Ядерный запрос – II

Народные депутаты Украины Андрей Деркач и Владимир Сивкович в депутатском запросе, адресованном президенту Виктор Ющенко, заявляют об утрате государственного контроля всех сегментов ядерно-энергетического комплекса. Бездеятельность Минтопэнего и лично заместителя министра Юрия Недашковского создает, по их мнению, угрозу национальной безопасности страны. Приводим полный текст депутатского обращения.


«Президенту Украины Ющенко В. А.

Уважаемый Виктор Андреевич!

В ходе выполнения депутатских полномочий нам стала известна информация относительно предпосылок для причинения государственным интересам Украины многомиллионных убытков и создания угроз конституционным правам граждан, что требует немедленного реагирования со стороны высшего руководства государства.

Фактическая неспособность Минтопэнерго и лично заместителя министра Юрия Недашковского (который инициировал ликвидацию Государственного концерна «Укратомпром») начать работу созданного в начале 2008 года концерна «Ядерное топливо» имела следствием очередное распыление государственных активов и утрату государственного контроля всех сегментов ядерно-энергетического комплекса, начиная с проектных институтов и заканчивая срывом государственной программой «Уран Украины», за выполнение которой он лично отвечал как заместитель министра на протяжении 2006-2008 годов.

В 2008 году вследствие бездеятельности Минтопэнерго было свернуто формирование резерва ядерного топлива и материалов, сорвано выполнение соответствующего постановления правительства В. Януковича от 2007 года, значительно ухудшились отношения по этим вопросам со стратегическим партнером Украины в ядерной сфере – Российской Федерацией.

Строительство 3-го и 4-го энергоблоков ХАЭС в нарушение «Энергетической стратегии Украины до 2030 года» отложено на неопределенный срок.

При содействии должностных лиц Минтопэнерго и Государственного предприятия НАЭК «Энергоатом» в ядерной энергетике созданы монопольные условия для работы частной коммерческой структуры ЗАО «Укратомэнергострой», которая позиционируется как исполнитель ремонтных работ и держатель проектной и технической документации на оборудование АЭС, выступает наибольшим генеральным подрядчиком НАЭК «Энергоатом».

По полученной нами информации эта компания получила от «Энергоатома» заказов почти на 1,5 млрд. грн.

В то же время она по сути является «зонтичной» компанией, через которую «вымываются» средства государственного предприятия, производящего половину электроэнергии страны. При общем количестве работающих приблизительно 50 человек, преобладающее большинство из которых не имеют соответствующего инженерного образования и подготовки, ЗАО «Укратомэнергострой» монополизировало все объемы ремонтных работ на АЭС. Используя механизмы завышения цены, оформления «бумажных» работ, привлечения ряда посреднических структур, оно построило систему «вымывания» государственных средств в миллиардных объемах.

Учитывая то, что в указанной коммерческой структуре работают близкие родственники руководства «Энергоатома» и используя тесные отношения с президентом компании Ю. Недашковским, исполнительным директором Н. Мусевич, финансовым директором Ю. Важеевским, указанным кругом лиц отработана схема «вымывания» значительных государственных средств за счет необходимости проведения систематических внеплановых ремонтов. Так, в 2006 году ЗАО «Укратомэнергострой» осуществлялись работы по ремонту турбогенератора блока №3 ЮУАЭС. При этом заключенные директором по правовому обеспечению Н. Мусевич и подписанные президентом «Энергоатома» Ю. Недашковским договоры были отработаны таким образом, что договорные гарантии, техническое обеспечение, финансовая ответственность и возможность применения финансовых санкций в случае недоброкачественного выполнения работ сознательно были сформированы в пользу предпринимательской структуры.

В дальнейшем недоброкачественное проведение ремонтных работ турбогенератора блока №3 ЮУАЭС в аварийном режиме привело к аварийной остановке блока и, как следствие, потерям государственных средств за счет недовыработанной электроэнергии на сумму более 250 млн. грн., финансовым потерям на проведение аварийно-ремонтных работ в течение 2006-2007 годов в сумме боле 100 млн. грн. и необходимости привлечения к выполнению работ недобросовестного исполнителя «Укратомэнергострой», который фактически и юридически «связал» ГП НАЭК «Энергоатом» многочисленными доработками к договорам и процедурам. Невзирая на то, что в Генеральную прокуратуру Украины подавались соответствующие материалы относительно вскрытых фактов противоправной деятельности со стороны должностных лиц и предпринимателей, которые привели к выведению из строя атомного энергоблока и причинению значительных финансовых убытков, соответствующее реагирование со стороны правоохранительных органов на установленные нарушения отсутствует.

