ИАЭС и АЭС Формарк- источники потенциальной экологической катастрофы на Балтике

В регионе Балтийского моря существуют минимум два техногенных источника потенциальной экологической катастрофы, степень риска которой мог бы быть оценён принятыми в России стандартами описания геодинамического риска, но абсолютно не учитывается западными властями, строителями и экологами. Речь идёт о закрываемой в 2009 году Игналинской АЭС (ИАЭС) в Литве и будущем месте захоронения отходов её ядерного топлива и об АЭС "Форсмарк" в Швеции. Об этом рассказал ИА REGNUM глава российской геофизической компании "Гефестос" Алексей Бедеров.

Эксперт обратил внимание, что глава МИД Литвы, обсуждая планы Белоруссии строить свою АЭС, должен был бы думать, в первую очередь, не о рисках этого проекта, а о том, что с современной точки зрения геодинамического риска безопасность не проектируемой, а реально существующей ИАЭС ничем не гарантирована. Соседям Литвы, особенно России и Белоруссии, способным оценить новый риск вокруг ИАЭС, следует и оценить её потенциал для катастрофического сценария, который затронет весь регион Балтийского моря.

Ещё более тревожит эксперта ситуация геодинамического риска вокруг шведской АЭС "Форсмарк" (находится в 100 км к северу от Стокгольма). На ней уже произошла в 2006 году авария, когда была отключена система охлаждения реактора. Она была отнесена к категории "максимально допустимых аварий". Газеты не случайно назвали риск того происшествия "шведским Чернобылем". В 2007 году было принято решение прекратить захоронение радиоактивных отходов на АЭС, хранилище которых детально описано в издании Swedish Nuclear Fuel and Waste Management Co "SKB: Final Repository for Radioactive Operational Waste - SFR": по оценкам шведского Государственного института защиты от излучения (SSI), хранилище "должно быть безопасно для окружающей среды и через тысячи лет", но отсутствие оценки геодинамического риска делает вероятность экологической катастрофы здесь реальностью сегодняшнего дня, - отметил эксперт.

"Геодинамический риск" в строительно-инженерной практике понимается как риск опасных деформаций земной поверхности на равнинных территориях, которые всегда считались "сейсмически неподвижными": величина вертикальных деформаций на них достигает 50-70 мм/год. Первыми это явление описали геофизики компании "Гефестос". Российские ведомства (Госстрой, Ростехнадзор, Минприроды) включили новый фактор риска в отраслевые нормативы: "Свод правил по проектированию и строительству. Инженерно-геодезические изыскания для строительства" (СП-11-104-97), "Нормативные документы по вопросам охраны недр" (18-05-01 и РД 07-309-99).

Опубликовано ИА REGNUM 14.01.2009

назад

Материалы из архива

4.2008 Эволюционный толчок, или Стратегия стратегий

Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс": - Слово "революция" под запретом. Термин "инновация" (надо сказать, довольно бледный, "не энергетический", не волнующий даже души технократов, не говоря уже о "широких народных массах", и радующий разве что бюрократов, ибо под всякий "переход", да еще "инновационный" многое что можно "списать" в свои карманы) – уже почти сакрализирован или, по крайней мере, догматизирован...

7.2008 Кто стоит у руля американского «ядерного ренессанса»

Справка редакции сайта www.proatom.ruСамуэль Р. Бодман, министр энергетики США31 января 2005 года Сенат США единогласно избрал Самуэля Райта Бодмана на должность министра энергетики США. Бюджет министерства энергетики США  превышает 23 миллиарда долларов, а на подведомственных ему предприятиях работает более 100 тысяч человек. В  2006 г. Бодман объявил о программе господдержки проектов по строительству новых атомных электростанций в стране.

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).