Дайджест за апрель 2009 г. от РНЦ «Курчатовский институт»

Ближайшие планы развития ядерной энергетики России

Премьер-министр РФ В.В. Путин 15 апреля посетил Калининскую АЭС, где под его председательством прошло совещание «О развитии ядерной энергетики». Визит на Калининскую АЭС (3 энергоблока ВВЭР-1000) премьер начал с осмотра стройплощадки четвертого энергоблока. Его строительство началось в сентябре 2007 г., завершение планируется в 2011 г. Пуск нового блока даст дополнительно 6,5 млрд кВт×ч электроэнергии в год.


Задача проводимого на Калининской АЭС совещания — обсуждение хода реализации Федеральной целевой программы «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007—2010 гг. и на перспективу до 2015 г.»

В.В. Путин сообщил, что государство продолжит финансирование ядерной энергетики и строительство новых энергоблоков: «В сфере ядерной энергетики мы сформулировали весьма амбициозные, но реалистичные планы. Доля атомной генерации в общем объеме производства электроэнергии должна быть увеличена с сегодняшних 16% до 25—30% к 2030 г.»

Для этого планируется построить 26 новых энергоблоков. Объем финансирования программы до 2015 г. составляет почти 1,5 триллиона руб., из которых 660,4 млрд — средства федерального бюджета, остальные — собственные и привлеченные средства концерна «Энергоатом».

В 2009 г. с учетом корректировок в бюджете, было запланировано финансирование в объеме 73,3 млрд руб. (в 2008 — 51 млрд руб.).

Премьер-министр поддержал просьбу главы Росатома С. Кириенко о выделении дополнительно

50 млрд руб. из гос. бюджета, которые, по словам главы ГК «Росатом», будут вложены в долгосрочные инвестпроекты.

Выступая на совещании, С. Кириенко доложил, что строительство первого и второго энергоблоков Ленинградской АЭС идет по графику. Первый блок планируется пустить в 2013 г., второй в 2015.

На строительство пристанционного хранилища ядерного топлива на ЛАЭС в 2009 г. будет направлено 18 млрд руб. На мероприятия по продлению и модернизации энергоблоков российских АЭС в 2009 г. будет истрачено 28 млрд руб. (в 2008 г. — 17,8 млрд руб.).

С. Кириенко предложил ускорить ввод в эксплуатацию третьего (на один год) и четвертого (на два года) блоков Ростовской АЭС, что позволит сэкономить более 10 млрд руб. Физический пуск второго блока, как и было предусмотрено, ожидается в конце 2009 г
.
Еще два блокаАЭС «Темелин»

Совет Южной Богемии отменил резолюцию 2004 г., блокировавшую строительство 3 и 4 блоков АЭС «Темелин».

Президент области Иржи Зимола заявил, что целью отмены резолюции 2004 года и подписания контракта было предоставление области «значительной компенсации» за факт нахождения в ней АЭС «Темелин».

Контракт между Южной Богемией и чешской энергетической компанией (CEZ) гарантирует ежегодное финансирование в размере около 5,5 млн. долларов США, почти половина которых пойдет на реализацию проектов, проводимых муниципалитетами, расположенными в зоне вокруг АЭС.

Контракт также даст средства на реализацию в регионе аварийно-предупредительных мероприятий. Самая крупная сумма (более 100 млн. долларов) пойдет на развитие инфраструктуры области, заявляет CEZ.

АЭС «Темелин» изначально задумывалась как четырехблочная, но в 1990 году, на фоне политических и экономических изменений, правительство решило завершить строительство лишь двух ее блоков.

Одним из важнейших условий расширения АЭС «Темелин» является согласие на него со стороны Южной Богемии и муниципалитетов, расположенных рядом с площадкой. Долгосрочная финансовая поддержка (около 200 млн долл. США к 2018 г.) позволит области и ее муниципалитетам точнее разработать планы развития Южной Богемии.
В Чехии сейчас действуют шесть блоков АЭС — четыре с ВВЭР-440 («Дукованы») и два с
ВВЭР-1000 («Темелин»).

