О проблемах законодательного обеспечения безопасности атомной энергетики

В.М. Лазарев, Советник Председателя Совета Федерации Федерального Собрания, д. т. н.

Динамичные изменения мировой экономики, происходящие в последние годы, обострили потребность человечества в экологически чистой энергии. Бесперебойное снабжение энергоресурсами – это ключевое условие сохранения и развития экономики и повышения уровня жизни. Однако развитие мировой ресурсной базы все сильнее отстает от динамики спроса. По сути, мир вступил в масштабный и системный энергетический кризис, поскольку рост потребления безальтернативен, а возможности традиционных технологий и ресурсной базы объективно ограничены. Происходящее глобальное потепление и загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям и угрозе для сохранения современной цивилизации. В этих условиях достижение целей долговременного экономического развития России без необратимого ухудшения экологии мы связываем с развитием атомной энергетики.

В энергетической стратегии России до 2020 года сформулированы положения, определяющие роль и место атомной энергетики. Она будет реализовываться за счет внедрения перспективных и инновационных проектов, обеспечивая постепенный переход на качественно новый уровень ядерных энергетических технологий по безопасности и экологии. Этому предшествовала огромная работа всех органов законодательной и исполнительной власти.

Однако, за масштабностью планов не надо забывать о том, что чуть не похоронило атомную энергетику в 80-х годах прошлого столетия. Ведь атомная энергетика ‑ это не только экономические перспективы, дивиденды, киловатты и продукция, получаемая с помощью ядерных технологий. Соразмерно планам развития отрасли необходимо наращивать усилия и планировать затраты на подготовку кадров, а также обеспечение ядерной и радиационной безопасности эксплуатируемых и создаваемых объектов.

Основами государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации (4 декабря 2003 г. № Пр-2196), обеспечение ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии признано одной из важнейших составляющих национальной безопасности Российской Федерации. Мировой и отечественный опыт показывают, что снижение требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности приводит к масштабным и долговременным негативным последствиям для населения. Поэтому контроль за обеспечением ядерной и радиационной безопасности находится в поле постоянного внимания верхней палаты Парламента.

В соответствии с Международной конвенцией по ядерной безопасности, к которой Россия присоединилась в 1996 году, безопасность атомной энергетики должны контролировать независимые специализированные органы. Такое разделение деятельности управляющих и контролирующих органов необходимо для адекватной оценки действий всех юридических и физических лиц, а также государственных органов, отвечающих за использование атомной энергии. Это условие, которое сегодня выполняют все государства – члены указанной Конвенции.

В нашей стране эти функции возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В последние годы безопасность ядерно- и радиационно-опасных объектов, включая объекты оборонно-промышленного комплекса, в целом обеспечивается. На эти цели ежегодно расходуется свыше 20 млрд. рублей собственных средств эксплуатирующих организаций. Вместе с тем, для развития соответствующих надзорных органов и обеспечения выполнения ими функций в рамках конвенции по ядерной безопасности, необходимо законодательно обеспечить соответствующий уровень материального стимулирования и социальных гарантий инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии. Решение данных задач является необходимой, но недостаточной мерой для обеспечения качества выполнения поставленных перед Ростехнадзором задач, которое страдает в результате административной суеты, реорганизаций, бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, уменьшения финансирования и ликвидации территориальных органов, других непродуманных действий, напрямую влияющих на полноту и качество контроля за безопасностью ядерно- и радиационно-опасных объектов. Достаточно сказать, что в начале девяностых годов только центральный аппарат органа атомного надзора насчитывал более двухсот специалистов. На данный момент «атомная» часть центрального аппарата Ростехнадзора состоит из двух управлений примерно по тридцать человек в каждом.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постоянно уделяет внимание законодательной работе по обеспечению ядерной и радиационной безопасности при создании и эксплуатации объектов использования атомной энергии. В качестве основных проблем регулирования ядерной и радиационной безопасности Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил:

• недостаточный уровень материального стимулирования и социальных гарантий, который не обеспечивает наличие работы инспекторского состава наравне с соответствующими специалистами объектов использования атомной энергии;

• снижение качества выполнения поставленных перед Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору задач в результате бюрократических барьеров, разделения функций регулирования безопасности, ликвидации территориальных органов, уменьшения финансирования.

В составе Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям создана подкомиссия по атомной энергетике. При заместителе Председателя Совета Федерации А.П.Торшине создан специализированный экспертно-консуль­тативный совет по безопасному развитию атомной энергетики, в который входят специалисты атомной отрасли, надзорных органов, научной общественности и органов власти регионов присутствия атомного комплекса. Эти структуры верхней палаты российского парламента рассматривают и дают квалифицированную оценку всем законодательным аспектам, связанным с безопасностью и развитием атомной энергетики, проводят экспертизу и дают предложения по внесению изменений в законопроекты на всех этапах их подготовки и прохождения через Парламент.

Для законодательного обеспечения рыночного развития атомной энергетики, в 2007 году Парламентом Российской Федерации были приняты федеральные законы от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» и от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ». В составе рабочих групп по подготовке указанных законов, активно работали члены Совета Федерации, внесшие более ста поправок в окончательную редакцию законов.

В настоящее время эксперты Совета Федерации совместно со специалистами Ростехнадзора принимают активное участие в подготовке концепции законопроекта «О ядерной и радиационной безопасности».

Среди первоочередных задач законодателей стоит также скорейшая разработка и принятие федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами». Отсутствие современного правового регулирования в данной области тормозит развитие атомной энергетики, препятствует решению накопившихся проблем, в основном обусловленных последствиями работ по созданию ядерного оружия в годы «холодной войны» и на первоначальном этапе развития атомной энергетики. Указанный законопроект должен заложить правовые основы, определить принципы, систему и порядок обращения с радиоактивными отходами. Основанием для разработки данного федерального закона стал План реализации Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2005 г. №2237-р).

Начавшийся перевод атомной промышленности на рыночные рельсы приводит к коренному изменению атомного права, и основная задача Парламента – привести федеральное законодательство в соответствие с экономическими реалиями, обеспечив законодательное регулирование безопасности использования атомной энергии. Можно сказать, что ближайшая задача федеральных органов законодательной власти ‑ создание целостной системы законодательного обеспечения всех государственных органов, ответственных за функционирование и обеспечение безопасности атомной отрасли.

назад

Материалы из архива