийных ситуациях, связанных с необходимостью их перемещения на отдаленную якорную стоянку, а также рекомендации по обеспечению радиационной защиты экипажей буксиров и их специальной подготовке.

·   Распоряжения «Об организации и контроле за выполнением работ по перевалке грузов РМ в морском  порту».
·   Распоряжения «Об  организации  контроля  за деятельностью операторов морских терминалов (владельцев объектов инфраструктуры морского порта) при технической эксплуатации портовых средств и сооружений, объектов обработки и хранения грузов РМ, погрузо-разгрузочных работах с РМ в морском порту»,.
·   Распоряжение «Об организации контроля за реализацией операторами морских терминалов (владельцами объектов инфраструктуры морского порта) программ обеспечения качества заявленной деятельности».
·   Распоряжение «Об организации контроля за реализацией операторами морских терминалов (владельцами объектов инфраструктуры морского порта)  программ производственного контроля за радиационной безопасностью при работах по перевалке грузов РМ».
·   Распоряжения «Об организации и контроле за деятельностью организаций и предприятий по обеспечению охраны судов с ЯМ и РВ на борту и объектов инфраструктуры морского порта, занятых в перевалке грузов РМ».
·    Распоряжения «Об организации контроля за деятельностью организаций и предприятий по обеспечению физической защиты РМ, пунктов транзитного хранения РМ, размещенных на территории/акватории морского порта».
·   Распоряжения «Об организации контроля за учетом и контролем ЯМ  и РВ при перевалке грузов РМ в морском порту».
·   Распоряжения «Об организации контроля за разработкой, вводом в действие и реализацией планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий в морских портах».
·   Комплекта документов  Администрации морского порта, регламентирующих организацию  аварийно-спасательных работ с судами, перевозящими радиоактивные материалы, на акватории морского порта и в пределах соответствующего поисково-спасательного района.
·   Распоряжение «Об обеспечении защиты сведений содержащих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну от несанкционированного доступа при обращении с РМ».
·   Распоряжение «Об организации контроля  за деятельностью аварийно-спасательных формирований, создаваемых из числа работников (персонала) операторов морских терминалов (владельцев объектов инфраструктуры морского порта)».

Примечание:
вид документа (распоряжение, постановление, инструкция и т.д.) должны определяться капитаном морского порта, исходя из практической целесообразности.

Структуру, основное содержание документов, необходимых для работы участников транспортного процесса, в пределах своих полномочий определяет Росморречфлот в отраслевой нормативной базе.

Одним из важнейших направлений обеспечения безопасности при транспортировании РМ является заблаговременное решение проблем, связанных с ликвидаций последствий возможных аварий. Исходя из этого, 17 сентября 2008 года издан совместный приказ Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Положения о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федерального агентства морского и речного транспорта с организациями, участвующими в работах по ликвидации последствий аварий при транспортировании радиоактивных материалов морским транспортом».

Этот документ (Положение) создавался совместно группой специалистов от ГК «Росатом» и от Росморречфлота.

Приказ издан в целях совершенствования системы ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов и радиоактивных веществ и организации взаимодействии в этой области заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. № 2237-р о Плане мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (пункт 10).

Приказом предусмотрено, что Росморречфлот в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 2,ст. 121; 2005, № 23, ст. 2269; 2006, № 41, ст. 4256), а также Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России (зарегистрировано Минюстом России 28 июля 1995 г., регистрационный № 917): организует и координирует деятельность поисковых и аварийно-спасательный служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации в рамках функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Приказом в Росморречфлоте внутриведомственную координацию действий по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие на море, и ликвидации последствий радиационных аварий организуют:

·   Комиссия Федерального агентства морского и речного транспорта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
·   Государственный морской спасательно-координационный центр федерального государственного учреждения «Госморспасслужба России» (ГМСКЦ);
·   Управление обеспечения судоходства Росморречфлота - в части морского поиска и спасания.

В качестве участников взаимодействия со стороны морских организаций определены: морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) администраций морских портов, осуществляющие координацию и поиск людей, терпящих бедствия на море, в закрепленных за ними поисково-спасательных районах России, определенных  Положением о взаимодействии аварийно-спасательных служб министерств, ведомств и организаций на море и водных бассейнах России.

Приказ возлагает на участников взаимодействия определенные обязанности. По ряду мероприятий даются поручения непосредственно Администрациям морских портов.

В соответствии с упомянутым организационно-распорядительным документом МСКЦ (МСПЦ) совместно с региональными АСФ Госкорпорации «Росатом» должны разрабатывать региональные планы взаимодействия по обслуживанию районов и территорий в пределах поисково-спасательньых районов соответствующего МСКЦ (МСПЦ) (региональный планы взаимодействия), которые являются отдельным разделом бассейновых планов поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море.

Региональные планы взаимодействия должны утверждаться начальниками администраций морских портов (капитанами морских портов), в структуру которых входят МСКЦ (МСПЦ и руководителями региональных АСФ Госкорпорации «Росатом», обслуживающих соответствующие районы и территории.

В планах должны указываться:
·   границы районов взаимодействия;
·   задачи, подлежащие выполнению в этих районах,
·   состав сил и средств, привлекаемых к решению поставленных задач.

