Одиннадцать на тринадцатой

А.М.Ефимов, командир электротехнического дивизиона БЧ-5 АПЛ «К-50» 

В Музее подводных сил им. А.И. Маринеско есть фотография стоящих бок о бок у причала в Гремихе лодок атомных подводных лодок «К-159» и моей «К-50» (уже без атомных реакторов), готовящихся к утилизации. «К-159» входила в состав 3-й дивизии АПЛ Северного флота.  В сентябре 2003 года прославленная боевой службой в годы холодной войны «К-159» погибла вместе с девятью подводниками. Погибли наши друзья. Память вернула к воспоминаниям о 13 пожарах и авариях ПЛ, унёсших жизни 368 подводников-атомщиков. Всё это мои друзья по Училищу, по службе в 3-й дивизии, в рядах ВМФ. И я вспоминаю…


16 декабря 1963 года в понедельник была спущена на воду тринадцатая и последняя  по счёту атомная подводная лодка (АПЛ) первого поколения проекта 627А (заказ 291).

Запись из дневника сорокалетней давности:

«Утром на пустой желудок наш кэп (капитан 2-го ранга Костев Г.Г.)повёл наш экипаж на завод. И под звуки разбития о корпус корабля бутылок с вином игристым, золотистым сошла она («К-50») со стапелей и стала нашим домом на долгие годы.

Она, конечно, не нежна и в боевой жилет одета, но любим мы её ведь не за это. Она испытана, прочна, с врагами нашими грозна и не боится не зимы, не лета. Под вод метровой толщиной, с разящей ношею своей она несётся на врага иного поезда быстрей. Ей правит бравый капитан, ему по праву чин сей дан. Помлаже люди тоже есть, а уж матросов там не счесть».

В составе участников церемонии спуска АПЛ «К-50» присутствовало одиннадцать инженер-лейтенантов – выпускников ленинградского училища им. Дзержинского. Одиннадцать на один экипаж (!),  случай уникальный.

Постановление о строительстве серии АПЛ проекта 627А (в количестве 12 единиц)было принято в октябре 1955 года ещё до окончания испытаний первой опытной АПЛ «К-3». Эта серия АПЛ образовала 3-ю дивизию атомных подводных лодок Северного флота – первое боевое соединение АПЛ.

Строительство всей серии осуществлялось на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске (б. Молотовске) в 42-м цехе. Несмотря на повышенную секретность о спуске нашей «К-50» писали шведские газеты.

Задолго до спуска в августе 1962 года в Обнинске был  сформирован экипаж «К-50»  (в/ч 60259) во главе с командиром капитаном 2-го ранга Костевым Георгием Георгиевичем, имевшим большой опыт командования дизельными подводными лодками. Командир «К-50» получил это назначение после окончания командного факультета Военно-Морской академии в 1962 году. Впервые десять выпускников академии были назначены на атомные подводные лодки. Восемь из них впоследствии стали адмиралами.

Первым командиром экипажа «К-50» в июне 1958 года был назначен В.П.Рыков. Но после закрытия проекта 627А в апреле 1960 года Рыкова назначили командиром на АПЛ «К-52» проекта 627, спущенную 28 августа 1960 года к очередному съезду КПСС. Первый экипаж «К-50» был рассредоточен на строящиеся АПЛ проектов 627А и 658 для приобретения практического опыта эксплуатации материальной части. Уже после завершения службы на Северном флоте В.П.Рыкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда за вклад в ввод в стой нескольких поколений подводных лодок.

В 1962 году первый командир «К-50» встретился с экипажем, сформированным в 1962 году, в составе которого служили и члены первого экипажа В.И.Мясоедов и А.С.Гранатов. Офицерский состав «К-50», имевший практический опыт и хорошую теоретическую подготовку, стал залогом безаварийной службы АПЛ «К-50» за время всего её жизненного цикла. Второй АПЛ, не имевшей ни одной аварии с выводом из боевого состава, была АПЛ «К-21» под командованием В.Н.Чернавина, ставшего впоследствии адмиралом, Главнокомандующим ВМФ.

Заслуга в безаварийной эксплуатации АПЛ в течение почти тридцати лет принадлежит не только опытным офицерам- подводникам, но и молодым инженерам-лейтенантам, пришедшим на лодку сразу после окончания училища. В экипаж «К-50» в Учебном центре в Обнинске (1962-1963 гг.) были назначены 27 офицеров: Г.Г. Костев, М.П. Петров, В.И. Кузнецов, А.А.Сакулин, Б.В.Гашкевич, О.А. Ерофеев, Г.И. Стяжкин, Е.В. Котилевский, Ю.Н.Каширин, А.А. Бабошин, В.К. Галкин, А.С. Гранатов, А.М. Ефимов, В.В. Алексеев, В.С. Корчагин, В.И. Гусаров, В.А. Горишный, В.И. Фридман, И.М. Евсеенко, В.Я. Аносов, В.К. Гальцев, И.К. Стулов, А.П. Бурдяшкин, В.И. Андросов, В.Т.Калюжный, А.С. Ерохин, В.И. Прищепов. Начальником медслужбы и душой экипажа стал  капитан Хоришко Анатолий Иванович.

