России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наук

Последние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».


В итоге российский ядерный оружейный комплекс все более повисает в некоем «безвоздушном» пространстве. Не вдаваясь в развернутый анализ ситуации, замечу, что исходной точкой преодоления углубляющегося кризиса мог бы стать, по моему глубокому убеждению, некий рамочный закон о ядерной оружейной сфере, на базе идей которого можно разрабатывать уже весь «атомный» пакет.

Иногда приходится слышать, что такой закон избыточен уже потому, что ядерный статус России закреплен в ряде международных документов, начиная с Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). А в Конституции РФ закреплено-де верховенство международных законов над российскими.

Во-первых, если следовать этой логике, то тогда надо отказаться и от национального Основного закона – Конституции и руководствоваться исключительно международным правом. Однако это никому не приходит в голову – и правильно.
 
Во-вторых, что делать, если Россия откажется от ДНЯО? Или этот, все более сомнительный в современной ситуации договор просто рухнет – сам по себе?

Нет, нам нужен отдельный национальный законодательный акт в интересах обеспечения деятельности ядерной оружейной сферы России.

Попытки создания закона, регулирующего деятельность ядерной сферы, предпринимаются с 1992 года. В 1999 году Федеральным Собранием был принят закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечения безопасности ядерного оружия». Имевший ряд принципиальных недостатков, он был отклонен Президентом РФ и не вступил в силу.

Отметим также наличие Закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, а также указа Президента РФ № 556 от 27 апреля 2007 года «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации». Наконец, мы имеем последний закон 2008 года «О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"».

В настоящее время имеется, правда, некий проект закона, относящийся к проблематике ядерного оружия, подготовленный межведомственной рабочей группой. Насколько мне известно, он находится на рассмотрении в Государственной Думе, однако перспективы его принятия неясны. Более того, по нашему мнению, даже его принятие не обеспечит законодательного закрепления некоторых существенных аспектов ядерной оружейной деятельности в России в силу, с одной стороны, концептуальной неполноты имеющегося проекта закона, а с другой стороны – его эклектичности, смешения в одном законопроекте весьма различных аспектов проблемы.

Необходим концептуально иной законопроект. В связи с этим представляется оптимальным следующий вариант действий.

Прежде всего – разработка концептуального Федерального закона, не требующего длительных согласований в ведомствах. Поскольку наименование закона должно быть по возможности максимально кратким при всеобъемлющей формулировке, предлагается следующее название: «Закон о ядерной оружейной сфере Российской Федерации». Принять такой закон необходимо в предельно короткие сроки.

Параллельно необходима работа по двум уже конкретным законам, основывающимся на первом, базовом. Таковыми должны быть:

а) Закон «Об обеспечении деятельности ядерного оружейного комплекса РФ», где, в частности, были бы определены порядок финансирования (в том числе – в условиях разделения отрасли), порядок обеспечения делящимися и специальными материалами, сырьем, комплектующими и т.п. в условиях приватизации (так, необходимо предусмотреть правовые гарантии обеспечения ЯОК делящимися и специальными материалами с учетом Закона 13-ФЗ).

б) Закон «О социальных гарантиях работников ядерного оружейного комплекса РФ». В нем должны быть определены, в частности: подходы к обеспечению адекватных условий для кадров ЯОК, в том числе – для молодых кадров (оплата, жилье, возможность выезда за рубеж на отдых и др.), подходы к особому пенсионному обеспечению и других льготах по старости, вопросы государственного обеспечения (в том числе – социального) при ядерных катастрофах и т.п.

В Законе «О ядерной оружейной сфере России» необходимо закрепить положение России как ядерного государства. Требуется также законодательно закрепить понятие эффективного ядерного статуса России как средства обеспечения гарантированного нанесения в ходе ответного удара такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против РФ и ее союзников. Преамбула должна кратко и емко указать на значение ЯО для России, его системную суть, а также основные цели ядерной оружейной деятельности России. Должны быть оговорены государственные гарантии деятельности ядерной оружейной сферы.

Должно быть четко определено, что ядерная оружейная сфера России – это:
а) гражданский ядерный оружейный комплекс (ЯОК);
б) воинские части и организации МО РФ, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ЯО.

Закон, который нам нужен, может быть создан лишь на строгой концептуальной базе, касающейся деятельности в ядерной оружейной сфере. А строгая концепция невозможна без четкого и конкретного ответа на следующие основные вопросы:
 • Что есть ядерные вооружения России?
 • Какова их роль и значение в общей системе обороны страны?
 • Каковы основные цели и задачи ядерной оружейной сферы?
 • Какие конкретно государственные структуры отвечают за организацию деятельности и саму деятельность в сфере ядерных вооружений и какие структуры ее осуществляют?
• Каким образом государством и обществом обеспечивается эффективная деятельность ядерной оружейной сферы, включая сюда и особые правовые и социальные гарантии для граждан РФ, занятых в ядерной оружейной сфере?

Необходимо увязать указанный пакет законов с имеющимся Законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии…» № 13-ФЗ от 05.02.2007 года, чего сейчас нет.

Что же до базового рамочного Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации», то он может быть следующим:

Проект Федерального Закона «О ядерной оружейной сфере Российской Федерации»

Преамбула

Исходя из принципа обеспечения суверенитета и прав своего многонационального народа, а также исповедуя принципы надежного обеспечения международного мира, Российская Федерация имеет и будет иметь и развивать в будущем ядерную оружейную сферу, занимающую ключевое положение в оборонной структуре государства и общества.

