Реквием по «Комсомольцу»

Н.Я.Щербина, капитан 1 ранга запаса, к.т.н., профессор ВВМИИ


7 апреля 2009 г. исполняется 20 лет со дня гибели атомной подводной лодки «Комсомолец».
Февраль 1986 г. Норвежское море, широта 73.14.03, долгота 14.00.00.  Эти координаты помечены карандашом на Контрольном листе мер безопасности при испытании системы аварийного всплытия с глубины 800 м. Тут же метеосводка: море 1-2 балла, ветер 7-8 м/сек.



Перечитываю двенадцать пунктов Контрольного листа. Он остался у меня после испытаний. Я его готовил, уточнял с командиром объединения. Этот лист – память для меня о том времени, когда глубоководная подводная лодка, единственная в мире, проходила опытную эксплуатацию. Вместе с кораблями обеспечения мы готовились к ответственным испытаниям «Комсомольца».

Запомнилось погружение на глубину 800 м (тысячеметровую глубину она покорила летом 1985 г.). Погружение шло, не спеша, что позволило увидеть, как работают люди и техника. На глубине свыше 400 м от обжатия корпуса лодки вертикальные стойки легких конструкций (пиллерсы) прогнулись интегралом. В трюме натужное чавканье осушительной помпы вызывало ощущение, что с уходом на глубину она просто не выдержит, треснет по цельному металлу и выбросит в отсек столб водяной пыли.

На глубине около 500 м не включилось дополнительное уплотнение дейдвудного сальника. Пришлось «уговорить» его русским способом: помочь автоматике осторожным постукиванием кувалдой по мощному корпусу дейдвуда. Устройство сработало, что позволило продолжить погружение дальше.

Колоссальные мощности работающих агрегатов и механизмов управляются дистанционно. Корабль автоматизирован техническими средствами, управляемыми с пультов, расположенных в центральном посту.

В носовых отсеках людей больше. За третьим в корму безлюднее.

После кораблей ранних поколений это не привычно. Проходя по полупустынным отсекам, возникают неоднозначные ощущения.

Проверив корабль на рабочей глубине, всплываем для сеанса связи на перископную глубину. В центральном посту принимаются доклады о результатах тренировочного погружения на 800 м. Особых замечаний нет. Раз пиллерсы распрямились, всё путём.

В кают-компании собирают офицеров корабля и походного штаба.  Командиры боевых частей, начальники служб, командование корабля и соединения доложили о готовности к испытаниям. В перископ наблюдаем уходящий в точку обеспечения буксир и следующую параллельным курсом подлодку.

Срочное погружение. Мы уходим на глубину 500 м в назначенную точку старта. Корабль с дифферентом на нос круто идёт в глубину. Медленно тянется время, отведенное технологией испытаний погружения на глубину 800 м. Центральный принимает доклады о готовности к работе. Скорость лодки 12 узлов.

Доклад штурмана: до точки старта одна минута. Глубина 800 м. Все в напряжении. Готовность 10 сек. Включена протяжка систем регистрирующей аппаратуры. Пошел отсчет: 09, 08…02,01, пуск. «Продуть балласт аварийно» -  это команда для командира дивизиона живучести на включение системы генераторов пороховых газов. Запускаю секундомер. С интервалом менее 2 сек. с пушечным грохотом срабатывают один за другим пороховые заряды. С глухим шипением раскалённые газы вытесняют воду из балластной цистерны, облегчая лодку на сотни тонн.

Конец продувания. По росту дифферента на корму, быстрому движению стрелки глубиномера и нарастанию скорости по лагу ощущаем ускорение стремительного всплытия. Многотонная масса корабля летит к поверхности океана. И не дай Бог в эти мгновения встретить кого-либо на своём пути.

Всего через несколько секунд останавливаю секундомер. Лодка, подпрыгнув над водой, плюхается обратно в воду и начинает медленно покачиваться на океанской зыби. Всплыли в надводное положение, проскочив стометровую глубину,  на которой теоретики планировали погасить инерцию, но не тут-то было. Напряжение сменяется улыбками. Ощущение успешно сделанного дела сроднило всех участников испытаний, конструкторов и подводников. Появилось эффективное средство обеспечения безаварийного всплытия подводных лодок с больших глубин. Теперь могучему кораблю можно пожелать счастливого плаванья!