Первый американский АР-1000 строится в Китае

Вице-премьер Китая Ли Кэцян заявил, что на 2009 г. запланировано начало строительства АЭС суммарной мощностью 8400 МВт. По сообщению китайских информационных агентств строительство АЭС «Саньмэнь» в провинции Чжезцян уже началось. Это будет первая АЭС в мире с технологией АР-1000, разработанной Westinghouse. Предполагается, что первый энергоблок станции будет введен в эксплуатацию в 2013 г.

Второй блок АЭС «Саньмэнь» планируется сдать в 2014 г.

«Это — крупнейший проект в сфере энергетики между Китаем и США», — заявил глава Комиссии по национальному развитию и реализации реформ Дзянь Гуобао.

Реактор третьего поколения с водой под давлением АР-1000 для Саньмэньской электростанции будет построен на основании технологий и оборудования, поставленных Westinghouse по контракту 2007 г.

Реакторами АР-1000 предполагается оснастить также Хайянскую АЭС в восточной китайской провинции Шаньдун.

США отказываются от GNEP

Выдвинутая президентом Бушем в 2006 году инициатива GNEP («Глобальное ядерно-энергети­ческое партнерство») была создана для решения проблем растущего мирового энергетического спроса, нераспространения ядерных материалов и совместного обращения с  ОЯТ.

В рамках GNEP правительство США собиралось «работать вместе с другими странами, обладающими передовыми ядерными технологиями, над разработкой новых, устойчивых к распространению технологий рецикла, необходимых, чтобы производить больше энергии, сократить объемы отходов и свести к минимуму опасность распространения. Государства-партнеры разработают программу предоставления услуг ядерного топливного цикла развивающимся странам, что позволит им с выгодой для себя пользоваться преимуществами чистой и безопасной ядерной энергии, в обмен на их обязательства отказаться от деятельности по обогащению и переработке ядерных материалов, а также будет способствовать смягчению проблем распространения».
Американская инициатива имела внешнее и внутреннее измерения.

Во внешней части GNEP неявным образом конкурировала с двумя российскими инициативами — проектом ИНПРО (МАГАТЭ) и инициативой о создании глобальной инфрастуктуры ядерной энергетики, выдвинутыми президентом В.В. Путиным. Кроме этого, под GNEP создавалась интернациональная надстройка, стремившаяся взять на себя функции, ранее входившие в зону ответственности МАГАТЭ.

Внутри страны идеологи GNEP выступали за рестарт в США программы строительства быстрых реакторов и замыкания ЯТЦ. Ближайшей целью декларировалась необходимость снизить количество ядерных отходов, предполагаемых к окончательному захоронению, а также удалить из хранилищ долгоживущие младшие актиниды.

Неявной задачей GNEP называлась также попытка вернуть Соединенным Штатам лидерство в сфере быстрых реакторов, утраченное после введения в стране законодательного запрета на коммерческую переработку ОЯТ при президенте Джимми Картере (1977 год).

Последовавшая за директивой Картера практически полная утрата американцами знаний, компетенции и технологий в сфере замкнутого ЯТЦ и быстрых реакторов обуславливали необходимость мощных финансовых вливаний в атомный сектор страны для восстановления забытого.

В Министерстве энергетики США (DoE) надеялись на государственные средства, а также на инвестиции от частного бизнеса, однако смена власти в Вашингтоне и наступивший мировой кризис поставили на этих надеждах жирный крест — на 2009 бюджетный год подкомитет по энергии и воде Комитета по ассигнованиям Палаты (представителей) не выделил GNEP вообще никаких средств.

Решение министра энергетики по GNEP, которое было отложено до вступления нового президента в должность, должно было установить, будет ли DoE и дальше пытаться построить и начать эксплуатировать установки рецикла в рамках GNEP (конечно, при наличии финансирования), какие технологии использовать и где строить. И вот теперь, в апреле 2009 г. Министерство энергетики США выступило с заявлением, что «американская инициатива GNEP умерла».