Особенно следует отметить, что «качество» ремонтных работ, проведенных ЗАО «Укратомэнергострой» на АЭС Украины, привело к многочисленным нарушениям в работе энергоблоков. Некачественные ремонты и замены силой коммерческой структуры роторов и статоров турбогенераторов привели к остановке, простою атомных энергоблоков РАЭС, ЮУАЭС, ХАЭС и недовыработке электроэнергии в объеме более 6 млрд. кВт/ч.

Безответственное отношение должностных лиц НАЭК «Энергоатом» Ю. Недашковского и Ю. Коврижкина к выполнению обязательных требований ядерной безопасности и мероприятий по модернизации и повышению безопасности эксплуатации действующих блоков АЭС, выполнению условий лицензии по эксплуатации неоднократно отмечалось коллегиями Минтопэнерго и Госатомрегулирования Украины по результатам деятельности Компании в 2005-2006 годах.

Анализ текущей эксплуатации атомных энергоблоков, ненадлежащий уровень безопасности ядерных установок и техническое состояние роторного и турбинного оборудования свидетельствуют о дальнейшем понижении степени готовности и обеспечения стабильного функционирования ядерной энергетики и сохранения положительного энергетического баланса страны.

Благодаря определенной безнаказанности и отсутствию реагирования со стороны правоохранительных органов в отношении установленных фактов правонарушений и причинения экономических убытков государственным интересам в особо крупных размерах, преступная деятельность указанных лиц продолжается.

Вследствие недоделок, намеренного недоброкачественного выполнения работ, поставок некачественного оборудования 22.06.2008 года произошло аварийное отключение турбогенератора блока №2 ХАЭС и полностью (!) была остановлена работа атомных блоков Хмельницкой атомной станции. По самым оптимистическим оценкам ремонт будет длиться не менее двух месяцев. Характерно, что ремонтные работы поручены тому же ЗАО «Укратомэнергострой» на условиях 100% финансирования.

В результате преступной безответственности и халатности высшего менеджмента НАЭК «Энергоатом» в энергосистеме страны образовался «разрыв», который пытаются заполнить тепловые электростанции, которые, в свою очередь, страдают от недостатка угля. Это все происходит на фоне срыва подготовки энергетики к прохождению осенне-зимнего максимума потребления энергоносителей.

На протяжении 2005-2006 годов вследствие деятельности Ю. Недашковского несколько компаний практически монополизировали через влияние на Тендерный комитет компании во главе с Румиком выполнение работ по ремонтам и капитальному строительству, что создало реальные угрозы для бесперебойной работы ГП НАЭК «Энергоатом» как особо опасного производства с беспрерывным циклом.

Применяя связи в Тендерной палате Украины, монополисты в ядерной отрасли использовали изъяны законодательства по вопросам государственных закупок для блокирования тендерных процедур путем приостановки публикаций результатов тендеров, прекращали через суды возможность сотрудничества с прямыми поставщиками работ и услуг. С начала 2007 года были попытки использовать для «исправления» результатов тендерных процедур более 240 судебных решений, которые потом были отменены.

Показательным является вопрос борьбы двух монополистов в ядерной отрасли – компаний «Южэнергострой» и «Укратомэнергострой» по реализации важного проекта «Реконструкция системы техводоснабжения. Работа блоков 1-3 на Ташлыкском водохранилище и брызгальных бассейнах».

После введения в эксплуатацию третьего энергоблока ЮУАЭС возникла необходимость в строительстве дополнительных охладителей, поскольку существующее Ташлыкское водохранилище обеспечивает работу АЭС мощностью 3000 мВт в холодный период и мощностью 1800 мВт в теплый период (в жару – 1500 мВт). Ежегодная недовыработка электроэнергии в разные годы составляла от 270 до 450 млн. кВт/год.

Технический проект по реконструкции был утвержден в 2005 году и разрабатывался Харьковским институтом «Техноэнергопроект». В мае 2006 года на основании расчетов проекта ЮУАЭС в Тендерный комитет НАЭК «Энергоатом» была направлена документация на закупку строительно-монтажных работ в объеме 182 млн. 579,84 тыс. грн. После проведения экспертизы ценовых предложений и соответствующих заявок (объем работ) было выявлено несоответствие характеристикам, указанным в проектной документации. На основании служебной записки №08-10/1201 ИДПР Тендерным комитетом было принято решение об отмене торгов.