Навестив по делам службы родную базу в феврале 1989 г., встретил группу мичманов, радостно сообщивших, что в конце февраля 1989 г. они уходят в море на «Комсомольце». Юру Анисимова знал по совместной службе на подводной лодке. С Владимиром Ткачом наши пути пересекались в Киеве. Пожелал им счастливого плавания.

7 апреля 1989 г. По радио сообщили, что в Норвежском море (широта 73.43.04, долгота13.08.00) терпит бедствие подводная лодка «Комсомолец». Координаты  глубоководных испытаний и катастрофы почти совпадают. Под грустную мелодию из радиоприемника перед глазами проносятся знакомые лица.

Вечная память вам, мои сослуживцы по Западной Лице, обретшие вечный покой на гранитных плитах миром отстроенного мемориала «Комсомольцу» в Западной Лице и на поминальной доске Никольского морского собора в Петербурге. Злой рок разбросал нас в Мировом океане т по земле нашей. Мир и покой вашим душам. А мою рвут н части звуки реквиема по «Комсомольцу», который никогда уже не возвратится из похода в родную базу.


К сожалению, это прощание было не единственным. Середина пошлого века вошла в историю как начало «золотого века» атомного кораблестроения. По обе стороны Атлантики по завершении разрушительной – горячей - войны началась гонка вооружений, порожденная холодной войной. Огромными темпами создавался атомный подводный флот для сдерживания вероятного противника.

Освоение первых атомных подводных лодок не обошлось без неприятностей и трагедий. В октябре 1960 г. на АПЛ «К-8» произошла первая авария ядерной энергетической установки, закончившаяся облучением части личного состава. Экипаж справился с аварией, лодка самостоятельно вернулась в базу. В июле 1961 г. в северной Атлантике на учениях «Полярный круг» на ракетоносце «К-19» произошла тяжелая авария ЯЭУ с переоблучением экипажа и последующей гибелью восьми человек. Основная тяжесть при освоении лодок возлагалась на экипажи, принимавшие корабли от промышленности.

В условиях длительного противостояния противоборствующих политических систем судьбы десятков тысяч человек оказались неразрывно связаны с кораблями и экипажами, главной задачей которых была защита интересов Отечества в Мировом океане.

Сейчас, когда так быстро и безоглядно листаются страницы истории, с приданием забвению ценностей, которым отданы годы изнурительного труда, надо вспомнить всех, кто не жалея живота своего, служил Родине. Их имена вызывают у сослуживцев добрые сердечные волнения за причасность к великому делу, которому они служили преданно и верно.

Низкий поклон вам всем за преданность своему воинскому долгу, подводным лодкам и морской  службе.

назад

Материалы из архива

12.2008 Минэнергетики РФ разработало проект Энергетической стратегии страны до 2030 года

Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

7.2008 Кто стоит у руля американского «ядерного ренессанса»

Справка редакции сайта www.proatom.ruСамуэль Р. Бодман, министр энергетики США31 января 2005 года Сенат США единогласно избрал Самуэля Райта Бодмана на должность министра энергетики США. Бюджет министерства энергетики США  превышает 23 миллиарда долларов, а на подведомственных ему предприятиях работает более 100 тысяч человек. В  2006 г. Бодман объявил о программе господдержки проектов по строительству новых атомных электростанций в стране.

10.2009 Чернобыль и Саяно-Шушенская ГЭС: что ведет к катастрофе

О.М.Ковалевич, доктор технических наук, профессор  Авария на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) всколыхнуло воспоминания о Чернобыльской катастрофе, в том числе среди тех, кто был её свидетелем  не со стороны. Много общего, несмотря на возможность извлечь уроки за более чем двадцатилетний разрыв по времени. Толчком к созданию этих заметок послужила статья Б.И.Нигматулина [1] и  дальнейшие публикации в СМИ, где особо впечатлил анализ возможных причин и путей развитий аварии  в [2].