России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наук

Последние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».


В итоге российский ядерный оружейный комплекс все более повисает в некоем «безвоздушном» пространстве. Не вдаваясь в развернутый анализ ситуации, замечу, что исходной точкой преодоления углубляющегося кризиса мог бы стать, по моему глубокому убеждению, некий рамочный закон о ядерной оружейной сфере, на базе идей которого можно разрабатывать уже весь «атомный» пакет.

Иногда приходится слышать, что такой закон избыточен уже потому, что ядерный статус России закреплен в ряде международных документов, начиная с Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А в Конституции РФ закреплено-де верховенство международных законов над российскими.

Во-первых, если следовать этой логике, то тогда надо отказаться и от национального Основного закона – Конституции и руководствоваться исключительно международным правом. Однако это никому не приходит в голову – и правильно.
 
Во-вторых, что делать, если Россия откажется от ДНЯО? Или этот, все более сомнительный в современной ситуации договор просто рухнет – сам по себе?

Нет, нам нужен отдельный национальный законодательный акт в интересах обеспечения деятельности ядерной оружейной сферы России.

Попытки создания закона, регулирующего деятельность ядерной сферы, предпринимаются с 1992 года. В 1999 году Федеральным Собранием был принят закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия». Имевший ряд принципиальных недостатков, он был отклонен Президентом РФ и не вступил в силу.

Отметим также наличие Закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, а также указа Президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 года «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Наконец, мы имеем последний закон 2008 года «О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

В настоящее время имеется, правда, некий проект закона, относящийся к проблематике ядерного оружия, подготовленный межведомственной рабочей группой. Насколько мне известно, он находится на рассмотрении в Государственной Думе, однако перспективы его принятия неясны. Более того, по нашему мнению, даже его принятие не обеспечит законодательного закрепления некоторых существенных аспектов ядерной оружейной деятельности в России в силу, с одной стороны, концептуальной неполноты имеющегося проекта закона, а с другой стороны – его эклектичности, смешения в одном законопроекте весьма различных аспектов проблемы.

Необходим концептуально иной законопроект. В связи с этим представляется оптимальным следующий вариант действий.

Прежде всего – разработка концептуального Федерального закона, не требующего длительных согласований в ведомствах. Поскольку наименование закона должно быть по возможности максимально кратким при всеобъемлющей формулировке, предлагается следующее название: «Закон о ядерной оружейной сфере Российской Федерации». Принять такой закон необходимо в предельно короткие сроки.

Параллельно необходима работа по двум уже конкретным законам, основывающимся на первом, базовом. Таковыми должны быть:

а) Закон «Об обеспечении деятельности ядерного оружейного комплекса РФ», где, в частности, были бы определены порядок финансирования (в том числе – в условиях разделения отрасли), порядок обеспечения делящимися и специальными материалами, сырьем, комплектующими и т.п. в условиях приватизации (так, необходимо предусмотреть правовые гарантии обеспечения ЯОК делящимися и специальными материалами с учетом Закона 13-ФЗ).

б) Закон «О социальных гарантиях работников ядерного оружейного комплекса РФ». В нем должны быть определены, в частности: подходы к обеспечению адекватных условий для кадров ЯОК, в том числе – для молодых кадров (оплата, жилье, возможность выезда за рубеж на отдых и др.), подходы к особому пенсионному обеспечению и других льготах по старости, вопросы государственного обеспечения (в том числе – социального) при ядерных катастрофах и т.п.

В Законе «О ядерной оружейной сфере России» необходимо закрепить положение России как ядерного государства. Требуется также законодательно закрепить понятие эффективного ядерного статуса России как средства обеспечения гарантированного нанесения в ходе ответного удара такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против РФ и ее союзников. Преамбула должна кратко и емко указать на значение ЯО для России, его системную суть, а также основные цели ядерной оружейной деятельности России. Должны быть оговорены государственные гарантии деятельности ядерной оружейной сферы.

Должно быть четко определено, что ядерная оружейная сфера России – это:
а) гражданский ядерный оружейный комплекс (ЯОК);
б) воинские части и организации МО РФ, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ЯО.

Закон, который нам нужен, может быть создан лишь на строгой концептуальной базе, касающейся деятельности в ядерной оружейной сфере. А строгая концепция невозможна без четкого и конкретного ответа на следующие основные вопросы:
 • Что есть ядерные вооружения России?
 • Какова их роль и значение в общей системе обороны страны?
 • Каковы основные цели и задачи ядерной оружейной сферы?
 • Какие конкретно государственные структуры отвечают за организацию деятельности и саму деятельность в сфере ядерных вооружений и какие структуры ее осуществляют?
• Каким образом государством и обществом обеспечивается эффективная деятельность ядерной оружейной сферы, включая сюда и особые правовые и социальные гарантии для граждан РФ, занятых в ядерной оружейной сфере?

Необходимо увязать указанный пакет законов с имеющимся Законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, чего сейчас нет.

Что же до базового рамочного Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации», то он может быть следующим:

Проект Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации»

Преамбула

Исходя из принципа обеспечения суверенитета и прав своего многонационального народа, а также исповедуя принципы надежного обеспечения международного мира, Российская Федерация имеет и будет иметь и развивать в будущем ядерную оружейную сферу, занимающую ключевое положение в оборонной структуре государства и общества.