«Еще при предыдущей администрации США, министерство приняло решение не продолжать работы по внутренней части GNEP. Исследования в области долгосрочных перспектив ЯТЦ не будут сворачиваться, но не будет предприниматься никаких усилий в связи с созданием в ближнесрочной перспективе объектов по химпереработке ОЯТ или быстрых реакторов», — говорится в сообщении DoE.

Закрытие GNEP — по крайней мере, ее внутренней составляющей — ставит американских атомщиков к в тяжелейшее положение. Напомним, что ранее администрация Барака Обамы фактически свернула все работы по созданию долгосрочного хранилища ОЯТ в горе Юкка. Теперь американская атомная отрасль потеряла всякие перспективы для выбора в обозримом будущем внятной стратегии по обращению с ОЯТ.

Поражение GNEP послужит новым вызовом для России, которая остается единственным государством, выдвинувшим осмысленные международные инициативы по интернационализации топливного цикла, и теперь судьба всей системы нераспространения во многом будет зависеть от Москвы.


Перспективы ядерной энергии в Балтийском регионе

По требованию ЕС Литва обязана прекратить работу Игналинской АЭС в 2009 г., что повлечет за собой дефицит электроэнергии не только в самой Литве, где доля ядерного электричества составляет более 70% национального электропроизводства, но и в соседних странах.

Что касается внесенного оппозицией в Сейм закона «О продлении работы второго блока Игналинской АЭС» (существующее состояние станции позволяет ей проработать до 2013 г., а при проведении необходимых мероприятий по ремонту и модернизации основного оборудования — до 2030 г.), то парламентский комитет по праву и правопорядку Литвы пришел к выводу, что принятие закона противоречило бы конституционному акту «О членстве Литовской Республики в Европейском Союзе».

В 2006 г. премьеры стран Балтии подписали меморандум о строительстве новой АЭС, к которому позднее присоединилась и Польша. Станцию планировалось построить к 2018 г. Первый год был довольно продуктивным, но затем в Литве начались политические дебаты и реструктуризация литовского энергопредприятия (LeoLT), что затормозило осуществление проекта. Конституционный суд Литвы решил, что закон 2007 г. о строительстве новой АЭС взамен Игналинской, противоречит Конституции Республики, поскольку при создании LeoLT, занимающегося проектом по строительству АЭС, не были установлены обязательства частной компании, инвестирующей в строительство станции. Предстоит процедура реформирования предприятия.

В столицах Эстонии, Латвии и Польши с недовольством следят за внутренним скандалом, разразившемся в Литве по поводу статуса созданного для управления энергетическими проектами LeoLT. В течение трех лет после создания международного консорциума прибалтийских стран и Польши для строительства новой АЭС практически ничего сделано не было — страны даже не договорились о типе энергоблока и его мощности.

Из-за промедления с проектом новой АЭС Польша и Эстония объявили о планах строительства собственных атомных станций. Премьер-министр Польши Д. Туск и премьер Эстонии А. Ансип призвали Литву поспешить с работой над новой электростанцией в Игналине.

«Скажем прямо, что мы не удовлетворены темпами развития проекта новой Игналинской АЭС. И только слишком медленное развитие этого проекта вынуждает нас к тому, что сейчас мы обсуждаем возможность запуска своих атомных проектов», — сказал Ансип на совместной пресс-конференции с Д. Туском.

По словам А. Ансипа о строительстве АЭС в Эстонии пока «говорится лишь на уровне идеи». Тем не менее, правительство Эстонии одобрило два документа, согласно которым страна ставит целью построить собственную АЭС к 2023 г. Как заявил министр иностранных дел У. Паэт, планы Эстонии по строительству атомной электростанции на своей территории прояснятся после того, как станут понятны перспективы строительства новой АЭС в Литве.

