Система АЭС малой мощности как фактор национальной безопасности России

Т.Д.Щепетина, к.т.н., нач. лаб. ИЯР РНЦ «Курчатовский институт»

Но никогда ИМ не увидеть НАС     
Прикованными к веслам на галерах!
В.Высоцкий, «Еще не вечер»

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности… в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. /1/.


Экономические условия являются, как правило, первопричиной возникновения войн, определяют ее характер и силы, средства и способы ведения. С течением времени зависимость военной стратегии от экономики усиливается, а значит, возрастает её зависимость от надежности и стабильности энергообеспечения регионов.

Роль системы АЭС малой и средней мощности в контексте обеспечения национальной безопасности и стабильности, уменьшения влияния внешних и внутренних угроз с каждым годом будет возрастать.

Взгляд на карту

Россия – единственная в мире «трехмерная страна», третью координату которой составляют  наши недра, содержащие по разным оценкам до 60-80 % перспективных мировых запасов минерального сырья.

Какой Россию видит мир в 2050 г.? Исключительно как «сырьевую трубу» /13/. Мы превращаемся в мировую сырьевую провинцию. В итоге население России может стать обузой для потребителей «трубы».  Их вердикт: «Россия как геополитическая, а также властная, военная, экономическая, национально-культурная и др. реальность должна исчезнуть» /36/.


Как нас видит мир в 2050 г.

Север: наша слава или слезы?

Главной проблемой наших северных и дальневосточных регионов стало выживание /2/. Русский Север, Дальний Восток, Камчатка и Приморье зачастую вынуждены обходиться без света, тепла, топочного мазута и солярки. Спасение приходит на вертолетах  МЧС.


Типичная картина на трасах «северного завоза»


Летом еще хуже…





 В 2003 г. губернатор Роман Абрамович выдвинул идею о тотальном переселении «некоренного» населения Чукотки на «большую землю», организовав «выселение» русскоязычных на широкую ногу. Окончательное воплощение этого проекта привело бы к полному обезлюживанию территории Чукотки, лакомого кусочка России, богатого полезными ископаемыми.

Местные залежи олова, золота, вольфрама, ртути, серебра, меди, алмазов, нефти, редких металлов оцениваются в триллион долларов. Людей надо не расселять отсюда, а, наоборот, заселять Чукотку, создавая самые благоприятные условия для жизни и работы. Но такое решение требует не только огромных средств, но и наличия проектного мышления, которого у нынешних властей нет. Поэтому они и отдают округ на откуп абрамовичам.

По данным Мирового энергетического агентства (МЭА) к числу перспективных нефтяных регионов эксперты относят Восточную Сибирь и Дальний Восток, запасы которых составляют до 14 млрд т. На большинстве месторождений добыча пока не ведется; регион дает сейчас менее 1% общероссийского объема добычи нефти /16/. Это своеобразные «консервы» России на будущее.

Сложившаяся ситуация малонаселённости данного региона грозит непредсказуемыми катастрофическими последствиями, связанными с потерей существующего промышленного потенциала и социальной инфраструктуры, необходимостью эвакуации населения в случае тяжелых аварий на объектах энергетики. Подтверждением этого неутешительного прогноза являются участившиеся энергетические кризисы в районах Севера, Северо-востока и Дальнего Востока, приобретающие перманентный и всё более продолжительный характер. Государство может потерять экономическое влияние на эти удаленные регионы, чем не преминут воспользоваться другие государства, заинтересованные в сохранении России в качестве сырьевого источника. Создавая благоприятные условия для населения этих регионов, они займутся освоением российских недр, используя свой нынешний более высокий экономический потенциал.

Речь не идет о прямом военном вторжении. Добиться желаемого экономическими и политическими мерами сейчас гораздо проще.

Почему (или для кого) освобождаются российские территории?

Аппетиты Китая, Кореи, Японии, США в отношении российских ресурсов ими и не скрываются. Хорошо известны карты Китая, Японии с претензиями на российские земли. Одно заявление Мадлен Олбрайт о том, что пользоваться Сибирью в одиночку слишком жирно для русских, чего стоит!

Председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы РФ В. Пивненко неоднократно обращала внимание на то, что: «без человека Севера не будет. Если российский Север окажется пуст, он всё равно кем-то будет занят. Например, нашими соседями» /8/. «Север искусственно делают нерентабельным, хотят представить его таким»   («Мир Севера», № 1/2001).


Данные Госкомстата по динамике численности населения северных регионов.


Замерзающие каждую зиму города и посёлки Приморья – показательная картина умирающей цивилизации. Умирающей, вернее – умерщвляемой, для того, чтобы уступить место другой, более жизнеспособной ? /14/ .


Энергетика в современном мире

Во всех аспектах современной энергетики чрезвычайно велико влияние человеческого фактора в лице диспетчера-менеджера, ученого, политика, бытового потребителя. Такое влияние  всё в большей мере превращает энергетику в социальную подсистему, а не только техническую.

Энергия – это жизнь. И кто даст её слабо освоенным территориям России, тот и станет их хозяином. А претендентов на наши пустеющие просторы достаточно. 

  





Необъятные просторы страны являются нашим сверхбогатством, специфическим ресурсом государства и пространством перспективы. Поэтому эти редко заселённые и почти брошенные сегодня земли  так важны для нас.