Трое из назначенных в экипаж «К-50»  в  Обнинском Учебном центре на службу на АПЛ не попали в связи с болезнью. Со времени образования экипажа в Обнинске прошло более 45 лет, и многих из того состава уже нет в живых. Остальные разбрелись по разным городам России, СНГ и дальнего зарубежья. В Петербурге удалось разыскать 19 человек, в те или иные годы служивших на «К-50».

Из особо значимых событий за время службы на нашей лодке запомнились следующие:
– 16 августа 1963г. прибыл командир капитан 2-го ранга Г.Г.Костев. Первыми его словами были: «Будем плавать вместе!». И мы плавали.

– 5 сентября 1962 г. первое посещение стенда на Обнинской АЭС. Внушительно, потрясающе.

– После митинга подача рапорта об отправке добровольцем на Кубу.

– 18октября 1962г. встреча с руководством Центра, Героем Советского Союза Л.Г.Осипенко.

– 16 декабря 1963г. спуск на воду нашей АПЛ.

– 15 января 1964г. первый физзапуск реактора.

– Первая зарядка аккумуляторной батареи, знакомство «на ковре» с капитаном 1-го ранга Киртоком, командиром бригады строящихся и ремонтирующихся кораблей в Северодвинске.

– Первое глубоководное погружение, фонтан в отсеке.

– Плавание подо льдами в Арктике.

– Вид острова Ян-Майнен с мостика АПЛ в надводном положении.

– Участие в военных учениях «Ограда», «Печора» и др.

– Проход подо льдом Датского залива с ЧП – взрывом в турбинном отсеке.

– Пожар в электротехническом отсеке в подводном положении, успешно потушенный моряками электротехнического дивизиона.

– Дифферент на нос в 23 градуса на хорошем ходу под водой. Удалось вырваться на нормальную глубину.

– Загрузка дополнительных свинцовых блоков в дизельный и реакторный отсеки после первого физпуска для усиления защиты реактора.

– 6 июня 1965г. торжественное построение на подъём Военно-морского флага, из отпуска вернулся полный сил, загоревший командир Г.Г.Костев.

– 22 октября 1965г. ураган при нахождении АПЛ «К-50» в плавучем доке в Полярном.

– 28 сентября 1965г. нашему командиру присвоено звание капитана 1-го ранга. В декабре он ушёл на должность заместителя командира 3-й дивизии, трогательно простившись с экипажем.

– 11 декабря 1965г. встреча с Ю.А.Гагариным.

– 31 июня 1967г. первая официальная фотография «К-50» в журнале «Огонёк».

А ещё запомнилась встреча в Доме офицеров после возвращения «К-50» из боевого похода с Героем Советского Союза контр-адмиралом, Командующим 1-й флотилией АПЛ А.И. Сорокиным, флагманским механиком флотилии, впоследствии вице-адмиралом Начальником 1-го НИИ ВМФ М.М.Будаевым, членами делегации ветеранов ВМФ, среди которых был и мой отец Михаил Павлович Ефимов, капитан 1-го ранга запаса, герой боевых тралений на Балтике, участник двух войн, командир БТЩ «Патрон».

Запись из дневника от3 июля 1965г.:

«Вот так и ходим восемнадцатые сутки под водой. Только в перископ можно посмотреть на неспокойный океан, да услышать «утку» о времени возвращения в родную базу. Бороздим Атлантику, и я стараюсь не думать о глубине под килем в четырёхзначной цифре. А достаточно было бы и тройной. Ходим подо льдом Датским проливом мимо берегов «крутых»  ирландий, гренландий, исландий, англий. Прорываем линии ПЛО (противолодочной обороны) или гоняемся со скоростью 26 узлов за АУСОМ».

7 июня 1965г. в дневнике появилась запись: «Нас встречали в родной базе с оркестром, как во время Великой Отечественной войны. Земля не твердая».

С 1 декабря 1963г. новая форма одежды в ВМФ. В целях экономии золотые погоны заменили  чёрными. На «презентацию» новой формы прибыл Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков. После продолжительной беседы с экипажем, похвалил неженатых, сказав, что в 24-27 лет морским офицерам жениться рано. Суждение, конечно, весьма спорное.

