Cквозняки вместо ракет

Виктор Баранец, «Комсомольская правда»

Невиданное дело в истории нашей оборонки: новая ракета «Булава» еще не принята на вооружение, а ее имя уже стало всемирно известным. Главным образом из-за худой славы: капризное чадо российских конструкторов летает «через раз» - каждый второй испытательный пуск оказался провальным.

Да, «Булава» - проект новый, а в таких случаях проколы неизбежны. И наверняка (тьфу-тьфу!) они еще будут. Но с такой логикой еще можно было согласиться, если бы речь шла о неудачно выращенном сорте экспериментальной картошки, которая на боеготовность нашего подводного атомного флота никак не влияет. А здесь ведь проблема напрямую связана с военной безопасностью государства, с состоянием российских Стратегических ядерных сил морского базирования. Ведь что происходит: для пробных запусков «Булавы» наши оборонщики специально переоборудовали атомную подлодку «Дмитрий Донской», потратив на это 23 млрд. рублей. Специально под «Булаву» построена АПЛ «Юрий Долгорукий», затраты на которую значительно больше. Следом за ней идет еще более дорогостоящий «выводок» лодок такого же проекта - и тоже с шахтами под «Булаву».

Приплюсуем сюда огромные затраты на производство самой ракеты. Все это вкупе обошлось в сумму, которая в пересчете на доллары достигает уже $7 млрд. А в итоге мы рискуем получить беспрецедентную ситуацию: сразу несколько атомных подводных крейсеров стратегического назначения будут готовы, но из-за некондиционности «Булавы» их ракетные шахты окажутся пустыми. Все это сильно смахивает на «стратегическую авантюру»: атомные лодки есть, а ракеты для них еще, по сути, «в чернильнице». Каждый новый неудачный запуск «Булавы» отодвигает в туманную даль оснащение атомного флота новым оружием. А экипажам лодок ведь все равно, почему новую ракету поручили вдруг делать Московскому институту теплотехники, а не КБ Макеева, почему при одном запуске не сработал пиропатрон, а при другом - газогенератор, почему, по одной версии, прогорели стенки топливного бака, а по другой - вышли из строя курсовые датчики.

Подводники хотят иметь в ракетных шахтах ракеты, а не сквозняки. А конструкторы и оружейники уже который год обещают, что «вот-вот», еще несколько запусков - и «Булава» полетит. А она, едва взлетев, в очередной раз заканчивает жизнь самоубийством - включает команду на самоликвидацию. Так может повторяться и год, и два, и десять. Но новые подводные лодки не могут ждать, пока наконец закончатся ракетные эксперименты.

Специалисты не исключают, что когда-то «Булава» все-таки будет летать надежно. Но не разумнее ли адмиралам и конструкторам сейчас признать ошибку, перестать кормить подводников обманчивыми обещаниями и заявить, что до полной готовности ракеты еще далеко? Пусть новые лодки оснащаются нашими давно испытанными и надежными ракетами «Синева». А испытания «Булавы» можно продолжать до тех пор, пока она не докажет свою полную состоятельность.

Опубликовано на сайте КП 22.07.2009

назад

Материалы из архива

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.

11.2006 Духовное первично…

Е.А.Шашуков, директор музея ГУП НПО «Радиевый институт им. В.Г.Хлопина» Надежда на ренессанс ядерной энергетики заставила руководителей атомной отрасли, ученых, вузовских преподавателей, студентов обратить внимание на состояние дел в области ядерного образования, имеющего самое непосредственное отношение к кадровой политике в атомной отрасли. В частности, этот вопрос обсуждался на круглом столе, состоявшемся в Санкт-Петербурге в сентябре 2006 года, во время проведения Международного ядерного форума.

3.2006 Приглашение на казнь

Елена Терехина, журналист Новейшая история России едва ли знает подобные примеры. В феврале этого года руководитель крупнейшего атомного предприятия – железногорского ГХК - был отправлен в отставку. Его действия глава Росатома Сергей Кириенко назвал «освоением средств», а экономику предприятия – «экономикой абсурда». Кроме того, стало известно, что на ГХК выявлены серьезные нарушения ядерной, радиационной и экологической безопасности.