Есть ли у России возможность избежать «почетной» сырьевой роли, уготовленной мировым сообществом, и предотвратить «обкусывание» российских территорий? Этот вопрос уже непосредственно касается обеспечения национальной безопасности (НБ), реализации всех ее аспектов.

Реакторы малой и средней мощности сквозь призму национальной безопасности. «Фактор альтернативного ядерного сдерживания»

Одной из задач НБ является противодействие экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии на территорию России со стороны других государств /1/.

На Северах в настоящее время идут параллельные, однонаправленные в пространстве, но противоположные по сути процессы «замещения»: постепенное освобождение территорий от проживавшего там населения и все возрастающее потенциальное притязание «соседей». Происходит опасная смычка интересов: внутренней податливости и наружного давления, вроде бы, не зависимых друг от друга, но выстраиваемых по некоему сценарию.

Перед лицом этих угроз государству вряд ли удастся сохранить устойчивую жизнедеятельность и территориальную целостность 2/3 территории с децентрализованным энергоснабжением без полноценного и надежного энергообеспечения хозяйствования. Требуется хотя бы очаговая (на северах она принципиально такая), но прочная, постоянная хозяйственная деятельность, для которой в первую очередь нужна энергия.

Попытки решения проблем энергетики Севера за счет строительства электростанций на возобновляемых источниках энергии (ветровые, геотермальные, приливные и т. п.) в настоящее время не эффективны и мало реальны. С помощью ВПР можно обеспечить лишь бытовое энергоснабжение и некую ремесленническую деятельность, но сколь-нибудь значимое производство требует основательного энергообеспечения.

В зоне децентрализованного энергоснабжения производится и потребляется не более 4-5% общего энергопотребления в стране. Но стоимость единицы энергии в этих районах многократно превышает среднероссийские. Большая энергетика с ЛЭП-750 в эти регионы не придет никогда. Поэтому атомные станции малой мощности (АСММ) с их относительно высокой ценой энергии по сравнению с централизованной энергетикой в таких регионах вполне конкурентоспособны, особенно с учетом факторов надежности и бесперебойности энергоснабжения, а также с учетом инфраструктурных затрат на сети, их обслуживание и т.п.,  «услуги» МЧС по аварийной заброске топлива. Доставка вертолетом 10 т мазута обходится в 1 тыс.долл./летный час и  5 т авиационного керосина!

Внедрение в депрессивных регионах сети автономных АСММ может стать гарантом территориальной целостности страны.

Одно дело – посягать на занятие пустующей, бесхозной территории, и другое – на территорию, где ведется, хотя бы очагово, прочная хозяйственная деятельность. Применение ядерных энергоисточников (ЯЭИ), встроенных в региональный хозяйственный механизм по принципу атомных энерготехнологических комбинатов (АЭТК), позволит создать сотовую структуру хозяйственных связей, особенно при встраивании сети АСММ в специальную Систему. АСММ могут сыграть роль своеобразного фактора «альтернативного ядерного сдерживания», в т.ч. и как подконтрольные МАГАТЭ объекты, посягательство на которые вызовет международный резонанс (бомбежка исследовательского центра в Иране).

Депрессивные территории может спасти только ядерная энергетика (ЯЭ), но не в сегодняшнем варианте, а принципиально иная – на основе реакторов малой мощности, нового поколения - «ядерных батареек» /18, 19, 20/. Билибинская АТЭЦ, обладая  малой мощностью (48 МВт), выполнена по канонам большой станции.

АСММ и энергетическая безопасность

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий /1/.
 
Значимость малой энергетики, играющей большую роль в обеспечении энергетической безопасности (ЭБ) и стабильности России /7/,  возрастает в связи с изменяющейся социально-экономической обстановкой. В зонах децентрализованного энергоснабжения роль малой энергетики в обеспечении ЭБ является определяющей.

К этой зоне относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним удаленные, труднодоступные регионы с суровыми природно-климатическими условиями. Из-за затрудненного топливообеспечения энергетическая безопасность там крайне низка. 

Реализация национальных проектов в области медицины, образования, сельского хозяйства и жилищной сфере в этих регионах напрямую зависит от надёжного энергообеспечения. Телемедицина, дистанционное образование, сельскохозяйственное производство в защищенном грунте,  удобное и просторное жилище, которое почти круглогодично необходимо отапливать, нуждаются в надежных энергоисточниках.  Любая «связь», кроме почтальона, зависит от энергоснабжения и его надежности.

АСММ в военном аспекте 

Агрессия НАТО в Югославии показала, что с помощью недорогих боевых блоков, разбрасывающих проводящие нити и графитовую пыль, за двое суток удалось вывести из строя до 70% электроэнергетических систем Югославии /7/.

Стратеги ядерных держав рассматривают в качестве одного из вариантов начала ядерной войны «ослепляющий удар»: использование электромагнитного импульса  высотного ядерного взрыва над территорией противника для выведения из строя систем управления, связи,  а также системы электроснабжения за счет наведения перенапряжения на воздушных и кабельных ЛЭП.

Потеря электроснабжения для большинства гражданских объектов: промышленных предприятий с непрерывным производством, объектов городской инфраструктуры, обеспечивающих жизненно важные потребности города, связи, телевидения и радиовещания, транспорта, медицинских учреждений и т.п. не допустима.

Устранить ее последствия средствами централизованного энергоснабжения затруднительно. С этой задачей успешно может справиться малая энергетика.