Руководящими документами при ликвидации последствий радиационных аварий на море и в портах также должны являться:
·   аварийная карточка на транспортирование радиоактивных материалов, находящаяся на судне;
·   план организации работ по ликвидации аварий на судне при перевозке радиоактивных материалов;
·   документы Администрации морского порта, регламентирующие организацию  аварийно-спасательных работ с судами, перевозящими радиоактивные материалы, на акватории порта;
·   план мероприятий морского порта по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
·   план действий АСФ Госкорпорации «Росатом» при ликвидации возможных последствий аварийных ситуаций при транспортировании радиоактивных материалов в обслуживаемом регионе России;
·   план ликвидации последствий аварий при транспортировании радиоактивных! материалов, разработанный грузоотправителем, (грузополучателем) и согласованный с соответствующим региональным АСФ Госкорпорации «Росатом».

Приказом предусмотрены основные принципы и формы организации взаимодействия. Среди этих мероприятий имеются такие, которые имеют непосредственное отношение к деятельности Администраций морских портов. Например, при авариях II и III категорий с радиационным фактором в морском порту капитан морского порта оповещает МСКЦ (МСПЦ) и ГМСКЦ, соответствующее региональное АСФ Госкорпорации «Росатом» о ЧС в порту.

Не вызывает сомнений, что выполнение требований Приказа  может быть достигнуто только при подготовке к этому всех участников взаимодействия.

По поручению Росморречфлота ЗАО «ЦНИИМФ» были выполнены проверка и анализ подготовленности морских организаций к выполнению работ, предусмотренных «Положением и взаимодействии…».

Результаты анализа свидетельствуют о том, что:
·   отсутствуют требования к судам-спасателям (конструкция, оснащение) и членам экипажа;
·   отсутствуют отраслевые нормативные документы, регламентирующие требования к нормативной базе Администраций морских портов, морских спасательно-координационных центров (МСКЦ), судоходных компаний и морских портов;
·   отсутствуют нормативные документы, регламентирующие процессы обучения персонала, проведение учений на:
- судах-перевозчиках,
- судах-спасателях,
- совместных МСКЦ с аварийно-спасательными формированиями ГК «Росатом»,
·   недостаточно четко регламентированы требования по участию экипажей судов в ликвидации последствий аварий и по взаимодействию с аварийно-спасательными формированиями ГК «Росатом».

Таким образом, необходима разработка плана мероприятий, направленного на обеспечение требований «Положения о взаимодействии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федерального агентства морского и речного транспорта с организациями, участвующими в работах по ликвидации последствий аварий при транспортировании радиоактивных материалов морским транспортом».
По мнению специалистов морского транспорта в план мероприятий должно быть включено:

Разработка отраслевых (Росморречфлота) нормативных документов:

·   «Положение о выполнении спасательных операций с судами, транспортирующими радиоактивные материалы»;
·   «Технико-эксплуатационные требования к судам-спасателям, принимающим участие в выполнении спасательных операций с судами, транспортирующими радиоактивные материалы, и их оснащению»;
·   «Технико-эксплуатационные требования к судам, транспортирующим радиоактивные материалы, и их оснащению»;
·   «Методика определения типов угроз (внешних воздействующих факторов, попыток совершения несанкционированных действий, других типов угроз), которые могут привести к радиационной аварии»;
·   «Методика определения категории аварий при транспортировании РМ морским транспортом»;
·   «Типовой региональный план взаимодействия по обслуживанию районов и территорий в пределах поисково-спасательных районов соответствующего МСКЦ»;
·   «Типовой план организации работ по ликвидации последствий аварий на судне при перевозке радиоактивных материалов»;
·   «Типовой план мероприятий морского порта по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий»;
·   «Типовой комплект документов Администрации морского порта, регламентирующий организацию аварийно-спасательных работ с судами, перевозящими радиоактивные материалы»;
·   «Общие принципы взаимодействия лица, сопровождающего груз РМ, с экипажем транспортного судна и судна-спасателя»;
·   «Программа обеспечения качества при выполнении спасательных операций с судами, перевозящими РМ»;
·   «Положение об организации физической защиты ядерных материалов при морских авариях и осуществлении спасательных операций»;
·   «Защита информации о местонахождении судов, транспортирующих РМ, от несанкционированных действиях по отношению к ним, авариях с судами»;
·   «Положение об организации контроля радиационной обстановки при авариях, их ликвидации и организации передачи данных в отраслевую систему контроля радиационной обстановки и государственную систему (ЕГАСКРО)»;
·   «Положение о подготовке и проверке знаний экипажей морских судов, транспортирующих РМ (включая программу подготовки)»;
·   «Положение о подготовке и проверке знаний морских спасателей, которые будут готовиться для спасательных операций с судами, транспортирующими РМ (включая программу подготовки)»;
·   «Положение об организации учета и контроля ядерных материалов в ходе выполнения спасательных операций»;
·   «Положение о взаимодействии профессиональных аварийно-спасательных формирований ГК «Росатом» с экипажами морских транспортных судов и судов-спасателей при ликвидации последствий аварий»;
·   «Положение об организации совместных учений организаций ГК «Росатом» и Росморречфлота по осуществлению спасательных операций и ликвидации радиационных аварий при транспортировке РМ».

