Критика проекта техрегламента «О безопасности электрических станций и сетей»

Н.В. Никифоров,  к.т.н., генеральный директор НП «Союз промышленников и предпринимателей атомной отрасли», член Комитета по качеству ТПП РФ


Проект Федерального закона №  18971-5  «Технический регламент "О безопасности  электрических станций и сетей» (далее - Регламент) содержит в качестве объекта технического регулирования Атомные электростанции без ядерного реактора и соответственно без определения комплексных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в соответствии со статьей 5 закона «О техническом регулировании». Такой подход не соответствует определению атомной станции как объекта технического регулирования, общепринятому в международном праве и в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», и вызывает недоумение.


В таблице приведены статьи действующих  Федеральных законов,  требованиям которым не соответствует проект Регламента.

Требования технического регулирования от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (статья 28)

Оценка соответствия проекта
№ 118971-5

1

2

1. Технические регламенты принимаются по вопросам:


1.1. технической и технологической безопасности в электроэнергетике;



Нет определений и соответствующих требований технической и технологической безопасности.

1.2. качества электрической и тепловой энергии;

Нет

1.3. установления нормативов резерва энергетических мощностей;

Нет

1.4. устройства электрических и тепловых установок;

Нет схем деления комплексов на составные части

1.5. деятельности субъектов электроэнергетики, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности при его эксплуатации;

Субъекты не определены. Нет требований к распределению функций и ответственности субъектов.

1.6.обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.

Не учтены рекомендации МАГАТЭ, международные стандарты,  обязательность федеральных норм и правил в соответствии со статьей 5 ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «Об использовании атомной энергии».


Требования к содержанию технического регламента, установленные в ФЗ от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании»

2.Статья 7, п.1

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
1
1. Риск, как вероятность причинения ущерба с учетом тяжести ущерба не упоминается.

2. Нет определений видов безопасности и номенклатуры технических требований к обеспечению. Не упоминаются требования к энергетической и экологической безопасности.

3. Нет требований к энергоэффективности, которые прямо связаны с безопасностью и надежностью энергетических объектов.



2

промышленную безопасность;
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
ядерную и радиационную безопасность;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;

4.Нет категорирования объектов технического регулирования по требуемым уровням полноты безопасности в соответствии с международными и национальными стандартами.

5. Нет разделения объектов технического регулирования на продукцию производственно-технического назначения (ППТН) заводского изготовления  и объекты капитального строительства, что необходимо для  установления соответствующих формы оценки соответствия по этапам различных жизненных циклов. 

3. Статья 7, п.8

Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов
Национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов.


Международные и национальные стандарты не были использованы при подготовке регламента. Это видно по определениям ряда терминов и  требований к обеспечению безопасности

4. Статья 7, п.11

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия


Данное положение в проекте регламента не учтено.

5. Статья 16, п.9

Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.



Данное положение в проекте регламента не учтено


6. Статья 23

1.Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
2. Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.


Формы оценки соответствия приведены только для объектов капитального строительства. При этом установленные формы не в полной мере соответствуют Градостроительному Кодексу. Не упоминается:

государственная экспертиза проектов территориального планирования,
экологическая экспертиза;
разрешение на строительство,
авторский надзор,
приемка объекта эксплуатирующей организацией.

Для атомных станций не упоминается «физический пуск».

Нет форм оценки соответствия ППТН заводского изготовления.

Статья 25, п.1:

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.


В регламенте нет схем сертификации ППТН.

Статья 5:

Особенности технического регулирования (ТР)  ЯРБ

Обязательными требованиями наряду с требованиями технических регламентов являются требования, установленные государственными заказчиками.

Особенности ТР ЯРБ не определены.

Не учтено постановление Правительства РФ от 08.12.2005 №750 об обязательности соблюдения требований стандартов для некоторых видов продукции.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Проект ФЗ № 118971-5 требует доработки на основе использования международных и национальных стандартов, в частности стандарта МЭК 61508.