В результате рассмотрения материалов актов КРУ за период 2005-2006 годов, а также анализа договорной работы, выяснилось, что при попустительстве руководства Компании сложилась практика, когда участники тендерных процедур сначала искусственно занижали цены (искажая объемы работ и оценивая их ниже себестоимости), а потом приложениями через решения правительственной межведомственной комиссии «догоняли» цену, завышая ее в некоторых случаях больше чем на 30% указанной в тендерных условиях.

Схема проведения этих торгов и влияние разных государственных институтов на их результаты детально содержится в приложении №1 (Акт КРУ от 6.12.2007 г., стр. 74-78).

После проведения повторных торгов в мае 2007 года и определения победителя завод-производитель насосного оборудования НПО им. Фрунзе направил в ХИЭП предварительные данные для проектирования в сентябре 2007 года. Комиссия ГП НАЭК «Энергоатом» (Акт от 11.10.2007 г. (приложение 2) установила:

«В процессе производства строительных работ выявлены изъяны и недоработки проекта, в т. ч. отсутствие основных решений по насосной станции и подаче воды, что приведет к увеличению сметы стоимости объекта по предварительной оценке не меньше чем в 2 раза». (С начала 2008 года практическая реализация этого проекта, направленного на увеличение производства электроэнергии, прекращена.)

То есть используя сложность технических решений, в определенной степени уникальность работ, участники торгов сознательно в пропорциях допускали занижение цен и ложь. Стоимость объема работ в сумме даже 182 млн. грн., утвержденная в тендерных условиях, была благодаря отсутствию технических решений меньше реальной в 2 раза.

О фактах нарушений действующего законодательства и злоупотреблений при закупках работ и услуг, попытках доведения Компании до банкротства шла речь в запросе народных депутатов Украины от 24.06.2008 г., на который, к сожалению, есть лишь промежуточные ответы. Но именно сейчас по информации работников ГП НАЭК «Энергоатом» по коммерческо-партийно-клановым признакам внедряются схемы дальнейшей противоправной деятельности группы лиц во главе с Недашковским, что подтверждают публикации в СМИ (приложение №3). К нам, как народным депутатам Украины, поступают обращения работников Компании «Энергоатом» о действиях руководства Минтопэнерго и НАЭК «Энергоатом», дестабилизирующих работу в отрасли.

В результате бездеятельности, в отдельных случаях неумышленной, со стороны Минтопэнерго и непосредственно ответственного за деятельность ядерно-энергетического комплекса бывшего заместителя министра Ю. Недашковского нарушается действующее законодательство Украины.

Так, приказом по ГП НАЭК «Энергоатом» с 13.06.2008 года отменена введенная с февраля 2007 года система контроля платежей и мониторинга финансовых средств. Согласно с новой методикой, утвержденной в июне 2008 года, решения о выплатах осуществляет дирекция по финансам без учета мнения профильных технических дирекций. Это, бесспорно, приведет к невыполнению производственных программ, создаст предпосылки для коррупции и ручного управления финансами Компании с годовым оборотом более 10 млрд. грн.

На протяжении 2008 года в нарушение норм законодательства ГП НАЭК «Энергоатом» работает без финансового плана (который даже не подан в КМУ) на основании ежемесячно устанавливаемых лимитов и годовой сметы утвержденной правлением Компании, что создает условия для коллективной безответственности.

В нарушение действующих норм, по информации работников «Энергоатома», осуществляется уже третья за текущий год реорганизация дирекции Компании. Все это делается без согласования с ГКЯРУ, создает условия для разрушения системы управления и является нарушением норм и правил по ядерной безопасности.

Вместо кропотливой работы в соответствии с полномочиями и уставом Компании, ее президент Ю. Недашковский фактически переложил управление Компанией и принятие решений (в т.ч. производственных и кадровых) на руководителя новосозданной производственной дирекции правового обеспечения Н. Мусевич (сейчас готовится юридическое закрепление невиданных полномочий путем издания указа).

В Компании сокращают персонал, выписывают предупреждения об увольнении. Все это происходит под «патронатом» руководства дирекции по правовому обеспечению. Фактически решения в нарушение действующих правил и норм принимает лицо, которое не сдало экзамен на знание норм комиссии с участием ГКЯРУ.

