О государственном регулировании ядерной и радиационной безопасности в России

В.А. Сидоренко, член-корреспондент РАН, заслуженный энергетик России

Специфическая опасность деятельности, связанной с использованием ядерных материалов и радиоактивных веществ, определила особое внимание к формированию в мире единого согласованного подхода к обеспечению того, чтобы использование ядерной энергии было безопасным и хорошо регулируемым. Этой цели посвящен целый ряд международных конвенций, участником которых является Россия. Центральной в этом ряду международных соглашений является «Конвенция о ядерной безопасности».


Подтверждая, что ответственность за ядерную безопасность лежит на государстве, под юрисдикцией которого находится ядерная установка, Конвенция определила, что государство создает «законодательную и регулирующую основу» для обеспечения безопасности ядерных установок и «учреждает или назначает регулирующий орган, которому поручается реализация законодательной и регулирующей основы» и «который наделяется надлежащими полномочиями, компетенцией и финансовыми и людскими ресурсами, необходимыми для выполнения порученных ему обязанностей».

Это создает базу для единого подхода во всех странах к определению места, полномочий и дееспособности государственного органа регулирования безопасности в ядерной области.

Основополагающим правовым актом России, регулирующим отношения в области использования атомной энергии, является Федеральный закон «Об использовании атомной энергии». В рамках этого закона основным направлением регулирования правовых отношений является регулирование вопросов обеспечения безопасности, согласующееся с международной практикой.

В июне 2008 года исполнилось 25 лет со дня образования государственного надзора в области использования атомной энергии в нашей стране. Фактически, только события в США на АЭС «Три-Майл-Айленд» и чернобыльская катастрофа послужили толчком, чтобы в государстве поняли, что созданная структура жизненно необходима, так как основная ее задача гарантировать населению от имени государства безопасность при использовании атомной энергии. В 1986 году в бывшем СССР были предприняты радикальные меры для эффективного функционирования государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью, созданного в 1983 году.

Распад СССР и образование Российской Федерации привели к созданию Госатомнадзора России, который находился в ведении Президента Российской Федерации.

В дальнейшем Госатомнадзор России терял свой статус и сферы деятельности, в 1994 году был передан в ведение Правительства Российской Федерации, а в настоящее время растворился в нижних структурах федеральных органов исполнительной власти.

Так, в начале 2004 года федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший государственное регулирование ядерной и радиационной безопасности, был расформирован как самостоятельный орган, и его остатки были включены в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Затем, в 2008 году, эта Федеральная служба, включающая подразделения, осуществляющие функции государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, была переведена в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, что привело к невозможности выполнения функции государственного регулирования (потеря полномочий и сокращение численности).

Созданному в результате проведенного реформирования объединенному надзорному органу – Ростехнадзору были вменены полномочия, существовавшие ранее у Госатомнадзора России и у Госгортехнадзора России, а также полномочия по надзору в электроэнергетике, экологическому надзору, надзору за безопасностью гидросооружений, надзору за производством и обращением взрывчатых веществ и по строительному надзору. Диапазон задач, возложенных на этот государственный орган, не имеет прецедента в мировой практике.

Неядерным направлениям надзорной деятельности свойственны подходы к решению проблем безопасности, существенно отличающиеся от подходов, принятых в мировой практике для целей регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

Отрицательный опыт слияния надзорных органов уже был в Советском Союзе в период с 1989 года по 1991 год, когда был создан Госпроматомнадзор СССР путем объединения Госатомэнергонадзора СССР и Госгортехнадзора СССР. Практика показала, что такое слияние снизило внимание к вопросам ядерной и радиационной безопасности. Вопросы регулирования ядерной и радиационной безопасности неизбежно оттеснялись на задний план иными вопросами, связанными с большим количеством чрезвычайных ситуаций в других поднадзорных отраслях и многочисленных случаях травматизма на производстве. Проблемы ядерной и радиационной безопасности растворялись в проблемах совершенно других, более многочисленных, но не всегда важных с точки зрения их возможных негативных последствий для страны в целом.

