Трансакционные издержки: взаимосвязь со структурой и стратегией фирмы

Г.Ю.Коробович, к.э.н., СПбГПУ

Теория трансакционных издержек (ТИ), впервые сформулированная американским экономистом Р.Коузом, получила широкое распространение в современной институциональной теории.Первоначально Р.Коуз определил ТИ как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкой смысл и стало фактически обозначать любые виды издержек, связанные с взаимодействием экономических агентов, независимо от того, где оно протекает - во внешней среде фирмы (на рынках) или во внутренней  (взаимодействия внутрифирменных агентов).



К трансакционным издержкам относят издержки:

·         экономических агентов на поиск информации;

·         ведения переговоров и заключения контрактов;

·         измерения;

·         спецификации и защиты прав собственности;

·         оппортунистического поведения.

На величину ТИ влияет структура организации, принятая в конкретной фирме. М.Портер, исследовавший конкурентные преимущества рыночной деятельности [1] рассматривал 3 формы организации (рис. 1):

·        вертикально интегрированной фирмы;

·        фирмы, ряд видов деятельности которой может осуществляться за ее пределами ("избранные поставщики");

·        фирмы, обеспечивающей контроль и управление ресурсами посредством внешних контрактов на большинство видов деятельности, связанных с исполнением миссии фирмы ("виртуальная корпорация").

В первом случае большинство трансакционных издержек (информационных, ведения переговоров или издержек оппортунистического поведения) будет происходить внутри самой фирмы при взаимодействии различных ее подразделений. При такой форме организации основное бремя ответственности за управление ТИ ляжет на генеральное руководство фирмы. От него будет зависеть качество взаимодействия между структурными подразделениями, налаживание вертикальных связей, возможность снижения издержек, развитие системы мотивации персонала с целью снижения издержек оппортунистического поведения, создание единой организационно-производственной структуры, действующей по общим нормам и правилам. Издержки оппортунистического поведения минимизируются с формированием внутреннего кодекса, корпоративной культуры фирмы.


Рис. 1.

В то же время фирма с вертикально интегрированной системой существует во внешней среде, где взаимодействует с посторонними экономическими агентами. В процессе этого взаимодействия будут возникать дополнительные трансакционные издержки. Так или иначе фирме придется разрабатывать (или использовать уже разработанную) стратегию для минимизации возникающих в результате ее деятельности трансакционных издержек.

Во втором варианте организации фирмы ТИ будут более пропорционально (по источнику происхождения, но не обязательно количественно) распределены между внешней и внутренней средой предприятия. При такой организационной структуре одно из первых мест займут издержки поиска и обработки информации, так как внешние связи фирмы существенно увеличатся, следовательно, возрастет и степень неопределенности и риска информационного поля. Степень достоверности информации лишь один из параметров для определения величины трансакционных издержек в данном случае.

Одновременно с ростом информационных издержек фирма не избавляется и от остальных категорий ТИ. Например, маловероятно сокращение издержек оппортунистического поведения. Скорее всего, в связи с увеличением взаимодействия с экономическими агентами из внешней среды, издержки данной категории лишь возрастут. Также, вероятно, возрастут издержки на формирование "идеологии фирмы", так как ее сотрудникам придется активнее взаимодействовать с агрессивной внешней средой.

В случае "виртуальной корпорации", когда фирма осуществляет контроль и управление ресурсами через внешние контракты, следует ожидать рост всех видов трансакционных издержек.

При такой организационной структуре большинство ТИ будут инициироваться источниками внешней среды фирмы. Внутренняя среда, "основа фирмы" будет включать в себя управление, исследовательские подразделения, сектор маркетинга. Поставщики сырья, производственные линии, логистические подразделения, послепродажное обслуживание продукции - все эти виды деятельности фирма осуществляет путем привлечения экономических агентов из внешней среды предприятия. Если во втором варианте организационной структуры фирмы ("избранные поставщики") основным, системообразующим элементом были информационные издержки, то в "виртуальной корпорации" существенный рост можно ожидать от издержек ведения переговоров, заключения контрактов, и издержек по спецификации и защите прав собственности.

Эти две категории ТИ качественно будут одними из наиболее важных для фирм с подобной организационной структурой, поскольку главным видом деятельности фирмы становятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, нуждающиеся в особой защите, так как они представляют интеллектуальную собственность. В Российской Федерации данная проблема особенно актуальна в связи с несовершенством системы обеспечения безопасности продуктов интеллектуальной собственности, что является одной из причин, тормозящих развитие структур с виртуальным типом организации.

Структурные различия в организации фирмы влияют на сам процесс формирования стратегии предприятия.