За ношение обручальных колец женатикам полагалась гауптвахта сроком на 5 суток, которой постоянно грозился командир 3-й дивизии В.П.Маслов. Приходилось камуфлировать кольца изолентой. Командиру не давала покоя моя борода, и в море он всё же приказал её сбрить. А  потом в экипажах второго и третьего поколений АПЛ за честь почиталось возвращаться из дальних походов в родную базу с бородой.

Вспоминая о боевых и трудовых буднях экипажа «К-50», было бы не справедливо не рассказать о наших детях и жёнах, разделявших с подводниками нелёгкую долю военно-морской службы в Обнинске, Северодвинске, Западной Лице в Заполярье.

В памятном 1965 году, когда мы 226 суток находились  на боевом дежурстве, в море, 70 суток нарядов и смен в базе с перегрузкой аккумуляторных батарей, наши любимые не выдержали и решили искать защиту у «единственной надежды всей страны», у Алексея Николаевича Косыгина. Но выстраданное ими письмо с просьбой разобраться с командованием, к которому жёны обращались неоднократно по поводу чрезмерной загрузки экипажа, так и не было отправлено по адресу.

Наши семьи всегда были дружны и поддерживали друг друга во время участия мужей в боевых походах,  бесконечных дежурствах у борта плавбазы в губе Нерпичья. После возвращения лодки с моря, по большим и малым праздникам собирались «домами», что ещё больше сплачивало экипаж. И после окончания службы собирались семьями, но уже всё реже и реже.

Своеобразным подведением итогом, благодарностью за беззаветную преданность экипажу «К-50», 3-й дивизии АПЛ стало награждение жён офицеров в Военно-морской академии 23 июля 2004г., накануне Дня Военно-морского флота России почётными именными знаками «За веру и любовь». Лицевую сторону знака украшает изображение герба 3-й дивизии и надпись: «Ваша любовь и вера сохранили нас».

Был создан Совет Общества ветеранов-подводников 3-й дивизии АПЛ КСФ во главе с вице-адмиралом Г.И.Плюховичем, командовавшим дивизией до её расформирования. По инициативе неутомимого пропагандиста флотских традиций капитана 1-го ранга И.И. Пахомова были созданы медаль « За службу Отечеству в составе 3-й дивизии ДИПЛ – ветерану холодной войны на море», знак дивизии, именные почётные знаки.

В мае 2004г. на 41-м Международном съезде моряков-подводников в Одессе судьба свела меня со многими офицерами и старшинами 3-й дивизии, воспитавшей 20 Героев Советского Союза и 80 адмиралов.

В своих воспоминаниях бывший помфлагмех 3-й дивизии капитан1-го ранга В.М.Кибиткин напишет: «Интенсивность использования АПЛ 3-й дивизии в 1960-1980-е гг. была столь велика, что сейчас приходится только удивляться, как выдерживали такую нагрузку техника и люди». На мой взгляд, главное – люди.

Всего АПЛ «К-50»прошла 171436 миль за 24760 ходовых часов. Всем, с кем довелось мне служить и плавать на «К-50», величайшая благодарность и признательность, а кого уже нет с нами – светлая память.

назад

Материалы из архива

5.2006 Еще раз о причинах Чернобыльской аварии

Дмитрий Стацура, начальник отдела технической поддержки Представительства ЗАО «Атомстройэкспорт» в г.Ляньюньгане, Китай, e-mail: statsuradmitriy@rambler.ru В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных причинам аварии на Чернобыльской АЭС. Обсуждение этого вопроса продолжается с 1986 года, и до сих пор не сложилось общего мнения. Хотя имеется ряд экзотических гипотез...

2.2007 Без прошлого нет будущего

В декабре 2006 г. курские атомщики отметили сразу три профессиональных праздника: тридцать лет со дня ввода Курской атомной станции в эксплуатацию, продление срока службы энергоблока № 1, День энергетика. 19 декабря 1976 г. началась промышленная эксплуатация Курской атомной станции. За пуском первого энергоблока последовал ввод в эксплуатацию второго, третьего, четвертого… Вклад Курской АЭС в энергетический фундамент страны среди атомных станций России – один из самых крупных.

6.2009 Как сокращали морские стратегические ядерные силы

В.В.Мурко, инженер-кораблестроитель, директор судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске (1972-1983 гг.), президент ОАО «Морское кораблестроение» (1993-2004 гг.)28 ноября 1988 г. ЦК КПСС и СМ СССР издали Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XII пятилетки завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и осуществить перевооружение ТРПК СН проекта 941.