Сегодня в проблеме государственного регулирования ядерной безопасности в России следует обратить особое внимание на принятые законодательные акты, сопровождавшие создание государственной корпорации «Росатом».

До последнего времени в соответствии с законодательством России существовала исключительно государственная собственность на ядерные материалы (включая радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы) и ядерные установки. В рамках опережающего развития атомной энергетики были предприняты действия по реконструкции отрасли, подразумевающие переход на полноценные рыночные отношения в мирной атомной энергетике, в том числе и в секторе международных торгово-рыночных отношений.

Федеральный закон «Об особенностях управления имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательно подтверждает возможность передачи в собственность юридических лиц ядерных материалов и ядерных установок (в том числе и определенные права иностранных юридических лиц), тем самым вводит в гражданский оборот ядерные материалы и ядерные установки.

Федеральный закон «О государственной корпорации «Росатом» вносит принципиальные изменения в структуру государственного управления – совмещение корпоративного управления хозяйственно-экономической деятельностью и осуществления функций государственной власти.

Эти законодательные акты вносят принципиальные изменения в правовые отношения в сфере использования атомной энергии и делают предельно актуальным усиление государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Таким образом, заданные тенденции развития атомной энергетики России указывают на возрастающие требования к органу государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, диктуемые намечаемым ростом роли атомной энергетики в экономике страны, возрастанием объемов практических задач, принципиальными изменениями в организационно-правовой базе отрасли.

Следует отметить, что в международной практике происходит постоянное усиление статуса органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

В Соединенных Штатах Америки, обладающих крупнейшим парком атомных электростанций на основах частной собственности, изначально действует государственный орган по ядерной безопасности с соответствующими своим задачам полномочиями, финансированием и штатной численностью.

Усилились государственные позиции регулирующих органов  во Франции и Канаде.

Соответствующие решения по выделению органа регулирования в качестве отдельного органа исполнительной власти были приняты, в конечном счете, на Украине с учетом рекомендаций миссии МАГАТЭ.

В целях реализации задач по усилению государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, поставленных Президентом России в «Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных 4 декабря 2003 года, необходимо выделение самостоятельного федерального органа исполнительной власти, подчиненного Правительству, с полным набором функций регулирования – нормативной, разрешительной и надзорной, обеспеченного адекватными людскими, финансовыми и материальными ресурсами, который бы целиком сосредоточился на решении задач безопасности при использовании атомной энергии.

назад

Материалы из архива

6.2006 Синдром эмоционального выгорания

С.Г.Кривенков, к.б.н., д. ф. в области философии и психологии личности; Ж.В.Волкова, психолог СПбНЦЭПР Еще в 1970-е годы XX века было введено понятие "синдром эмоционального выгорания". Прежде всего это явление характерно для представителей профессий типа "человек - человек", которые вынужденны постоянно общаться с другими людьми, причем не по собственному выбору. Несколько десятилетий назад Кристиной Маслач была дана "хлесткая" формулировка: "Сгорание - плата за сочувствие".

11.2008 Еще раз о стоимостном дисбалансе ядерного топлива или 4ДИС

М.Ю.Ватагин, к.э.нСтремление к сбалансированности в природе принято считать нормальным и естественным. Дисбалансы в технике обычно рассматриваются в качестве угрозы ее разрушения. Если их не определять и своевременно не устранять, то неприятности неизбежны. Энергетикам, врачам и водителям это известно лучше, чем кому бы то ни было.

6.2009 Задуматься об эффективности расходов

Сергей Алексашенко, бывший первый заместитель председателя Центробанка Российской Федерации: - Меня сильно порадовала фраза президента, который сказал, что, помимо сокращения расходов, нужно будет еще задуматься об их эффективности. То есть выясняется, что президент и сам признает, что расходы бюджета были неэффективными. Ну вот если правительство перейдем от слов к делу… Все везется из Польши, из Венгрии, из Болгарии, из Финляндии.