Кроме того, стратегия будет зависеть и от принципов ее формирования [2], принятой в организации. Изучавший различные "школы стратегии" в работе со своими соавторами Г.Минцберг в качестве примера рассматривает "школу дизайна" и "школу позиционирования" (табл.). Формирование стратегии в "школе дизайна" предполагается как процесс осмысления попытки достижения соответствия внутренних и внешних возможностей фирмы. Модель SWOT-анализа впервые была предложена представителям именно этой школы. "Школа дизайна" изучает силы и слабости организации, а также угрозы и возможности во внешней среде. Это требует большого объема информации и высокого ее качества. Таким образом, величина информационных издержек при использовании принципов данной школы будет достаточно велика. Кроме того, период на который разрабатывается стратегия по рекомендациям данной школы, не определен. Поскольку целью стратегии является достижение некоего идеального состояния равновесия внутренней и внешней среды, приближаться к этому равновесию фирма может посредством трансформации своей внутренней среды.

Таблица

Другая школа - "позиционирования" - исходит из принципов не самостоятельной разработки, а заимствования "типовых" (генерических) стратегий. Считается, что для каждой отрасли имеется ограниченное число стратегий, способных принести необходимый результат. Следуя таким "ключевым стратегиям" фирма занимает выгодные рыночные позиции, которые сами по себе обеспечивают защиту от действий фирм-конкурентов в будущих периодах.

"Школой позиционирования" был разработан целый ряд стратегий, таких как дифференцирование товара, концентрация на определенном диапазоне рыночной деятельности и др.

Типовые варианты стратегий школы позиционирования можно применять при определенных заданных условиях. Поскольку набор этих условий органичен, уменьшается и количество необходимой информации, что ведет к снижению информационных издержек. С другой стороны, издержки информации могут возрасти в связи с поиском и выбором предпочтительного продавца "типовых" стратегий.

Для "виртуальных корпораций" наиболее оправданным является использование моделей школы позиционирования из-за широкого использования внешних контрактов в их деятельности.

Модели "школы дизайна" целесообразно использовать для вертикально интегрированных структур, так как большая часть информации, необходимой для формирования стратегии, находится "внутри" фирмы, что позволяет снизить трансакционные издержки, связанные с поиском и обработкой информации.

Рассмотрим структуру трансакционных издержек на примере одной из петербургских фирм, выпускающих продукцию медицинского назначения. По организационной структуре данную организацию можно отнести к типу "избранные поставщики".

Системообразующим элементом ТИ для фирмы с такой организационной структурой являются издержки поиска и обработки информации (информационные издержки). Однако при анализе ТИ эта категория составила лишь четверть от общего объема издержек (рис. 2). Большая же часть пришлась на издержки оппортунистического поведения (70%). Издержки ведения переговоров и заключения контрактов составили около 5%. Издержки измерения (в рассматриваемом периоде деятельности предприятия) были настолько незначительны (0,07%), что их можно принять равными нулю. Что же касается издержек по спецификации и защите прав собственности, то ни в исследуемом периоде деятельности фирмы (последние 12 месяцев), ни в предшествующих периодах не удалось выявить затрат, которые можно было бы отнести к данной категории.

Столь высокий объем издержек оппортунистического поведения (от общего объема дохода фирмы они составляли 37%), объясняется тем, что к ним был отнесен недополученный ожидаемый доход по контрактным обязательствам за данный период, то есть "потери" фирмы от недобросовестного поведения контрагентов, в данном случае покупателей. Рано или поздно данный доход будет получен фирмой, но не в прогнозируемые сроки, что, следовательно, отразится на финансовых результатах деятельности предприятия. Так как такое положение вещей было характерно для достаточно длительного периода деятельности предприятия, это существенно тормозило развитие производства.



Рис. 2. Структура трансакционных издержек

Регулярное несоблюдение контрагентами контрактных обязательств было вызвано некорректно составленными договорами по причине некомпетентности ряда сотрудников фирмы, а также отсутствия необходимой системы мотивации персонала.

Низкий процент издержек поиска и обработки информации объясняется невниманием руководства к процессу формирования стратегической информации, что зачастую приводило к принятию решений на интуитивном уровне, не всегда позволявшим действовать эффективно.

Таким образом, в силу своего постоянства трансакционные издержки занимают значительное место в общей структуре издержек предприятий, а, следовательно, требуют всестороннего анализа для оптимизации работы фирмы.


Литература

1. Институциональня экономика / Под ред. Д.С.Львова. - М.: Инфра-М, 2001.

2. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпэл Дж., Школы стратегий / Под ред. Ю.Н.Каптуревского: Пер. с англ. - СПб: Питер, 2000.

назад

Материалы из архива