Работников ГП НАЭК «Энергоатом» вынуждают фальсифицировать цифры результатов предыдущей деятельности, давать неправдивую, неподтвержденную информацию для дальнейшего распространения в СМИ через проведение брифингов. Вместо работы по продлению ресурса энергоблоков и выполнения комплексной программы повышения безопасности энергоблоков в 2008 году (работы почти сорваны), правовая дирекция «заняла руки» техническим дирекциям и «Атомкомплекту» созданием сравнительного анализа СГЗ (сводной годовой заявки-2007) с фактами проведения тендерных процедур для формирования лжи «больших цифр» якобы перерасходов финансовых ресурсов в 2007 году.

Согласно с решением итоговых коллегий ГКЯРУ в январе 2008 года было констатировано, что именно в 2007 году ГП НАЭК «Энергоатом» впервые за четыре года выполнило программы продления ресурса и безопасности в полном объеме. Дополнительный (критический по срокам по замене оборудования и реконструкции) объем работ был выполнен в соответствии с утвержденным КМУ Украины объемом почти на 600 млн. грн., в связи с неспособностью руководства «Энергоатома» сделать это в 2005-2006 годах. Сейчас, по информации работников «Энергоатома», почти сведена на нет напряженная работа трудового коллектива атомщиков относительно выполнения графика и процедур продления ресурсов без остановки блоков в 2010 году, что будет иметь следствием причинение реального ущерба государству.

Реализация амбициозных планов развития атомной энергетики такими странами, как Россия, Беларусь, Индия, Китай, Болгария и другие, ставит определенные вызовы перед украинской энергетикой.

Общеизвестной в мире является проблема дефицита квалифицированных специалистов в области атомной энергетики. В связи с невозможностью своевременной подготовки достаточного количества собственных кадров вышеуказанные страны начали реализацию политики привлечения атомщиков из других стран. Соответствующая политика по рекрутингу ведется также и среди работников ГП НАЭК «Энергоатом». Предлагается высокий уровень заработных плат, решение жилищных вопросов, предоставление рабочих мест членам семей и другое.

И на этом фоне отсутствие системной работы руководства Минтопэнерго и ГП НАЭК «Энергоатом», направленной на решение острых социальных проблем отрасли, вызывает обеспокоенность и возмущение трудовых коллективов атомщиков.

Так, благодаря коррупционным схемам действий работников Тендерной палаты и недобросовестной конкуренции подрядных организаций в 2006-2007 годах не осуществлялись (отменялись) тендерные процедуры по строительству жилья для атомщиков в г. Нетишин.

На протяжении 2005-2006 годов, при бездеятельной наблюдательной позиции руководства НАЭК «Энергоатом», происходили рейдерские захваты с драками и фактическое уничтожение строительных предприятий УС ХАЭС и УС РАЭС. Ни один дом в г. Нетишин не построен.

Последний тендер на строительство дома для атомщиков в г. Нетишине состоялся в 20.04.2007 г. Согласно с тендерной документацией, исходя из цены одного квадратного метра жилья 3353 грн., стоимость строительства должна была составлять 45 млн. 261 тыс. грн.

В нарушение действующих норм (согласно с актами проверки) и применяя недоброкачественную конкуренцию, участники торгов начали срывать тендер путем предоставления материалов, не отвечающих условиям тендера, и, используя термины «динамическая цена», сознательно ставя сначала нереальную и не соответствующую расчетам Госстроя заниженную цену с намерением, по отработанному в 2005-2006 годах механизму дополнительных соглашений, повысить ее.

Осознавая, что в третий раз срывать торги невозможно, а также согласно с действующим законодательством, Тендерным комитетом ГП НАЭК «Энергоатом» было принято решение относительно определения победителем ЗАО «Агростроймеханизация», деятельность которого была заблокирована через жалобы и суды. Детальная информация относительно практики злоупотреблений и недобросовестной конкуренции содержится в Акте КРУ от 06.12.2007 г., стр. 18-25 (приложение 4).

Несмотря на намерения и планы по достройке третьего и четвертого энергоблоков ХАЭС, вследствие бездеятельности Минтопэнерго и руководства ГП НАЭК «Энергоатом» работы по строительству жилья в г. Нетишине не начаты. Отведение 19 га земель под жилищное строительство для атомщиков в Нетишине сорвано.

На сегодня фактически прекращено финансирование главнейших социальных программ атомщиков – обеспечение жильем, выплаты при выходе на пенсию, развитие инфраструктуры городов-спутников, дополнительное образование, работа с молодежью и другое.