Автономные АСММ - топливонезависимые островки стабильности в крупных энергосистемах

Наличие на ответственных объектах (даже на территории, охваченной централизованной ЭС), автономной атомной электростанции малой мощности, обеспеченной топливом на несколько лет, многократно повысит надежность и живучесть электроснабжения, т.е. существенно увеличит энергетическую безопасность не только самого объекта, но и близлежащих, при включении аварийных схем перетока энергии. За счет применения атомных станций теплоснабжения (АСТ) существенно повышается живучесть систем теплоснабжения.

Принципиально, что в этом случае АСММ заявляются не как резервные энергоисточники, а как автономные, но без жесткой связи с централизованной энергосистемой:  «вкрапления» автономных топливонезависимых энергоисточников (не включенных в сети, или включенных «гибко») с независимым подключением к наиболее важным отдельным объектам. Они обеспечивают устойчивость объектов снабжения в условиях кризисных явлений в централизованных системах и, следовательно, повышают их энергетическую безопасность.

В густонаселенных районах наиболее эффективным станет подземное расположение АС/ ПАТЭС. Подземным размещением АЭС ММ «убиваются два зайца»: станции получают защиту от любых внешних воздействий (техногенных, военных, террористических действий), а население и окружающая среда защищаются от последствий возможных инцидентов на АС. Модульные энергоблоки (габаритом 10×16×180 м) можно разместить в черте города в подземном пространстве с кровлей, аналогичной типовой односводчатой станции метрополитена. Изготовление и монтаж стандартные, время сооружения и стоимость  приемлемые. Такое решение сокращает затраты на сооружение протяженных ЛЭП и теплотрасс, инфраструктуру и персонал, позволяя снизить сметную стоимость ПАТЭС по сравнению с традиционной АЭС на 50%. /22/

Инвестиции в малую энергетику, существенно меньшие, чем в «большую», а следовательно, снижаются и финансовые риски, что делает автономно-резервное электроснабжение за счет малой энергетики приемлемым для предприятий и организаций с ограниченным капиталом.

АСММ и обороноспособность

Другая ниша, в которой государственные интересы и возможности «малого атома» полностью совпадают – это обеспечение стабильного автономного энергоснабжения многочисленных ЗАТО, военных частей и погранзастав, страдающих от нестабильности топливных или сетевых энергопоставок. А это уже непосредственно влияет на обороноспособность страны. Снабжение перечисленных объектов малыми АС прямой путь «повышения качества» обороноспособности России.

О ключевой роли автономных «бортовых АСММ» на атомных подводных лодках (АПЛ) для повышения обороноспособности страны не стоило бы и упоминать, ввиду полной бесспорности и очевидности, так как атомные ледоколы и АПЛ являются наиболее ярким примером безальтернативного использования высокоэнергонасыщенного топлива. Благодаря ядерному энергоисточнику АПЛ из прибрежно-ныряющих превратились в  настоящих властителей океанов. В настоящее время создается инфраструктура обращения с отработавшими ресурс корабельными ядерными реакторами, которая при соответствующей организации в дальнейшем могла бы использоваться для обслуживания системы АСММ.

Очевидна полезность мобильных АСММ для МЧС, а также применение их в качестве стабилизирующих источников в тупиковых ветвях больших энергосистем.

Хотя малое реакторостроение для военных объектов имеет свою специфику, тем не менее, достигнутый в этой отрасли опыт является хорошей стартовой площадкой для мирного «малого атома». В этом уникальное преимущество России, которое необходимо реализовать при соответствующем участии государства. Не растерять в ходе преобразований опыт эксплуатации малых реакторов в 6000 реакторо-лет, приобретенный на АПЛ и атомных ледоколах.

Децентрализация: плюсы и минусы

Энергетическую безопасность и экономию энергоресурсов можно повысить и путем рассредоточения генерации. Аргументы «за» децентрализацию таковы /30/:

- с 1991 по 2002 г. потери электроэнергии в сетях возросли на 28 % (перерасход топлива 7 млн т н.э.)

- потери в централизованном теплоснабжении в среднем по стране составляют 31% от произведённого тепла.

В мире наметилась тенденция автономного энергообеспечения на основе малых газовых котельных и ПГУ. Но для таких установок критическим параметром становится топливообеспечение. Для газовых ЭИ характерна поставка топлива «с колес», поэтому риск приостановки газоснабжения для них очевиден. Единственная возможность резервирования запасов газового топлива – подземные хранилища.

США, обладая множеством малых газовых энергоустановок, имеют  многочисленные подземные хранилища газа (ПХГ) в качестве резервирования их топливообеспечения. На конец 2000 г.  США имели 415 ПХГ активной емкостью 110,4 млрд. м3 (общая емкость 233 млрд. м3) при суточной производительности 2201,4 млн м3 /10/.

В системе ОАО «Газпром» на 2005 г. действовало 24 ПХГ с объемом товарного газа 62,5 млрд м3 и средней производительностью в наиболее холодные месяцы около 440 млн м3/сут., возросшей в текущем году до 550 млн м3/сут. /11/. На этом пути искать «спасения» нам  не приходится.

Национальная безопасность это еще и здоровье нации и экология

В том числе, и предотвращенные опасные выбросы  в результате замены традиционных топлив на ядерную энергию.

