Предложение В.В.Путину: снизить цену на электроэнергию для городов-спутников АЭС

Уважаемый Владимир Владимирович! К Вам обращаются депутаты городского Совета депутатов г. Удомля Тверской области Карпов В.В. Подушков Д.Л. и Подушков Л.И. В основе нашего обращения лежит предложение о возможности смягчения воздействия финансового кризиса, по крайней мере, на часть населения страны. Принято считать, что в трудное время обычно обращаются с просьбами, мы же напротив – предлагаем. 


Суть нашего предложения – это продажа электроэнергии в городах-спутниках АЭС по цене ниже рыночной. По Налоговому кодексу РФ (статья 40) производитель может продавать свою продукцию по цене «плюс» - «минус» 20%  относительно среднерыночной без дополнительных уплат налога на прибыль. При реализации данного предложения стоимость электроэнергии для жителя, г. Удомля, где расположена Калининская АЭС, будет состоять из стоимости производства энергии на станции, передачи её по ЛЭП-110 до трансформаторной подстанции города (менее 10 км), а далее по распределительным сетям города до домов и квартир.

Цену продажи электроэнергии от АЭС, как было сказано, можно снизить на 20%. Кроме того, стоимость передачи электроэнергии по ЛЭП-110, без учета возмещения затрат на её строительство, будет минимальной, а стоимость услуг распределительных сетей остается прежней. В результате стоимость электроэнергии может оказаться ниже на 1/3 по отношению к стоимости электроэнергии для остальных жителей Тверской области и других прилегающих регионов. В принципе, есть возможность осуществить это снижение для жителей всех атомградов и городов-спутников ТЭС. С логической точки зрения предложение понятно: зачем платить энергораспределительной региональной компании за передачу энергии, если эта энергия потребляется тут же на месте.

Подобный опыт на АЭС уже имеется. В декабре 2008г. года пущена ЛЭП-110, которая связала Кольскую АЭС с подстанцией № 115 отопительной электрокотельной г. Полярные Зори. Поскольку договориться с Колэнерго о снижении цены не удалось, было избрано очевидное решение – строительство своей ЛЭП от атомной станции.
В техническом отношении такой проект не вызывает затруднений – технологическая возможность передачи электроэнергии от ОРУ АЭС до подстанций атомградов имеется. Для города – это необходимость строительства линий электропередач ЛЭП-110 и возможность отнесения затрат на строительство этой линии либо за счет прибыли ОАО «Энергоатом», либо отнесения их на стоимость строительства нового энергоблока (для г. Удомли - 4-го блока Калининской АЭС). Другая часть вопроса – цена, по которой Энергоатом будет продавать электроэнергию АЭС жителям прилегающих атомградов.
Реализовать это предложение можно было бы и на ведомственном уровне, если бы не наличие двух принципиальных препятствий, которые можно преодолеть только с помощью Правительства РФ. Первое - это превосходство узковедомственных интересов над интересами государственными и второе – опасность создания коррупционных схем для продажи электроэнергии.

Позвольте дать более подробный анализ позиций сторон.

Для ОАО «Энергоатом» строительство ЛЭП-110 это дополнительные затраты, в то время как ими официально провозглашён курс на отказ от 10% затрат на социальное строительство при возведении новых энергоблоков (постановление Правительства РФ № 763). Позиция Росатома негативна: «Мы платим налоги, этого достаточно, и никакие социальные затраты нести не будем».

В чём, по нашему мнению, заключена упущенная выгода ОАО «Энергоатом»?

В первую очередь это возможность обеспечить дешёвой электроэнергией строительство новых энергоблоков и новых АЭС. Во-вторых, это стабильный, хотя и небольшой доход в период господства диспетчерских ограничений на потребление электроэнергии. В-третьих, это реальное смягчение последствий кризиса, как для своих работников, так и для самих чиновников «Энергоатома» и членов их семей, проживающих в атомградах. В-четвёртых, это укрепление положительного имиджа атомной энергетики, т.е. решение той задачи, важность которой сам же Росатом и провозглашает.

Подрядные строительные организации, напротив, заинтересованы в том, чтобы сделать строительство дорогим. Вот пример, взятый из письма одного из руководителей субподрядной организации на стройке: «Генеральный подрядчик … на строительстве 4-го блока КАЭС покупает питьевую воду от коммунального предприятия по цене 7 руб./м3, а продает субподрядным организациям по цене 70 руб./м3… Цена, таким образом, возрастает на 1000%. Та же ситуация с хозфекальными стоками. Очистные сооружения принимают стоки со стройки по цене 8 руб./м3, а от субподрядных организаций генподрядчик принимает по 154 руб./м3… Цена на стоки возрастает на 1900%. Все эти затраты ложатся на стоимость выпускаемой продукции и услуг, а в конечном счете все эти 1000% и 1900% окажутся в стоимости блока и в цене на электроэнергию».