Совместно с ГК «Росатом» должны быть разработаны нормативные документы:

·   «Технико-эксплуатационные требования к оборудованию, необходимому профессиональным аварийно-спасательным формированиям ГК «Росатом» для работы на морских судах»;
·   «Положение о подготовке и проверке знаний специалистов профессиональных аварийно-спасательных формирований ГК «Росатом», которые будут ликвидировать радиационные аварии на морских судах».

Выполнение отраслевых исследований, направленных на:

·   разработку принципиальных схем и технико-эксплуатационных требований к оборудованию систем дистанционного определения категории аварии при перевозках РМ морским транспортом;
·   разработку рекомендаций к дополнению, изменению российского законодательства, международных норм и правил в части, касающейся участия судов, транспортирующих РМ, в спасательных морских операциях (обеспечить разрешение неучастия таких судов в спасательных морских операциях в определенных случаях).

Выполнение работ по приведению судов спасателей и судов перевозчиков в соответствии с существующими и разработанными требованиями.

Документы морских организаций, в том числе администраций морских портов, должны разрабатываться с учетом и на базе вышеупомянутых типовых документов. При этом в объектовые документы должна носиться, в основном специфика, указанных объектов.

Значительное внимание уделяется проблеме снятия с эксплуатации и вывоза с места установки РИТЭГ. Под руководством Росморречфлота выполнен комплекс работ по организации и обеспечению безопасного снятия с эксплуатации РИТЭГ, а также их доставки к месту утилизации.

По состоянию на 1 января 2009 г. на трассах Северного морского пути находилось 257 РИТЭГ ФГУ «Гидрографическое предприятие». В 2009 г. запланирован вывоз 41 РИТЭГ.

С учетом того, что вывоз РИТЭГ с места их установки может быть осуществлен только морским транспортом, было принято решение об использовании для этих целей судов ФГУ «Гидрографическое предприятие». Для обеспечения этого был организован комплекс работ по подготовке транспортных средств предприятия.

Суда готовились для перевозки снятых с эксплуатации РИТЭГ в соответствии с действующими федеральными требованиями, на основе которых было разработано соответствующее нормативное обеспечение.

В частности стоит упомянуть следующие документы:
·       Обоснование возможности перевозки опасных грузов класса 7 на гидрографическом судне (для каждого из судов, участвующего в процессе вывоза);
·       Программа обеспечения качества при эксплуатации и при выводе из эксплуатации (демонтаже и транспортировании на территорию ФГУП «Атомфлот» г. Мурманска) РИТЭГ на основе РИТ-90.

Указанные документы согласованы надлежащим образом.

С учетом необходимости соблюдения обязательств Российской Федерации в части нераспространения материалов, из которых может быть изготовлено оружие массового уничтожения, предотвращения ядерного и радиологического терроризма Росморречфлотом уделено большое внимание этой проблеме.

«Целевая Программа совершенствования физической защиты и противодействия ядерному и радиологическому терроризму на объектах и в организациях морского транспорта», утвержденная Руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта В.В.Рукшей 18 января 2005 г.

Упомянутая Программа успешно реализуется, в том числе, с привлечением средств международной помощи.

Комплекс мероприятий, осуществляемых Росморречфлотом по управлению процессом транспортирования РМ морским транспортом, позволяет обеспечить безопасность при морских перевозках радиоактивных материалов.

назад

Материалы из архива

2.2006 Как приватизировали АЭС в Великобритании

Джон Дайнан, консультант Европейской комиссии на площадке Смоленской АЭС Джон Дайнан – не случайная личность в атомной энергетике. Начиная с 70-х годов, он активно работает в сфере производства электроэнергии. В 90-е годы прошлого века Джон Дайнан стал свидетелем подготовки и проведения акционирования, приватизации атомной энергетики Великобритании, а также создания генерирующей компании British Energy.

12.2008 Лучшей заменой АЭС в Литве будет газ

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: - Атомные станции очень сложно и дорого строить. Есть опасения, что заявленные "советские" темпы - по два реактора в год - соблюдаться не будут, тем более в условиях кризиса. У нас в этой сфере достаточно много проблем - и в машиностроении, и у всех остальных участников производственной цепи. Надо понять, кто будет строить реакторы, кто будет строить станции, и надо помнить, что мощностей для строительства реакторов очень мало,..

1.2006 Есть ли будущее у взрывной дейтериевой энергетики?

Б.В.Литвинов, академик, ВНИИТФ, г. Снежинск Вынесенный нами для обсуждения в этой статье вопрос, скорее всего, будет встречен с недоумением. Во-первых, термин «взрывная дейтериевая энергетика» был введен в употребление сравнительно недавно группой исследователей – физиков Российского Федерального Ядерного Центра – ВНИИ технической физики им. академика Е.И.Забабахина (г.Снежинск, Челябинской области), издавших в 1996 г. в нашем институте небольшую книгу под названием «Взрывная дейтериевая энергетики».