Малая атомная энергетика в регионах способна стабилизировать на социально-приемлемом уровне тарифы на отпускаемую энергию, делая ее более доступной для населения и промышленности, а также сократить/предотвратить рост экологической нагрузки энергетики на окружающую среду и местное население /21/.


Малый атом в Арктике

Арктический шельф – наша надежда. Но чей он?

Границы Российской Арктики в настоящее время не определены. Континентальный шельф Российской Федерации имеет площадь 6.2 млн км2, из них 4 млн км2 являются перспективными по нефти и газу. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородного сырья, в пересчете на нефть, оцениваются в 90-100 млрд т. По данным исследователей, на шельфе северных морей сосредоточено 80% российских запасов нефти и газа. А значит, арктический шельф Российской Федерации является одним из гарантов энергетической безопасности страны в будущем /31/.

В границах 1926 г. арктическим сектором приарктических государств считалось пространство, ограниченное побережьем этого государства с   боковой линией по меридианам от Северного полюса до восточной и западной границ государства. Однако, в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву, принятой 10 декабря 1982 г., (Российская Федерация ратифицировала Конвенцию лишь в 1997 г.), установившей 12-мильную зону территориальных вод и 200-мильную исключительную экономическую зону, эта норма подтверждена не была.


«Красного треугольника» у нас уже нет




То, что осталось

Если отказаться от секторального разделения Арктики, то при подсчете площади шельфа на основе требований Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн км2 своего арктического сектора. Прогнозируемые запасы энергетических ресурсов на «выпавшей» территории оцениваются в 15-20 млрд т условного топлива.

Япония, Германия и ряд других высокоразвитых стран, обладающих технологиями исследования и использования морского дна, заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов и подходов Конвенции 1982 г., в том числе, прав на промышленное освоение природных ресурсов. России принадлежит основная часть топливной «макушки мира», и ведущие мировые державы уже готовятся к переделу арктических пространств.

Интересы страны в Арктике надо защищать. Россия же за последнее время в одностороннем порядке сократила свою военную группировку на северо-западе почти наполовину. Даже для простой демонстрации военно-морского флага у страны, обладающей такими запасами нефти, не хватает топлива для флота.

Для защиты наших интересов в Арктике также должны быть задействованы возможности мирного атома. В 1990-е гг., когда Север, по сути, оказался брошен на произвол судьбы, Мурманское морское пароходство героическими усилиями сохранило кадровый состав и обеспечило техническое обслуживание уникального и единственного в мире атомного  ледокольного флота.

Бортовая АСММ на ледоколе «Ямал» позволяет ему  исполнять миссию поддержания статус–кво российской «тропинки» к Северному полюсу. К счастью, теперь к нему подсоединился и «50 лет Победы»; атомоходы в круизно-туристическом режиме обеспечивают мирное присутствие и демонстрацию флага РФ на Полюсе, что иными средствами сейчас недостижимо.

Холодные моря Арктики, богатые рыбой и зверем, являются неисчерпаемым источником продовольственных ресурсов страны. Развитие Дальнего Севера связано с новым этапом освоения Северного морского пути, где атомный ледокольный флот не имеет альтернативы. Порты в устьях крупных северных рек обслуживают суда, проходящие по северным и восточным морям России;. для их стабильного функционирования также необходимо энергообеспечение в виде малых АС.

Малый атом и кроссполярные авиамаршруты

Одним из направлений использования территории государства является создание международных транспортных коридоров, в т.ч.  трансполярных и кроссполярных авиатрасс, имеющих реальную перспективу в виду значительного сокращения пути. Но полёт воздушных судов над нашими северными широтами  в настоящее время должного навигационного сопровождения не имеет.




Дополнительно к спутниковой навигации наземными службами управления воздушным движением должны осуществляться постоянный радиолокационный контроль и связь по всему маршруту полета. Для этого нужны автономные надежные малые энергоисточники. ЯЭУ сверхмалой мощности (500-100 кВт) для обеспечения безопасности полетов над просторами России не имеют альтернативы; их роль в поддержке экономических интересов страны здесь очевидна.

АСММ и «устойчивое развитие». Достойное энергообеспечение – залог стабильности

Устойчивое развитие[1] – это развитие без катаклизмов, а устойчивая энергетика – залог всех прочих техногенных и социальных устойчивостей, в том числе, и экологических. В настоящее время удельное душевое потребление энергии между развитыми и развивающимися странами различается существенно. По мере наращивания промышленности и инфраструктуры в развивающихся странах, будет увеличиваться и их душевое энергопотребление. А  с учётом роста населения, суммарное энергопотребление будет увеличиваться очень быстро. И если все население Земли планирует к середине века иметь адекватное потребление энергии, то существующие энергопроизводящие мощности необходимо, по крайней мере, удвоить /29/.

Мирный атом в «малых формах» станет незаменимым стабилизирующим фактором для энергообеспечения развивающихся стран. АСММ предпочтительны тем, что требуют минимум персонала и могут обслуживаться вахтовым методом или даже автоматически.

 А стабильность на ближних и дальних подступах к российским границам – дополнительный «плюс» для нашей внутренней стабильности.

«Потому что без воды…»

Еще одна проблема, с неумолимостью приближающаяся и могущая разрешиться, в основном, за счет использования АСММ, это исчерпание источников качественной пресной воды. Дефицит пресной воды грозит конфликтами, не менее серьезными, чем передел контроля нефтеносных провинций. Прецеденты по этому поводу на Ближнем Востоке уже имели место.