После депутатского обращения в правоохранительные органы разбазаривание государственных средств прекратилось. Возникает вопрос: зачем что-то строить, если строители могут хорошо жить, просто торгуя водой и фекалиями?

В чём может заключаться интерес энергосбытовой региональной компании?

Подстанция в г. Удомля принадлежит компании Тверьэнерго. Без поддержки этой компании реализация предложения невозможна. Может показаться, что непосредственная продажа электроэнергии с АЭС не выгодна, той же Тверьэнерго. Они лишаются части дополнительной прибыли, которую получали за передачу электроэнергии. Так, например, г. Удомля, где расположена Калининская АЭС, получает электроэнергию с подстанции г. Бологое по ЛЭП-110 (около 80 км). Но с другой стороны, такая схема потребления энергии там же, где она производится, работает очень надёжно. И здесь нужно взвесить, что важнее для Тверьэнерго в условиях кризиса – небольшая потеря в прибыли или обеспечение высокой надёжности. По нашему мнению, надёжность энергообеспечения города  важнее.

В чём интерес Правительства РФ в продаже части электроэнергии на месте её производства по цене ниже средней?

Во-первых, в условиях кризиса энергопотребление падает. Нужно выбирать: либо 6-10% энергомощностей будет простаивать, либо будет направлено на решение социальных задач, принося хоть небольшую прибыль.

Во-вторых, это фактическое решение проблемы возвращения социальных льгот населению, поживающему в 30-км зоне возле АЭС.

В-третьих, это решений социальной задачи поддержки населения в условиях кризиса. Удешевление электричества это удешевление ЖК услуг и поддержка городского бизнеса. Реализация таких социальных проектов укрепит рейтинг Правительства.

Организацию продажи электроэнергии городу проще всего осуществить через энергосбытовую компанию. К сожалению, создание такой компании открывает возможность для возникновения коррупционной схемы. В истории г. Удомли уже была попытка осуществить наше предложение в 2006 году, когда постановлением главы района была предпринята попытка создать энергосбытовую компанию. Как выяснилось, учредителями компании оказались крупные чиновники города и АЭС (через подставных лиц, разумеется) – спустя год наделав долгов компания обанкротилась.

Учитывая этот печальный опыт, обращаемся к Вам. Считаем, что реализация нашего предложения будет особо полезна народу в условиях кризиса. Предложение в равной степени относится и к традиционным ТЭЦ.

Просим Вас дать указания для рассмотрения данного предложения в Росатоме и взять под контроль организацию процесса продажи электроэнергии городам-спутникам атомных электростанций с целью избежать коррупционных форм при её реализации.

назад

Материалы из архива

7.2008 Вне нобелевской игры

Сергей Лесков, обозреватель газеты «Известия»: - В России из всех наук более всего уважают физику… Но все наши нобелевские достижения сделаны в 1950-е годы… Наши ученые на первых ролях, но они делают науку не в России. Академия же наук самоустранилась от науки - ее занимают выборы, назначения, бюджет, привилегии. Молодые ученые в круг этих интересов не входят и даже в тягость своей назойливой активностью, их лучше спровадить подальше.

7.2007 Россию оттесняют от казахского урана

 Михаил Сергеев, "Независимая газета" Российские атомщики рискуют лишиться традиционной сырьевой базы в Казахстане. Астана ведет переговоры о покупке 10% американской компании Westinghouse, крупнейшего конкурента «Атомэнергопрома», учредительные документы и совет директоров которого вчера утвердил премьер Михаил Фрадков. С помощью полученных у американцев технологий казахи намерены к 2014 году полностью прекратить поставку на внешний рынок, включая Россию, природного урана, заменив его экспортом готового продукта с высокой добавленной стоимостью – тепловыделяющих сборок, собранных не по российским, а по западным стандартам.

3.2009 Зарплата, жилье и «что-нибудь для души»

Яна Янушкевич, «Вестник ГХК»Государственная корпорация «Росатом» особое внимание уделяет профессиональному становлению молодежи. Среди ключевых показателей эффективности, установленных руководством отрасли, есть один, касающийся молодых специалистов. В течение 2009 года, как гласят требования, необходимо добиться того, чтобы средний показатель количества молодых специалистов в возрасте до 35 лет по предприятиям «Росатома» достигал 26,5%. На ГХК доля работников данной категории уже достигает этой цифры.