Д. Туск также заявил, что у Польши имеется план по строительству своей АЭС (первый блок планируется ввести к 2020 г.). До конца 2010 г. энергетическая группа PGE намерена создать консорциум, который займется вопросами строительства АЭС. Компания готова начать поиск партнеров, которым будут принадлежать 49% акций (51% — у PGE).

«Однако, — сказал Д. Туск, — этот проект ни в коем случае нельзя расценивать как альтернативный балтийский проект Игналинской АЭС, который мы намерены вместе осуществить».

На состоявшейся в апреле встрече президентов Польши и Литвы были обсуждены перспективы осуществления энергетических проектов в регионе. В. Адамкус отметил, что проект новой АЭС жизненно важен для Литвы и необходимо как можно скорее начать строительство, несмотря на дискуссии вокруг законности образования предприятия LeoLT.

Правительство Литвы уже обсудило разработанный Министерством энергетики план, согласно которому проектирование и строительство АЭС могут начаться уже в 2010 г. В подготовленном к июлю—августу 2009 г. бизнес-плане будет указана мощность станции и объем средств, необходимый для ее сооружения. В октябре—ноябре 2009 г. состоится конкурс по выбору стратегического партнера для строительства АЭС.

В качестве другого способа борьбы с надвигающимся энергодефицитом директор Института энергетических технологий Каунасского технологического Университета Йонас Гилис предлагает присоединить энергосистемы трех прибалтийских республик к энергосистеме Швеции. Он считает также, что «проблема энергодефицита может быть решена путем закупки электроэнергии у соседних стран, включая Россию. В частности, Литва может быть заинтересована в импортировании электроэнергии с Балтийской АЭС, которая будет построена в Калининградской области. Беларусь рядом с литовской границей также планирует построить атомную станцию. Страна, которой удастся первой построить здесь АЭС, будет иметь преимущество в поставке электроэнергии в страны Балтии».

В Беларуси, по словам зам. министра энергетики М. Михадюка соглашение о строительстве АЭС по российскому проекту планируют подписать в текущем году, а в 2010 г. начать строительство. Заявленная дата запуска первого блока — 2016 г.
Балтийскую АЭС в Калининграде планируется ввести раньше — в 2015 г. Контроль в проекте — у ГК «Росатом», остальные 49% акций могут быть распределены между частным, в том числе иностранным, капиталом. Предполагается построить два энергоблока мощностью 1200 МВт каждый.

Россия уже предлагала Литве участвовать в качестве партнера в строительстве АЭС в Калининградской области. «Однако, — считает директор Балтийского международного центра исследований в области экономической политики (Латвия) А. Ванагс, — хотя калининградская альтернатива может быть рациональным выбором с экономической точки зрения, на практике, я опасаюсь, что страны Балтии будут руководствоваться в большей степени политическими соображениями: там настроены быть независимыми от России в вопросах поставок энергии насколько возможно. Хотя их реальная независимость маловероятна в обозримом будущем».

Материал подготовле И.В.Гагаринская

назад

Материалы из архива

10.2009 Чернобыль. Вывод, которого до сих пор нет

С.К.Шандринов Во всех материалах по расследованию причин чернобыльской трагедии, с которыми мне удалось познакомиться (таковых очень мало), и в комментариях, которые продолжаются до сих пор (этих  прочитано уже достаточно много), я не встретил попыток ответить внятно на один вопрос. Зачем вообще операторы затеяли какие-то исследования выбега, или чего-то там ещё, вместо того, чтобы штатно останавливать блок, как того требуют технологический регламент и эксплуатационные инструкции?

4.2009 России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наукПоследние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».

6.2008 От ''Севмаша'' отчаливает атомная станция

Александра Грицкова, газета «Коммерсантъ»"Росэнергоатом" рассматривает возможность расторжения контракта с ОАО "Севмашпредприятие" по строительству головной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). На заводе утверждают, что причиной задержки строительства является недоработка проекта. Эксперты говорят об очередном примере неконкурентоспособности российского гражданского судостроения, но сомневаются, что контракт будет разорван.