Для энергообеспечения и опреснения морской воды развивающимся странам необходимы энергоисточники малой мощности в виде реакторов с длительным циклом автономной эксплуатации. Наиболее предпочтительны для этих целей разработанные в России плавучие энергоблоки (ПЭБ), компонуемые с опреснительными комплексами. В табл. 1 приведены оценочные данные по опреснительным мощностям.

Табл. 1. Суммарные потребности в обессоленной воде и соответствующих электрических мощностях по регионам мира к 2050 г. (минимальный-максимальный сценарии)


Регионы

Вода, min-max

109 м3 /год

Энергия, min-max

ГВт эл. *

Африка к югу от Сахары

92 - 2358

55 - 2850

Южная Азия

47 - 1303

28 - 1560

Вост. Азия и Тихоокеанский регион

94 - 2422

56 - 2910

Арабские государства

8 - 207
5 - 248
Лат. Америка и страны Карибского бассейна

17 - 425

10 - 510

Центр. и Вост. Европа и СНГ

4 - 105

3 - 126

Всего по миру:    Вода

261 - 6726

-

                               Мощности ЯЭ

-

157 - 8200

·    норматив: от 0,6 до 1,2 МВт установленной мощности на 1 млн м3 воды/ год


АСММ могут быть использованы в качестве основы для атомных энерготехнологических комплексов (АЭТК и города-нуклеополисы) по производству электроэнергии, пресной воды, водорода, синтетических моторных топлив из «неконвенциальных нефтей», угля и воды и многого другого. Высокий экспортный потенциал российских АСММ для упомянутых регионов здесь очевиден.


«Сотовый мир» малых АЭС

Угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры»/1/.

Выход АСММ из собственного экономического тупика - в АЭТК и когенерации. Что такое АЭТК? Это когенеративные производства, на которых атомная станция компонуется с производством с высокой добавленной стоимостью продукции, позволяя конвертировать энергию деления тяжелых ядер (через тепло и электричество) в практически любую товарную продукцию и ускорить окупаемость АЭТК. В частности, в нефте- и горнодобывающей промышленности для добычи тяжелой нефти можно применять закачку горячего теплоносителя в нефтеносный горизонт.

С помощью известных технологических процессов энергия деления тяжелых ядер может быть преобразована в другие вторичные энергоносители: синтетические моторные топлива из угля или газа, диметилэтиловый эфир, этанол и метанол, водород. Такое когенеративное производство повысит энергетическую безопасность и независимость любого изолированного или удаленного региона, так как потребность в моторных топливах для автотранспорта, морских судов, малой авиации существует везде. 

АСММ – эндемичный российский продукт

Обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

Важнейшими задачами во внешнеэкономической деятельности являются:
создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;
расширение рынков сбыта российской продукции.
На первый план выдвигаются задачи, связанные с устранением деформаций в структуре российской экономики, обеспечением опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки, с поддержкой отраслей, составляющих основу расширенного воспроизводства, с обеспечением занятости населения.
Важнейшие задачи - опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции /1/.

Нет сомнений, что создание системы АСММ нам вполне по силам. Реализация программы широкомасштабного внедрения АС малой и средней мощности поможет сохранить  кадрово-промышленный потенциал не только атомной отрасли, но и ряда смежных отраслей: тяжелого и транспортного машиностроения, судостроения, приборов и автоматики, стройиндустрии и т. д., имея и высокий экспортный потенциал.

Экономические предпосылки масштабного развития атомной энергетики имеют первостепенное значение. На фоне технологического отставания от мирового уровня отечественных ТЭС, по системе показателей АЭС наиболее близки к нему. Если в традиционной энергетике мы одни из многих, то в атомной энергетике – одни из первых.

Нам в ядерной энергетике полагаться на западные технологии невозможно. Это связано с культурой труда, качеством изготовления, строительства и эксплуатации, социальными условиями, общей культурой, то есть более инерционными, чем ядерная технология, чертами нации. Можно купить технологические решения, саму АЭС, но купить то, чего и там нет: ядерную энергетику большого масштаба с замкнутым топливным циклом от добычи топлива до безопасного захоронения отходов, нельзя. Можно купить математические программы, но не интеллектуальное сопровождение, тот самый «человеческий фактор», без чего немыслима ЯЭ на сегодняшнем этапе развития.

Существует много сценариев развития ядерной энергетики вообще и малой ЯЭ, в частности. Разработана уже и «ядерная доктрина», и основные принципы возрождения ЯЭ /6/. Но для того чтобы ЯЭ малых мощностей могла выполнить роль «гаранта национальной безопасности», изначально необходим корректный, системный подход  для ее создания и эксплуатации.

Мы привыкли к стереотипу, что «малые АЭС дόроги». Формально это так: удельные капвложения по проектам АСММ мощностью 5-50 МВт (2-5-8 тыс. долл./кВт) в 2-3 раза выше, чем по АЭС мощностью 1000 МВт. Но при этом упускается из виду их принципиально иная «энергетическая ниша» и утилитарная принадлежность. АСММ в первую очередь являются энергоисточником для автономных потребителей. И не следует пытаться вписать «вольный ветер» мобильных источников энергии в «прокрустово ложе» трубопроводно-сетевых стереотипов. Никому же не приходит в голову сравнивать стоимость киловатт-часов, расходуемых наручными часами  от батарейки, и обычными утюгами, запитываемыми «от розетки». Также не уместны попытки заявлять о «сравнительной экономичности» ядерных реакторов атомных подводных лодок или ледоколов, поставленных на землю,  и ВВЭР-1000.