Основная цель деятельности и задача ядерной оружейной сферы Российской Федерации – гарантированное исключение на базе наличия развитых ядерных вооружений возможности проведения каким-либо государством или группой государств политики давления или военной угрозы по отношению к Российской Федерации как на глобальном, так и на региональных уровнях.

Статья 1.

Ядерные вооружения Российской Федерации не предназначены для демонстрации силы с целью получения односторонних преимуществ вне национальной территории. Они являются исключительно средством обеспечения национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности вне зависимости от того, противостоит ли России в какой-либо области какое-либо государство или группа государств в данный исторический момент.

Статья 2.

Качественные и количественные характеристики ядерных вооружений Российской Федерации должны обеспечивать гарантированное нанесение в ходе ответного удара Российской Федерации такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против Российской Федерации и ее союзников.

Статья 3.

Ядерная оружейная сфера Российской Федерации – это:
– гражданский ядерный оружейный комплекс;
– воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ядерных вооружений.

Статья 4.

Деятельность ядерной оружейной сферы Российской Федерации гарантируется государством.

При этом государство обеспечивает:
– участие специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации в формировании государственной политики в области ядерных вооружений;
– правовые основы деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– финансирование деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– геологоразведку, добычу и переработку сырья, а также производство и поставку всех видов делящихся и специальных и других материалов, необходимых для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– поставку всех видов промышленной продукции, необходимой для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– особый режим функционирования и безопасности оружейной сферы Российской Федерации;
– особые правовые и социальные гарантии для кадровых специалистов и работников гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также гарантирует кадровым специалистам и работникам гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации особые условия пенсионного обеспечения и другие льготы по старости или (и) инвалидности.
Статья 5.

Воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, относящиеся к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, в мирное время:
– совместно с организациями гражданского ядерного оружейного комплекса формируют тактико-технические требования к ядерным вооружениям;
– осуществляют функции государственного заказчика;
– осуществляют эксплуатацию и – по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях – демонтаж ядерных вооружений при участии организаций гражданского ядерного оружейного комплекса.

Статья 6.

Гражданский ядерный оружейный комплекс Российской Федерации:
– обеспечивает организацию и проведение деятельности по разработке, производству и модернизации ядерных зарядов и боеприпасов, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство оружейных ядерных и специальных материалов;
– совместно с воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, относящимися к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, обеспечивает испытания экспериментальных, опытных и стоящих на вооружении серийных ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает серийное производство ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает авторский и гарантийный надзор в серийном производстве и при войсковой эксплуатации ядерных зарядов и боеприпасов;
– осуществляет демонтаж ядерных зарядов и боеприпасов по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях.

Статья 7.

Ядерные вооружения Российской Федерации должны развиваться с учетом следующих принципов:
– обеспечение выполнения тактико-технических требований Министерства обороны Российской Федерации при боевом применении;
– полноценное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью перспективного совершенствования ядерных зарядов и боеприпасов, а также с целью обеспечения эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечение эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов на уровне, обусловленном предельными возможностями науки, техники и промышленности.

Статья 8.

Любые двух- или многосторонние международные переговоры и подготовка международных договоренностей, касающихся вопросов, относящихся к деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации и к ядерным вооружениям Российской Федерации, проводятся с участием специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации.

Статья 9.

Ядерное разоружение Российской Федерации, в том числе – в рамках Статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия, возможно лишь как заключительный этап полного и всеобщего разоружения в мире
.

***
Безусловно, данный проект способен служить лишь отправной точкой дискуссии, причем – многосторонней. Скорейшее принятие предлагаемого базового закона давно назрело. Важнейшая для исторического будущего России проблема сохранения и упрочения её ядерного статуса не может больше находиться на обочине российского политического процесса, на задворках общественного внимания.


Опубликовано на сайте Фонда стратегической культура 09.04.2009

назад

Материалы из архива

2.2006 Одна и та же истина возникает не однажды…

А.Г.Шлёнов, к.т.н., специалист в области физических полей Титаном мысли, собравшим все доступные сведения и избежавшим односторонности и крайностей своих предшественников, был Аристотель (384–322 до н.э.) – автор многих трудов по логике, риторике, философии, диалектике, физике, астрономии, космологии, биологии, этике, политике, социологии, истории, музыке, поэзии, театре, психологии, теологии..., затронувший, по-видимому, все области знания.

3.2008 Нужна ли России морская стратегия

Развитие военно-морской стратегии (ВМС) с древнейших времён и до наших дней шло параллельно с практикой  применения сухопутных и  военно-морских сил. В России основы ВМС заложили Пётр I , Г.А.Спиридов, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин. Период первой и второй мировых войн внёс свой вклад в военно-морское искусство и способствовал развитию военно-морской стратегии. Как создавалось военно-стратегическое направление в нашей стране , рассказывает Владимир Георгиевич  Лебедько, к.в.н., проф., контр-адмирал в отставке,  в течение ряда лет руководивший ведущими управлениями оперативно-стратегических штабов флота и сухопутных сил.

12.2008 Лучшей заменой АЭС в Литве будет газ

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: - Атомные станции очень сложно и дорого строить. Есть опасения, что заявленные "советские" темпы - по два реактора в год - соблюдаться не будут, тем более в условиях кризиса. У нас в этой сфере достаточно много проблем - и в машиностроении, и у всех остальных участников производственной цепи. Надо понять, кто будет строить реакторы, кто будет строить станции, и надо помнить, что мощностей для строительства реакторов очень мало,..