Как защитить наш ядерный щит

Джордж Шульц занимал пост госсекретаря США с 1982 по 1989 гг.; Уильям Перри занимал пост министра обороны США с 1973 по 1977 гг.; Генри Киссинджер занимал пост госсекретаря США с 1973 по 1977 гг.; Сэм Нанн занимал пост председателя Комитета Сената США по вооруженным силам


По мере сокращения количества ядерных вооружений нам необходимо сохранять уверенность в качестве нашего ядерного арсенала


В свое время все четверо авторов этой статьи - сейчас нашему примеру последовали и многие другие - выступили в поддержку общемировой инициативы, целью которой было сократить значение ядерного оружия для обороны, не дать ему слишком сильно распространиться и попасть в руки потенциально опасных личностей и в конечном итоге положить конец ядерным вооружениям как угрозе миру. Мы сделали и делаем это, поскольку понимаем очевидную опасность некоторых имеющих место обстоятельств.

Распространение ядерного оружия, ядерных технологий и ядерных материалов все ускоряется, и сегодня мир подошел вплотную к точке невозврата: существует совершенно реальная возможность того, что самое разрушительное оружие из когда-либо изобретенного человечеством окажется в очень опасных руках.

Однако, работая над количественным сокращением ядерных зарядов с тем, чтобы высокие устремления к миру без ядерного оружия когда-нибудь стали реальностью, мы признаем необходимость поддерживать безопасность, сохранность и надежность того оружия, что у нас уже имеется. Оно должно быть безопасным - то есть не должно сработать «нечаянно»; должна быть обеспечена его сохранность - чтобы им не мог воспользоваться кто-то, кто не имеет на это права; наконец, оно должно быть надежным, чтобы у нас был ядерный щит до тех пор, пока это оружие есть у других стран. Это огромная ответственность, учитывая, сколь серьезными последствиями чреваты любые сбои в любом из трех обозначенных пунктов.

В последние полтора десятка лет эти задачи успешно выполняют инженеры и ученые, работающие на ядерных заводах нашей страны, а также в трех национальных лабораториях - Лоренс Ливермор в Калифорнии, Лос-Аламос в Нью-Мексико и Сандия в Нью-Мексико и Калифорнии. Этот дружный и талантливый коллектив, вооружившись последними достижениями науки и техники, разработал способы проверки ядерных арсеналов на соответствие высоким стандартам качества. Благодаря проведенной этими людьми работе министры обороны и энергетики могут ежегодно с 1995 года, когда начала действовать программа сертификации, всесторонне оценивать ядерный арсенал США на безопасность, сохранность и надежность вооружений. Кроме того, коллектив трех упомянутых нами лабораторий заслуживает самых высоких похвал за успешную работу по продлению ресурса ранее созданных вооружений. Благодаря их труду научный мир гораздо глубже понимает природу ядерного взрыва, при этом не испытывая необходимости в проведении реальных подземных ядерных испытаний.

Тем не менее, как установила Комиссия по стратегическому позиционированию (Strategic Posture Commission), во главе которой стоят экс-министры обороны Перри и Джеймс Шлесинджер (James R. Schlesinger), в будущем мы можем столкнуться с определенными проблемами. В своем отчете, представленном Конгрессу в прошлом году, эта комиссия призывает сделать серьезные вложения в восстановление и обновление инфраструктуры ядерных вооружений, а также предоставить тройке национальных ядерных лабораторий дополнительные ресурсы.

Эти вложения настоятельно необходимы для того, чтобы скомпенсировать негативные последствия глубокого сокращения бюджетов, выделенным национальным лабораториям в последние пять лет на научно-технические и инженерные программы, успешность которых и определяет надежность ядерного щита страны. Соединенные Штаты должны продолжать привлекать, развивать и удерживать лучших ученых, инженеров, конструкторов и техников для поддержания качества нашего ядерного арсенала, пока он нужен для обеспечения безопасности страны - какого бы размера этот арсенал ни был.

Сохранение научного задела в данной сфере не менее важно и для достижения более долгосрочной цели - построить и сохранить мир, свободный от ядерного оружия. Ведь для того, чтобы этого добиться, нужны люди, знающие, как проверить, выявить, предотвратить и наказать.