С точки зрения экспертов /36/, в зонах децентрализованного энергоснабжения экономически целесообразны ЯЭИ с удельными капзатратами вплоть до 5 - 8 тыс. долл./кВт.  Ниже   приведены региональные тарифы на электроэнергию (в том числе, с учетом госдотаций), фактическая себестоимость энергии на автономных ДЭС Якутии и Сахалина, а также себестоимость электроэнергии для АСММ. Вывод нагляден: АСММ «на своем месте», даже если проектировщики приукрашивают ситуацию вдвое.





Региональные тарифы на э/э для населения (с учетом госдотаций) и себестоимость э/э по проектам АСММ   на 2005 г.



Региональные тарифы на э/э для населения (с учетом госдотаций) и себестоимость э/э по проектам АСММ   на 2008 г.
 
Новые потребности в развитии атомной энергетики возникнут в 2020-2040 гг. по мере завершения жизненного цикла современных АЭС, разработки нового поколения перспективных ЯЭУ и предприятий ЯТЦ, осмысления опыта применения энергетических технологий, реалистической оценки сырьевых ресурсов, экологических последствий и экономической целесообразности.

Концепция атомной энергетики будущего должна исходить из необходимости внедрения замкнутого топливного цикла, предусматривать развитие АЭ как многокомпонентной структуры, основу которой составляют АЭС с тепловыми и быстрыми реакторами. Для стабилизации и снижения общей активности нарабатываемых продуктов ядерных реакций необходимо предусмотреть сооружение специальных реакторов - “мусорщиков”, сжигающих опасные актиниды и долгоживущие продукты деления.

При перспективной внутренней потребности и экспортных возможностях Атомпрома в сотни единиц реакторов малой и средней мощности, данные установки должны быть «идеологически» объединенными, закольцованными в сбалансированную Систему ядерной энергетики малых мощностей /18 /. По оценкам специалистов РНЦ КИ потребность только российских Северов составляет порядка 20 ГВт установленной мощности АСММ.

Основу ЯЭ малой мощности должны составлять высокобезопасные реакторы малой и средней мощности с длительным циклом автономности эксплуатации (по возможности, без перегрузки топлива на площадке), серийно изготовляемые индустриальными методами и поставляемые потребителю в степени высокой заводской готовности (концепция «ядерной батарейки»).

Для малых ЯЭУ гораздо проще обеспечить высокую безопасность и длительную надежность, в силу их малых габаритов и низкой энергонапряженности.

Способы обеспечения высокого уровня безопасности малых АС хорошо известны. Для обновления «проектного парка» АСММ, разработанных в прошлом веке, требуется  проведение соответствующих НИОКР.




Рынок инновационные ядерные технологии не выращивает

На сакраментальный русский вопрос: «что делать?», ядерная энергетика имеет аргументированный и веский ответ. Ядерная энергетика малых мощностей – одно из основных направлений развития ЯЭ в  ближайшее время. А в нашей стране это пока и  единственный, реально выполнимый в существующих экономических условиях вариант. Такой вывод подтверждается ростом чрезвычайных ситуаций в периферийных энергосистемах (т.е. необходимостью усиления звена автономных энергоисточников малой мощности) и гораздо большей вероятностью сконцентрировать средства малыми порциями и с меньшим риском для их реализации.

ЯЭ малых мощностей решает и задачу создания высокотехнологического уклада инновационного типа. Рынок не выращивает инновационные ядерно-энергетические технологии. На первом этапе необходим вклад государства в создание высокотехнологичного уклада. Прогресс ЯЭ наблюдается в странах, имеющих четкую национальную идею, стратегию и механизм их реализации. Рынок вступает в действие на последующих этапах, когда технические решения уже оформлены.

При рыночном механизме ЯЭ не возникла бы никогда, так как она вынуждена функционировать в сложившемся тарифном, кредитном, налоговом, правовом пространстве. Не стоит рассчитывать, что  в ЯЭ хлынет частный капитал, который в существующем правовом поле при полной государственной монополии в ЯЭ даже не имеет возможности получить свой сегмент.

Поскольку задача обеспечения национальной безопасности ложится, в первую очередь, на все уровни власти (законодательной и исполнительной), реализация Системы ЯЭММ должна стать государственной задачей. При этом необходимо организовать партнерство государства и бизнеса для обеспечения устойчивости против мировых вызовов времени.

Интересы государства и бизнеса в малой ядерной энергетике вполне могут совпадать. От государства требуется создание хотя бы демонстрационных образцов ЯЭ ММ, а также благоприятного законодательного климата для корпоративно-регионального или частного инвестирования МАЭ.

О важности и масштабности задачи развития малой атомной энергетики для нашей страны и ее экспортном потенциале свидетельствует «доказательством от противного» масштаб зарубежного финансирования акций «зеленых» против АСММ /28/.
Уровень риска от угольной и газовой энерготехнологий (с учетом полного технологического цикла и тяжелых аварий) таков, что «зеленые» давно должны были бы потребовать их закрытия (на 1 млн т добываемого угля, особенно подземным способом, гибнет до 3-4 человек).

