Cквозняки вместо ракет

Виктор Баранец, «Комсомольская правда»

Невиданное дело в истории нашей оборонки: новая ракета «Булава» еще не принята на вооружение, а ее имя уже стало всемирно известным. Главным образом из-за худой славы: капризное чадо российских конструкторов летает «через раз» - каждый второй испытательный пуск оказался провальным.

Да, «Булава» - проект новый, а в таких случаях проколы неизбежны. И наверняка (тьфу-тьфу!) они еще будут. Но с такой логикой еще можно было согласиться, если бы речь шла о неудачно выращенном сорте экспериментальной картошки, которая на боеготовность нашего подводного атомного флота никак не влияет. А здесь ведь проблема напрямую связана с военной безопасностью государства, с состоянием российских Стратегических ядерных сил морского базирования. Ведь что происходит: для пробных запусков «Булавы» наши оборонщики специально переоборудовали атомную подлодку «Дмитрий Донской», потратив на это 23 млрд. рублей. Специально под «Булаву» построена АПЛ «Юрий Долгорукий», затраты на которую значительно больше. Следом за ней идет еще более дорогостоящий «выводок» лодок такого же проекта - и тоже с шахтами под «Булаву».

Приплюсуем сюда огромные затраты на производство самой ракеты. Все это вкупе обошлось в сумму, которая в пересчете на доллары достигает уже $7 млрд. А в итоге мы рискуем получить беспрецедентную ситуацию: сразу несколько атомных подводных крейсеров стратегического назначения будут готовы, но из-за некондиционности «Булавы» их ракетные шахты окажутся пустыми. Все это сильно смахивает на «стратегическую авантюру»: атомные лодки есть, а ракеты для них еще, по сути, «в чернильнице». Каждый новый неудачный запуск «Булавы» отодвигает в туманную даль оснащение атомного флота новым оружием. А экипажам лодок ведь все равно, почему новую ракету поручили вдруг делать Московскому институту теплотехники, а не КБ Макеева, почему при одном запуске не сработал пиропатрон, а при другом - газогенератор, почему, по одной версии, прогорели стенки топливного бака, а по другой - вышли из строя курсовые датчики.

Подводники хотят иметь в ракетных шахтах ракеты, а не сквозняки. А конструкторы и оружейники уже который год обещают, что «вот-вот», еще несколько запусков - и «Булава» полетит. А она, едва взлетев, в очередной раз заканчивает жизнь самоубийством - включает команду на самоликвидацию. Так может повторяться и год, и два, и десять. Но новые подводные лодки не могут ждать, пока наконец закончатся ракетные эксперименты.

Специалисты не исключают, что когда-то «Булава» все-таки будет летать надежно. Но не разумнее ли адмиралам и конструкторам сейчас признать ошибку, перестать кормить подводников обманчивыми обещаниями и заявить, что до полной готовности ракеты еще далеко? Пусть новые лодки оснащаются нашими давно испытанными и надежными ракетами «Синева». А испытания «Булавы» можно продолжать до тех пор, пока она не докажет свою полную состоятельность.

Опубликовано на сайте КП 22.07.2009

назад

Материалы из архива

7.2009 Условие получения зарубежных заказов на АЭС - льготные госкредиты

С.В.Кириенко, глава госкорпорации "Росатом"фрагмент стенограммы выступлений на Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономикиУважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В первую очередь мы представили слайд (материалы у всех членов комиссии есть и в руках, и на экране), который демонстрирует, насколько быстрее растёт потребление всех энергоресурсов, особенно электроэнергии, в сравнении с ростом населения.

1.2009 Тридцатипроцентное правительство

Андрей Колесников, заместитель главного редактора журнала The New Times: - Вместе с остановкой административной реформы, одним из результатов которой могло бы стать улучшение качества бюрократического человеческого материала, начался отрицательный противоестественный отбор: интеллектуальный и морально-нравственный уровень российской бюрократии стал падать, а процентное соотношение либеральных технократов и нелиберальных силовиков стало резко меняться в пользу последних.

2.2006 Выход один – акционирование

Отраслевая система повышения квалификации – эффективный инструмент реализации амбициозных планов руководства Росатома Ю.П.Лисненко, ректор ГРОЦ Уже два года отраслевая система повышения квалификации лихорадочно ищет способы сохранения своего потенциала в рамках проводимой реформы науки и образования. Шесть отраслевых институтов повышения квалификации (ИПК) не обеспечены отраслевыми заказами, заявки предприятий отрасли на образовательные услуги ничтожно малы, что вынуждает ИПК привлекать сторонних заказчиков.