Недавно завершенное техническое исследование, проведенное по заказу Национального управления по ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration) при Министерстве энергетики, подтверждает действенность наших рекомендаций по поддержанию безопасности, сохранности и надежности ядерного арсенала. Само исследование провела независимая консультативная группа JASON, состоящая из авторитетных ученых, имеющих полный доступ к секретной информации, необходимой для работы с ядерными вооружениями.

Вот что говорится в отчете JASON: «С использованием подходов, подобных тем, что применяются в настоящее время в рамках программ по продлению ресурса ядерных вооружений, ресурс боеголовок, уже стоящих на вооружении, может быть продлен на десятки лет без потери уверенности в их качестве». Тем не менее, участники группы выражают и определенное беспокойство: «Любые варианты продления ресурса нынешнего ядерного арсенала зависят от поддержания и постоянного обновления научно-технического, инженерного и производственного потенциала, в настоящее время существующего исключительно в рамках военной ядерной программы». Авторы исследования не скрывают своей «обеспокоенности тем, что этот потенциал сегодня находится под угрозой из-за недостаточной стабильности программы, недостаточного осознания серьезности выполняемой специалистами задачи и ухудшением условий для их работы».

На эти выводы можно и должно отреагировать адекватным и стабильным финансированием данной программы. Необходимость поддержания уверенности в качестве нашего ядерного арсенала особенно важна в свете сокращения количества ядерных боезарядов, полностью соответствует курсу на лидерство США в достижении таких целей, как нераспространение ядерного оружия и технологий, снижение риска применения ядерного оружия и сокращения ядерных вооружений и необходимо для сохранения этого лидерства.

Тем, что мы пойдем на необходимые этой программе долгосрочные вложения, мы также усилим доверие к себе и уверенность других стран в нашей технической способности принимать важнейшие меры по снижению ядерной опасности во всем мире. Среди этих мер - недопущение распространения ядерного оружия и попадания боезарядов или материалов, из которых можно было бы такие боезаряды создать, в руки опасных личностей.

Для того, чтобы успешно избежать этих опасностей, жизненно важно усиление международного сотрудничества. И если мы будем на практике такое сотрудничество строить и крепить, наши действия на ядерной мировой арене не останутся незамеченными ни нашими друзьями и союзниками, ни нашими противниками. Защита нации для нас всегда сохранит приоритет по отношению к чему бы то ни было.

Конечно, нынешние стратегии в этой области можно и должно менять, если это необходимо для поддержания безопасности, сохранности и эффективности ядерного щита. Однако, как указывает наш коллега Билл Перри в предисловии к отчету «Стратегическое позиционирование Америки» (America's Strategic Posture), мы обязаны «идти двумя параллельными путями: один путь снижения ядерной опасности - поддержание качества нашего ядерного щита; другой путь снижения ядерной опасности - контроль над вооружениями и международные программы по их нераспространению». Учитывая, с какими угрозами распространения ядерного оружия и технологий, а также ядерного терроризма, мы сегодня сталкиваемся, эти два пути отнюдь не исключают друг друга. Чтобы обеспечить безопасность своей страны, мы должны одинаково успешно продвигаться и по первому, и по второму.

Наконец, дело не только в нашем собственном арсенале. Один из коренных интересов нашей безопасности заключается в том, чтобы любая единица ядерного оружия, где бы она ни находилась, не могла сработать случайно, по приказу террористов или из-за действий других людей, не имеющих соответствующих полномочий. Мы должны добиваться диалога с другими государствами, обладающими ядерным оружием, и делиться с ними нашими концепциями и технологиями обеспечения его безопасности и сохранности, соответствующими интересам нашей национальной безопасности.


Перевод из "The Wall Street Journal" опубликован на сайте "Голоса России" 20.01.2010

назад

Материалы из архива

7.2008 Кто стоит у руля американского «ядерного ренессанса»

Справка редакции сайта www.proatom.ruСамуэль Р. Бодман, министр энергетики США31 января 2005 года Сенат США единогласно избрал Самуэля Райта Бодмана на должность министра энергетики США. Бюджет министерства энергетики США  превышает 23 миллиарда долларов, а на подведомственных ему предприятиях работает более 100 тысяч человек. В  2006 г. Бодман объявил о программе господдержки проектов по строительству новых атомных электростанций в стране.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.