Уровень риска от АЭС в десятки раз ниже, чем от ТЭС, даже с учетом крупных аварий типа Чернобыльской. Для атомных станций малой мощности уровень риска еще на два порядка ниже. Кроме того, ядерная энергетика намного устойчивее в социально-экономическом плане, надежнее технологий на органическом топливе, весьма чувствительных к ритмичности поставок топлива. Решая собственные проблемы безопасности, ЯЭ обеспечивает и существенно большую социально-экономическую устойчивость к стихийным воздействиям и террористическим актам.

Выводы

Внедрение Системы объектов малой ядерной энергетики индустриального производства – АСММ – целесообразно. Оно затрагивает интересы субъектов многих отраслей народного хозяйства, государственных структур. К ним относятся хозяйственные инфраструктуры мегаполисов, средних и малых городов и поселков, объекты связи различного назначения, береговые объекты водных коммуникаций, объекты разведки и добычи ископаемых, объекты транспорта, лесопромышленности и сельского хозяйства, а также объекты МО, МВД, МЧС, ФПС, ФТС, ФСБ, ФАПСИ и многие другие.

Атомные станции малой мощности (вместе с обеспечивающей инфраструктурой) как фактор национальной безопасности страны способны реализовать эту функцию в следующих планах:

·     поддержания жизнеспособности и обеспечение экономического развития удаленных или депрессивных регионов;

·     сохранения и развития потенциала хозяйственной деятельности, что не позволит рассматривать эти регионы как лишние, бесхозно-заброшенные; наличие на этих территориях АСММ, подконтрольных МАГАТЭ объектов, будет играть сдерживающую роль от посягательств на территориальную целостность страны;

·     автономные АСММ (в т.ч. с подземным размещением в густонаселенных районах) станут «островками стабильности» в форс-мажорных ситуациях (военных, социальных, экономических);

·     серийное и массовое производство АСММ поможет выйти из стагнационного кризиса, и, как минимум, позволит сохранить «на плаву» атомную отрасль, увеличить её кадровый и экспортный потенциал, поддержит смежные отрасли хозяйства;

·     разработан ряд финансово-экономических  сценариев/механизмов, позволяющих при соответствующем институциональном оформлении эффективно реализовывать проекты АСММ (АЭТК);

·     уникальный отечественный опыт в области малого реакторостроения  пока еще доступен для реализации данной цели;

·     экспортные возможности малого реакторостроения также являются важным аспектом национальной безопасности.

Заключение

Оторванность и разобщенность Российских Северов, являющиеся пока лишь территориально-географическим экономическим фактором, могут плавно перерасти в геостратегические последствия.

Существующая тактика хозяйствования на Северах (а есть ли вообще стратегия?)  показала её полную неэффективность. Различного рода кризисы следуют чередой. Население уезжает на «материк», хозяйства пустеют. Необходимо менять подход. Нынешняя практика энергообеспечения удаленных регионов - путь в никуда. Занимая «страусиную позицию», мы можем просто потерять эти регионы.

Одним из «амбициозных проектов», о насущной необходимости которых для страны говорил Президент РФ, может стать энергетизация Российских Северов за счет создания малых атомных электростанций.

Угрозы национальной безопасности опасны не сами по себе. Гораздо трагичнее потеря «внутренней силы», потенциала страны. В сторону сильного никто и шага не сделает; слабого же не разоряет только ленивый.

Власть должна решить: обеспечивать ли национальную безопасность и стабильность государства в плане энергетической безопасности и территориальной целостности. А  если ей сейчас эта земля не нужна, то необходимо хотя бы сохранить ее потомкам в наследство, дабы не повторить прецедент Аляски. Надо же учиться на ошибках, особенно на своих.


P.S. Полагаем, что «еще не вечер», что есть время для маневра и поле для разворота. Но… Ядерная энергетика очень инерционная технология, у нее громадный НИОКРовский «подвал», высокая капиталоемкость и низкая фондоотдача (в примитивном толковании этого понятия), поэтому начинать эту работу надо было еще «вчера».