2. Из проекта ФЗ № 118971-5 следует исключить упоминание  атомных станции (АС), как объектов технического регулирования данного технического регламента, в соответствии со статьей 5 ФЗ «О техническом регулировании». Либо выделить особенности обеспечения  безопасности АС в отдельный раздел, в котором привести отсылку на соответствующие федеральные нормы и правила, в частности «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ» (НП-001-97)
                                                
3. Принятие предлагаемого технического регламента  ФЗ № 118971-5 «подорвет» действующую законодательную и нормативную базу в области использования атомной энергии.


Приложение: Коллективное письмо общественных научных и инженерных организаций России

Правительство Российской Федерации
Совет Федерации Федерального собрания РФ
Государственная Дума Федерального Собрания РФ

В связи с принятием Госдумой России в первом чтении проекта №  18971-5 Федерального закона «Технический регламент "О безопасности  электрических станций и сетей» (далее- Регламент) общественные научные и инженерные организации России, руководствуясь своей гражданской ответственностью за судьбу безопасного энергетического развития страны, констатируют следующее.

1.  Проект Регламента не соответствует требованиям Федеральных законов «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике», «Об использовании атомной энергии», Градостроительного кодекса  и других законодательных актов.

Регламент не содержит основных технических требований к безопасности объектов энергетики, определяемых их надежностью и эффективностью, и не устанавливает формы и методы подтверждения их соответствия на основе испытаний и измерений.

Регламент подготовлен без использования международных, национальных и отраслевых стандартов  в качестве  основы  своего содержания в части терминологии, систематизации объектов технического регулирования, технических требований, методов измерений, испытаний, категорирования объектов по уровням полноты обеспечения безопасности.

2. Регламент содержит в качестве объекта технического регулирования Атомные электростанции без ядерного реактора и соответственно без определения комплексных требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в соответствии со статьей 5 закона «О техническом регулировании».

Такой подход не соответствует определению атомной станции как объекта технического регулирования, общепринятому в международном праве и в Федеральном законе «Об использовании атомной энергии», и вызывает недоумение.
Регламент не рассматривался на секции по атомной энергии Экспертного совета Комитета по энергетике Госдумы России.

3. Сводка принципиальных и постатейных замечаний, концепция доработки Регламента и концепция технического регулирования в области использования атомной энергии прилагаются.

Предлагаем:

1. Исключить из Регламента атомные станции, как объект технического регулирования данным Регламентом, т.к. атомные станции в целом являются объектами повышенной опасности и требуют  отдельного регламентирования.

2. Отправить Регламент на доработку с привлечением профессиональных технических специалистов в области энергетики.

Председатель Комитета по качеству ТПП РФ    (согласовано)    Г.П. Воронин
Вице-Президент Ядерного общества России  С.В.Кушнарев
Председатель Экспертного совета ветеранов «Концерна Энергоатом» Ю.П. Сараев
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Союз промышленников и предпринимателей атомной отрасли» Н.В. Никифоров
                                    



назад

Материалы из архива

4.2009 России нужен закон о статусе ядерной оружейной сферы

Сергей Брезкун, профессор Академии военных наукПоследние несколько лет стали временем коренного реформирования правового и структурного облика отечественной атомной отрасли. Сначала Министерство РФ по атомной энергии было опрометчиво преобразовано со снижением статуса в Федеральное агентство по атомной энергии. В 2008 году уже само агентство было ещё более опрометчиво преобразовано в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом».

8.2007 Опасные экологи

Дмитрий Верхотуров, «Эксперт online»В Иркутской области завершились летние акции протеста против создания Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске, на базе Ангарского электролизно-химического комбината. 16 августа в Иркутске прошел митинг, который подвел итоги двух лагерей протеста. У экологов две победы – они добились консолидации разных антиатомных движений и получили широкое освещение проблемы МЦОУ в федеральных СМИ.

3.2009 ЛАЭС-2: график как эффективный инструмент строительства

ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ» (ОАО «СПбАЭП»), выступающее генпроектировщиком и генподрядчиком Ленинградской АЭС-2, провело деловую игру «Практическое применение системы календарно-сетевого планирования для управления проектом сооружения ЛАЭС-2». В игре приняли участие подразделения ОАО «СПбАЭП» и основные подрядные организации.