Даже те средства, которые были заложены в тариф ГП НАЭК «Энергоатом» на 2008 год на закрепление высококвалифицированных технических кадров Компании, были распределены таким образом, что это стало причиной серьезных проблем в коллективе атомщиков. В результате значительные доплаты получили административные работники и лица, приближенные к руководству Компании и станций. А на тех высококвалифицированных работников, которые каждый день работают с «железом» на станциях (и, собственно, именно ими интересуются представители зарубежных атомных компаний), средств не хватило. И совершенно понятно возмущение профсоюзных организаций на АЭС по этому позорному поводу, которое было высказано администрации Компании 10 июля 2008 года. 

Есть и другие примеры своеобразной «заботы» о работниках Компании. В 2007 году общим решением администрации и профсоюзной организации Компании работникам дирекции и отделенных подразделений, находящихся в г. Киеве, были предоставлены беспроцентные ссуды на приобретение жилья. В 2008 году новое руководство Компании не нашло возможности решать проблему обеспечения жильем энергетиков. Но имеет возможность требовать ухудшения условий ссуды для ведущего бухгалтера-ревизора отдела ревизионных проверок Петровой Н., которая не один год работает в Компании, имеет на содержании несовершеннолетнего ребенка и больную мать. И вина ее лишь в том, что по объективным причинам не смогла соблюсти все формальности. И это не единственный случай. 

Поводом для пересмотра вопросов, связанных с обеспечением стандартов жизни атомщиков, в соответствии с Коллективным договором, стал Акт КРУ (в исполнении господина Сивульского), в котором в вину руководству Компании вменяется большой объем работы по социальному обеспечению работников Компании в 2007 году. 

Отсутствие государственнической позиции у руководителей Минтопэнерго и ГП НАЭК «Энергоатом» как субъективный фактор и наличие спроса на квалифицированный персонал атомщиков за рубежом – создает уже сейчас реальную угрозу невозможности строительства новых мощностей АЭС в Украине в будущем и обусловливает неспособность выполнять программы по продлению ресурса, модернизации и так далее уже сегодня. 

Очередные обещания правительственных чиновников профсоюзам на практике вследствие бездеятельности должностных лиц Минтопэнерго и ГП НАЭК «Энергоатом» приводят к многочисленным неэффективным совещаниям и встречам. А в конечном итоге – к разочарованию атомщиков в способности государства заботиться о базовой отрасли энергетики страны. 

Исходя из вышеуказанного, просим Вас дать соответствующие поручения относительно проверки фактов, изложенных в нашем обращении, которые создают угрозу национальной безопасности Украины, и взять пол личный контроль как гаранта Конституции Украины деятельность ядерной отрасли.

Народный депутат Украины Андрей Леонидович Деркач 

Народный депутат Украины Владимир Леонидович Сивкович»

Опубликовано на сайте "Версии.com Фабрика аналитики" 21.07.2008

назад

Материалы из архива

9.2008 Наша деятельность требует высокой квалификации

С.А.Адамчик, заместитель руководителя Ростехнадзора. — Сергей Анатольевич, кого сегодня в нашей стране волнует безопасность атомной отрасли? — Наверно, в большей мере население. Хотя у меня такое впечатление складывается, что ему уже все равно – оно не очень активно. Его провоцируют на формирование отдельных мнений, особенно в районах строительства атомных станций, а в целом наше население проявляет активность только, если что-то случается. Даже достаточно страшное событие – Чернобыльская катастрофа – сегодня уже стало забываться.

2.2009 Проект УЭХК доказал свою состоятельность НТС «Роснано»

Дионис Гордин, член правления – управляющий директор госкорпорации "Роснано": - 17 февраля состоялось знаменательное событие – еще один проект из региона прошел научно-технический совет (это самый сложный этап прохождения проекта в госкорпорации), чем доказал свою состоятельность (речь идет о проекте Уральского электрохимического комбината по производству катализаторов для очистки выхлопных газов автомобилей, – прим.).

12.2006 Информационная безопасность РФ: постановка проблемы и возможные ее решения

С.Д.Гаврилов, ДЕКОМ Инновационные технологии, Москва Нарушение информационной безопасности Российской Федерации, ее союзников и третьих стран, конфиденциальности их корпораций и фирм, обусловленные современной глобализацией и открытостью общества как социально-экономической системы, разделенной на страты с трудно проницаемыми границами, – среди наиболее проблемных аспектов сохранения суверенности государств.