Наша страна сегодня напоминает  этот заиндевевший корабль…




Литература
1. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)
2. В. Давыдов Отрезанный ломоть Политический журнал №37(40) октябрь 2004 .
3. Е. Добрынина Стратегически важный чум (Салехард): РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА 30.04.2004
4. М. Молина ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН ПО ОЛЕНЯМ :Газета, 30.04.2004
5. В. Пивненко Парламентская газета 05.03.2004
6. Ю.В. Крупнов Грядет мировая ядерно-энергетическая революция. Затронет ли она Россию? Промышленные ведомости №13-14, сент. 2004 г.
7. Михайлов А.К. (Военно-инженерный технический университет, г. С-Петербург) Малая энергетика и энергетическая безопасность. Труды конференции «Малая энергетика-2002», 2002 г.
8. Пивненко В.Н. (председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока.) НЕ "ЧЕРНАЯ ДЫРА", А БОГАТАЯ КЛАДОВАЯ. Красноярский рабочий. 13.09.01
9.  Данилевич А.А., Пронько В.А. Военная стратегия России. /22.10.2004/ www.rustrana.ru
10.  Вольский Э.Л., Новикова Л.И., Кабанчик Л.Я., Максимова И.Ф. Газовая промышленность США (инф.-аналит. обзор). М,: ВНИИГАЗ. 2001. 150 с.
11.  Подземное хранение газа. Проблемы и перспективы. Сб. научных трудов. Под ред. С.Н.Бузинова. М.: ВНИИГАЗ. 2003. 477 с.
12.  Крупнов Ю.В. России нужна диктатура развития// Росбалт, 18/11/2004, (http://www.rosbalt.ru/2004/11/18/185624.html )
13.  N. Nakicenovic, A. Gruebler, A. McDonald Global Energy Perspectives. Cambridge, UK,1998
14.  Постсоветские просторы Поднебесной империи. Я. Бутаков // www.rustrana.ru 27.5.2005
15.  Там же /(18.02.05 )
16.  Запасы русского медведя; где расположены углеводородные ресурсы России// Мировая энергетическая политика №2 2002 г. с. 42-43.
17.  Крупнов Ю.В. Операция ‘Мигранты спасут Россию’™. Как она проводится и кто её организует/ /http://www.kroupnov.ru/5/191_1.shtml
18.  International cooperation in creation of “honeycomb” structure with autonomous power-technological complexes at the base of integral system of small nuclear reactors Alekseev P.N., Kuharkin N.E., Stukalov V.A., Subbotin S.A., Schepetina T.D. Proc. The 3rd International Conference ECNEA-2002 Energy Cooperation in Northeast Asia: Prerequisites, Conditions, Ways. Irkutsk, Sept. 9-13 2002. P. 251-259
19.  Т.Д. Щепетина, В.А. Стукалов, С.А. Субботин. «О малой ядерной энергетике и ее будущем»//. Бюллетень по атомной энергии, ноябрь, № 11, 2003 г.
20.  Как оживить малую энергетику. Алексеев П.Н., Субботин С.А., Щепетина Т.Д.  //Атомная стратегия №2 (16) 2005, с. 3-4.
21.  В роли Золушки (пребывает пока в нашей стране малая энергетика) Кривицкий И.С./ Там же с.5-6.
22.  О коммерческих приоритетах ПАТЭС Петров Э.Л./ Там же с 11-12
23.  Г.А.Агранат Нужны ли России ее просторы? http://archive.1september.ru/geo/2001/35/1.htm
24.  Севера - резервная земля Юрий Крупнов// 29.02.04. http://www.kroupnov.ru/5/103_1.shtml
25.  Н. Ткаченко Кислородная недостаточность// «Мировая энергетика» №7-8 2004 г., с.54-57
26.  Крупнов Ю.В. Россия между Западом и Востоком. Курс Норд-ост.:Нева, 2004 г., 384 с.
27.  Миграция и безопасность в России Под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+, октябрь 2000. – 341 с.
28.  Крупнов Ю.В. Модульно-ядерная революция (Энергетический прорыв России через малую атомную энергетику) //Атомная стратегия, ноябрь 2004, с. 9.
29.  "Water for People, Water for Life - UN World Water Development Report (WWDR)", The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO), Paris, France, 2002.
30.  А.Некрасов Тяжелое бремя энергопотерь// Аналитический журнал «Мировая энергетика» № 4, 2005; с. 32-34.
31.  "Будущее России" на дне океана http://top.rbc.ru/index.shtml?/news/policy/2005/05/11/11173730_bod.shtml
32.  Битва за Восточную Сибирь К. Симонов (ген. дир. Центра политической конъюнктуры России) //«Мировая энергетика» №3(15), 2005 г., с. 48-52.
33.  Чечевишников А.Л. Сибирская стратегия Межрегиональные исследования в общественных науках. http://www.iriss.ru/display_analyticsitem?id=000100000074
34.  Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). - М: Междунар. отношения, 1998. - С. 181-229.
35.  Территориальные грезы Токио; Японцы ссорятся с соседями. Время новостей N°47 22 марта 2005
36.  Заметки о развале. И.Владимирский // «Экономические стратегии» № 05-06 (39-40), 2005 г., с.16-22.



[1] Под развитием, в данном контексте, понимается рост потенциальных возможностей адекватного реагирования на изменяющиеся внешние условия.

назад

Материалы из архива

2.2009 Энергетика послекризисного мира

С.В.Коровкин, главный инженер проекта ОАО «Атомстрой», НИКИМТВсе согласны с тем, что индустриальный мир после кризиса будет другим. Другими будут не только экономические, но и технологические системы индустриального общества. Уже сейчас проясняется будущая энергетическая система послекризисного индустриального мира. Основным источником энергии в  XXI веке в развитых странах будет  не нефть, не газ, не уран, не дрова и не солома.

3.2009 ЛАЭС-2: график как эффективный инструмент строительства

ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»), выступающее генпроектировщиком и генподрядчиком Ленинградской АЭС-2, провело деловую игру «Практическое применение системы календарно-сетевого планирования для управления проектом сооружения ЛАЭС-2». В игре приняли участие подразделения ОАО «СПбАЭП» и основные подрядные организации.

10.2006 Искать точки соприкосновения

Мухтар Джакишев, президент Национальной атомной компании «Казатомпром» Дефицит уранового сырья заставляет ведущие мировые ядерные державы все чаще поглядывать в сторону Казахстана. Бывшая республика Советского Союза занимает второе место в мире по запасам урана, третье – по добыче. Выиграв судебный процесс по антидемпинговому разбирательству с американской компанией USEC, Казахстан, в отличие от России, продает уран в США по свободным мировым ценам.