О проблемах законодательного обеспечения безопасности атомной энергетики

В.М. Лазарев, Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, д. т. н.

Динамичные изменения мировой экономики, происходящие в последние годы, обострили потребность человечества в экологически чистой энергии. Бесперебойное снабжение энергоресурсами – это ключевое условие сохранения и развития экономики и повышения уровня жизни. Однако развитие мировой ресурсной базы все сильнее отстает от динамики спроса. По сути, мир вступил в масштабный и системный энергетический кризис, поскольку рост потребления безальтернативен, а возможности традиционных технологий и ресурсной базы объективно ограничены. Происходящее глобальное потепление и загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям и угрозе для сохранения современной цивилизации. В этих условиях достижение целей долговременного экономического развития России без необратимого ухудшения экологии мы связываем с развитием атомной энергетики.

В энергетической стратегии России до 2020 года сформулированы положения, определяющие роль и место атомной энергетики. Она будет реализовываться за счет внедрения перспективных и инновационных проектов, обеспечивая постепенный переход на качественно новый уровень ядерных энергетических технологий по безопасности и экологии. Этому предшествовала огромная работа всех органов законодательной и исполнительной власти.

Однако, за масштабностью планов не надо забывать о том, что чуть не похоронило атомную энергетику в 80-х годах прошлого столетия. Ведь атомная энергетика ‑ это не только экономические перспективы, дивиденды, киловатты и продукция, получаемая с помощью ядерных технологий. Соразмерно планам развития отрасли необходимо наращивать усилия и планировать затраты на подготовку кадров, а также обеспечение ядерной и радиационной безопасности эксплуатируемых и создаваемых объектов.

Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации (4 декабря 2003 г. № Пр-2196), обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии признано одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям для населения. Поэтому контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности находится в поле постоянного внимания верхней палаты Парламента.

В соответствии с Международной конвенцией по ядерной безопасности, к которой Россия присоединилась в 1996 году, безопасность атомной энергетики должны контролировать независимые специализированные органы. Такое разделение деятельности управляющих и контролирующих органов необходимо для адекватной оценки действий всех юридических и физических лиц, а также государственных органов, отвечающих за использование атомной энергии. Это условие, которое сегодня выполняют все государства – члены указанной Конвенции.

В нашей стране эти функции возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В последние годы безопасность ядерно- и радиационно-опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, в целом обеспечивается. На эти цели ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств эксплуатирующих организаций. Вместе с тем, для развития соответствующих надзорных органов и обеспечения выполнения ими функций в рамках конвенции по ядерной безопасности, необходимо законодательно обеспечить соответствующий уровень материального стимулирования и социальных гарантий инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии. Решение данных задач является необходимой, но недостаточной мерой для обеспечения качества выполнения поставленных перед Ростехнадзором задач, которое страдает в результате административной суеты, реорганизаций, бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, уменьшения финансирования и ликвидации территориальных органов, других непродуманных действий, напрямую влияющих на полноту и качество контроля за безопасностью ядерно- и радиационно-опасных объектов. Достаточно сказать, что в начале девяностых годов только центральный аппарат органа атомного надзора насчитывал более двухсот специалистов. На данный момент «атомная» часть центрального аппарата Ростехнадзора состоит из двух управлений примерно по тридцать человек в каждом.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постоянно уделяет внимание законодательной работе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при создании и эксплуатации объектов использования атомной энергии. В качестве основных проблем регулирования ядерной и радиационной безопасности Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил:

• недостаточный уровень материального стимулирования и социальных гарантий, который не обеспечивает наличие работы инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии;

• снижение качества выполнения поставленных перед Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору задач в результате бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, ликвидации территориальных органов, уменьшения финансирования.

В составе Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям создана подкомиссия по атомной энергетике. При заместителе Председателя Совета Федерации А.П.Торшине создан специализированный экспертно-консуль­тативный совет по безопасному развитию атомной энергетики, в который входят специалисты атомной отрасли, надзорных органов, научной общественности и органов власти регионов присутствия атомного комплекса. Эти структуры верхней палаты российского парламента рассматривают и дают квалифицированную оценку всем законодательным аспектам, связанным с безопасностью и развитием атомной энергетики, проводят экспертизу и дают предложения по внесению изменений в законопроекты на всех этапах их подготовки и прохождения через Парламент.

Для законодательного обеспечения рыночного развития атомной энергетики, в 2007 году Парламентом Российской Федерации были приняты федеральные законы от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» и от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ». В составе рабочих групп по подготовке указанных законов, активно работали члены Совета Федерации, внесшие более ста поправок в окончательную редакцию законов.

В настоящее время эксперты Совета Федерации совместно со специалистами Ростехнадзора принимают активное участие в подготовке концепции законопроекта «О ядерной и радиационной безопасности».

Среди первоочередных задач законодателей стоит также скорейшая разработка и принятие федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Отсутствие современного правового регулирования в данной области тормозит развитие атомной энергетики, препятствует решению накопившихся проблем, в основном обусловленных последствиями работ по созданию ядерного оружия в годы «холодной войны» и на первоначальном этапе развития атомной энергетики. Указанный законопроект должен заложить правовые основы, определить принципы, систему и порядок обращения с радиоактивными отходами. Основанием для разработки данного федерального закона стал План реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. №2237-р).

Начавшийся перевод атомной промышленности на рыночные рельсы приводит к коренному изменению атомного права, и основная задача Парламента – привести федеральное законодательство в соответствие с экономическими реалиями, обеспечив законодательное регулирование безопасности использования атомной энергии. Можно сказать, что ближайшая задача федеральных органов законодательной власти ‑ создание целостной системы законодательного обеспечения всех государственных органов, ответственных за функционирование и обеспечение безопасности атомной отрасли.

назад

Материалы из архива

5.2009 Система АЭС малой мощности как фактор национальной безопасности России

Т.Д.Щепетина, к.т.н., нач. лаб. ИЯР РНЦ «Курчатовский институт» Но никогда ИМ не увидеть НАС      Прикованными к веслам на галерах!В.Высоцкий, «Еще не вечер»Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности… в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

11.2007 «Западные ценности» в обмен на энергоресурсы

Э.П.Щербинина, специалист по мировой экономике, Санкт-Петербург, shcherbinina@bigmir.net Анализ событий, происходящих в течение последних нескольких лет в мире и, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, однозначно указывает на намечающиеся крупные сдвиги в соотношении политических сил на мировой арене. Мир постепенно движется к многополярности, причем весьма заметную роль в нем начинают играть представители незападных цивилизаций...

10.2007 К скупке патентов отношусь положительно

Фонд Содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - один из первых учрежденных государством фондов, созданный с целью продвижения на рынок разработок инженеров, ученых. Отделения Фонда работают во всех регионах страны. На вопросы редакции отвечает Николай Николаевич Ермилов, директор  ЗАО ИЛИП - официальный представительства Фонда  в Северо-Западном регионе.