Основная цель деятельности и задача ядерной оружейной сферы Российской Федерации – гарантированное исключение на базе наличия развитых ядерных вооружений возможности проведения каким-либо государством или группой государств политики давления или военной угрозы по отношению к Российской Федерации как на глобальном, так и на региональных уровнях.

Статья 1.

Ядерные вооружения Российской Федерации не предназначены для демонстрации силы с целью получения односторонних преимуществ вне национальной территории. Они являются исключительно средством обеспечения национальной безопасности, глобальной и региональной стабильности вне зависимости от того, противостоит ли России в какой-либо области какое-либо государство или группа государств в данный исторический момент.

Статья 2.

Качественные и количественные характеристики ядерных вооружений Российской Федерации должны обеспечивать гарантированное нанесение в ходе ответного удара Российской Федерации такого неприемлемого для потенциального агрессора ущерба, который удержал бы его от реальных силовых действий против Российской Федерации и ее союзников.

Статья 3.

Ядерная оружейная сфера Российской Федерации – это:
– гражданский ядерный оружейный комплекс;
– воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, связанные с разработкой, эксплуатацией и ликвидацией ядерных вооружений.

Статья 4.

Деятельность ядерной оружейной сферы Российской Федерации гарантируется государством.

При этом государство обеспечивает:
– участие специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации в формировании государственной политики в области ядерных вооружений;
– правовые основы деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– финансирование деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– геологоразведку, добычу и переработку сырья, а также производство и поставку всех видов делящихся и специальных и других материалов, необходимых для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– сохранение критически важных технологий, утрата которых может привести к потере возможности деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации;
– поставку всех видов промышленной продукции, необходимой для производства ядерных вооружений гражданским ядерным оружейным комплексом;
– особый режим функционирования и безопасности оружейной сферы Российской Федерации;
– особые правовые и социальные гарантии для кадровых специалистов и работников гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также гарантирует кадровым специалистам и работникам гражданского ядерного оружейного комплекса Российской Федерации особые условия пенсионного обеспечения и другие льготы по старости или (и) инвалидности.
Статья 5.

Воинские части и организации Министерства обороны Российской Федерации, относящиеся к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, в мирное время:
– совместно с организациями гражданского ядерного оружейного комплекса формируют тактико-технические требования к ядерным вооружениям;
– осуществляют функции государственного заказчика;
– осуществляют эксплуатацию и – по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях – демонтаж ядерных вооружений при участии организаций гражданского ядерного оружейного комплекса.

Статья 6.

Гражданский ядерный оружейный комплекс Российской Федерации:
– обеспечивает организацию и проведение деятельности по разработке, производству и модернизации ядерных зарядов и боеприпасов, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство оружейных ядерных и специальных материалов;
– совместно с воинскими частями и организациями Министерства обороны Российской Федерации, относящимися к ядерной оружейной сфере Российской Федерации, обеспечивает испытания экспериментальных, опытных и стоящих на вооружении серийных ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает серийное производство ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечивает авторский и гарантийный надзор в серийном производстве и при войсковой эксплуатации ядерных зарядов и боеприпасов;
– осуществляет демонтаж ядерных зарядов и боеприпасов по истечении сроков эксплуатации или в иных случаях.

Статья 7.

Ядерные вооружения Российской Федерации должны развиваться с учетом следующих принципов:
– обеспечение выполнения тактико-технических требований Министерства обороны Российской Федерации при боевом применении;
– полноценное обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с целью перспективного совершенствования ядерных зарядов и боеприпасов, а также с целью обеспечения эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов;
– обеспечение эксплуатационной безопасности и надежности ядерных зарядов и боеприпасов на уровне, обусловленном предельными возможностями науки, техники и промышленности.

Статья 8.

Любые двух- или многосторонние международные переговоры и подготовка международных договоренностей, касающихся вопросов, относящихся к деятельности ядерной оружейной сферы Российской Федерации и к ядерным вооружениям Российской Федерации, проводятся с участием специалистов ядерной оружейной сферы Российской Федерации.

Статья 9.

Ядерное разоружение Российской Федерации, в том числе – в рамках Статьи VI Договора о нераспространении ядерного оружия, возможно лишь как заключительный этап полного и всеобщего разоружения в мире
.

***
Безусловно, данный проект способен служить лишь отправной точкой дискуссии, причем – многосторонней. Скорейшее принятие предлагаемого базового закона давно назрело. Важнейшая для исторического будущего России проблема сохранения и упрочения её ядерного статуса не может больше находиться на обочине российского политического процесса, на задворках общественного внимания.


Опубликовано на сайте Фонда стратегической культура 09.04.2009

назад

Материалы из архива

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).

3.2009 Качественный аудит госкорпораций обеспечит сокращение их расходов

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы: - Жесточайший контроль необходим… за деятельностью… всех госкорпораций и компаний, которые созданы на бюджетные средства. Такие компании, являясь, как правило, самыми неэффективными и непрозрачными, в то же время по любому чиху получают дополнительные финансовые вливания. Если наводить порядок в стране, то начинать надо с госкорпораций: доходы их топ-менеджеров зачастую выше, чем заработки в частных компаниях, а эффективность ниже.

9.2006 Стойкая к радиации

Ученые ЦНИИ КМ «Прометей» закончили экспериментальные исследования свойств новой радиационно-стойкой марки стали, так называемой малоактивируемой. По сравнению с используемыми сегодня материалами, эта сталь обладает быстрым спадом наведенной радиоактивности после воздействия нейтронного облучения. Это значит, после вывода из эксплуатации реактора она не будет оказывать столь вредного радиационного воздействия на окружающую среду.